Обучение вопросам управления охраной окружающей среды и труда, промышленной и пожарной безопасностью в университете, летней школе, организации

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассматривается роль обучения вопросам управления охраной окружающей среды, промышленной и пожарной безопасностью, охраной труда, включая вопросы обучения навыкам оказания первой помощи. В настоящее время все больше внимания уделяется вопросам не только охраны окружающей среды, но и смежным вопросам HSE-менеджмента. Связь вопросов охраны окружающей среды и охраны труда, включая вопросы пожарной и промышленной безопасности, определяется воздействием результатов аварий и инцидентов на окружающую среду. Весь комплекс превентивных мер, нацеленных на минимизацию воздействия на окружающую среду, одновременно направлен на обеспечение безопасности работника, сохранение его жизни и здоровья. В том случае если все меры по управлению производственными процессами не смогли обеспечить безопасность сотрудника, необходимо оказать первую помощь до оказания медицинской помощи. Обучение навыкам оказания первой помощи, охраны труда, минимизации воздействия на окружающую среду важно не только в университете в рамках обучающей программы или летних школ, но также и в организациях для обеспечения безопасности проводимых работ. Кроме того, обучение данным вопросам важно с самого раннего возраста - начиная с детского сада, школы и ранее.

Полный текст

Introduction Activities related to health safety and environment (HSE) topics are more and more demanding not only due to natural disasters [1] and need of decrease impact on environment [2], but also increasing possibility of different industrial accidents and terrorist attacks. A lot of articles are dedicated to environment protection in different aspects of modern life [3; 4], but also first aid [5; 6], health and safety [7; 8] in different aspects. The research questions raised in the article are the following ones: RQ1. Can University course in HSE be interesting and rewarding too the students? RQ2. Are summer schools sufficient for HSE trainings? RQ3. How employers can effectively train employees? We hypothesize that best approach in HSE training is practically oriented one. First aid trainings are work better when sport excitement is involved irrespectively of age category of participants. HSE trainings are necessary at any age and profession. Methods and results This research represents the experience of performing HSE courses in different organizations, starting secondary schools, standard RUDN University classes, summer schools in Institute of Environmental Engineering of the RUDN University and activities according to the contracts in different industrial companies. Most of these activities were performed with the help of HSE management school.[51] These trainings in most cases involved not only environmental part (waste segregation practices, sustainable development, carbon footprint, recycling, etc.), but also health and safety (HSE audits performance, training on safe execution of certain practices), fire and industrial safety, based on work experience of industrial enterprises, but also first aid training through sport excitement, so called life wrestling practices.[52] First aid trainings are more popular among school children audience and as original way of team building. Environmental practices are mostly requested by companies and universities, while health and industrial safety is usually taken as a “garnishment” to one of those above. It is necessary to mention that HSE courses including first aid are important not only for students of environmental specialties, but also to engineers, veterinary and agricultural specialties. Speaking in general terms HSE is one of the top disciplines which will be examined by the life itself, even the students in most cases do not realize it. Besides approaches listed above there is a reliable method of HSE skills improvement - online courses developed by practicing specialists, on the basis of legal requirements and practice, i. e. at the platform OpenLearning,[53] course “HSE Management and Audit” where already more than 240 students participated in the course [9; 10]. Conclusion HSE training activities are important in university educational process, summer schools and company trainings. Better results can be achieved if students are familiar with health and safety requirements from an early age and are accustomed to follow them. Long term knowledge can be developed through sport excitement and involvement in project works and case studies when students are deeply involved while developing own projects, based on local requirements and background.

×

Об авторах

Ирина Васильевна Головачева

Российский университет дружбы народов

Email: golovacheva-iv@rudn.ru

инженер департамента экологической безопасности и менеджмента качества продукции, Институт экологии

Россия, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Владимир Евгеньевич Пинаев

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: pinaev-ve@reudn.ru
ORCID iD: 0000-0001-8943-5462

кандидат экономических наук, доцент департамента экологической безопасности и менеджмента качества продукции, Институт экологии

Россия, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Список литературы

  1. Волкова О.Н. Перспективные экологические профессии в условиях нарастания экологического кризиса // Экосистемы. 2021. № 25 (55). С. 125–134.
  2. Дружакина О.П. Формирование экологической культуры населения и подготовка лидеров экопросвещения // Образование и проблемы развития общества. 2020. № 4 (13). С. 104–109.
  3. Рыжова Н.И., Свириденко Т.Е., Ерошенко В.И. Тенденции и актуальные задачи экологического образования и просвещения в условиях угроз современного социума // Преподаватель XXI век. 2020. № 4–1. С. 36–48.
  4. Усачева И.Н. Проблемы формирования экологической культуры в образовании // Современные наукоемкие технологии. 2019. № 12–2. С. 388–394.
  5. Пинаев В.Е., Романов А.С., Ледащева Т.Н. Подготовка специалистов по вопросам охраны труда, экологии, промышленной и пожарной безопасности – подручные средства для оказания первой помощи // Мир науки. 2018 № 2. С. 1–11 URL: https://mir-nauki.com/PDF/55PDMN218.pdf (дата обращения: 18.11.2021).
  6. Утюганова В.В., Колпакова Т.В., Сердюк В.С. Организация практико-ориентированного обучения в области охраны труда специалистов по охране труда и работодателей // Россия молодая: передовые технологии – в промышленность. 2017. № 2. С. 151–154.
  7. Фещенко С.Д., Бубнов В.Г., Пинаев В.Е. Обучение навыкам оказания первой помощи – инвестиции в человеческий капитал // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. № 3. С. 1–10 URL: https://mir-nauki.com/PDF/41PDMN319.pdf (дата обращения: 18.11.2021).
  8. Хайруллина Л.И., Тучкова О.А., Чижова М.А. Обучение охране труда как неотъемлемый элемент в системе управления охраной труда и профессионального образования // Вестник НЦБЖД. 2020. № 1 (43). С. 142–148.
  9. Лазарева Н.В. Использование метода проекта при подготовке специалистов в сфере экологии // Образовательный вестник «Сознание». 2021. Т. 23. № 6. С. 4–9. URL: https://10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-6-4-9 (дата обращения: 18.11.2021).
  10. Макеев И.С. «Кейс-стади» и исследовательское проектирование в формировании компетенций магистров по направлению «Экология и природопользование» // Международный журнал экспериментального образования. 2020. № 3. С. 10–14.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Головачева И.В., Пинаев В.Е., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.