АНТИЧНЫЕ ОСНОВАНИЯ ЕДИНСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Обложка

Аннотация


Под единством образования автор статьи понимает его представление в качестве особого способа существования, т.е. стирание различия между онтологической и антропологической трактовками феномена. Предполагается, что такой подход позволяет адекватно определить философский смысл категории образования, не связывая его исключительно с философским рассмотрением практики обучения и воспитания. Автор также указывает на наличие в истории европейской философии связи между идеей единства мира и идеей образования человека как процесса постепенного приближения к его истинному и завершенному образу. Несмотря на то, что наиболее значимой для современного понимания образования остается его разработка в немецкой классической философии, автор стремится показать перспективность обращения к античной философской традиции, предложившей первую концептуализацию образования, связанную с особой онтологической позицией. Автор обращает внимание на постепенное становление представлений о системном характере бытия, связывая его с исходной дидактической установкой греческих философов. Также на примере этики Аристотеля, подчеркивается единство внешне разделенных путей становления человека. Автор приходит к выводу о необходимости принимать во внимание связь представлений об образовании с характерным стремлением построить философскую теорию мира, все элементы которого объединены в единую систему. По его мнению, это позволит определить действительный философско-педагогический смысл пересмотра классической философской традиции, предпринятого новейшей философией.


Александр Евгеньевич Крикунов

Лицо (автор) для связи с редакцией.
akr1975@mail.ru
Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина ул. Коммунаров, 28, Елец, Россия, 399770

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры философии и социальных наук Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина (Елец, Россия)

  • Аристотель. Сочинения: в 4-х т. Т. 4. М.: Мысль, 1983.
  • Вербицкий А.А. Воспитание в современной образовательной парадигме // Педагогика. 2016. № 3. С. 3-16.
  • Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Книга вторая. СПб.: Наука, 1994.
  • Карпов А.О. Культурно-историческая эпистема образования: от античности до общества знаний // Вопросы философии. 2016. № 1. С. 5-16.
  • Кассен Б. Эффект софистики. М.; СПб.: Московский философский фонд, Университетская книга, Культурная инициатива, 2000.
  • Лессинг Г. Воспитание человеческого рода // Лики культуры: Альманах. Т. 1. М.: Юрист, 1995. С. 479-499.
  • Мейдер В.А., Громова Е.А. Пайдейя и алетейя: очерки философии образования. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2007.
  • Ортега-и-Гассет Х. Две главные метафоры. К двухсотлетию Канта // Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. С. 463-481.
  • Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. М.: Высш. шк., 2004.
  • Фрагменты ранних греческих философов. Ч. I. М.: Наука, 1989.
  • Aristotle. Nicomachean Ethics. Cambridge, 1999.
  • Dewey J. Democracy and education. An introduction to the philosophy of education. New York: The Macmillan Company, 1916.
  • Gadamer H.-G. Hermeneutik I. Wahrheit und Methode. Grundzüge einer philosophischen Hermeneutik. Tübingen: Mohr Siebeck, 1990.
  • Heidegger M. Gesamtausgabe. Band 54. Parmenides. Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann Verlag, 1992.
  • Heidegger M. Überwindung der Metaphysik // Heidegger M. Gesamtausgabe. Band 7. Vorträge und Aufsätze (1936-1953). Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann Verlag, 2000. S. 67-98.
  • Henn M.J. Parmenides of Elea. A Verse Translation with Interpretative Essays and Commentary to the Text. Westport: Praeger Publishers, 2003.
  • Jaeger W. Paideia. Die Formung des griechischen Menschen. Berlin, New York, 1989.

Просмотры

Аннотация - 140

PDF (Russian) - 560


© Крикунов А.Е., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.