ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ О НОРМАТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ГОССЛУЖАЩИХ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Предложено понятие нормативной направленности личности госслужащих, в котором раскрывается, как должна быть организована их мотивационно-смысловая сфера для выполнения профессиональной деятельности в соответствии с ее общественным предназначением. Исходя из приоритета общественного предназначения государственной службы, обоснована иерархическая структура нормативной направленности личности госслужащих. Ведущими в ней являются социальные мотивы, связанные с осознанием предназначения служить на благо Отечества, а также собственно профессиональные мотивы, связанные с достижением определенных ролевых позиций в деятельности. Подчиненные - материальные мотивы и мотивы саморазвития. Тем, кто готовит себя к государственной службе, необходимо иметь осознанное представление о требуемом соподчинении смыслообразующих мотивов, т.е. о нормативной направленности личности госслужащего. В исследовании приняли участие 63 студента 2-го и 4-го курсов, обучающиеся в одном из институтов управления России по специальности «Таможенное дело» и 51 студент 1-го и 2-го курсов, обучающиеся в Академии государственного управления Республики Армения, а также 4 эксперта (по два с российской и армянской стороны), имевшие многолетний опыт государственной службы. Использовалась авторская анкета закрытого типа, содержавшая перечень 18 личных целей, которыми должны руководствоваться госслужащие в своей профессиональной деятельности. Инструкция требовала вы-бора 5-и наиболее приоритетных целей. У абсолютного большинства (от 66 до 90%) российских и армянских студентов представления о должном соподчинении мотивов госслужащих не соответствовали нормативной направленности. По представлениям студентов, ведущими для госслужащих служат мотивы саморазвития, самосозидания и материальные мотивы. Соответствующие представления экспертов, имевших многолетний опыт в органах государственной службы, соответствовали нормативной направленности. Обосновывается необходимость разработки специальных психолого-педагогических программ по развитию у студентов нормативной направленности личности госслужащих.

Полный текст

Введение В современном обществе предназначение государственной службы, как и любой профессиональной деятельности, включает, по крайней мере, три аспекта рассмотрения. Во-первых, рассмотрение общественного предназначения государственной службы, выраженного в социальной значимости и востребованности ее целей и результатов. Во-вторых, рассмотрение государственной службы как деятельности, результаты которой обеспечивают материальное и социальное благополучие госслужащих. В-третьих, ее предназначение в том, что она становится сферой личностного и профессионального саморазвития госслужащих, рассматриваемого не только как исходящее от них устремление, но и как требование общества (Деркач, 2001). При этом общественное предназначение целей и результатов государственной службы является приоритетным по отношению к двум другим его видам (Психология профессиональной деятельности…, 2004). Как отмечал А.Н. Леонтьев, мотивацию человека нельзя понять, рассматривая его индивидуальные потребности как первичные и основные, и упуская из виду, «…что в обществе человек находит не просто внешние условия, к которым он должен приноравливать свою деятельность, …что сами эти общественные условия несут в себе мотивы и цели его деятельности, ее средства и способы; словом, что общество производит деятельность образующих его индивидов» (Леонтьев, 1975. С. 83). Прежде всего, данное положение относится к профессиональным видам деятельности, в которых содержатся указания на мотивы, выражающие ее предназначении - общественно значимые результаты деятельности, обеспечение материального и социального благополучия включенных в деятельность людей, их личностное и профессиональное саморазвитие. Эти мотивы выполняют для человека функцию задаваемых обществом смыслообразующих ориентиров (мотивов-ориентиров) профессиональной деятельности. Для предотвращения конфликтов и достижения гармонии мотивов-ориентиров в профессиональном сознании личности требуется их определенное соподчинение. В этой связи, предлагается понятие нормативной направленности 1 личности профессионала, раскрывающее иерархию мотивов-ориентиров, в которой доминирующими являются мотивы-ориентиры общественной значимости результатов деятельности (Обознов, 2014; Обознов с соавт., 2016). В данном понятии раскрывается общий принцип организации в профессиональном сознании человека мотивов-ориентиров деятельности. Такая организация может приобретать особенности, порождаемые спецификой целей, содержания и результатов профессиональной деятельности. В исследовании нормативной направленности личности спасателей МЧС установлен следующий состав мотивов-ориентиров: спасение жизни пострадавших, оказание им медицинской и психологической помощи; устранение последствий чрезвычайных ситуаций; обеспечение спасателями собственной безопасности в процессе деятельности. В соответствии с сформулированным ранее общим принципом, нормативная направленность личности спасателей предполагает, что доминирующими служат мотивы-ориентиры спасения жизни людей, оказания им медицинской и психологической помощи в сочетании с устранением последствий чрезвычайных ситуаций. Необходимым и обязательным условием решения этих задач является обеспечение спасателями личной безопасности: нарушение правил безопасности может привести не только к травмам самих спасателей, но и невозможности оказания помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях (Бессонова, Обознов, 2016). Нормативная направленность личности госслужащих Обращение к понятию нормативной направленности личности госслужащих диктуется необходимостью соподчинения и гармонизации мотивов-ориентиров их профессиональной деятельности. Исходное (родовое) - понятие направленности личности, введенное в отечественную психологию для объяснения феномена устойчивой устремленности мыслей, чувств, желаний, фантазий и поступков. Считается, что такая устремленность есть следствие доминирования ведущих мотивов: доминирование социальных мотивов обусловливает направленность личности «на других», эгоцентрических мотивов - «на себя», праксических - «на дело» (Божович, 1968). Сходство понятий направленности личности и нормативной направленности личности госслужащих состоит в том, что в них фиксируются два общих момента: - наличие в мотивационно-смысловой сфере личности ведущих и подчиненных мотивов; - доминирование ведущих мотивов в придании устойчивой направленности активности личности. Различие этих понятий состоит в следующем. В понятии направленности личности отражен феномен, зафиксированный эмпирическими методами и показывающий, какой бывает направленность личности. В понятии нормативной направленности личности госслужащих отражен образец соподчинения мотивовориентиров, выполняющих для госслужащих функцию придания смысла их профессиональной деятельности. В результате проведенных в Российской академии государственной службы исследований мотивационно-смысловой сферы госслужащих были выявлены следующие группы мотивов-ориентиров: социальные мотивы, материальные мотивы, мотивы самосозидания и саморазвития, мотивы безусловной самозащиты и самосохранения, собственно профессиональные мотивы (Психология профессиональной деятельности…, 2004). Данные группы мотивов-ориентиров присущи, по мнению авторов этих исследований, любому субъекту профессиональной деятельности. Для деятельности госслужащего принципиальное значение имеет как групповая, так и внутригрупповая иерархия мотивов-ориентиров. В соответствии с общим принципом соподчинения мотивов-ориентиров, ведущими в нормативной направленности госслужащих являются социальные мотивы-ориентиры, связанные с осознанием служить и трудиться на благо Отечества, способствовать социальному благополучию, стремлением внести свой вклад в развитие общества, государства, а также собственно профессиональные мотивы, связанные с достижением определенных ролевых позиций в деятельности - лидер, организатор, исполнитель. Подчиненные - материальные мотивы плюс мотивы-ориентиры самосовершенствования, самосозидания и мотивы-ориентиры безусловной самозащиты и самосохранения. Предложенная иерархическая структура нормативной направленности личности госслужащих выполняет функцию образца для соподчинения в профессиональном сознании госслужащих мотивов-ориентиров государственной службы. Подчеркнем, что такое соподчинение мотивов-ориентиров означает не «подавление» одних групп мотивов другими, а их гармонизацию: доминирующие мотивы-ориентиры задают границы (включая нравственные), в рамках которых могут быть реализованы подчиненные мотивы-ориентиры. Например, устремления, порождаемые мотивами самосовершенствования и самосозидания, реализуются в границах, задаваемых социальными и профессиональными мотивами-ориентирами. Результаты эмпирического исследования студентов о нормативной направленности личности госслужащих Актуальность исследования. Становление нормативной направленности личности госслужащих следует считать одной из важнейших задач их профессионального развития, по крайней мере, не менее важной, чем овладение профессиональными компетенциями и формирование профессионально-важных качеств. Эта задача приобретает особую актуальность на этапе профессионального обучения студентов в профильных учебных заведениях, готовящих будущих сотрудников государственной службы. Решение данной задачи предполагает формирование у них осознанных представлений о нормативной направленности личности госслужащих. Можно полагать, что специфика современных социально-экономических условий нашей страны обусловливает доминирование в этих представлениях мотивов-ориентиров материального благополучия, а не социальных мотивов-ориентиров, выражающих общественное предназначение государственной службы. Косвенным подтверждением тому служат результаты исследования представлений студентов вузов об элите. Им предлагалось в свободной форме перечислить качества, которыми должны обладать представители профессиональной элиты. Наиболее часто указывались качества, развитие которых связано с учебно-профессиональными мотивами - новые знания, умения, навыки, развитие интеллекта, культуры личности и др. Далее, в порядке убывания по частоте, указывались личностные качества (коммуникабельность, целеустремленность и др.), становление их связано с мотивами саморазвития и личностного роста, и лишь в последнюю очередь - качества связанные с мотивами общественного предназначения профессии (служение обществу и др.). Автор исследования делает вывод, что современная студенческая молодежь отдает предпочтение элите «знания», а не элите «достоинства» и подчеркивает необходимость воспитания патриотизма и служения своему народу со студенческой скамьи (Карабущенко, 2016). Отметим, что, несмотря на обширное количество публикаций по проблеме мотивации сотрудников государственной службы, тема представлений о нормативной направленности личности госслужащих остается практически неразработанной. Цель исследования заключалась в выявлении представлений студентов профильных вузов о нормативной направленности личности госслужащих. Методика. Использовалась авторская анкета (А.С. Герасимова, А.А. Обознов) закрытого типа, содержавшая перечень личных целей, которыми госслужащие должны руководствоваться в своей профессиональной деятельности. Эти цели выражали содержание трех групп мотивов-ориентиров, образующих иерархическую структуру нормативной направленности личности госслужащих: общественного предназначения, обеспечения материального и социального благополучия, личностного и профессионального саморазвития. Образец анкеты Специальность _ Курс обучения _ Возраст _ Пол_ Инструкция: отметьте, пожалуйста, какими личными целями должны руководствоваться в своей профессиональной деятельности сотрудники государственной (таможенной) службы. Для этого: - сначала внимательно прочтите весь перечень личных целей; - выберите и обведите порядковые номера пяти приоритетных личных целей, которыми, по вашему мнению, должны руководствоваться сотрудники государственной (таможенной) службы; - при необходимости впишите свой вариант ответа (личную цель). Перечень личных целей. 1. Похвалы непосредственного начальника, вышестоящего руководства. 2. Материальное вознаграждение, премия. 3. Положительные отзывы людей о своей службе. 4. Положительные отзывы о государственной (таможенной) службе в прессе, Интернете, на телевидении, других СМИ. 5. Овладение новыми способами, средствами решения служебных задач. 6. Развитие личностных профессионально-важных качеств (стрессоустойчивость, ответственность, гибкость, быстрота принятия решения и др.). 7. Положительные отзывы сослуживцев. 8. Достойная пенсия. 9. Лучше узнать свои сильные и слабые стороны. 10. Удовлетворять познавательный интерес по отношению к жизни, людям, службе. 11. Оказывать влияние на развитие и благополучие общества. 12. Изменить что-то к лучшему в работе государственной (таможенной) службы. 13. Повышение по службе. 14. Материальное благополучие семьи (жилье, отпуск, учеба детей). 15. Переживание позитивных эмоций от службы и ее результатов. 16. Найти свое профессиональное призвание. 17. Выполнять предназначение сотрудника государственной (таможенной) службы. 18. Наладить деловые отношения с сослуживцами, непосредственным начальником. Ваш вариант _ Ключ к анкете. Цели, выражающие мотивы-ориентиры: - общественного предназначения государственной службы (3, 4, 11, 12, 17, 18); - обеспечения материального и социального благополучия (1, 2, 7, 8, 13, 14); - личностного и профессионального саморазвития (5, 6, 9, 10, 15, 16). Выборка. В исследовании приняли участие студенты 2-го (32 человека) и 4-го (31 человек) курсов одного из институтов управления России, обучающиеся по специальности «Таможенное дело» (всего 63 человека), и студенты 1-го и 2-го курсов, обучающиеся в Академии государственного управления Республики Армения (всего 51 человек). Уровень владения русским языком армянскими студентами был достаточным для понимания содержания инструкции, вопросов анкеты и осмысленных ответов на них. Привлечение к исследованию студентов двух стран объясняется предположением о доминирующем влиянии сходных социально-экономических условий в этих странах на представления студентов о нормативной направленности личности госслужащих. В исследовании приняли участие 2 российских эксперта (главный таможенный инспектор областной таможни и преподаватель института управления с 20-летним стажем подготовки специалистов таможенной службы) и 2 армянских эксперта (сотрудник государственной службы со стажем работы на госслужбе 21 год и преподаватель Академии государственного управления с 25-летним стажем подготовки госслужащих). Эксперты после выбора пяти приоритетных личных целей дополнительно их ранжировали по степени значимости. Результаты. В таблице 1 представлены данные о пяти приоритетных (наиболее часто выбираемых) личных целях, которыми, по мнению студентов России и Армении, должны руководствоваться госслужащие. Как следует из данных (см. табл. 1), независимо от страны обучения первые 3-4 позиции по частоте выбора занимают те личные цели, которые выражают мотивы-ориентиры материального и социального благополучия госслужащих, их самосовершенствования и самосозидания. Личные цели, выражающие мотивы-ориентиры общественного предназначения государственной службы, занимают последние позиции. Интересно, что в российской выборке данная тенденция сохраняется от 2-го к 4-му курсу обучения в институте управления. Например, личные цели, выражающие мотивы-ориентиры самосовершенствования и самосозидания, указываются российскими и армянскими студентами в числе приоритетных для госслужащих в два и более раз чаще, чем личные цели, выражающие мотивы-ориентиры общественного предназначения службы. Особо следует отметить, что цель «Выполнять предназначение сотрудника государственной (таможенной) службы» (п. 17 анкеты) вообще не представлена в табл. 1, так как ее включали в число приоритетных целей относительно небольшое количество респондентов - 34% второкурсников и 28% четверокурсников института управления (Россия), а также 10% студентов начальных курсов Академии государственного управления (Армения). Таблица 1 Приоритетные личные цели, которыми, по представлениям студентов, должны руководствоваться сотрудники государственной службы [Personal priority goals that should guide civil servants according to students] № п/п Институт управления (Россия), специальность «Таможенное дело» Академия государственного управления (Армения), 1-2 курсы 2 курс 4 курс 1 Развитие личностных профессионально-важных качеств - 78% Развитие личностных профессионально-важных качеств - 78% Развитие личностных профессионально-важных качеств - 65% 2 Материальное благополучие семьи (жилье, отпуск, учеба детей) - 69% Материальное благополучие семьи (жилье, отпуск, учеба детей) - 66% Овладение новыми способами и средствами решения служебных задач - 55% 3 Найти свое профессиональное призвание - 44% Материальное вознаграждение, премии - 41% Лучше узнать свои сильные и слабые стороны - 47% 4 Повышение по службе - 40% Найти свое профессиональное призвание - 38% Изменить что-то к лучшему в работе государственной службы - 45% 5 Оказывать влияние на развитие и благополучие общества - 38% Положительные отзывы от людей о своей службе - 34% Оказывать влияние на развитие и благополучие общества - 37% Примечание. Цифры обозначают частоту выбора данной цели респондентами (в процентах); курсивом выделены цели, выражающие мотивы общественного предназначения государственной службы. Таким образом, представления подавляющего большинства опрошенных студентов не отвечают содержанию понятия нормативной направленности личности госслужащих. Это означает, что для студентов государственная служба имеет смысл, прежде всего, как активность по обеспечению материального и социального благополучия, и сфера личностного и профессионального роста. Общественное предназначение государственной службы приобретает, по сути, подчиненный смысл. Можно полагать, что выявленные представления студентов связаны со спецификой их профессионального становления на этапе обучения в вузах. На этом этапе перед студентами в качестве главных задаются цели овладения знаниями, умениями и компетенциями, развития личностных и иных профессионально-важных качеств, необходимых для выполнения будущей деятельности. Нельзя исключить и того, что некоторые студенты исходно руководствовалась мотивами престижности профессий госслужащих, либо мотивами поиска своего профессионального призвания опытным путем, не планируя в дальнейшем работать в сфере государственной службы. Кроме того, приоритетность материальных мотивов определяется, о чем упоминалось ранее, и даже задается идеологическими установками обществ рыночного типа, к которым относятся Россия и Армения. В этих условиях значимость личных целей, выражающих мотивы-ориентиры общественного предназначения государственной службы, снижается. Представления российских и армянских экспертов, в отличие от студентов, соответствуют понятию нормативной направленности личности госслужащих (табл. 2). Таблица 2 Приоритетные личные цели, которыми, по представлениям экспертов, должны руководствоваться сотрудники государственной службы [Personal priority goals that should guide civil servants according to experts] № п/п Государственная (таможенная) служба (Россия) Государственная служба (Армения) Главный таможенный инспектор Преподаватель института управления России Сотрудник госслужбы Преподаватель академии госслужбы Армении 1 Выполнять предназначение сотрудника таможенной службы Выполнять предназначение сотрудника таможенной службы Выполнять предназначение сотрудника госслужбы Возможность изменить что-то к лучшему в работе госслужбы 2 Оказывать влияние на общественное развитие и благополучие Найти свое профессиональное призвание Оказывать влияние на общественное развитие и благополучие Удовлетворять познавательный интерес по отношению к жизни, людям, службе 3 Возможность изменить что-то к лучшему в работе таможенной службы Стремление постоянного обучения, повышения квалификации Возможность изменить что-то к лучшему в работе госслужбы Выполнять предназначение сотрудника госслужбы 4 Повышение по службе Развитие личностных профессионально важных качеств Обеспечить материальное благополучие семьи (жилье, отпуск, учеба детей и др.) Положительные отзывы о государственной службе в прессе, Интернете, на телевидении, других СМИ 5 Обеспечить материальное благополучие семьи (жилье, отпуск, учеба детей и др.) Обеспечить материальное благополучие семьи (жилье, отпуск, учеба детей и др.) Удовлетворять познавательный интерес по отношению к жизни, людям, службе Обеспечить материальное благополучие семьи (жилье, отпуск, учеба детей и др.) Примечание. Курсивом выделены цели, выражающие мотивы общественного предназначения государственной службы. Согласно представлениям экспертов, личные цели, которые выражают социальные и собственно профессиональные мотивы, должны быть для госслужащих ведущими в направленности их личности. Так, по представлениям экспертов, личная цель «Выполнять предназначение сотрудника государственной (таможенной) службы», должна иметь для госслужащих более высокий приоритет по сравнению с целями, выражающими мотивы самосовершенствования и самосозидания, а также материальные мотивы. Таким образом, понятие нормативной направленности личности госслужащих получило эмпирическое подтверждение в соответствующих представлениях российских и армянских экспертов. Это соответствие особенно выражено у экспертов, непосредственно включенных в деятельность госслужащих - главного таможенного инспектора одной из областных таможен (Россия) и сотрудника государственной службы (Армения). Обсуждение результатов. Результаты проведенного эмпирического исследования показали, что в представлениях российских и армянских студентов профильных вузов государственная служба осмысливается как сфера деятельности, прежде всего связанная с реализацией мотивов собственного материального и социального благополучия, самосовершенствования и самосозидания. Поэтому актуальная задача состоит в разработке специальных психолого-педагогических программ по развитию у студентов осознанных представлений о нормативной направленности личности госслужащих, реализующей основополагающее предназначение государственной службы - обеспечение защиты интересов страны и ее граждан. Методологической основой этих программ служит положение, что опираясь на общественное предназначение задач, поставленных перед человеком, необходимо поднимать на более высокий (общественный) уровень мотивы, которыми он руководствуется при их решении (Рубинштейн, 1976). Однако само по себе включение человека в решение общественно значимых задач есть необходимое, но еще недостаточное условие для развития у него более высокого, общественного уровня смыслообразующих ведущих мотивов деятельности. Необходимы его осознанные усилия по нахождению, открытию для себя и устойчивому сохранению общественного смысла профессиональных задач, особенно при выполнении достаточно характерных для многих видов государственной службы повторяющихся заданий, субъективно воспринимаемых как однообразные и рутинные. В этой связи, заслуживает внимания предложенный Г.Е. Залесским (Г.Е. Залесский, 1994) ценностно-нормативный метод изучения усвоения и применения человеком общественно выработанных ценностей и норм при выборе целей, действий и поступков в различных жизненных ситуациях. Данный экспериментальный метод включает систему последовательных заданий проблемного типа, требующих ценностно-смысловой ориентировки - соотнесения осуществляемого выбора с его возможными ценностно-смысловыми основаниями. Эти основания заранее отбираются человеком самостоятельно, либо задаются ему. Метод обладает диагностическим и формирующим потенциалом, позволяя не только выявлять способы ценностно-смысловой ориентировки, но и обучать им человека. Эффективность ценностно-нормативного метода была подтверждена в исследовании способов ценностно-нормативной ориентировки студентов в ситуациях подготовки и публичной защиты выпускных квалификационных работ (Герасимова, 2013). Ценностно-нормативный метод может быть использован для формирования у студентов представлений о нормативной направленности личности госслужащих. Мотивы-ориентиры деятельности госслужащих - социальные, материальные, самосозидания и саморазвития, самозащиты и самосохранения, собственно профессиональные мотивы - задаются студентам в качестве возможных ценностно-смысловых оснований для принятия решений в процессе выполнения типовых профессиональных задач. При этом студенты должны соподчинять мотивы-ориентиры, выбираемые в качестве ценностно-смысловых оснований своих решений. Сравнение соподчиненности мотивов-ориентиров, предложенной студентами, с той, которая зафиксирована в нормативной направленности личности госслужащих, создает необходимые предпосылки для формирования у студентов указанных представлений. Выводы 1. В понятии нормативной направленности личности госслужащих отражен образец (норма) иерархической организации их мотивационно-смысловой сферы, соответствующей общественному предназначению государственной службы. Ведущими в нормативной направленности являются социальные и собственно профессиональные мотивы-ориентиры, подчиненными мотивами-ориентирами - материальные, а также самосовершенствования и самосозидания. 2. У большинства обследованных российских и армянских студентов, обучающихся по профилю государственной службы, представления о том, какими должны быть ведущие мотивы-ориентиры государственной службы, не соответствуют нормативной направленности личности госслужащих. По представлениям студентов, ведущими для госслужащих должны быть материальные мотивы-ориентиры, а также мотивы-ориентиры самосовершенствования и самосозидания. 3. У российских и армянских экспертов с многолетним опытом работы в органах государственной службы представления о ведущих мотивах-ориентирах государственной службы соответствуют нормативной направленности личности госслужащих. 4. Разработка специальных психолого-педагогических программ по формированию представлений о нормативной направленности личности госслужащих - актуальная научно-практическая задача.

×

Об авторах

А А Обознов

Институт психологии РАН

Автор, ответственный за переписку.
Email: aao46@mail.ru

Обознов Александр Александрович - доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории психологии труда, эргономики, инженерной и организационной психологии, Институт психологии РАН (Москва, Россия).

Ярославская ул., 13, Москва, Россия, 129366

А С Герасимова

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Email: agerasimova66@mail.ru

Герасимова Александра Сергеевна - кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой возрастной и социальной психологии, Белгородский государственный национальный исследовательский университет (Бегород, Россия).

Победы ул., 85, Белгород, Россия, 308007

Ю В Бессонова

Институт психологии РАН

Email: farandi@mail.ru

Бессонова Юлия Владимировна - кандидат психологических наук, научный сотрудник лаборатории психологии труда, эргономики, инженерной и организационной психологии, Институт психологии РАН (Москва, Россия).

Ярославская ул., 13, Москва, Россия, 129366

Р В Агузумцян

Академия государственного управления Республики Армения

Email: rvaghuzumtsyan@list.ru

Агузумцян Рубен Вазгенович - кандидат психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии управления, Академия государственного управления Республики Армения (Ереван, Армения).

Киевян ул., 8, Ереван, Республика Армения, 375028

Л А Петросян

Академия государственного управления Республики Армения

Email: laur-armen@mail.ru

Петросян Лаура Амбарцумовна - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии управления, Академия государственного управления Республики Армения (Ереван, Армения).

Киевян ул., 8, Ереван, Республика Армения, 375028

Список литературы

  1. Бессонова Ю.В., Обознов А.А. Нормативная направленность профессионала как соотношение требований организации, деятельности, индивидуальности // Процедуры и методы экспериментально-психологических исследований / отв.ред. В.А. Барабанщиков. М.: Изд-во «Ин-т психологии РАН», 2016. С. 860-868.
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.
  3. Герасимова А.С. Ценностно-нормативная методика оценки учебной мотивации студентов // Экспериментальная психология. 2013. Т. 6. № 4. С. 96-104.
  4. Деркач А.А. Актуализация потребности в личностно-профессиональном развитии государственных служащих. М.: Изд-во РАГС, 2001.
  5. Залесский Г.Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. М.: МГУ, 1994.
  6. Карабущенко Н.Б. Психология профессиональных элит в вузе. СПб.: Изд. дом «Алеф-Пресс», 2016.
  7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.
  8. Обознов А.А. Направленность личности профессионала: нормативный подход // Личность профессионала в современном мире / под ред. Л.Г. Дикой, А.Л. Журавлева. М.: Изд-во «Ин-т психологии РАН», 2014. С. 71-80.
  9. Обознов А.А., Бессонова Ю.В., Герасимова А.С., Агузумцян Р.В., Петросян Л.А. Проблема нормативной направленности субъекта труда // Психология развития человека как субъекта труда. Развитие творческого наследия Е.А. Климова. Материалы Международной научнопрактической конференции. Москва, 12-15 октября 2016 г. / под ред. Ю.П. Зинченко, А.Б. Леоновой, О.Г. Носковой. М.: Акрополь, 2016. С. 46-49.
  10. Психология профессиональной деятельности: лекции «В помощь преподавателю» / под общ. ред. А.А. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2004.
  11. Рубинштейн С.Л. Пути и достижения советской психологии (О сознании и деятельности человека) // Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976. С. 135- 157.

© Обознов А.А., Герасимова А.С., Бессонова Ю.В., Агузумцян Р.В., Петросян Л.А., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах