Ценностно-смысловые предпосылки адаптивности вьетнамских студентов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье анализируются показатели соотношения ценностно-смысловой направленности и адаптивности вьетнамских студентов. Показано, что соотношение определенных ценностей, установок и потребностей образует определенный тип ценностно-смысловой направленности. Установлено, что различные типы направленности избирательно взаимосвязаны с показателями адаптивности личности вьетнамских студентов и могут выступать определенными предикторами процесса адаптации. Обозначены современные тенденции исследования адаптивности в контексте системной парадигмы. Отмечены основные индивидуально-личностные детерминанты проявления адаптивности личности. Методологической базой исследования выступила диспозиционная концепция исследования свойств личности и индивидуальности А.И. Крупнова, а также положения теории личностного потенциала Д.А. Леоньтева, разработанные в рамках позитивной психологии. Цель исследования, представленного в данной статье - изучение взаимосвязи показателей ценностно-смысловой направленности и переменных адаптивности вьетнамских студентов. На первом этапе исследования, опираясь на результаты кластерного анализа, были выделены и охарактеризованы различные типы ценностно-смысловой направленности студентов: профессионально-карьерная, эгоцентрическая, социально-коммуникативная. Между выделенными типами зафиксированы статистически значимые различия по большинству составляющих. Содержательные характеристики указанных типов на поведенческом уровне отличаются отношением к учебной деятельности, взаимоотношениями с окружающими людьми и самоотношением. На следующем этапе были выявлены особенности проявления адаптивности у студентов с разными типами ценностно-смысловой направленности. С помощью корреляционного анализа установлена взаимосвязь между переменными ценностной направленности и адаптивности. Оказалось, что для всех трех групп является актуальным их неуверенность, ностальгия и астеничность. В тоже время для представителей профессионально-карьерного типа ценностно-смысловой направленности характерна более успешная адаптивность по сравнению с представителями других групп. Менее успешными в проявлении адаптивности оказались студенты с эгоцентрической направленностью, их отличает наибольшая выраженность негативного фона настроения, неуверенность, трудности в общении. В заключении делается вывод о роли ценностно-смысловой направленности как основного из факторов, определяющих успешность адаптивности личности в поликультурной среде.

Полный текст

Теоретические основы исследования Реалии современного общества таковы, что неизбежными становятся массовые миграционные потоки по всему миру. Люди устремляются в те страны и регионы, где качество жизни видится более благополучным, чем у себя на родине. Перемещение в иные социокультурные, экономические, политические и религиозные условия сопряжено с различного рода трудностями, как для мигранта, так и местного населения. Следствием неуспешной адаптации становятся конфликты, открытая конфронтация, неприятие традиций и культуры, трудности социализации и самореализации, проявляющиеся в алкоголизации, делинквентности, религиозном фанатизме и др. (Вассерман, 1994). В этой связи необходимо подчеркнуть, что молодые люди, приезжающие из разных стран, прежде всего, Юго-Восточной Азии и Африки на обучение в Россию не являются исключением в этом ряду. Иной менталитет, языковой барьер, другая культура, обычаи, традиции и религия для многих непреодолимое препятствие для полноценного вживания в этнокультурную российскую среду. Как показывают исследования вьетнамских ученых, к традиционным ценностям этого этноса относятся ответственность, достоинство, верность, жизненная мудрость, терпимость (Nguyễn Quang Uẩn, 2010). Так, в материалах VII, VIII, IX, XI съездов всенародного собрания комитета Коммунистической партии Вьетнама при формировании ценностей были выделены: патриотизм, солидарность в обществе, гуманность, терпимость, трудолюбие и творчество в работе, простота в жизни (Đảng cộng sản Việt Nam, 2011). В работах других авторов выделяются традиционные и современные ценности (Hồ Sỹ Quý, 2010). К числу традиционных относят любовь, почитание родителей, чувство собственного достоинства, уважение других людей, преданность, оптимистичность, адаптация, солидарность, признательность, традиции народа, мужество, справедливость, сочувственность, терпимость, отзывчивость, скромность, умение жертвовать, простота. В перечень современных включены уверенность, творчество, приложение всех сил для работы, экологичность, усердие в работе, доверенность, усиленное сотрудничество в работе ради пользы общества, общительность (Huỳnh Văn Sơn và nhóm tác giả, 2010; Huỳnh văn Sơn và nhóm tác giả, 2009). В исследовании Фан Кэ Бинь отмечается, что в качестве основных современных вьетнамских ценностей выступают мораль, трудолюбие, бережливость, исполнительность, уважение к семье, уважение к учебе, честность, благородство, мужество, решимость, терпимость, человечность, терпение, упорство, любовь (Nguyễn Văn Bốn, 2013). Нетрудно увидеть, что во Вьетнаме в качестве основных приоритетов в формировании и воспитании молодого поколения определены фундаментальные ценности, способные обеспечить сохранность целостности государства, института семьи, социальное и экономическое развитие общества и др. Акцент в ценностях смещен в плоскость трудовой и учебной деятельности, самопожертвования ради страны и семьи, альтруизма. По всей видимости, указанные ценности вьетнамских студентов оказывают определенное влияние на специфику их адаптации к инокультурной среде. Одним из значимых факторов адаптационного процесса выступает адаптационный ресурс человека или его адаптивность как свойство личности, а другим - устойчивость позитивных ценностей, установок, потребностей и целей, образу- ющих ценностно-смысловую направленность личности. Как показали ранее проведенные исследования, ценностно-смысловая направленность личности является предиктором самореализации и социализации субъектов деятельности, оказывает влияние на поведение, деятельность и общение личности в разных социокультурных условиях. В тоже время проблема ценностно-смысловой направленности личности не рассматривалась в контексте адаптивности субъекта (Айбазова, 2015а; Кудинов, 2016). Адаптивность в свою очередь рассматривается достаточно разносторонне с различных методологических позиций. Как свойство личности анализируется в аспекте эволюционного подхода, базирующегося на изучении предикторов формирования и развития адаптационных ресурсов человека в процессе эволюции (Вассерман, 1994). В рамках субстанциального подхода архиважным выступает проблема деятельностной активности субъекта в процессе адаптации (Петровский, 1992, 2010). Сторонники когнитивной методологии апеллируют к интеллектуальным структурам в развитии процессов адаптации (Пиаже, 1969). И наконец, представители социально-психологического подхода основное внимание уделяют структуре личности как отражению складывающихся отношений и связей субъекта с социальной средой в процессе адаптации (Братусь, 1988). В современных исследованиях все чаще адаптивность рассматривается как системное образование личности. Несомненный интерес в контексте данной парадигмы вызывает диспозиционный подход (Крупнов, 1993, 2006, 2016), в рамках которого выполнено настоящее исследование. Проблема изучения соотношения ценностно-смысловой направленности и составляющих адаптивности личности позволяет в перспективе разрабатывать рекомендации и программы сопровождения для успешной адаптации иностранных студентов. Цель эмпирического исследования представленного в данной статье - изучение особенностей адаптивности вьетнамских студентов с разными показателями ценностно-смысловой направленности. Методы исследования Методологической базой исследования выступили системный подход, разрабатываемый Б.Ф. Ломовым, В.А. Барабанщиковым, Л.И. Анцыферовой и др. (Анцыферова, 1990; Барабанщиков, 2011; Ломов, 2003); положения теории личностного потенциала Д.А. Леонтьева, разработанные в рамках позитивной психологии (Леонтьев, 2011); диспозиционная концепция изучения свойств личности и индивидуальности А.И. Крупнова, в контексте которой адаптивность рассматривается как личностное свойство, детерминированное совокупностью инструментально-стилевых и содержательно-смысловых характеристик (Крупнов, 2006). Исследование проводилось в российских университетах (РУДН, МГУ, МФТИ и др.). В общую выборку вошли 212 студентов из Вьетнама (44% мужского пола и 56% - женского пола) в возрасте от 18 до 26 лет. Для изучения ценностно-смысловой направленности вьетнамских студентов были использованы «Тест смысложизненных ориентаций» (Леонтьев, 2000), «Тест направленности личности» Б. Басса (Карелин, 2007, с. 28-31), опросник «Социально-психологические установки личности в мотивационно-потребностной сфере» (О.Ф. Потемкина). При исследовании адаптивности применялся бланковый тест адаптивности А.И. Крупнова (Крупнов, Новикова, Шляхта, 2017, с. 208-210). Дизайн исследования осуществлялся в следующем порядке, все 212 студентов поэтапно выполнили представленные методики в бланковом варианте в соответствии с установленными требованиями, предъявляемыми к данным тестам. Полученные эмпирические результаты исследования подверглись математической обработке с помощью программы IBM SPSS Statistics. Использовались методы описательной статистики, t-критерий Стьюдента, кластерный анализ методом k-средних, корреляционный анализ Спирмена. Результаты исследования На первом этапе исследования были вычислены нормативные значения показателей личностных опросников для вьетнамских студентов. Ставилась задача при применении кластерного анализа установить типологию ценностно-смысловой направленности личности студентов (табл. 1). Результаты кластерного анализа показателей ценностно-смысловой направленности личности вьетнамских студентов (n = 212) [The results of the cluster analysis, n = 212] Таблица 1 Кластеры Центры кластеров для показателей Направленность на себя Направленность на общение Направленность на дело Процесс Результат Альтруизм Эгоизм Труд Свобода Власть Деньги Кластер 1 (n = 92) 6,66 7,32 13,26 6,89 6,26 5,79 4,42 5,53 5,89 2,42 2,68 Кластер 2 (n = 53) 11,67 6,5 9,44 5,94 5,67 4,61 5,83 4,33 5,56 3,78 3,72 Кластер 3 (n = 67) 6,61 11,3 9,09 6,73 5,27 5,27 4,98 5,68 5,7 3,61 3,95 Результаты показывают, что в выделенных кластерах отмечается разная доминирующая направленность. Что касается иерархии ценностных ориентаций, то во всех трех группах основной ценностью выступает процесс. После года знакомства с русским языком, людьми и культурой, вне зависимости от направленности, отмечается фиксация на процессуальной стороне деятельности, общения и поведения. Как видно из таблицы 1, в первую группу вошли 92 вьетнамских студента, у которых зафиксированы высокие значения показателей направленности на дело (13,26), а второе и третье место занимают показатели направленности на общение (7,32) и на себя (6,66). Далее в иерархии расположены ценности: процесс (6,89), результат (6,26), альтруизм (5,79), эгоизм (4,42), труд (5,53), свобода (5,89), власть (2,42) и деньги (2,68). Условно данный кластер можно обозначить как профессионально-карьерный тип ценностно-смысловой направленности, поскольку доминирующими ценностями выступают процесс и деятельность. Второй кластер включает 53 испытуемых. В данной группе наблюдаются некоторые отличия от респондентов, вошедших в первый кластер. Самое высокое место в иерархии ценностей занимает ориентация на себя (11,67). На второй позиции по степени выраженности находится ценность деятельности (9,44) и далее общения (6,5). Другие ценности выражены в следующем порядке: деньги (3,72), власть (3,78), труд (4,33), альтруизм (4,61), свобода (5,56), результат (5,67), эгоизм (5,83), процесс (5,94). Данный кластер с полным правом можно обозначить как эгоцентрический тип ценностно-смысловой направленности. И наконец, третий кластер включает 67 респондентов, у которых самые высокие значения зафиксированы по ценности общение (11,30), далее дело (9,09) и направленность на себя (6,61). Оставшиеся ценности расположены в следующей иерархии: процесс (6,73), свобода (5,70), труд (5,68), результат (5,27), альтруизм (5,27), эгоизм (4,98), деньги (3,95), власть (3,61). Данный кластер можно отнести к социально-коммуникативному ценностно-смысловому типу направленности. На следующем этапе анализировались показатели адаптивности у респондентов, представляющих разные типы ценностно-смысловой направленности, а также рассматривалась их взаимосвязь с ценностями (рис. 1, табл. 2-4). 100 80 60 40 20 Общительность Трудности в общении Неуверенность Астеничность Психо-моторные нарушения Ностальгия Отчуждаемость Адаптивность 0 Условные обозначения: · эгоцентрическая направленность; · профессионально-карьерная направленность; · социально-коммуникативная направленность Рис. 1. Выраженность показателей адаптивности у вьетнамских студентов с разными показателями ценностно-смысловой направленности [Fig. 1. Indicators of adaptability in Vietnamese students with different indicators of axiological orientation] Наиболее высокие показатели по адаптивности выявлены у респондентов с профессионально-карьерной ценностно-смысловой направленностью (рис. 1). Они более общительные, уверенные в себе, стремятся влиться в социум и меньше всего переживают негативные эмоции. По всей видимости, это обусловлено их установками. Стремление получить образование, сформировать необходимые профессиональные компетенции и в перспективе обеспечить себе быстрый ка- рьерный рост и материальное благополучие, обусловили наиболее успешную их адаптацию в российском вузе. При рассмотрении взаимосвязей показателей адаптивности и ценностей у респондентов с профессионально-карьерной направленностью установлено (табл. 2), что общий индекс адаптивности значимо коррелирует с такими ценностями как процесс, результат, альтруизм и труд. Кроме этого, ценность «результат» взаимосвязана с общительностью, а ценность «эгоизм» - с трудностями общения, неуверенностью, астеничностью и отчужденностью. Ценность «свобода» коррелирует с общительностью. Ценность «деньги» - с ностальгией, а ценность «власть» - с трудностями в общении, психомоторными реакциями, и отчужденностью. Представленные корреляции доказывают высокую степень зависимости ценностей деятельности с адаптивностью личности в данной группе вьетнамских студентов. Достаточно интересным видится факт взаимосвязи эгоизма с характеристиками адаптивности. Указанные связи свидетельствуют о том, что доминирование эгоистических побуждений в иерархии ценностей никак не способствуют адаптивности личности, а скорее снижают адаптивные ресурсы субъекта, поскольку увеличивают трудности в общении и взаимодействии, повышают неуверенность в деятельности и поведении, усиливают переживания негативного психоэмоционального фона и способствуют нарастанию отчужденности индивида. При доминировании такой ценности как власть у респондентов также наблюдается нарастание трудностей в общении, появляются психомоторные нарушения и увеличивается отчужденность, что в целом негативно сказывается на адаптивности личности. Таблица 2 Корреляции показателей адаптивности и ценностей у вьетнамских студентов c профессионально-карьерной ценностно-смысловой направленностью личности (n = 92) [Correlations of the adaptability and values indicators in Vietnamese students with the professional-career axiological orientation, n = 92] Показатели ценностно-смысловой направленности Переменные адаптивности Общительность Трудности в общении Неуверенность Астеничность Психо-моторные нарушения Ностальгия Отчужденность Адаптивность (общий индекс) Процесс 0,01 0,02 0,09 0,09 -0,09 0,01 0,03 0,22** Результат 0,16* -0,07 -0,11 -0,10 -0,10 -0,09 -0,13 0,20** Альтруизм 0,00 -0,11 0,17* 0,13 -0,07 0,10 0,06 0,17* Эгоизм 0,07 0,25** 0,16* 0,16* -0,09 0,07 0,18** -0,00 Труд -0,09 0,07 0,11 0,01 0,12 0,02 0,19** 0,20** Свобода 0,25** 0,13 0,03 0,03 0,04 0,11 0,01 0,04 Власть 0,06 0,19** -0,11 0,11 0,17* -0,15 0,17* -0,11 Деньги 0,03 0,03 0,05 -0,09 0,13 0,19** -0,19** -0,07 * p < 0,05; ** p < 0,01. Корреляции показателей адаптивности и ценностей у вьетнамских студентов c эгоцентрической ценностно-смысловой направленностью личности (n = 53) [Correlations of the adaptability and values indicators in Vietnamese students with the egocentric axiological orientation, n = 53] Показатели ценностно-смысловой направленности Переменные адаптивности Общительность Трудности в общении Неуверенность Астеничность Психо-моторные нарушения Ностальгия Отчужденность Адаптивность (общий индекс) Процесс 0,05 0,08 0,08 0,10 0,05 0,11 0,03 0,06 Результат 0,18* -0,12 -0,11 -0,10 -0,11 0,04 -0,14 0,01 Альтруизм -0,15 -0,01 -0,08 -0,19* 0,06 -0,15 -0,22** -0,09 Эгоизм -0,22** 0,10 -0,11 0,14 0,15 -0,12 -0,07 0,22** Труд 0,14 0,03 0,13 0,25** -0,08 0,13 0,15 0,12 Свобода 0,42 -0,10 -0,23** 0,11 -0,13 -0,01 0,02 0,19* Власть -0,21** 0,18* -0,02 0,13 0,11 -0,15 -0,11 -0,14 Деньги -0,15 -0,11 -0,25** -0,01 -0,10 -0,09 -0,12 0,27** * p < 0,05; ** p < 0,01. Как следует из таблицы 3, у респондентов с доминирующими эгоцентрическими ценностями несколько иначе, чем в первой группе, зафиксированы взаимосвязи составляющих адаптивности и ценностей. Так, показатель «общительность» положительно связан с ценностью «результат» и отрицательно с ценностями «эгоизм» и «власть». Чем общительнее респонденты в период адаптации, тем успешнее их результативность в учебной деятельности и взаимодействии с окружающими людьми. И, с другой стороны, для них менее актуальными становятся ценности эгоистических достижений и власть. Отрицательный показатель «трудности в общении» положительно связан с ценностью «власть». По всей видимости, чем больше вьетнамские студенты этой группы ориентированы на достижение власти, стремятся демонстрировать свои намерения окружающим, тем больше сталкиваются с непониманием окружающих, нежеланием общаться с ними на доверительном уровне. Показатель «неуверенность» отрицательно связан с такими ценностями как «свобода» и «деньги». Из чего следует, что желание иметь больше свободы в новых условиях, проявлять свою независимость от обстоятельств и других людей и владеть достаточными денежными средствами значительно вселяет уверенность в этих респондентов. Астеничность отрицательно связана с ценностью «альтруизм». Это свидетельствует о том, что вдохновение, подъем сил, желание действовать во благо других людей и другие альтруистические побуждения не совместимы с негативными психоэмоциональными переживаниями и отрицательными эмоциями. Интересным представляется факт прямой связи астеничности и ценности «труд». Из чего можно сделать вывод относительно того, что студенты этой группы не осознают выраженной потребности в трудовой деятельности. Так как труд у них вызывает негативные эмоциональные переживания. Показатель «отчужденность» отрицательно связан с ценностью «альтруизм». Это вполне видится закономерным, так как установки на помощь другим людям, участие в групповых мероприятиях с общей целью и задачами способствует улучшению взаимодействия с окружающими, облегчает процесс общения и соответственно сближает участников данного процесса нивелируя отчужденность. И наконец, показатель общий индекс адаптивности положительно взаимосвязан с такими ценностями как «эгоизм», «свобода», «деньги». Из чего следует, что в качестве основных ценностных факторов успешной адаптации этих респондентов выступают установки на свое превосходство, демонстрация своей уникальности, осознание своей личностной и социальной и материальной независимости. Таблица 4 Корреляции показателей адаптивности и ценностей у вьетнамских студентов с социально-коммуникативной ценностно-смысловой направленностью личности (n = 67) [Correlations of the adaptability and values indicators in Vietnamese students with the social-communicative axiological orientation, n = 67] Показатели ценностно-смысловой направленности Переменные адаптивности Общительность Трудности в общении Неуверенность Астеничность Психо-моторные нарушения Ностальгия Отчужденность Адаптивность (общий индекс) Процесс -0,09 0,14 -0,19* 0,10 0,10 0,04 -0,34** 0,09 Результат 0,11 0,04 -0,15 -0,03 0,09 0,09 0,00 0,12 Альтруизм 0,32** -0,11 0,14 0,12 0,11 -0,05 0,12 0,27** Эгоизм -0,23** -0,07 0,28** 0,25** 0,07 0,10 0,02 -0,35** Труд 0,13 -0,02 0,13 -0,02 -0,01 -0,14 -0,44** -0,19* Свобода 0,20** -0,05 0,11 0,19 0,15 0,01 -0,13 0,17* Власть -0,32** -0,07 -0,27** -0,15 -0,02 -0,13 -0,09 -0,12 Деньги -0,13 -0,05 0,00 -0,14 -0,02 -0,27** -0,11 -0,12 * p < 0,05; ** p < 0,01. В группе респондентов с социально-коммуникативной ценностно-смысловой направленностью во взаимозависимости показателей адаптивности и ценностей также существует определенная специфика (табл. 4). Наибольшее количество связей с ценностями продемонстрировала - «общительность». Так, на высоком уровне значимости обнаружена прямая связь этого показателя с ценностями «альтруизм» и «свобода» и обратная связь - с «эгоизмом» и «властью» (p < 0,01). Проявление ярко выраженной общительности в адаптационный период стимулирует альтруистические побуждения в деятельности, общении и поведении и способствует расширению пространства свободы. По всей видимости, установление контактов с разными людьми благодаря интенсивности общения расширяет межличностное пространство, дает ощущение свободы. В это же время происходит снижение статуса эгоистических установок и снижение ранга такой ценности как деньги. Неуверенность имеет отрицательные связи с процессом и властью и по- ложительную с эгоизмом. Чем выше уровень неуверенного поведения в социуме, тем чаще респонденты ориентированы на удовлетворение своих эгоистических потребностей и тем менее привлекательными для них становятся установки на деятельность и власть. Происходит их осознанная изоляция от других участников. Астеничность положительно коррелирует с эгоизмом (p < 0,01). Данная связь свидетельствует о том, что стремление к удовлетворению эгоистических потребностей вызывает снижение позитивного психоэмоционального тонуса. Вероятно, это может происходить из-за отсутствия возможности в полной мере удовлетворить все свои желания. Отрицательная связь ностальгии с ценностью «деньги» (p < 0,01) объясняется недостаточной материальной удовлетворенностью респондентов. Поскольку в сознании вьетнамских студентов деньги могут дать новые возможности для освоения нового мира, культуры, позволяют расширить круг друзей и тем самым способствуют нивелированию ностальгии по своей стране, семье и др. Показатель «отчужденность» имеет две статистически значимых отрицательных связи с ценностями «процесс» и «труд» (p < 0,01). Чем меньше респонденты вовлечены в разные виды деятельности, тем больше они ощущают свою изоляцию, отчужденность от социальной группы и соответственно процесс адаптации протекает менее успешно. И наконец, показатель общий индекс адаптивности положительно коррелирует с альтруизмом (p < 0,01) и со свободой (p < 0,05). Отрицательная связь на статистически значимом уровне зафиксирована с эгоизмом (p < 0,01). Из этого следует, что такая ценность как «эгоизм» в данной группе выступает существенным препятствием для успешной адаптации студентов. В то время как, ценность «альтруизм», выражающаяся в содействии и помощи окружающим в деятельности и поведении, а также осознание и ощущение свободы и независимости, значительно ускоряют процесс адаптации делая его более благоприятным и успешным. Обсуждение результатов исследования Приведенные статистические данные позволяют дифференцировать подгруппы вьетнамских студентов с разными показателями ценностной направленности и адаптивности. Респонденты с профессионально-карьерной ценностной направленностью отличаются заинтересованностью в обучении, стремлением к приобретению знаний и компетенций. Всегда нацелены на результативность, ценят свободу и справедливость. У них отмечаются высокие притязания и организаторские способности. При выполнении деятельности они планируют каждый этап, ставят ясные цели, выбирают адекватные методы, прилагают необходимые усилия для достижения результата деятельности. Эти студенты стараются добиваться высоких показателей в разных видах деятельности, стремятся хорошо учиться, осваивают дополнительные образовательные программы. В тоже время они не любят жестких ограничений в чем бы то ни было. В данной группе респондентов зафиксированы наиболее высокие показатели по адаптивности. Результаты исследования показали, что эти студенты без особых затруднений расширяют свои дружеские связи с другими студентами. Легко вписываются в новые социальные группы. Оживленно интересуются новой культурой, русскими традициями. Достаточно открыты, оптимистичны и активны. Процесс адаптации происходит активно, студенты уверенны в себе, переживают позитивные эмоции и не испытывают особых трудностей в чем-либо. Анализ данных показывает, что наиболее значимыми ценностями в данной группе вьетнамских студентов в процессе адаптации выступают процесс, результат и труд. Что и обеспечивает достижение успешной адаптации и высоких показателей в учебной деятельности этих респондентов. В тоже время такие ценности как «эгоизм», «власть» и «деньги» являются барьерами для достижения благоприятных показателей в процессе адаптации. У студентов с эгоцентрической ценностно-смысловой направленностью в качестве ведущих ценностных ориентиров процесса адаптации выступают эгоизм, свобода и деньги. Эти респонденты нацелены на удовлетворение гедонистических и материальных потребностей. Они не стремятся быть лидерами, без особого энтузиазма знакомятся с русской культурой и традициями. Чаще находятся в среде землячества, не расширяют активно контакты как с российскими, так и другими международными студентами. В учебной и научно-исследовательской деятельности они ориентированы на превосходство. Значимым фактором для них выступает не качество знаний, а возможность выделиться, стать лучше других. Они не активные участники студенческой жизни. Такие ценности как «процесс», «результат» и «труд» для них не привлекательны и соответственно не способствуют процессу адаптации данных студентов. Из представленных результатов становится очевидным, что данная группа в первую очередь ориентируется на себя. Их основные мотивы заключаются в самореализации, достижении личных целей и выделении себя среди окружающих. Таких студентов часто воспринимают как эгоистов, потому что они кажутся менее заинтересованными в других, думающими только о себе, всегда ставящими на первое место удовлетворение собственных потребностей (собственное счастье, психологические и материальные потребности). Студенты данной группы не склонны обвинять других в своих неудачах, не ждут помощи от других и хотят сделать все по-своему. Их репутация строится на характере и самостоятельности в работе. Это чрезвычайно сильные личности, которые двигаются вперед только за счет собственных сил, сами себя мотивируя и поддерживая. Типичные личностные характеристики таких людей: уверенность в себе, целеустремленность, способность сосредоточиться, организованность. Процесс адаптации для них представляется достаточно продолжительным и сложным. В группе студентов с социально-коммуникативной ценностно-смысловой направленностью в качестве основных ценностных детерминантов адаптации выступают альтруизм и свобода. Очевидно, что в данной группе доминирует направленность на общение, тогда как ориентированность на деятельность выражена в гораздо меньшей степени. Данные студенты не имеют особых личных амбиций, не эгоистичны, не стремятся конкурировать с другими. Они хотят знакомиться с новыми людьми, общаться со многими на различные темы, познавать таким образом русскую культуру, русский менталитет и образ жизни русских людей, проживающих в разных уголках страны. В групповой работе эти студенты легко получают поддержку и помощь большинства людей. Им хочется, чтобы жизнь и обучение протекали весело, главное - быть счастливым и здоровым. Однако они уделяют слишком много внимания мнению других людей и общества, и этим уменьшают шансы построить и реализовать собственные планы, личные устремления и мечты. Из сказанного можно сделать вывод, что данная группа вьетнамских студентов является экстравертированной и легко адаптируется к новой среде. Выводы Проведенное исследование на выборке вьетнамских студентов позволило доказать определенные специфические взаимосвязи показателей адаптивности и ценностно-смысловой направленности личности студентов. Установлено, что студенты с выделенными типами ценностно-смысловой направленности избирательно выстраивают индивидуальный маршрут социализации в период адаптации в российских вузах. Как показали результаты эмпирического исследования, наиболее успешными в процессе адаптации являются студенты с профессионально-карьерной направленностью. Эти студенты ориентированы на успешность в учебной деятельности и познание окружающей действительности. Поэтому у них быстрее формируются профессиональные компетенции, они легко осваивают другой этнокультурный мир за счет расширения деловых контактов и совместной деятельности. Студенты из Вьетнама с эгоцентрической ценностной направленностью ориентированы на доминирование и удовлетворение сугубо эгоистических потребностей. У них возникают трудности в общении, они испытывают изоляцию и отчужденность. Процесс адаптации представляется сложным и более длительным. Для студентов с социально-коммуникативной ценностно-смысловой направленностью наиболее значимым фактором выступает коммуникация. Эти студенты общительны, легко устанавливают контакты, быстро осваивают этнокультурные особенности российского народа и легко адаптируются, но у них возникают трудности в обучении из-за перераспределения времени в пользу коммуникации. Полученные результаты вносят вклад в разработку проблемы адаптивности личности в поликультурном пространстве и могут использоваться в качестве основы для разработки программ психологического сопровождения международных студентов в адаптационный период как в российских, так и зарубежных вузах.

×

Об авторах

Сергей Иванович Кудинов

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: kudinov_si@rudn.university

доктор психологических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования, заведующий кафедрой социальной и дифференциальной психологии

Миклухо-Маклая ул., 6, Москва, Россия, 117198

Станислав Сергеевич Кудинов

Российский университет дружбы народов

Email: kudinov_ss@rudn.university

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры социальной и дифференциальной психологии

Миклухо-Маклая ул., 6, Москва, Россия, 117198

Куе Ти Хо Во

Российский университет дружбы народов

Email: chiho20ussh@gmail.com

аспирант кафедры социальной и дифференциальной психологии

Миклухо-Маклая ул., 6, Москва, Россия, 117198

Список литературы

  1. Анцыферова Л.И. Системный подход в психологии личности // Принцип системности в психологических исследованиях / отв. ред. Д.Н. Завалишина. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1990. С. 61-78
  2. Айбазова С.Р. Субъектная детерминация самореализации личности // Акмеология. 2015а. № 2 (54). С. 90-98
  3. Айбазова С.Р. Исследование ценностно-смысловой направленности личности // Личность в природе и обществе: Материалы межвуз. психолого-педагогич. чтений / отв. ред. А.В. Иващенко. М.: РУДН, 2015б. С. 11-16
  4. Барабанщиков В.А., Демидов А.А. Экспериментальная психология в России: современное состояние и перспективы развития // Экспериментальная психология. 2011. № 4(1). С. 134- 140
  5. Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. 301 с
  6. Вассерман Л.И., Беребин М.А., Косенков Н.И. О системном подходе в оценке психической адаптации // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. 1994. № 3. С. 6-24
  7. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. М.: Эксмо, 2007. 416 с
  8. Крупнов А.И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2006. № 1. С. 63-72.
  9. Крупнов А.И. Диагностика свойств личности и индивидуальности. М.: Институт молодежи, 1993. 78 с.
  10. Крупнов А.И., Новикова И.А., Шляхта Д.А. Комплексные исследования личности: теория и практика: учеб. пособие. М.: РУДН, 2017. 220 с.
  11. Крупнов А.И., Новикова И.А., Шляхта Д.А. Этнопсихологические и кросс-культурные исследования свойств личности: системно-функциональный подход // Психология образования в поликультурном пространстве. 2016. № 35 (3). С. 15-25.
  12. Кудинов С.И., Кудинов С.С., Айбазова С.Р. Ценностно-смысловые предикторы самореализации личности. М.: РУДН, 2016. 232 с.
  13. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл, 2000. 18 с.
  14. Леонтьев Д.А. Личностный потенциал: структура и диагностика. М.: Смысл, 2011.
  15. Ломов Б.Ф. Системность в психологии: избр. психол. тр. М.: Изд-во: «Моск. психол.-соц. инта»; Воронеж: МОДЭК, 2003. 442 с.
  16. Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной // Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие / ред. и сост. Д.Я. Райгородский. Самара, 2001. С. 641-648.
  17. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М.: Горбунок, 1992. 224 с.
  18. Петровский В.А. Человек над ситуацией. М.: Смысл, 2010. 408 с.
  19. Пиаже Ж. Избранные психологические труды: психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. М.: Просвещение, 1969. 569 с.
  20. Đảng cộng sản Việt Nam. Văn kiện Đại hội toàn quốc lần thứ XI // Nhà xuất bản chính trị quốc gia, Hà Nội. 2011. 336 tr.
  21. Hồ Sỹ Quý. Mấy vấn đề triết học giá trị và sự biến đổi giá trị trong bối cảnh toàn cầu hóa // Nghiên cứu khoa học, Hà Nội. 2010. 200 tr.
  22. Huỳnh Văn Sơn và nhóm tác giả. Thực trạng kỹ năng sống của sinh viên một số Trường Đại học tại TP Hồ Chí Minh hiện nay // Đề tài khoa học Cấp Bộ, Mã số. 19.64, Hồ Chí Minh. 2010. 180 tr.
  23. Huỳnh văn Sơn và nhóm tác giả. Sự lựa chọn các giá trị đạo đức - nhân văn trong định hướng lối sống của sinh viên ở một số trường Đại học tại Thành phố Hồ Chí Minh trong giai đoạn hiện nay // Đề tài - Đề tài khoa học Cấp Bộ, Mã số. 19.27, Hồ Chí Minh. 2009. 190 tr.
  24. Nguyễn Quang Uẩn. Tâm lý học đại cương // Nhà xuất bản quốc gia Hà Nội, Hà Nội. 2010. 199 tr.
  25. Nguyễn Văn Bốn. Giá trị truyền thống của người Việt Nam trong giai đoạn phát triển và hội nhập // Báo hội thảo. 2013. Tr. 23-26

© Кудинов С.И., Кудинов С.С., Хо Во К.Т., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах