ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ О НОРМАТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ГОССЛУЖАЩИХ

Обложка

Аннотация


Предложено понятие нормативной направленности личности госслужащих, в котором раскрывается, как должна быть организована их мотивационно-смысловая сфера для выполнения профессиональной деятельности в соответствии с ее общественным предназначением. Исходя из приоритета общественного предназначения государственной службы, обоснована иерархическая структура нормативной направленности личности госслужащих. Ведущими в ней являются социальные мотивы, связанные с осознанием предназначения служить на благо Отечества, а также собственно профессиональные мотивы, связанные с достижением определенных ролевых позиций в деятельности. Подчиненные - материальные мотивы и мотивы саморазвития. Тем, кто готовит себя к государственной службе, необходимо иметь осознанное представление о требуемом соподчинении смыслообразующих мотивов, т.е. о нормативной направленности личности госслужащего. В исследовании приняли участие 63 студента 2-го и 4-го курсов, обучающиеся в одном из институтов управления России по специальности «Таможенное дело» и 51 студент 1-го и 2-го курсов, обучающиеся в Академии государственного управления Республики Армения, а также 4 эксперта (по два с российской и армянской стороны), имевшие многолетний опыт государственной службы. Использовалась авторская анкета закрытого типа, содержавшая перечень 18 личных целей, которыми должны руководствоваться госслужащие в своей профессиональной деятельности. Инструкция требовала вы-бора 5-и наиболее приоритетных целей. У абсолютного большинства (от 66 до 90%) российских и армянских студентов представления о должном соподчинении мотивов госслужащих не соответствовали нормативной направленности. По представлениям студентов, ведущими для госслужащих служат мотивы саморазвития, самосозидания и материальные мотивы. Соответствующие представления экспертов, имевших многолетний опыт в органах государственной службы, соответствовали нормативной направленности. Обосновывается необходимость разработки специальных психолого-педагогических программ по развитию у студентов нормативной направленности личности госслужащих.


А А Обознов

Лицо (автор) для связи с редакцией.
aao46@mail.ru
Институт психологии РАН Ярославская ул., 13, Москва, Россия, 129366

Обознов Александр Александрович - доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории психологии труда, эргономики, инженерной и организационной психологии, Институт психологии РАН (Москва, Россия).

А С Герасимова

agerasimova66@mail.ru
Белгородский государственный национальный исследовательский университет Победы ул., 85, Белгород, Россия, 308007

Герасимова Александра Сергеевна - кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой возрастной и социальной психологии, Белгородский государственный национальный исследовательский университет (Бегород, Россия).

Ю В Бессонова

farandi@mail.ru
Институт психологии РАН Ярославская ул., 13, Москва, Россия, 129366

Бессонова Юлия Владимировна - кандидат психологических наук, научный сотрудник лаборатории психологии труда, эргономики, инженерной и организационной психологии, Институт психологии РАН (Москва, Россия).

Р В Агузумцян

rvaghuzumtsyan@list.ru
Академия государственного управления Республики Армения Киевян ул., 8, Ереван, Республика Армения, 375028

Агузумцян Рубен Вазгенович - кандидат психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии управления, Академия государственного управления Республики Армения (Ереван, Армения).

Л А Петросян

laur-armen@mail.ru
Академия государственного управления Республики Армения Киевян ул., 8, Ереван, Республика Армения, 375028

Петросян Лаура Амбарцумовна - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии управления, Академия государственного управления Республики Армения (Ереван, Армения).

  • Бессонова Ю.В., Обознов А.А. Нормативная направленность профессионала как соотношение требований организации, деятельности, индивидуальности // Процедуры и методы экспериментально-психологических исследований / отв.ред. В.А. Барабанщиков. М.: Изд-во «Ин-т психологии РАН», 2016. С. 860-868.
  • Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.
  • Герасимова А.С. Ценностно-нормативная методика оценки учебной мотивации студентов // Экспериментальная психология. 2013. Т. 6. № 4. С. 96-104.
  • Деркач А.А. Актуализация потребности в личностно-профессиональном развитии государственных служащих. М.: Изд-во РАГС, 2001.
  • Залесский Г.Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. М.: МГУ, 1994.
  • Карабущенко Н.Б. Психология профессиональных элит в вузе. СПб.: Изд. дом «Алеф-Пресс», 2016.
  • Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.
  • Обознов А.А. Направленность личности профессионала: нормативный подход // Личность профессионала в современном мире / под ред. Л.Г. Дикой, А.Л. Журавлева. М.: Изд-во «Ин-т психологии РАН», 2014. С. 71-80.
  • Обознов А.А., Бессонова Ю.В., Герасимова А.С., Агузумцян Р.В., Петросян Л.А. Проблема нормативной направленности субъекта труда // Психология развития человека как субъекта труда. Развитие творческого наследия Е.А. Климова. Материалы Международной научнопрактической конференции. Москва, 12-15 октября 2016 г. / под ред. Ю.П. Зинченко, А.Б. Леоновой, О.Г. Носковой. М.: Акрополь, 2016. С. 46-49.
  • Психология профессиональной деятельности: лекции «В помощь преподавателю» / под общ. ред. А.А. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2004.
  • Рубинштейн С.Л. Пути и достижения советской психологии (О сознании и деятельности человека) // Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976. С. 135- 157.

Просмотры

Аннотация - 141

PDF (Russian) - 78


© Обознов А.А., Герасимова А.С., Бессонова Ю.В., Агузумцян Р.В., Петросян Л.А., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.