ПОКОЛЕНЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ ВОСПРИЯТИЯ ЦЕННОСТИ «РАЗВИТИЕ» В ОБЫДЕННОМ ЯЗЫКОВОМ ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ (на материале ассоциативных словарей и результатах психосемантического эксперимента)

Обложка

Аннотация


Статья посвящена репрезентации содержания ценности развитие в обыденном языковом общественном сознании представителей двух поколений современной России: перестроечного и постперестроечного. В ней проанализированы словарные статьи из ассоциативных словарей русского языка и результаты психосемантического эксперимента. Анализ статьи ассоциативного словаря помогает выделить компоненты значения изучаемой ценности, отраженные в обыденном языковом общественном сознании носителя русской культуры. Результаты психосемантического эксперимента, представленные в виде факторных матриц и дендрограмм, позволяют выделить коннотативные различия восприятия исследуемой ценности и связь с другими ценностями, такими как труд и сотрудничество. Для интерпретации данных привлекаются исторические, социологические и статистические материалы. Теоретической базой данного исследования послужили теория деятельности А.Н. Леонтьева, концепция языкового сознания Е.Ф. Тарасова и. Н.В Уфимцевой и интегративно-эклектический подход путем триангуляции, разработанный В.А. Янчуком, который характеризуется комбинированием количественных и качественных методов исследования. На основании результатов проведенного исследования делается вывод о том, что значительных сдвигов в содержании ценности развитие на уровне обыденного языкового общественного сознания носителей русской культуры двух разных поколений не произошло. Однако мы можем говорить о наметившемся векторе изменений в содержании данной ценности в языковом общественном сознании, связанных с переходом от индустриального типа экономики к постиндустриальному. Данный тип экономики характеризуется повышением значения интеллекта в общественных отношениях. Методика исследования ценности развитие может быть использована для изучения репрезентации ценностей в языковом сознании носителей национальных культур. Данные исследования также могут применяться в разработке заданий для обучения РКИ.


Эльмира Хамитовна Жамалетдинова

Лицо (автор) для связи с редакцией.
khamitovich@gmail.com
Московский государственный лингвистический университет ул. Остоженка, 38, Москва, Россия, 119034

преподаватель кафедры лингвистики и профессиональной коммуникации в области политических наук Института международных отношений и социо-политических наук в Московском государственном лингвистическом университете; научные интересы: аксиология, лингвокультурология, социолингвистика, психолингвистика

  • Степин В.С. Новая философская энциклопедия в 4-х томах. Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд. М.: Мысль, 2010.
  • Parsons T. The Concept of Society: The Components and Their Interrelations. In: T. Parsons. Societies: Evolutionary and Comparative Perspectives. Englewood Cliffs (NJ): Prentice-Hall, 1966. Р. 5-29.
  • Parsons T. The social system. London: Routledge, 1991.
  • Лапин Н.И. Ценности, группы интересов и трансформация российского общества // Социологические исследования. 1997. № 3. С. 14-24. Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/ rubezh/msg/16439645.html (Дата обращения 17.03.2018).
  • Лапин Н.И. Универсальные ценности и многообразие жизненных миров людей // Пленарное заседание «Диалог культур и партнерство цивилизаций: становление глобальной культуры». 13-14 мая 2010. С. 105-107 // Режим доступа: http://www.lihachev.ru/chten/ 6514/7204/7206/ (Дата обращения: 17.03.2018).
  • Шердаков В.Н. Социально-психологический анализ христианской морали. Л.: Гос. музей истории религии и атеизма МК РСФСР, 1974.
  • Тарасов Е.Ф. Проблема анализа содержания общечеловеческих ценностей // Вопросы психолингвистики. 2012. № 1(15). C. 8-17.
  • Тарасов Е.Ф. Пролегомены к теории языкового сознания // Вопросы психолингвистики. 2014. № 4 (22). C. 24-36.
  • Семенова В.В. Социальная динамика поколений: проблема и реальность. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009.
  • Янчук В.А. Интегративно-эклектический подход к анализу психологической феноменологии. Словарь-справочник. Академия постдипломного образования. Минск, 2001.
  • Нистратов А.А. Образ России в представлении иностранцев // Вопросы психолингвистики. 2015. № 1 (23). С. 33-44.
  • Красин Ю.А. Мировоззренческое кредо инновационной модернизации социума // Российская политическая наука: Идеи, концепции, методы: Научное издание / Под ред. Л.В. Сморгунова. М.: Издательство «Аспект Пресс», 2015. С. 239-254.
  • Панеях Э. В интернете как-то стало нервно, грязно, грубо. Режим доступа: https://daily.afisha.ru/relationship/3373-v-internete-kak-to-stalo-nervno-gryazno grubo/?utm_ source=subscription&utm_medium=email_daily&utm_campaign=daily_2016-10-28 (Дата обращения 18.03.2018).
  • Лайкам К.Э. Рабочая сила, занятость и безработица в России (по результатам Выборочных обследований рабочей силы). 2016: Стат. сб. Росстат. M., 2016.
  • Гудков Л.Д., Дубин Б.В., Зоркая Н.А. Молодежь России. М.: Московская школа политических исследований, 2011.
  • Osgood C.E., Suci G.J., Tannenbaum Percy H. The measurement of meaning, Urbana, Chicago and London: University of Illinois Press. 1957.
  • Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). Екатеринбург, 2000.
  • Латов Ю.В. Непрерывное образование - стимул человеческого развития и фактор социально-экономических неравенств. М.: ЦСПиМ, 2014.
  • Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.
  • Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996. № 4. С. 15-26.
  • ЕВРАС: Черкасова Г.А., Уфимцева Н.В. Русский региональный ассоциативный словарь-тезаурус. Режим доступа: http://iling-ran.ru/main/publications/evras (дата обращения: 12.03.2018).
  • РАС: Русский ассоциативный словарь Режим доступа: http://tesaurus.ru/dict/dict.php (дата обращения: 12.03.2018).

Просмотры

Аннотация - 57

PDF (Russian) - 14


© Жамалетдинова Э.Х., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.