Informatization of intra-school work on recording meta-subject results of mastering general education programs

Abstract

Problem Statement. Federal state educational standards of general education require the assessment of meta-subject results of mastering educational programs. Each organization implementing accredited general education programs must comply with this requirement. This activity must be reflected in the information products of the internal system of assessing the quality of education and the information and educational environment of the institution. Due to the information openness of educational organizations, information about the educational results of students in a generalized form must be available on the official websites of the organizations. Studying the information on official websites makes it possible to assess the level of informatization of in-school work on assessing meta-subject results. Thus, a relevant objective is to analyze the current situation with the organization of activities to record the meta-subject results of mastering general educational programs. Methodology. An analysis of self-assessment reports for the presence of meta-subject results was conducted on a sample of 100 schools. The electronic gradebook used in these schools were examined for the presence of technical capabilities for recording meta-subject results, using methods of statistical analysis, text analysis, data visualization, etc. Results. It was found that more than 40% of educational organizations do not mention meta-subject results in reports, and another quarter limit themselves to formal phrases. Only 21% of schools provide qualitative or quantitative data on this category of results. None of the electronic gradebooks studied contain a full-fledged module for recording meta-subject results, which significantly limits the possibilities for their analysis and visualization. Conclusion. The identified low level of computerization of the recording of meta-subject results demonstrates the need to improve digital tools that provides individual record ing of educational results.

Full Text

Постановка проблемы. Внедрение информационных технологий вызывает значительные изменения в учебном процессе [1] и управлении образованием [2]. Образовательные организации все активнее используют электронное обучение, цифровые платформы позволяют автоматизировать оценочные процедуры. Информатизация открывает новые возможности для анализа данных о качестве образования. Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) начального, основного и среднего общего образования в числе прочего предусмотрено достижение обучающимися метапредметных результатов освоения образовательной программы - совокупности универсальных учебных действий и метапредметных понятий[11]. Эти результаты подразделяются на познавательные, регулятивные и коммуникативные. Метапредметные результаты - основа для успешного усвоения учебного материала, всестороннего личностного развития обучающихся и дальнейшей трудовой деятельности [4]. Для оценки метапредметных результатов, согласно ФГОС, выделяются следующие основные требования: - познавательные учебные универсальные действия (УУД) - умение находить, анализировать и критически оценивать информацию, исследовательские и проектные навыки, развитие логического мышления; - регулятивные УУД - планирование и целеполагание, самоконтроль, выполнение алгоритмов и решение нестандартных задач; - коммуникативные УУД - навыки командной работы, умение выражать и аргументировать свою точку зрения. При реализации общеобразовательных программ учет метапредметных результатов имеет ряд особенностей. Метапредметные результаты оцениваются не по отдельным предметам, а в процессе всего учебного взаимодействия, включая проектную и внеурочную деятельность, и требуют особых подходов в оценивании [5; 6]. Зачастую оценивание метапредметных результатов происходит в рамках независимой оценки качества подготовки обучающихся [7]. Система оценки достижения планируемых результатов федеральной образовательной программы реализует комплексный подход через «оценку предметных и метапредметных результатов, … использование мониторинга динамических показателей освоения умений и знаний, в том числе формируемых с использованием информационно-коммуникационных (цифровых) технологий»[12]. Для управления процессом развития внутренних учебных ресурсов ученика педагогам необходимо измерять все многообразие показателей качества образования и оценивать, помимо предметных, еще и метапредметные результаты [8]. Каждая образовательная организация обязана осуществлять текущий контроль успеваемости и индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, поддерживать работу внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО). Поскольку качество образования - комплексная характеристика, в числе прочего отражающая степень соответствия образовательных результатов требованиям ФГОС, то работа по учету метапредметных результатов освоения образовательных программ должна находить отражение в информационных продуктах ВСОКО, главным из которых является отчет о результатах самообследования. В соответствии с принципом информационной открытости отчет о результатах самообследования публикуется на официальном сайте образовательной организации и доступен всем заинтересованным лицам. Отсутствие в отчете о самообследовании информации о метапредметных результатах свидетельствует об отсутствии в образовательной организации работы по учету метапредметных результатов либо о невостребованности данной информации. Недостаточная оценка метапредметных результатов может иметь множество причин, но для полноценной работы внутри организации в достаточной степени должны быть доступны нормативные, человеческие, финансовые, методические и информационные ресурсы. В статье рассматривается информационно-технологическое обеспечение процесса учета и анализа метапредметных результатов. В соответствии с требованиями ФГОС общеобразовательная организация обязана иметь информационно-образовательную среду (ИОС) [9], в которой осуществляется формирование, хранение и доступ к информации об индивидуальных результатах освоения образовательной программы. В этой системе также должны содержаться данные о метапредметных результатах, что обеспечивает необходимый функционал для работы педагогов и школьной администрации по анализу достижения данного показателя качества образования. Основной компонент ИОС известен педагогам и родителям как электронный журнал и электронный дневник. Цель исследования - изучение уровня информатизации внутришкольной работы по учету метапредметных результатов освоения общеобразовательных программ. Методология. Для получения данных о работе с метапредметными результатами анализу подвергся главный информационный продукт ВСОКО - отчет о результатах самообследования, а также компоненты ИОС общеобразовательных организаций - электронные журналы. Для анализа отчетов о самообследовании образовательных организаций использовался набор открытых данных «Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам», подготовленный Рособрнадзором[13]. Данные из XML файла были загружены в компьютерную базу данных, из набора исключены профессиональные образовательные организации, образовательные организации системы ФСИН и загранучреждения. Из результирующего набора методом случайной выборки отобраны 100 образовательных организаций. У части организаций в наборе данных уже присутствовали адреса официальных сайтов, у остальных организаций они были найдены посредством поисковых систем. На сайте изучался отчет о самообследовании, расположенный в разделе, предусмотренном типовой структурой сайта образовательной организации[14]. Информация об используемых электронных журналах бралась на сайтах образовательных организаций и сайтах государственных и муниципальных органов, осуществляющих государственное управление в сфере образования. Информация о функциональных возможностях электронных журналов бралась с сайтов самих журналов, сайтов разработчиков, использовались онлайн-справки, руководства для учителей по работе в журналах. Результаты и обсуждение. При изучении официальных сайтов образовательных организаций актуальный отчет о результатах самообследования обнаружен на 61 % сайтов, на 28 % размещен неактуальный отчет, в 11 % случаев сайт не работал либо отчета на нем не было (рис. 1). На момент проведения исследования в некоторых регионах осуществлялся перенос сайтов на платформу «Госвеб» [10], иногда у одной образовательной организации одновременно работали два сайта. На некоторых сайтах на момент осмотра проводились технические работы. В отчете о результатах самообследования у 44 % организаций метапредметные результаты не упоминались вовсе. В отчетах 24 % организаций так или иначе упоминали факт существования метапредметных результатов, чаще всего перечисляя три типа результатов в соответствии с ФГОС, но не публиковали их. Количественные или качественные показатели достижения обучающимися метапредметных результатов освоения образовательных программ опубликовал 21 % организаций (рис. 2). Рис. 1. Актуальность отчета о самообследовании Figure 1. Relevance of the self-assessment report Источник: создано С.М. Гуреевым. Source: created by Sergei M. Gureev. Рис. 2. Метапредметные результаты в отчете Figure 2. Meta-subject results in the self-assessment о самообследовании report Источник: создано С.М. Гуреевым. Source: created by Sergei M. Gureev. Из 21 организаций, разместивших отчет о самообследовании с представленными метапредметными результатами, у 6 размещена одна и та же фраза: «По итогам оценки качества образования в 2023 году выявлено, что уровень метапредметных результатов соответствует среднему уровню, сформированность личностных результатов высокая». Аналогичная фраза встречается в образце заполнения отчета о результатах самообследования в платной справочной системе «Образование» группы Актион[15]. Одна из попавших в выборку организаций принимала участие в инновационном проекте Министерства просвещения Российской Федерации «Мониторинг формирования функциональной грамотности обучающихся в 7 классах в 2023 году» [11]. В отчете школы представлены численные данные о функциональной грамотности обучающихся в разрезе классов и направлений грамотности. Менее четверти из рассмотренных образовательных организаций опубликовали результаты оценки метапредметных результатов, часть из них еще и сделала это формально одной фразой, что может свидетельствовать либо о низкой востребованности этих данных внутри организации, либо о недостаточном ресурсном обеспечении процесса оценки метапредметных результатов. Для проверки возможности учета метапредметных результатов были изучены электронные журналы, которые используются в исследуемой выборке образовательных организаций. Наибольшее количество школ в выборке пользуется следующими решениями для организации работы электронного журнала и дневника: Сетевой Город. Образование [12]; Московская электронная школа [13]; Дневник.ру [14]; ЭлЖур [15]. Ни одна из этих систем не имеет в составе модуля учета метапредметных результатов. Данная ситуация приводит к недостаточному ресурсному обеспечению процесса индивидуального учета метапредметных результатов. Необходимо учесть, что ведение электронной системы для фиксации метапредм етных результатов, с одной стороны, упростит процесс их учета, а с другой - унифицирует этот процесс, что может войти в противоречие с принятым порядком учета в некоторых образовательных организациях. Заключение. В результате проведенного исследования выявлено, что в большинстве рассмотренных организаций работа по учету метапредметных результатов освоения образовательных программ находится вне информационных потоков ВСОКО либо не ведется совсем. Текущий уровень информатизации работы по оценке метапредметных результатов в выборке организаций можно охарактеризовать как низкий. Одним из факторов, затрудняющих информатизацию учета метапредметных результатов, является отсутствие соответствующего функционала в электронных дневниках, применяемых в образовательных организациях. Вопрос готовности педагогов использовать информационные системы для учета метапредметных результатов требует дальнейшего исследования.
×

About the authors

Sergei M. Gureev

School No. 14

Author for correspondence.
Email: greatstarmaster@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-1993-0369
SPIN-code: 4975-2720

Vice Principal

32 Academician Anokhin St, Moscow, 119602, Russian Federation

References

  1. Robert IV. Digital transformation of education: challenges and opportunities for improvement. Informatization of Education and Science. 2020;(3):3–16. (In Russ.) EDN: SQWADW
  2. Volkov SV, Ishbayev ZZ, Shtraus LS. Improving the management of the educational organization through the introduction of information and communication technologies. MCU Journal of Economic Studies. 2023;(1):132–144. (In Russ.) https://doi.org/10.25688/2312-6647.2023.35.1.09 EDN: TXLVMY
  3. Rasulov MA, Ramazanova ZM. Assessment of meta-subject results according to the requirements of the Federal State Educational Standard. In: Actual Problems of Development of Modern Science and Education: Collection of Scientific Papers Based on the Materials of the International Scientific and Practical Conference, 28 February 2018, Moscow. Moscow: AR-Consult Publ.; 2018. p. 84–86. (In Russ.) EDN: YSSBLG
  4. Bostan CG. Inter- and transdisciplinary issues present in the school curriculum. Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015;180(5):489–496. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.02.149
  5. Damdinzhapova OyM. The problems of meta-subject outcomes assestment in general education. Scholarly Notes of Transbaikal State University. 2021;16(1):6–12. (In Russ.) EDN: GBRXTC
  6. Isupova NI, Soboleva EV, Kobeleva GA, Zaslavskaya OYu. The use of the interactive multifunctional cloud portfolio for constructing and implementing individual educational routes for students in the course of project activities. Perspectives of Science and Education. 2023;(2):641–657. https://doi.org/10.32744/pse.2023.2.38 EDN: TJOTCG
  7. Aleksashina IYu, Mushtavinskaya IV. Innovations in the system of assessing the quality of education: from meta-subject results of educational activities to the functional literacy of schoolchildren. Pedagogical Science and Practice. 2021;(3):64–69. (In Russ.) EDN: APDPEY
  8. Galeeva NL. Assessment process in school education: problems and solutions. Pedagogical Education and Science. 2020;(1):69–74. (In Russ.) EDN: XMPEQX
  9. Evseeva ON. Integration information and educational environment of an educational organization in the context of the transition to the Federal State Educational Standard of Secondary General Education. Design. An Experience. Result. 2019;(2):39–43. (In Russ.) EDN: QOCUGO
  10. Torsunova ER. On features of digital transformation in the sphere ot state and municipal covernance. In: Samoilov AN. (ed.) Public and municipal administration in Russia: state, problems and prospects: materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference, 18 November 2021, Perm. Perm: Perm branch RANEPA Publ.; 2021. p. 98–103. (In Russ.) EDN: QHZZLM
  11. Basyuk VS, Kovaleva GS. Innovative project of the Ministry of Education “Monitoring the formation of functional literacy”: main directions and first result. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika = Domestic and Foreign Pedagogy. 2019;1(4):13–33. (In Russ.) EDN: QHDFQS
  12. Fedotova EV, Izmailova GV. Using reports of the ‘Network city module. Education’ of the state information system in the Chelyabinsk region (GIS ‘Education’) in the process of quality control of the educational process. Scientific and Methodical Provision to Assessment the Education Quality. 2023;(2):58–62. (In Russ.) EDN: MNFSZP
  13. Grinshkun VV, Remorenko IM. Frontiers of Moscow Electronic School. Informatics and Education. 2017;(7):3–8. (In Russ.) EDN: ZRNNQZ
  14. Bronnikova NA. Resources of the digital platform Dnevnik.ru: ways to improve the efficien cy of education management. Continuity in Education. 2021;(28):503–510. (In Russ.) EDN: RBRFMZ
  15. Zakirov RF, Tarutin AV. The use of systems of accounting and analysis of academic performance in the educational process. In: Eltyshev DK. (ed.) Innovative Technologies: Theory, Tools, Practice: Proceedings of the XIII International Internet Conference of Young Scientists, Postgraduates, and Students, 16 November – 31 December 2021. Perm: Perm National Research Polytechnic University Publ.; 2022. p. 22–28. (In Russ.) EDN: OHAOQF

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2025 Gureev S.M.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.