КОНЦЕНТРАЦИЯ СРЕДСТВ ВЫДВИЖЕНИЯ В ПОЭТИЧЕСКОМ ТЕКСТЕ

Обложка

Аннотация


В статье на материале отдельного фрагмента (строфы) из поэтического произведения Олжаса Сулейменова «Айтыс» анализируются средства выдвижения с целью выявления их семантико-стилистических и функциональных особенностей. В целом явление выдвижения свойственно текстам всех функциональных стилей, однако особое значение оно приобретает в художественном тексте, в рамках которого факторы формирования выдвижения разнообразны, что во многом обусловлено отсутствием функционально-стилевых, эмоционально-экспрессивных и образных ограничений. Средства выдвижения, представленные в поэтическом контексте Олжаса Сулейменова, и особенности их функционирования позволяют автору создать семантически насыщенный нестандартный поэтический микротекст, продиктованный билингвальным художественным мышлением. Выявляются и анализируются отдельные семантико-стилистические группы, в рамках которых выделяются различные стилистические средства, обеспечивающие максимальную степень выдвижения в тексте: повтор однородных синтаксических структур; повтор отдельных языковых единиц, семантический контраст, выход из ритма и размера стиха, персонификация, стилистический парадокс и др. Концентрация большого количества различных средств выдвижения в целом свидетельствует о больших внутренних возможностях художественного (поэтического) текста. Проанализированный поэтический контекст - это сплав казахского и русского восприятия окружающего мира, переданного средствами русского языка. В лингвокультурном и когнитивном отношениях анализируемая строфа характеризуется доминированием в тексте казахских психообразов, сформированных в сознании поэта-транслингва, что в конечном итоге обеспечивает его смысловую насыщенность, семантико-стилистическое своеобразие, обусловленное индивидуально-авторскими выражениями и разнообразием средств выдвижения.


Нурсултан Маханбет улы Джусупов

Лицо (автор) для связи с редакцией.
nursultan79@mail.ru
Университет «Сырдария» Казахстан, г. Жетысай, 160500, ул. М. Ауэзова, 11

кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры языков университета «Сырдария»; научные интересы: когнитивная лингвистика, стилистика, когнитивная стилистика, сопоставительная лингвистика, теория перевода, сопоставительная стилистика, германистика

  • Арнольд И.В. Стилистика. Современный английский язык. М.: Флинта: Наука, 2002.
  • Кухаренко В.А. Интерпретация текста. М.: Просвещение, 1988.
  • Douthwaite J. Towards a Linguistic Theory of Foregrounding. Alessandria: Edizioni dell'Orso, 2000.
  • Leech G. A Linguistic Guide to English Poetry. London and New York: Longman, 1969.
  • Leech G. Language in Literature. Style and Foregrounding. Harlow, England: Pearson Longman, 2008.
  • Leech G., Short M. Style in fiction: a linguistic introduction to English fictional prose. 2nd ed. London: Pearson Education. 2007.
  • Mukarovsky J. Standard Language and Poetic Language // A Prague School Reader on Esthetics, Literary Structure, and Style. Ed. and trans. Paul L. Garvin. Washington, D.C., Georgetown UP, 1964. рр. 17-30.
  • van Peer W. Stylistics and Psychology: investigations of foregrounding. London: Croom Helm, 1986.
  • van Peer W., Hakemulder F. Zyngier S. Lines on Feeling: foregrounding, aesthetics and meaning // Language and Literature. Vol. 16. N 2. 2007. рр. 197-213.
  • Сулейменов О. Определение берега. Избранные стихи и поэмы. Алматы: Жазушы, 1976.
  • Джусупов Н.М. Типология выдвижения в англоязычных и русскоязычных исследованиях по стилистике // Стилистика сегодня и завтра. Материалы IV Международной научной конференции. М.: Факультет журналистики МГУ, 2016. С. 183-186.
  • Джусупов М., Маркунас А., Сапарова К.О. Современный русский язык. Фоностилистика. Познань: Университет им. Адама Мицкевича, 2006.
  • Сапарова К.О. Фоностилистика русского и узбекского языков. Ташкент: Узбекистон, 2006.
  • Большой толковый словарь русского языка / под ред. С.А. Кузнецова. СПб.: Норинт, 2002.

Просмотры

Аннотация - 43

PDF (Russian) - 8


© Джусупов Н.у., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.