Рекомендации по совершенствованию финансового обеспечения муниципальных образований в Российской Федерации

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена наличием проблем в сфере управления муниципальными финансами и необходимостью определения путей их решения. Цель исследования - сформировать комплекс рекомендаций, позволяющих добиться совершенствования финансового обеспечения муниципальных образований в современных социально-экономических условиях как базы для обеспечения их развития и повышения качества жизни населения. В процессе исследования используются официальные данные Федерального казначейства за 2015-2017 гг., обработка которых осуществлена посредством таких методов, как анализ, синтез, комплекса графических инструментов представления результатов. По итогам проведенного исследования были сформулированы авторские рекомендации по совершенствованию финансового обеспечения муниципальных образований в Российской Федерации. Результаты проведенного исследования рекомендуется практически внедрить в управление всеми муниципальными образования в Российской Федерации, а также использовать Министерству финансов Российской Федерации для разработки соответствующих методических рекомендаций.

Полный текст

В настоящее время вопросы, связанные с управлением финансами, становятся все более и более актуальными и требуют новых нестандартных подходов и решений, особенно в государственной и муниципальной сфере. Прежде всего, необходимо осуществить структурный и динамический анализ расходов бюджетов муниципальных образований за 2015-2017 годы. Так, на рис. 1 представлена структура расходов местных бюджетов в 2015 году. По приведенным данным наглядно видно, что ключевым направлением является образование, доля которого составляет свыше 48 %. На рис. 2 представлена структура расходов местных бюджетов в 2016 году. По представленным данным видно, что доля расходов на общегосударственные вопросы уменьшилась на 0,13 %, доля расходов на национальную экономику увеличилась на 0,96 %, доля расходов на жилищно-коммунальное хозяйство уменьшилась на 0,38 %, доля расходов на культуру и кинематографию увеличилась на 0,04 %, доля расходов на здравоохранение уменьшилась на 0,11 %, доля расходов на социальную политику уменьшилась на 0,14 %, доля расходов на физическую культуру и спорт уменьшилась на 0,12 %. На рис. 3 приведена структура расходов бюджетов муниципальных образований в 2017 году. По данным рисунка наглядно видно, что доля расходов на общегосударственные вопросы сократилась на 0,20 %, доля расходов на национальную экономику увеличилась на 0,69 %, доля расходов на жилищнокоммунальное хозяйство уменьшилась на 0,38 %, доля расходов на образование уменьшилась на 0,34 %, доля расходов на культуру, кинематографию увеличилась на 0,49 %, доля расходов на здравоохранение уменьшилась на 0,01 %, доля расходов на социальную политику уменьшилась на 0,44 %, доля расходов на физическую культуру и спорт увеличилась на 0,40 %. Рис. 1. Структура расходов местных бюджетов в 2015 году Рис. 2. Структура расходов местных бюджетов в 2016 году Рис. 3. Структура расходов местных бюджетов в 2017 году Вышеприведенный анализ наглядно демонстрирует, что среди приоритетных задач, стоящих перед муниципальными образованиями - финансовое обеспечение образования, социальной политики, национальной экономики и жилищно-коммунального хозяйства. Важно отметить, что вопросы, связанные с управлением общественными финансами, неоднократно поднимались в научной литературе в последние годы: в части реализации бюджетирования, ориентированного на результат [1], совершенствования финансового контроля [2], улучшения качества государственных (муниципальных) услуг [3], повышения прозрачности общественных финансов [4, 7, 8], проведения бюджетной политики в условиях экономической неопределенности [5, 6, 10], в т.ч. в социальной сфере [9, 10]. Однако комплексных подходов к решению проблем развития муниципальных образований на основе совершенствования финансового обеспечения не предлагалось. В связи с этим, по мнению автора, на данном этапе социально-экономического развития Российской Федерации, регионов и муниципальных образований необходимо: 1. Разработать долгосрочную стратегию социально-экономического развития Российской Федерации до 2100 года с разбивкой по десятилетиям и четким установлением ключевых приоритетов, задач и целей для регионов и муниципальных образований. 2. Обязать все муниципальные образования разработать и принять в течение 2018 года долгосрочные программы социально-экономического развития муниципальных образований на период до 2100 года с отражением ключевых факторов, прогнозируемых рисков, порядка действий по их принятию/ уклонению от них, конкретных путей решений существующих и потенциально возможных проблем. 3. Ввести с 2019 года систему оплаты труда глав муниципальных образований и их заместителей на основе KPI (в т.ч. обеспечив увязку с конкретными достижениями в области социально-экономического развития публично-правового образования). 4. Сделать обязательными открытые встречи глав муниципальных образований с населением в объеме не реже 3 раз в два месяца (или, как минимум, 1 раза в месяц). 5. Разработать и реализовывать комплекс мер по развитию во всех муниципальных образованиях (как минимум, во всех муниципальных районах и городских округах) местного волонтерского движения «Волонтеры… (тип и название муниципального образования)». 6. Развивать практики инициативного бюджетирования и более активного использования средств самообложения граждан (в т.ч. посредством материального и морального стимулирования как граждан, так и руководителей субъектов Российской Федерации и муниципальных образований). 7. Повышать роль гражданского общества в финансовом обеспечении важнейших функций государства (в т.ч. в сфере защиты окружающей среды). 8. Совершенствовать программы общеобразовательных, средних, средних специальных и средних профессиональных учебных заведений с включением в них дисциплин, направленных на формирование (повышение) финансовой грамотности. 9. Обязать финансовые органы всех муниципальных образований публиковать бюджетные данные и нормативные правовые акты на основе которых они формируются в открытом бесплатном доступе на своем официальном сайте. 10. Проведение постоянных опросов среди населения на основе опыта г. Москвы («Активный гражданин»). Представляется, что вышеперечисленный комплекс практических рекомендаций позволит добиться совершенствования управления муниципальными образованиями, что, в конечном счете отразится на качестве жизни россиян.

×

Об авторах

Игорь Викторович Балынин

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Автор, ответственный за переписку.
Email: igorbalynin@mail.ru

старший преподаватель департамента общественных финансов

Список литературы

  1. Гнездова Ю.В. Бюджетирование, ориентированное на результат - модель оценки эффективности государственного сектора // Вестник АКСОР. 2014. № 4. С. 156-161.
  2. Гнездова Ю.В. Принципы государственного финансового контроля бюджетной сферы в современных экономических условиях // Государственный аудит. Право. Экономика. 2016. № 2. С. 43-48.
  3. Горлова О.С. Повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг // Экономика и управление: проблемы, решения. 2013. № 10. С. 29-35.
  4. Горлова О.С. Повышение прозрачности отчетности в секторе государственного управления в соответствии с международными стандартами // Экономика и предпринимательство. 2014. № 11-3 (52-3). С. 164-167.
  5. Ложечко А.С. Методологические подходы к формированию эффективной и ответственной бюджетной политики в области управления доходами бюджетов субъектов Российской Федерации в условиях экономической неопределенности // Экономика и предпринимательство. 2017. № 4-1 (81-1). С. 210-216.
  6. Ложечко А.С. Теоретические основы принятия управленческих решений органами государственной власти в условиях экономической неопределенности в аспекте управления доходами бюджетов // Экономика и предпринимательство. 2015. № 11-2 (64-2). С. 128-134.
  7. Сергиенко Н.С. Роль информационных систем Казначейства России в обеспечении прозрачности публичных финансов // Вестник Московского финансово-юридического университета. 2015. № 1. С. 189-197.
  8. Сергиенко Н.С. «Бюджет для граждан»: опыт регионов и муниципальных образований // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. 2017. № 1. С. 49-51.
  9. Солянникова С.П. Ответственная бюджетная политика в социальной сфере: проблемы разработки и реализации // Экономика. Налоги. Право. 2015. № 5. С. 45-51.
  10. Солянникова С.П. Ответственная бюджетная политика в условиях высокого уровня неопределенности: правила разработки и критерии оценки // Инновационное развитие экономики. 2016. № 3-2 (33). С. 91-96.

© Балынин И.В., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах