Recommendations for improving the financial support of municipalities in the russian federation

Cover Page

Abstract


The relevance of the study is due to the presence of problems in the management of municipal finances and the need to identify ways to solve them. The purpose of the study is to formulate a set of recommendations that will make it possible to achieve improved financial support for municipalities in the current socio-economic conditions as a basis for ensuring their development and improving the quality of life of the population. Materials and research methods. The research uses official Federal Treasury data for 2015-2017, the processing of which was carried out using such methods as analysis, synthesis, a set of graphical tools for presenting results. Results. According to the results of the study, author’s recommendations were formulated for improving the financial support of municipalities in the Russian Federation. Conclusion The results of the study are recommended to be practically introduced into the management of all municipal entities in the Russian Federation, as well as to be used by the Ministry of Finance of the Russian Federation to develop relevant guidelines.


В настоящее время вопросы, связанные с управлением финансами, становятся все более и более актуальными и требуют новых нестандартных подходов и решений, особенно в государственной и муниципальной сфере. Прежде всего, необходимо осуществить структурный и динамический анализ расходов бюджетов муниципальных образований за 2015-2017 годы. Так, на рис. 1 представлена структура расходов местных бюджетов в 2015 году. По приведенным данным наглядно видно, что ключевым направлением является образование, доля которого составляет свыше 48 %. На рис. 2 представлена структура расходов местных бюджетов в 2016 году. По представленным данным видно, что доля расходов на общегосударственные вопросы уменьшилась на 0,13 %, доля расходов на национальную экономику увеличилась на 0,96 %, доля расходов на жилищно-коммунальное хозяйство уменьшилась на 0,38 %, доля расходов на культуру и кинематографию увеличилась на 0,04 %, доля расходов на здравоохранение уменьшилась на 0,11 %, доля расходов на социальную политику уменьшилась на 0,14 %, доля расходов на физическую культуру и спорт уменьшилась на 0,12 %. На рис. 3 приведена структура расходов бюджетов муниципальных образований в 2017 году. По данным рисунка наглядно видно, что доля расходов на общегосударственные вопросы сократилась на 0,20 %, доля расходов на национальную экономику увеличилась на 0,69 %, доля расходов на жилищнокоммунальное хозяйство уменьшилась на 0,38 %, доля расходов на образование уменьшилась на 0,34 %, доля расходов на культуру, кинематографию увеличилась на 0,49 %, доля расходов на здравоохранение уменьшилась на 0,01 %, доля расходов на социальную политику уменьшилась на 0,44 %, доля расходов на физическую культуру и спорт увеличилась на 0,40 %. Рис. 1. Структура расходов местных бюджетов в 2015 году Рис. 2. Структура расходов местных бюджетов в 2016 году Рис. 3. Структура расходов местных бюджетов в 2017 году Вышеприведенный анализ наглядно демонстрирует, что среди приоритетных задач, стоящих перед муниципальными образованиями - финансовое обеспечение образования, социальной политики, национальной экономики и жилищно-коммунального хозяйства. Важно отметить, что вопросы, связанные с управлением общественными финансами, неоднократно поднимались в научной литературе в последние годы: в части реализации бюджетирования, ориентированного на результат [1], совершенствования финансового контроля [2], улучшения качества государственных (муниципальных) услуг [3], повышения прозрачности общественных финансов [4, 7, 8], проведения бюджетной политики в условиях экономической неопределенности [5, 6, 10], в т.ч. в социальной сфере [9, 10]. Однако комплексных подходов к решению проблем развития муниципальных образований на основе совершенствования финансового обеспечения не предлагалось. В связи с этим, по мнению автора, на данном этапе социально-экономического развития Российской Федерации, регионов и муниципальных образований необходимо: 1. Разработать долгосрочную стратегию социально-экономического развития Российской Федерации до 2100 года с разбивкой по десятилетиям и четким установлением ключевых приоритетов, задач и целей для регионов и муниципальных образований. 2. Обязать все муниципальные образования разработать и принять в течение 2018 года долгосрочные программы социально-экономического развития муниципальных образований на период до 2100 года с отражением ключевых факторов, прогнозируемых рисков, порядка действий по их принятию/ уклонению от них, конкретных путей решений существующих и потенциально возможных проблем. 3. Ввести с 2019 года систему оплаты труда глав муниципальных образований и их заместителей на основе KPI (в т.ч. обеспечив увязку с конкретными достижениями в области социально-экономического развития публично-правового образования). 4. Сделать обязательными открытые встречи глав муниципальных образований с населением в объеме не реже 3 раз в два месяца (или, как минимум, 1 раза в месяц). 5. Разработать и реализовывать комплекс мер по развитию во всех муниципальных образованиях (как минимум, во всех муниципальных районах и городских округах) местного волонтерского движения «Волонтеры… (тип и название муниципального образования)». 6. Развивать практики инициативного бюджетирования и более активного использования средств самообложения граждан (в т.ч. посредством материального и морального стимулирования как граждан, так и руководителей субъектов Российской Федерации и муниципальных образований). 7. Повышать роль гражданского общества в финансовом обеспечении важнейших функций государства (в т.ч. в сфере защиты окружающей среды). 8. Совершенствовать программы общеобразовательных, средних, средних специальных и средних профессиональных учебных заведений с включением в них дисциплин, направленных на формирование (повышение) финансовой грамотности. 9. Обязать финансовые органы всех муниципальных образований публиковать бюджетные данные и нормативные правовые акты на основе которых они формируются в открытом бесплатном доступе на своем официальном сайте. 10. Проведение постоянных опросов среди населения на основе опыта г. Москвы («Активный гражданин»). Представляется, что вышеперечисленный комплекс практических рекомендаций позволит добиться совершенствования управления муниципальными образованиями, что, в конечном счете отразится на качестве жизни россиян.

I. V. Balynin

Financial University under the Government of the Russian Federation

Author for correspondence.
Email: igorbalynin@mail.ru

-

  • Gnezdova YU.V. Byudzhetirovanie, orientirovannoe na rezul’tat - model’ ocenki ehffektivnosti gosudarstvennogo sektora // Vestnik AKSOR. 2014. № 4. S. 156-161.
  • Gnezdova YU.V. Principy gosudarstvennogo finansovogo kontrolya byudzhetnoj sfery v sovremennyh ehkonomicheskih usloviyah // Gosudarstvennyj audit. Pravo. EHkonomika. 2016. № 2. S. 43-48.
  • Gorlova O.S. Povyshenie kachestva predostavleniya gosudarstvennyh i municipal’nyh uslug // EHkonomika i upravlenie: problemy, resheniya. 2013. № 10. S. 29-35.
  • Gorlova O.S. Povyshenie prozrachnosti otchetnosti v sektore gosudarstvennogo upravleniya v sootvetstvii s mezhdunarodnymi standartami // EHkonomika i predprinimatel’stvo. 2014. № 11-3 (52-3). S. 164-167.
  • Lozhechko A.S. Metodologicheskie podhody k formirovaniyu ehffektivnoj i otvetstvennoj byudzhetnoj politiki v oblasti upravleniya dohodami byudzhetov sub”ektov Rossijskoj Federacii v usloviyah ehkonomicheskoj neopredelennosti // EHkonomika i predprinimatel’stvo. 2017. № 4-1 (81-1). S. 210-216.
  • Lozhechko A.S. Teoreticheskie osnovy prinyatiya upravlencheskih reshenij organami gosudarstvennoj vlasti v usloviyah ehkonomicheskoj neopredelennosti v aspekte upravleniya dohodami byudzhetov // EHkonomika i predprinimatel’stvo. 2015. № 11-2 (64-2). S. 128-134.
  • Sergienko N.S. Rol’ informacionnyh sistem Kaznachejstva Rossii v obespechenii prozrachnosti publichnyh finansov // Vestnik Moskovskogo finansovo-yuridicheskogo universiteta. 2015. № 1. S. 189-197.
  • Sergienko N.S. «Byudzhet dlya grazhdan»: opyt regionov i municipal’nyh obrazovanij // Vestnik Tul’skogo filiala Finuniversiteta. 2017. № 1. S. 49-51.
  • Solyannikova S.P. Otvetstvennaya byudzhetnaya politika v social’noj sfere: problemy razrabotki i realizacii // EHkonomika. Nalogi. Pravo. 2015. № 5. S. 45-51.
  • Solyannikova S.P. Otvetstvennaya byudzhetnaya politika v usloviyah vysokogo urovnya neopredelennosti: pravila razrabotki i kriterii ocenki // Innovacionnoe razvitie ehkonomiki. 2016. № 3-2 (33). S. 91-96.

Views

Abstract - 99

PDF (Russian) - 30

PlumX


Copyright (c) 2018 Balynin I.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.