ПРЕПОДАВАНИЕ МЕТОДОЛОГИИ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В АНГЛОЯЗЫЧНОЙ МАГИСТРАТУРЕ: ТЕОРИЯ, МЕТОДИКА, ПРАКТИКА

Обложка

Аннотация


В статье рассматриваются вопросы методики преподавания курса методологии научного исследования в рамках работы над магистерской диссертацией. Автор ставит целью исследовать место и роль указанного курса в процессе обучения студентов по англоязычным магистерским программам Московского государственного института международных отношений, определяя следующие задачи: выявить понятийные барьеры в восприятии методологии научного исследования; разработать алгоритм работы, направленной на формирование у магистрантов исследовательских умений; проанализировать результаты опытного обучения. В качестве исследовательских методов выбраны опрос и анализ (проанализированы результаты опытного обучения, проведен контент-анализ методологической части ряда магистерских и кандидатских диссертаций, находящихся в открытом доступе). Исследование строится на основе компетентностного и деятельностного подходов; предлагаемая методика базируется на дидактических принципах наглядности, систематичности и последовательности, и доступности. В статье анализируются требования ФГОС ВО к формированию исследовательского компонента профессионально значимых компетенций. Автор выявляет трудности восприятия теоретико-методологического материала студентами, в том числе, трудности лингвокогнитивного характера; выстраивает алгоритм работы с понятийным аппаратом, предлагая ряд заданий, способствующих формированию исследовательской компетенции и создающих симулятивный научно-исследовательский дискурс.


Елена Владимировна Воевода

Лицо (автор) для связи с редакцией.
elenavoevoda@yandex.ru
Московский государственный институт международных отношений (университет) МГИМО МИД России Вернадского проспект, 76, Москва, Россия, 119434

доктор педагогических наук, заведующий кафедрой педагогики и психологии, профессор кафедры английского языка № 2 Московского государственного института международных отношений (университета) МГИМО МИД России (Москва, Россия).

  • Антинази А. Энциклопедия социологии. М., 2009. [Электронный ресурс] URL: http://sociology. niv.ru/doc/encyclopedia/socio/fc/slovar-207-4.htm#zag-3204 (дата обращения: 23.04.2018)
  • Бедный Б.И., Кузенков О.А. Интегрированные образовательные программы «Академическая магистратура - аспирантура» // Высшее образование в России. 2016. № 5 (201). С. 21-32
  • Берёзкин Ю.М. Методология научных исследований (деятельностный подход): курс лекций. Иркутск: Изд-во БГУ, 2016. 196 с
  • Блинов В.И., Волошина И.А., Есенина Е.Ю., Лейбович А.Н., Новиков П.Н. Словарь-справочник современного российского профессионального образования. Выпуск 1. М.: ФИРО, 2010. 19 c.
  • Бордовская Н.В., Костромина С.Н. Потенциальная и реальная готовность студента к исследованию // Высшее образование в России. 2013. № 10. С. 125-132.
  • Волкова Н.В. Роль и функции методологии научного исследования в подготовке магистров по направлению «Экономика» // Вопросы методики преподавания в вузе. 2016. № 5 (19-1). С. 175-182. СПб.: Изд-во политехнического университета, 2016. doi: 10.18720/HUM/ISSN. 2227-8591.2016.5.19-1
  • Герцог Г.А. Основы научного исследования: методология, методика, практика: учебное пособие. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2013. 208 с.
  • Дворецкий С.И., Муратова Е.И., Корчагина О.А., Осина С.В. Научно-методические аспекты подготовки магистерских диссертаций: учеб. пособие. Тамбов: ТОГУП «Тамбовполиграфиздат», 2006. 84 с.
  • Дорожкин Е.М., Зеер Э.Ф. Методология профессионально-педагогического образования: теория и практика (теоретико-методологические основания профессионально-педагогического образования) // Образование и наука. 2014. № 9 (118). С. 4-20.
  • Маленков Ю.А. Проблемы развития высшей школы и подготовки магистров на основе концепции добавленной стоимости // Вестник СПбГУ. Сер. 5: «Экономика». 2009. Вып. 1. С. 168.
  • Мотовилов О.В. Проблемы подготовки кадров в магистратуре // Высшее образование в России. 2016. № 2 (198). С. 38-45.
  • Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. М.: СИНТЕГ, 2007. 668 с.
  • Прахова М.Ю., Светлакова С.В. Подготовка магистров в инженерной области: отечественная модель // Высшее образование в России. 2014. № 1. С. 18-124.
  • Прудников В.В. Норманны в Малой Азии в XI-XII вв.: дисс. ... канд. ист. наук. М., 2016.
  • Хохлова Н.И., Рустамова Л.Р. Проблема подготовки научно-педагогических кадров в высшей школе // Вестник Брянского государственного университета. 2017. № 4 (34). URL: https:// cyberleninka.ru/article/v/ problema-podgotovki-nauchno-pedagogicheskih-kadrov-v-vyssheyshkole (дата обращения: 04.03.2018)
  • Цибизова Т.Ю. Научные подходы к организации исследовательской деятельности обучающихся в системе непрерывного образования // Отечественная и зарубежная педагогика. 2014. № 6 (21). С. 81-82
  • Ярыгина Н.А. Особенности подготовки магистров вузов в условиях перехода к двухуровневой системе образования // Вестник науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 3 (18). С. 242-244
  • Biggam J. Succeeding with your Master’s Dissertation. A step-by-step handbook. 3rd ed. Maidenhead, England; New York, USA: Open University press, McGraw-Hill Education, 2015. 325 p
  • Hofstede G.J., Pedersen P.B., Hofstede G. Exploring Culture. Exercises, Stories and Synthetic Cultures. Boston - London: Intercultural Press. A Nicholas Brealey Publishing Company. 234 p
  • Kumar R. (2011). Research methodology: a step-by-step guide for beginners. 3rd edition. SAGE Publications Ltd., 2002
  • Milford T., Etmanski C. Collaborating to Teach Research Methods in Education // Northwest Passage: Journal of Educational Practices. 2012. Vol. 10. No. 1. P. 79-90
  • Single P.B. Demystifying dissertation writing: a streamlined process from choice of topic to final text. Sterling, Virginia, 2010
  • Wu E., Patel S. Teaching Mixed Methods Research through Blended Learning: Implications from a Case in Hong Kong // Journal of Educational Enquiry. 2016. Vol. 15. No. 1. 15-25

Просмотры

Аннотация - 20

PDF (Russian) - 16


© Воевода Е.В., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.