Ценностно-смысловые предпосылки адаптивности вьетнамских студентов
- Авторы: Кудинов С.И.1, Кудинов С.С.1, Хо Во К.Т.1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 15, № 1 (2018)
- Страницы: 38-52
- Раздел: ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
- URL: https://journals.rudn.ru/psychology-pedagogics/article/view/18179
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2018-15-1-38-52
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье анализируются показатели соотношения ценностно-смысловой направленности и адаптивности вьетнамских студентов. Показано, что соотношение определенных ценностей, установок и потребностей образует определенный тип ценностно-смысловой направленности. Установлено, что различные типы направленности избирательно взаимосвязаны с показателями адаптивности личности вьетнамских студентов и могут выступать определенными предикторами процесса адаптации. Обозначены современные тенденции исследования адаптивности в контексте системной парадигмы. Отмечены основные индивидуально-личностные детерминанты проявления адаптивности личности. Методологической базой исследования выступила диспозиционная концепция исследования свойств личности и индивидуальности А.И. Крупнова, а также положения теории личностного потенциала Д.А. Леоньтева, разработанные в рамках позитивной психологии. Цель исследования, представленного в данной статье - изучение взаимосвязи показателей ценностно-смысловой направленности и переменных адаптивности вьетнамских студентов. На первом этапе исследования, опираясь на результаты кластерного анализа, были выделены и охарактеризованы различные типы ценностно-смысловой направленности студентов: профессионально-карьерная, эгоцентрическая, социально-коммуникативная. Между выделенными типами зафиксированы статистически значимые различия по большинству составляющих. Содержательные характеристики указанных типов на поведенческом уровне отличаются отношением к учебной деятельности, взаимоотношениями с окружающими людьми и самоотношением. На следующем этапе были выявлены особенности проявления адаптивности у студентов с разными типами ценностно-смысловой направленности. С помощью корреляционного анализа установлена взаимосвязь между переменными ценностной направленности и адаптивности. Оказалось, что для всех трех групп является актуальным их неуверенность, ностальгия и астеничность. В тоже время для представителей профессионально-карьерного типа ценностно-смысловой направленности характерна более успешная адаптивность по сравнению с представителями других групп. Менее успешными в проявлении адаптивности оказались студенты с эгоцентрической направленностью, их отличает наибольшая выраженность негативного фона настроения, неуверенность, трудности в общении. В заключении делается вывод о роли ценностно-смысловой направленности как основного из факторов, определяющих успешность адаптивности личности в поликультурной среде.
Ключевые слова
Полный текст
Теоретические основы исследования Реалии современного общества таковы, что неизбежными становятся массовые миграционные потоки по всему миру. Люди устремляются в те страны и регионы, где качество жизни видится более благополучным, чем у себя на родине. Перемещение в иные социокультурные, экономические, политические и религиозные условия сопряжено с различного рода трудностями, как для мигранта, так и местного населения. Следствием неуспешной адаптации становятся конфликты, открытая конфронтация, неприятие традиций и культуры, трудности социализации и самореализации, проявляющиеся в алкоголизации, делинквентности, религиозном фанатизме и др. (Вассерман, 1994). В этой связи необходимо подчеркнуть, что молодые люди, приезжающие из разных стран, прежде всего, Юго-Восточной Азии и Африки на обучение в Россию не являются исключением в этом ряду. Иной менталитет, языковой барьер, другая культура, обычаи, традиции и религия для многих непреодолимое препятствие для полноценного вживания в этнокультурную российскую среду. Как показывают исследования вьетнамских ученых, к традиционным ценностям этого этноса относятся ответственность, достоинство, верность, жизненная мудрость, терпимость (Nguyễn Quang Uẩn, 2010). Так, в материалах VII, VIII, IX, XI съездов всенародного собрания комитета Коммунистической партии Вьетнама при формировании ценностей были выделены: патриотизм, солидарность в обществе, гуманность, терпимость, трудолюбие и творчество в работе, простота в жизни (Đảng cộng sản Việt Nam, 2011). В работах других авторов выделяются традиционные и современные ценности (Hồ Sỹ Quý, 2010). К числу традиционных относят любовь, почитание родителей, чувство собственного достоинства, уважение других людей, преданность, оптимистичность, адаптация, солидарность, признательность, традиции народа, мужество, справедливость, сочувственность, терпимость, отзывчивость, скромность, умение жертвовать, простота. В перечень современных включены уверенность, творчество, приложение всех сил для работы, экологичность, усердие в работе, доверенность, усиленное сотрудничество в работе ради пользы общества, общительность (Huỳnh Văn Sơn và nhóm tác giả, 2010; Huỳnh văn Sơn và nhóm tác giả, 2009). В исследовании Фан Кэ Бинь отмечается, что в качестве основных современных вьетнамских ценностей выступают мораль, трудолюбие, бережливость, исполнительность, уважение к семье, уважение к учебе, честность, благородство, мужество, решимость, терпимость, человечность, терпение, упорство, любовь (Nguyễn Văn Bốn, 2013). Нетрудно увидеть, что во Вьетнаме в качестве основных приоритетов в формировании и воспитании молодого поколения определены фундаментальные ценности, способные обеспечить сохранность целостности государства, института семьи, социальное и экономическое развитие общества и др. Акцент в ценностях смещен в плоскость трудовой и учебной деятельности, самопожертвования ради страны и семьи, альтруизма. По всей видимости, указанные ценности вьетнамских студентов оказывают определенное влияние на специфику их адаптации к инокультурной среде. Одним из значимых факторов адаптационного процесса выступает адаптационный ресурс человека или его адаптивность как свойство личности, а другим - устойчивость позитивных ценностей, установок, потребностей и целей, образу- ющих ценностно-смысловую направленность личности. Как показали ранее проведенные исследования, ценностно-смысловая направленность личности является предиктором самореализации и социализации субъектов деятельности, оказывает влияние на поведение, деятельность и общение личности в разных социокультурных условиях. В тоже время проблема ценностно-смысловой направленности личности не рассматривалась в контексте адаптивности субъекта (Айбазова, 2015а; Кудинов, 2016). Адаптивность в свою очередь рассматривается достаточно разносторонне с различных методологических позиций. Как свойство личности анализируется в аспекте эволюционного подхода, базирующегося на изучении предикторов формирования и развития адаптационных ресурсов человека в процессе эволюции (Вассерман, 1994). В рамках субстанциального подхода архиважным выступает проблема деятельностной активности субъекта в процессе адаптации (Петровский, 1992, 2010). Сторонники когнитивной методологии апеллируют к интеллектуальным структурам в развитии процессов адаптации (Пиаже, 1969). И наконец, представители социально-психологического подхода основное внимание уделяют структуре личности как отражению складывающихся отношений и связей субъекта с социальной средой в процессе адаптации (Братусь, 1988). В современных исследованиях все чаще адаптивность рассматривается как системное образование личности. Несомненный интерес в контексте данной парадигмы вызывает диспозиционный подход (Крупнов, 1993, 2006, 2016), в рамках которого выполнено настоящее исследование. Проблема изучения соотношения ценностно-смысловой направленности и составляющих адаптивности личности позволяет в перспективе разрабатывать рекомендации и программы сопровождения для успешной адаптации иностранных студентов. Цель эмпирического исследования представленного в данной статье - изучение особенностей адаптивности вьетнамских студентов с разными показателями ценностно-смысловой направленности. Методы исследования Методологической базой исследования выступили системный подход, разрабатываемый Б.Ф. Ломовым, В.А. Барабанщиковым, Л.И. Анцыферовой и др. (Анцыферова, 1990; Барабанщиков, 2011; Ломов, 2003); положения теории личностного потенциала Д.А. Леонтьева, разработанные в рамках позитивной психологии (Леонтьев, 2011); диспозиционная концепция изучения свойств личности и индивидуальности А.И. Крупнова, в контексте которой адаптивность рассматривается как личностное свойство, детерминированное совокупностью инструментально-стилевых и содержательно-смысловых характеристик (Крупнов, 2006). Исследование проводилось в российских университетах (РУДН, МГУ, МФТИ и др.). В общую выборку вошли 212 студентов из Вьетнама (44% мужского пола и 56% - женского пола) в возрасте от 18 до 26 лет. Для изучения ценностно-смысловой направленности вьетнамских студентов были использованы «Тест смысложизненных ориентаций» (Леонтьев, 2000), «Тест направленности личности» Б. Басса (Карелин, 2007, с. 28-31), опросник «Социально-психологические установки личности в мотивационно-потребностной сфере» (О.Ф. Потемкина). При исследовании адаптивности применялся бланковый тест адаптивности А.И. Крупнова (Крупнов, Новикова, Шляхта, 2017, с. 208-210). Дизайн исследования осуществлялся в следующем порядке, все 212 студентов поэтапно выполнили представленные методики в бланковом варианте в соответствии с установленными требованиями, предъявляемыми к данным тестам. Полученные эмпирические результаты исследования подверглись математической обработке с помощью программы IBM SPSS Statistics. Использовались методы описательной статистики, t-критерий Стьюдента, кластерный анализ методом k-средних, корреляционный анализ Спирмена. Результаты исследования На первом этапе исследования были вычислены нормативные значения показателей личностных опросников для вьетнамских студентов. Ставилась задача при применении кластерного анализа установить типологию ценностно-смысловой направленности личности студентов (табл. 1). Результаты кластерного анализа показателей ценностно-смысловой направленности личности вьетнамских студентов (n = 212) [The results of the cluster analysis, n = 212] Таблица 1 Кластеры Центры кластеров для показателей Направленность на себя Направленность на общение Направленность на дело Процесс Результат Альтруизм Эгоизм Труд Свобода Власть Деньги Кластер 1 (n = 92) 6,66 7,32 13,26 6,89 6,26 5,79 4,42 5,53 5,89 2,42 2,68 Кластер 2 (n = 53) 11,67 6,5 9,44 5,94 5,67 4,61 5,83 4,33 5,56 3,78 3,72 Кластер 3 (n = 67) 6,61 11,3 9,09 6,73 5,27 5,27 4,98 5,68 5,7 3,61 3,95 Результаты показывают, что в выделенных кластерах отмечается разная доминирующая направленность. Что касается иерархии ценностных ориентаций, то во всех трех группах основной ценностью выступает процесс. После года знакомства с русским языком, людьми и культурой, вне зависимости от направленности, отмечается фиксация на процессуальной стороне деятельности, общения и поведения. Как видно из таблицы 1, в первую группу вошли 92 вьетнамских студента, у которых зафиксированы высокие значения показателей направленности на дело (13,26), а второе и третье место занимают показатели направленности на общение (7,32) и на себя (6,66). Далее в иерархии расположены ценности: процесс (6,89), результат (6,26), альтруизм (5,79), эгоизм (4,42), труд (5,53), свобода (5,89), власть (2,42) и деньги (2,68). Условно данный кластер можно обозначить как профессионально-карьерный тип ценностно-смысловой направленности, поскольку доминирующими ценностями выступают процесс и деятельность. Второй кластер включает 53 испытуемых. В данной группе наблюдаются некоторые отличия от респондентов, вошедших в первый кластер. Самое высокое место в иерархии ценностей занимает ориентация на себя (11,67). На второй позиции по степени выраженности находится ценность деятельности (9,44) и далее общения (6,5). Другие ценности выражены в следующем порядке: деньги (3,72), власть (3,78), труд (4,33), альтруизм (4,61), свобода (5,56), результат (5,67), эгоизм (5,83), процесс (5,94). Данный кластер с полным правом можно обозначить как эгоцентрический тип ценностно-смысловой направленности. И наконец, третий кластер включает 67 респондентов, у которых самые высокие значения зафиксированы по ценности общение (11,30), далее дело (9,09) и направленность на себя (6,61). Оставшиеся ценности расположены в следующей иерархии: процесс (6,73), свобода (5,70), труд (5,68), результат (5,27), альтруизм (5,27), эгоизм (4,98), деньги (3,95), власть (3,61). Данный кластер можно отнести к социально-коммуникативному ценностно-смысловому типу направленности. На следующем этапе анализировались показатели адаптивности у респондентов, представляющих разные типы ценностно-смысловой направленности, а также рассматривалась их взаимосвязь с ценностями (рис. 1, табл. 2-4). 100 80 60 40 20 Общительность Трудности в общении Неуверенность Астеничность Психо-моторные нарушения Ностальгия Отчуждаемость Адаптивность 0 Условные обозначения: · эгоцентрическая направленность; · профессионально-карьерная направленность; · социально-коммуникативная направленность Рис. 1. Выраженность показателей адаптивности у вьетнамских студентов с разными показателями ценностно-смысловой направленности [Fig. 1. Indicators of adaptability in Vietnamese students with different indicators of axiological orientation] Наиболее высокие показатели по адаптивности выявлены у респондентов с профессионально-карьерной ценностно-смысловой направленностью (рис. 1). Они более общительные, уверенные в себе, стремятся влиться в социум и меньше всего переживают негативные эмоции. По всей видимости, это обусловлено их установками. Стремление получить образование, сформировать необходимые профессиональные компетенции и в перспективе обеспечить себе быстрый ка- рьерный рост и материальное благополучие, обусловили наиболее успешную их адаптацию в российском вузе. При рассмотрении взаимосвязей показателей адаптивности и ценностей у респондентов с профессионально-карьерной направленностью установлено (табл. 2), что общий индекс адаптивности значимо коррелирует с такими ценностями как процесс, результат, альтруизм и труд. Кроме этого, ценность «результат» взаимосвязана с общительностью, а ценность «эгоизм» - с трудностями общения, неуверенностью, астеничностью и отчужденностью. Ценность «свобода» коррелирует с общительностью. Ценность «деньги» - с ностальгией, а ценность «власть» - с трудностями в общении, психомоторными реакциями, и отчужденностью. Представленные корреляции доказывают высокую степень зависимости ценностей деятельности с адаптивностью личности в данной группе вьетнамских студентов. Достаточно интересным видится факт взаимосвязи эгоизма с характеристиками адаптивности. Указанные связи свидетельствуют о том, что доминирование эгоистических побуждений в иерархии ценностей никак не способствуют адаптивности личности, а скорее снижают адаптивные ресурсы субъекта, поскольку увеличивают трудности в общении и взаимодействии, повышают неуверенность в деятельности и поведении, усиливают переживания негативного психоэмоционального фона и способствуют нарастанию отчужденности индивида. При доминировании такой ценности как власть у респондентов также наблюдается нарастание трудностей в общении, появляются психомоторные нарушения и увеличивается отчужденность, что в целом негативно сказывается на адаптивности личности. Таблица 2 Корреляции показателей адаптивности и ценностей у вьетнамских студентов c профессионально-карьерной ценностно-смысловой направленностью личности (n = 92) [Correlations of the adaptability and values indicators in Vietnamese students with the professional-career axiological orientation, n = 92] Показатели ценностно-смысловой направленности Переменные адаптивности Общительность Трудности в общении Неуверенность Астеничность Психо-моторные нарушения Ностальгия Отчужденность Адаптивность (общий индекс) Процесс 0,01 0,02 0,09 0,09 -0,09 0,01 0,03 0,22** Результат 0,16* -0,07 -0,11 -0,10 -0,10 -0,09 -0,13 0,20** Альтруизм 0,00 -0,11 0,17* 0,13 -0,07 0,10 0,06 0,17* Эгоизм 0,07 0,25** 0,16* 0,16* -0,09 0,07 0,18** -0,00 Труд -0,09 0,07 0,11 0,01 0,12 0,02 0,19** 0,20** Свобода 0,25** 0,13 0,03 0,03 0,04 0,11 0,01 0,04 Власть 0,06 0,19** -0,11 0,11 0,17* -0,15 0,17* -0,11 Деньги 0,03 0,03 0,05 -0,09 0,13 0,19** -0,19** -0,07 * p < 0,05; ** p < 0,01. Корреляции показателей адаптивности и ценностей у вьетнамских студентов c эгоцентрической ценностно-смысловой направленностью личности (n = 53) [Correlations of the adaptability and values indicators in Vietnamese students with the egocentric axiological orientation, n = 53] Показатели ценностно-смысловой направленности Переменные адаптивности Общительность Трудности в общении Неуверенность Астеничность Психо-моторные нарушения Ностальгия Отчужденность Адаптивность (общий индекс) Процесс 0,05 0,08 0,08 0,10 0,05 0,11 0,03 0,06 Результат 0,18* -0,12 -0,11 -0,10 -0,11 0,04 -0,14 0,01 Альтруизм -0,15 -0,01 -0,08 -0,19* 0,06 -0,15 -0,22** -0,09 Эгоизм -0,22** 0,10 -0,11 0,14 0,15 -0,12 -0,07 0,22** Труд 0,14 0,03 0,13 0,25** -0,08 0,13 0,15 0,12 Свобода 0,42 -0,10 -0,23** 0,11 -0,13 -0,01 0,02 0,19* Власть -0,21** 0,18* -0,02 0,13 0,11 -0,15 -0,11 -0,14 Деньги -0,15 -0,11 -0,25** -0,01 -0,10 -0,09 -0,12 0,27** * p < 0,05; ** p < 0,01. Как следует из таблицы 3, у респондентов с доминирующими эгоцентрическими ценностями несколько иначе, чем в первой группе, зафиксированы взаимосвязи составляющих адаптивности и ценностей. Так, показатель «общительность» положительно связан с ценностью «результат» и отрицательно с ценностями «эгоизм» и «власть». Чем общительнее респонденты в период адаптации, тем успешнее их результативность в учебной деятельности и взаимодействии с окружающими людьми. И, с другой стороны, для них менее актуальными становятся ценности эгоистических достижений и власть. Отрицательный показатель «трудности в общении» положительно связан с ценностью «власть». По всей видимости, чем больше вьетнамские студенты этой группы ориентированы на достижение власти, стремятся демонстрировать свои намерения окружающим, тем больше сталкиваются с непониманием окружающих, нежеланием общаться с ними на доверительном уровне. Показатель «неуверенность» отрицательно связан с такими ценностями как «свобода» и «деньги». Из чего следует, что желание иметь больше свободы в новых условиях, проявлять свою независимость от обстоятельств и других людей и владеть достаточными денежными средствами значительно вселяет уверенность в этих респондентов. Астеничность отрицательно связана с ценностью «альтруизм». Это свидетельствует о том, что вдохновение, подъем сил, желание действовать во благо других людей и другие альтруистические побуждения не совместимы с негативными психоэмоциональными переживаниями и отрицательными эмоциями. Интересным представляется факт прямой связи астеничности и ценности «труд». Из чего можно сделать вывод относительно того, что студенты этой группы не осознают выраженной потребности в трудовой деятельности. Так как труд у них вызывает негативные эмоциональные переживания. Показатель «отчужденность» отрицательно связан с ценностью «альтруизм». Это вполне видится закономерным, так как установки на помощь другим людям, участие в групповых мероприятиях с общей целью и задачами способствует улучшению взаимодействия с окружающими, облегчает процесс общения и соответственно сближает участников данного процесса нивелируя отчужденность. И наконец, показатель общий индекс адаптивности положительно взаимосвязан с такими ценностями как «эгоизм», «свобода», «деньги». Из чего следует, что в качестве основных ценностных факторов успешной адаптации этих респондентов выступают установки на свое превосходство, демонстрация своей уникальности, осознание своей личностной и социальной и материальной независимости. Таблица 4 Корреляции показателей адаптивности и ценностей у вьетнамских студентов с социально-коммуникативной ценностно-смысловой направленностью личности (n = 67) [Correlations of the adaptability and values indicators in Vietnamese students with the social-communicative axiological orientation, n = 67] Показатели ценностно-смысловой направленности Переменные адаптивности Общительность Трудности в общении Неуверенность Астеничность Психо-моторные нарушения Ностальгия Отчужденность Адаптивность (общий индекс) Процесс -0,09 0,14 -0,19* 0,10 0,10 0,04 -0,34** 0,09 Результат 0,11 0,04 -0,15 -0,03 0,09 0,09 0,00 0,12 Альтруизм 0,32** -0,11 0,14 0,12 0,11 -0,05 0,12 0,27** Эгоизм -0,23** -0,07 0,28** 0,25** 0,07 0,10 0,02 -0,35** Труд 0,13 -0,02 0,13 -0,02 -0,01 -0,14 -0,44** -0,19* Свобода 0,20** -0,05 0,11 0,19 0,15 0,01 -0,13 0,17* Власть -0,32** -0,07 -0,27** -0,15 -0,02 -0,13 -0,09 -0,12 Деньги -0,13 -0,05 0,00 -0,14 -0,02 -0,27** -0,11 -0,12 * p < 0,05; ** p < 0,01. В группе респондентов с социально-коммуникативной ценностно-смысловой направленностью во взаимозависимости показателей адаптивности и ценностей также существует определенная специфика (табл. 4). Наибольшее количество связей с ценностями продемонстрировала - «общительность». Так, на высоком уровне значимости обнаружена прямая связь этого показателя с ценностями «альтруизм» и «свобода» и обратная связь - с «эгоизмом» и «властью» (p < 0,01). Проявление ярко выраженной общительности в адаптационный период стимулирует альтруистические побуждения в деятельности, общении и поведении и способствует расширению пространства свободы. По всей видимости, установление контактов с разными людьми благодаря интенсивности общения расширяет межличностное пространство, дает ощущение свободы. В это же время происходит снижение статуса эгоистических установок и снижение ранга такой ценности как деньги. Неуверенность имеет отрицательные связи с процессом и властью и по- ложительную с эгоизмом. Чем выше уровень неуверенного поведения в социуме, тем чаще респонденты ориентированы на удовлетворение своих эгоистических потребностей и тем менее привлекательными для них становятся установки на деятельность и власть. Происходит их осознанная изоляция от других участников. Астеничность положительно коррелирует с эгоизмом (p < 0,01). Данная связь свидетельствует о том, что стремление к удовлетворению эгоистических потребностей вызывает снижение позитивного психоэмоционального тонуса. Вероятно, это может происходить из-за отсутствия возможности в полной мере удовлетворить все свои желания. Отрицательная связь ностальгии с ценностью «деньги» (p < 0,01) объясняется недостаточной материальной удовлетворенностью респондентов. Поскольку в сознании вьетнамских студентов деньги могут дать новые возможности для освоения нового мира, культуры, позволяют расширить круг друзей и тем самым способствуют нивелированию ностальгии по своей стране, семье и др. Показатель «отчужденность» имеет две статистически значимых отрицательных связи с ценностями «процесс» и «труд» (p < 0,01). Чем меньше респонденты вовлечены в разные виды деятельности, тем больше они ощущают свою изоляцию, отчужденность от социальной группы и соответственно процесс адаптации протекает менее успешно. И наконец, показатель общий индекс адаптивности положительно коррелирует с альтруизмом (p < 0,01) и со свободой (p < 0,05). Отрицательная связь на статистически значимом уровне зафиксирована с эгоизмом (p < 0,01). Из этого следует, что такая ценность как «эгоизм» в данной группе выступает существенным препятствием для успешной адаптации студентов. В то время как, ценность «альтруизм», выражающаяся в содействии и помощи окружающим в деятельности и поведении, а также осознание и ощущение свободы и независимости, значительно ускоряют процесс адаптации делая его более благоприятным и успешным. Обсуждение результатов исследования Приведенные статистические данные позволяют дифференцировать подгруппы вьетнамских студентов с разными показателями ценностной направленности и адаптивности. Респонденты с профессионально-карьерной ценностной направленностью отличаются заинтересованностью в обучении, стремлением к приобретению знаний и компетенций. Всегда нацелены на результативность, ценят свободу и справедливость. У них отмечаются высокие притязания и организаторские способности. При выполнении деятельности они планируют каждый этап, ставят ясные цели, выбирают адекватные методы, прилагают необходимые усилия для достижения результата деятельности. Эти студенты стараются добиваться высоких показателей в разных видах деятельности, стремятся хорошо учиться, осваивают дополнительные образовательные программы. В тоже время они не любят жестких ограничений в чем бы то ни было. В данной группе респондентов зафиксированы наиболее высокие показатели по адаптивности. Результаты исследования показали, что эти студенты без особых затруднений расширяют свои дружеские связи с другими студентами. Легко вписываются в новые социальные группы. Оживленно интересуются новой культурой, русскими традициями. Достаточно открыты, оптимистичны и активны. Процесс адаптации происходит активно, студенты уверенны в себе, переживают позитивные эмоции и не испытывают особых трудностей в чем-либо. Анализ данных показывает, что наиболее значимыми ценностями в данной группе вьетнамских студентов в процессе адаптации выступают процесс, результат и труд. Что и обеспечивает достижение успешной адаптации и высоких показателей в учебной деятельности этих респондентов. В тоже время такие ценности как «эгоизм», «власть» и «деньги» являются барьерами для достижения благоприятных показателей в процессе адаптации. У студентов с эгоцентрической ценностно-смысловой направленностью в качестве ведущих ценностных ориентиров процесса адаптации выступают эгоизм, свобода и деньги. Эти респонденты нацелены на удовлетворение гедонистических и материальных потребностей. Они не стремятся быть лидерами, без особого энтузиазма знакомятся с русской культурой и традициями. Чаще находятся в среде землячества, не расширяют активно контакты как с российскими, так и другими международными студентами. В учебной и научно-исследовательской деятельности они ориентированы на превосходство. Значимым фактором для них выступает не качество знаний, а возможность выделиться, стать лучше других. Они не активные участники студенческой жизни. Такие ценности как «процесс», «результат» и «труд» для них не привлекательны и соответственно не способствуют процессу адаптации данных студентов. Из представленных результатов становится очевидным, что данная группа в первую очередь ориентируется на себя. Их основные мотивы заключаются в самореализации, достижении личных целей и выделении себя среди окружающих. Таких студентов часто воспринимают как эгоистов, потому что они кажутся менее заинтересованными в других, думающими только о себе, всегда ставящими на первое место удовлетворение собственных потребностей (собственное счастье, психологические и материальные потребности). Студенты данной группы не склонны обвинять других в своих неудачах, не ждут помощи от других и хотят сделать все по-своему. Их репутация строится на характере и самостоятельности в работе. Это чрезвычайно сильные личности, которые двигаются вперед только за счет собственных сил, сами себя мотивируя и поддерживая. Типичные личностные характеристики таких людей: уверенность в себе, целеустремленность, способность сосредоточиться, организованность. Процесс адаптации для них представляется достаточно продолжительным и сложным. В группе студентов с социально-коммуникативной ценностно-смысловой направленностью в качестве основных ценностных детерминантов адаптации выступают альтруизм и свобода. Очевидно, что в данной группе доминирует направленность на общение, тогда как ориентированность на деятельность выражена в гораздо меньшей степени. Данные студенты не имеют особых личных амбиций, не эгоистичны, не стремятся конкурировать с другими. Они хотят знакомиться с новыми людьми, общаться со многими на различные темы, познавать таким образом русскую культуру, русский менталитет и образ жизни русских людей, проживающих в разных уголках страны. В групповой работе эти студенты легко получают поддержку и помощь большинства людей. Им хочется, чтобы жизнь и обучение протекали весело, главное - быть счастливым и здоровым. Однако они уделяют слишком много внимания мнению других людей и общества, и этим уменьшают шансы построить и реализовать собственные планы, личные устремления и мечты. Из сказанного можно сделать вывод, что данная группа вьетнамских студентов является экстравертированной и легко адаптируется к новой среде. Выводы Проведенное исследование на выборке вьетнамских студентов позволило доказать определенные специфические взаимосвязи показателей адаптивности и ценностно-смысловой направленности личности студентов. Установлено, что студенты с выделенными типами ценностно-смысловой направленности избирательно выстраивают индивидуальный маршрут социализации в период адаптации в российских вузах. Как показали результаты эмпирического исследования, наиболее успешными в процессе адаптации являются студенты с профессионально-карьерной направленностью. Эти студенты ориентированы на успешность в учебной деятельности и познание окружающей действительности. Поэтому у них быстрее формируются профессиональные компетенции, они легко осваивают другой этнокультурный мир за счет расширения деловых контактов и совместной деятельности. Студенты из Вьетнама с эгоцентрической ценностной направленностью ориентированы на доминирование и удовлетворение сугубо эгоистических потребностей. У них возникают трудности в общении, они испытывают изоляцию и отчужденность. Процесс адаптации представляется сложным и более длительным. Для студентов с социально-коммуникативной ценностно-смысловой направленностью наиболее значимым фактором выступает коммуникация. Эти студенты общительны, легко устанавливают контакты, быстро осваивают этнокультурные особенности российского народа и легко адаптируются, но у них возникают трудности в обучении из-за перераспределения времени в пользу коммуникации. Полученные результаты вносят вклад в разработку проблемы адаптивности личности в поликультурном пространстве и могут использоваться в качестве основы для разработки программ психологического сопровождения международных студентов в адаптационный период как в российских, так и зарубежных вузах.
Об авторах
Сергей Иванович Кудинов
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: kudinov_si@rudn.university
доктор психологических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования, заведующий кафедрой социальной и дифференциальной психологии
Миклухо-Маклая ул., 6, Москва, Россия, 117198Станислав Сергеевич Кудинов
Российский университет дружбы народов
Email: kudinov_ss@rudn.university
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры социальной и дифференциальной психологии
Миклухо-Маклая ул., 6, Москва, Россия, 117198Куе Ти Хо Во
Российский университет дружбы народов
Email: chiho20ussh@gmail.com
аспирант кафедры социальной и дифференциальной психологии
Миклухо-Маклая ул., 6, Москва, Россия, 117198Список литературы
- Анцыферова Л.И. Системный подход в психологии личности // Принцип системности в психологических исследованиях / отв. ред. Д.Н. Завалишина. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1990. С. 61-78
- Айбазова С.Р. Субъектная детерминация самореализации личности // Акмеология. 2015а. № 2 (54). С. 90-98
- Айбазова С.Р. Исследование ценностно-смысловой направленности личности // Личность в природе и обществе: Материалы межвуз. психолого-педагогич. чтений / отв. ред. А.В. Иващенко. М.: РУДН, 2015б. С. 11-16
- Барабанщиков В.А., Демидов А.А. Экспериментальная психология в России: современное состояние и перспективы развития // Экспериментальная психология. 2011. № 4(1). С. 134- 140
- Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. 301 с
- Вассерман Л.И., Беребин М.А., Косенков Н.И. О системном подходе в оценке психической адаптации // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. 1994. № 3. С. 6-24
- Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. М.: Эксмо, 2007. 416 с
- Крупнов А.И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2006. № 1. С. 63-72.
- Крупнов А.И. Диагностика свойств личности и индивидуальности. М.: Институт молодежи, 1993. 78 с.
- Крупнов А.И., Новикова И.А., Шляхта Д.А. Комплексные исследования личности: теория и практика: учеб. пособие. М.: РУДН, 2017. 220 с.
- Крупнов А.И., Новикова И.А., Шляхта Д.А. Этнопсихологические и кросс-культурные исследования свойств личности: системно-функциональный подход // Психология образования в поликультурном пространстве. 2016. № 35 (3). С. 15-25.
- Кудинов С.И., Кудинов С.С., Айбазова С.Р. Ценностно-смысловые предикторы самореализации личности. М.: РУДН, 2016. 232 с.
- Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл, 2000. 18 с.
- Леонтьев Д.А. Личностный потенциал: структура и диагностика. М.: Смысл, 2011.
- Ломов Б.Ф. Системность в психологии: избр. психол. тр. М.: Изд-во: «Моск. психол.-соц. инта»; Воронеж: МОДЭК, 2003. 442 с.
- Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной // Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие / ред. и сост. Д.Я. Райгородский. Самара, 2001. С. 641-648.
- Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М.: Горбунок, 1992. 224 с.
- Петровский В.А. Человек над ситуацией. М.: Смысл, 2010. 408 с.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды: психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. М.: Просвещение, 1969. 569 с.
- Đảng cộng sản Việt Nam. Văn kiện Đại hội toàn quốc lần thứ XI // Nhà xuất bản chính trị quốc gia, Hà Nội. 2011. 336 tr.
- Hồ Sỹ Quý. Mấy vấn đề triết học giá trị và sự biến đổi giá trị trong bối cảnh toàn cầu hóa // Nghiên cứu khoa học, Hà Nội. 2010. 200 tr.
- Huỳnh Văn Sơn và nhóm tác giả. Thực trạng kỹ năng sống của sinh viên một số Trường Đại học tại TP Hồ Chí Minh hiện nay // Đề tài khoa học Cấp Bộ, Mã số. 19.64, Hồ Chí Minh. 2010. 180 tr.
- Huỳnh văn Sơn và nhóm tác giả. Sự lựa chọn các giá trị đạo đức - nhân văn trong định hướng lối sống của sinh viên ở một số trường Đại học tại Thành phố Hồ Chí Minh trong giai đoạn hiện nay // Đề tài - Đề tài khoa học Cấp Bộ, Mã số. 19.27, Hồ Chí Minh. 2009. 190 tr.
- Nguyễn Quang Uẩn. Tâm lý học đại cương // Nhà xuất bản quốc gia Hà Nội, Hà Nội. 2010. 199 tr.
- Nguyễn Văn Bốn. Giá trị truyền thống của người Việt Nam trong giai đoạn phát triển và hội nhập // Báo hội thảo. 2013. Tr. 23-26