Ценностно-смысловые предпосылки адаптивности вьетнамских студентов

Обложка

Аннотация


В статье анализируются показатели соотношения ценностно-смысловой направленности и адаптивности вьетнамских студентов. Показано, что соотношение определенных ценностей, установок и потребностей образует определенный тип ценностно-смысловой направленности. Установлено, что различные типы направленности избирательно взаимосвязаны с показателями адаптивности личности вьетнамских студентов и могут выступать определенными предикторами процесса адаптации. Обозначены современные тенденции исследования адаптивности в контексте системной парадигмы. Отмечены основные индивидуально-личностные детерминанты проявления адаптивности личности. Методологической базой исследования выступила диспозиционная концепция исследования свойств личности и индивидуальности А.И. Крупнова, а также положения теории личностного потенциала Д.А. Леоньтева, разработанные в рамках позитивной психологии. Цель исследования, представленного в данной статье - изучение взаимосвязи показателей ценностно-смысловой направленности и переменных адаптивности вьетнамских студентов. На первом этапе исследования, опираясь на результаты кластерного анализа, были выделены и охарактеризованы различные типы ценностно-смысловой направленности студентов: профессионально-карьерная, эгоцентрическая, социально-коммуникативная. Между выделенными типами зафиксированы статистически значимые различия по большинству составляющих. Содержательные характеристики указанных типов на поведенческом уровне отличаются отношением к учебной деятельности, взаимоотношениями с окружающими людьми и самоотношением. На следующем этапе были выявлены особенности проявления адаптивности у студентов с разными типами ценностно-смысловой направленности. С помощью корреляционного анализа установлена взаимосвязь между переменными ценностной направленности и адаптивности. Оказалось, что для всех трех групп является актуальным их неуверенность, ностальгия и астеничность. В тоже время для представителей профессионально-карьерного типа ценностно-смысловой направленности характерна более успешная адаптивность по сравнению с представителями других групп. Менее успешными в проявлении адаптивности оказались студенты с эгоцентрической направленностью, их отличает наибольшая выраженность негативного фона настроения, неуверенность, трудности в общении. В заключении делается вывод о роли ценностно-смысловой направленности как основного из факторов, определяющих успешность адаптивности личности в поликультурной среде.


Сергей Иванович Кудинов

Лицо (автор) для связи с редакцией.
kudinov_si@rudn.university
Российский университет дружбы народов Миклухо-Маклая ул., 6, Москва, Россия, 117198

доктор психологических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования, заведующий кафедрой социальной и дифференциальной психологии

Станислав Сергеевич Кудинов

kudinov_ss@rudn.university
Российский университет дружбы народов Миклухо-Маклая ул., 6, Москва, Россия, 117198

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры социальной и дифференциальной психологии

Куе Ти Хо Во

chiho20ussh@gmail.com
Российский университет дружбы народов Миклухо-Маклая ул., 6, Москва, Россия, 117198

аспирант кафедры социальной и дифференциальной психологии

  • Анцыферова Л.И. Системный подход в психологии личности // Принцип системности в психологических исследованиях / отв. ред. Д.Н. Завалишина. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1990. С. 61-78
  • Айбазова С.Р. Субъектная детерминация самореализации личности // Акмеология. 2015а. № 2 (54). С. 90-98
  • Айбазова С.Р. Исследование ценностно-смысловой направленности личности // Личность в природе и обществе: Материалы межвуз. психолого-педагогич. чтений / отв. ред. А.В. Иващенко. М.: РУДН, 2015б. С. 11-16
  • Барабанщиков В.А., Демидов А.А. Экспериментальная психология в России: современное состояние и перспективы развития // Экспериментальная психология. 2011. № 4(1). С. 134- 140
  • Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. 301 с
  • Вассерман Л.И., Беребин М.А., Косенков Н.И. О системном подходе в оценке психической адаптации // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. 1994. № 3. С. 6-24
  • Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. М.: Эксмо, 2007. 416 с
  • Крупнов А.И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2006. № 1. С. 63-72.
  • Крупнов А.И. Диагностика свойств личности и индивидуальности. М.: Институт молодежи, 1993. 78 с.
  • Крупнов А.И., Новикова И.А., Шляхта Д.А. Комплексные исследования личности: теория и практика: учеб. пособие. М.: РУДН, 2017. 220 с.
  • Крупнов А.И., Новикова И.А., Шляхта Д.А. Этнопсихологические и кросс-культурные исследования свойств личности: системно-функциональный подход // Психология образования в поликультурном пространстве. 2016. № 35 (3). С. 15-25.
  • Кудинов С.И., Кудинов С.С., Айбазова С.Р. Ценностно-смысловые предикторы самореализации личности. М.: РУДН, 2016. 232 с.
  • Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл, 2000. 18 с.
  • Леонтьев Д.А. Личностный потенциал: структура и диагностика. М.: Смысл, 2011.
  • Ломов Б.Ф. Системность в психологии: избр. психол. тр. М.: Изд-во: «Моск. психол.-соц. инта»; Воронеж: МОДЭК, 2003. 442 с.
  • Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной // Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие / ред. и сост. Д.Я. Райгородский. Самара, 2001. С. 641-648.
  • Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М.: Горбунок, 1992. 224 с.
  • Петровский В.А. Человек над ситуацией. М.: Смысл, 2010. 408 с.
  • Пиаже Ж. Избранные психологические труды: психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. М.: Просвещение, 1969. 569 с.
  • Đảng cộng sản Việt Nam. Văn kiện Đại hội toàn quốc lần thứ XI // Nhà xuất bản chính trị quốc gia, Hà Nội. 2011. 336 tr.
  • Hồ Sỹ Quý. Mấy vấn đề triết học giá trị và sự biến đổi giá trị trong bối cảnh toàn cầu hóa // Nghiên cứu khoa học, Hà Nội. 2010. 200 tr.
  • Huỳnh Văn Sơn và nhóm tác giả. Thực trạng kỹ năng sống của sinh viên một số Trường Đại học tại TP Hồ Chí Minh hiện nay // Đề tài khoa học Cấp Bộ, Mã số. 19.64, Hồ Chí Minh. 2010. 180 tr.
  • Huỳnh văn Sơn và nhóm tác giả. Sự lựa chọn các giá trị đạo đức - nhân văn trong định hướng lối sống của sinh viên ở một số trường Đại học tại Thành phố Hồ Chí Minh trong giai đoạn hiện nay // Đề tài - Đề tài khoa học Cấp Bộ, Mã số. 19.27, Hồ Chí Minh. 2009. 190 tr.
  • Nguyễn Quang Uẩn. Tâm lý học đại cương // Nhà xuất bản quốc gia Hà Nội, Hà Nội. 2010. 199 tr.
  • Nguyễn Văn Bốn. Giá trị truyền thống của người Việt Nam trong giai đoạn phát triển và hội nhập // Báo hội thảo. 2013. Tr. 23-26

Просмотры

Аннотация - 398

PDF (Russian) - 42


© Кудинов С.И., Кудинов С.С., Хо Во К.Т., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.