INVENTORY FOR ASSESSMENT OF SOCIO-PERCEPTUAL ATTITUDE: PSYCHOMETRIC CHARACTERISTICS AND FEATURES OF USE

Abstract


Socio-perceptual attitude is defined as a predisposition of the subjects of communication to perceive, assess, and act in relation to each other in a certain way. The functions of social-perceptual attitudes are social adaptation (utilitarian function), cognitive function, expression and evaluation, and psychological protection. Author’s technique of diagnostics of social-perceptual attitude of a person in relation to other people is presented in the article. The inventory uses the proverbs of the peoples of the world as test material. The results of psychometric testing indicate the reliability and validity of the technique.High scores on the technique results indicate the individual’s characteristics such as willingness to trust, to help, and to notice positive experiences; the ability to see the positive potential; faith in people’s ability to develop and achieve better results; emotional acceptance, benevolence, and empathy.The average scores indicate the subject’s desire for close and trusting relationships, cooperation, sincerity; willingness to understand another person; desire to take into account individual psychological features of other people; contradictions with others are either absent or are resolved constructively.Low scores indicate that, in relation to others, the subject is characterized by the following: suspicion, anticipation of negative attitude to themselves, willingness to see the negative manifestations in the behavior of others, ignoring of their successes and achievements; emotional rejection, criticism, irony, malice; accusations against the others used to justify their own negative actions (aggression) against said others.The author’s technique can be used in solution of the problem of psycho-diagnostics and therapy in order to optimize communication and interpersonal relations: achieve mutual understanding and cooperation, develop a constructive mutually beneficial solution, overcome the desire to criticize others.


ВведениеВ условиях глобализации, социально-экономических и политических про- цессов, происходящих в современном обществе и носящих нередко деструктив-ный характер, одной из значимых становится проблема оптимизации общения и межличностных отношений. Необходимость взаимопонимания, выработки общих точек зрения, принятия обоюдовыгодных решений служат условиями со- вместной жизнедеятельности и выживания людей. К сожалению, данный подход не является доминирующим. Недоверие, стремление к противостоянию, крити- ческое отношение к другим и ожидание ответного негативизма настолько рас- пространены в мире, что порой выходят за рамки здравого смысла.В этой связи актуальным становится выявление путей и механизмов, обеспе- чивающих характер взаимодействия людей. В качестве одного из таких механиз- мов, лежащих в основе поведения, в том числе и коммуникативного, лежат пси- хологические установки, и прежде всего те, которые обусловливают характер / тип восприятия другого. В частности, на взгляд авторов, можно говорить о так называемой социально-перцептивной установке по отношению к другим людям. Рассмотривая особенности данной установки и методики ее диагностики напо- минаем, что термин «установка», как известно, был введен немецким психологом Л. Ланге в ходе исследования особенностей восприятия и впоследствии был рас- пространен на всю психическую деятельность человека. Согласно определению, Г. Олпорта, установка - это «психическое состояние готовности, возникающее на основе предыдущего опыта и осуществляющее управляющее воздействие на поведенческие акты (реакции) индивида по отношению к ситуациям и объектам, с которыми он оказывается связанным» (Петровский, Шпалинский, 1978, с. 88). Более точное (на взгляд авторов) определение установки дает Д.Н. Узнадзе, рас- сматривая ее как целостное динамическое состояние готовности к определенной активности, которое обусловливается факторами потребности субъекта и соот- ветствующей объективной ситуацией (Узнадзе, 1901). Современное содержатель- ное определение установки, базирующееся на деятельностном подходе, предла- гает А.Г Асмолов: «Установка - готовность, предрасположенность субъекта, воз- никающая при предвосхищении им появления определенного объекта и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятель- ности по отношению к данному объекту» (Асмолов, 2005, с. 32).Необходимо различать понятия «социальная установка» и «перцептивная уста- новка» (Асмолов, Ковальчук, 1977). Понятию социальной установки в западной психологии соответствует термин “attitude” (установка по Д.Н. Узнадзе обозна- чается “set”). В социальную психологию термин «аттитюд» был введен польски- ми психологами У. Томасом и Ф. Знанецким в 1918 г., изучавшим адаптацию польских крестьян, эмигрировавших из Европы в Америку. Согласно их опреде- лению социальная установка - это психологическое переживание индивидом значимости или ценности социального объекта. По их мнению, установка всегда есть чье-то состояние, содержащее отношение к чему-то (Tomas, Znaniecki, 1918). Рассматривая проблему регуляции социального поведения как ключевую для со- циальной психологии, они считали, что социальная психология - это наука об аттитюдах, поскольку именно социальная (а не индивидуальная или общая) пси- хология призвана изучать «субъективную сторону культуры» (Шихирев, 1985, с. 29).В Оксфордском толковом словаре по психологии социальная установка рас- сматривается как термин, используемый в нескольких контекстах для обозначе- ния любой установки, которая может характеризоваться как социальная по про- исхождению или способу проявления: 1) установка, которая лежит в основе тен- денции человека вести себя с другими людьми определенным образом;определенная модель убеждений, общих для группы людей или общества;личное убеждение, приобретенное в результате процесса социализации (Ребер, 2002).В свою очередь, перцептивная установка, согласно А. Маклакову, - это «го- товность воспринимать то, что вы ожидаете увидеть» (Маклаков, 2008, с. 153). Как видим, перцептивная установка ни дифференцируется по объектам. В силу особой значимости «человека» как объекта восприятия имеет смысл, на взгляд авторов, говорить о социально-перцептивной установке.Социально-перцептивная установка определяется авторами как предрасполо- женность субъектов общения воспринимать, оценивать и действовать по отно- шению друг к другу определенным образом. Социально-перцептивная установка практически всегда проявляется у субъектов в ситуациях общения и межличност- ных отношений, выступая одной из составляющих когнитивного компонента культуры отношения людей друг к другу. В отличие от стереотипов, которые но- сят глобальный характер (распространяются не только на восприятие людей с учетом их национальности, профессии, религиозной принадлежности и др., но и на оценку явлений), социально-перцептивная установка носит более частный (проявляется к людям) и более лабильный характер (зависит от обстоятельств и ситуации).Данная установка формируется на основе предыдущего опыта общения с людь- ми и выполняет следующие функции:социально приспособительную (утилитарную): обусловливает заранее опреде- ленное поведение субъектов по отношению друг к другу;когнитивную: упрощает взаимную ориентацию на основе сложившегося мне- ния друг о друге;экспрессивно-оценочную: проявляется в специфических эмоционально окра- шенных мнениях и высказываниях в адрес друг друга;психологической защиты: предохраняет субъектов от внутренних конфликтов, поддерживает их самооценку.Социально-перцептивная установка может быть положительной (позитивной), отрицательной (негативной) и неустойчивой (неопределенной); проявляться в отношениях к людям, с которыми человек взаимодействует, а также может носить глобальный характер, проявляться в целом к людям и миру, накладывая отпечаток на все поведение человека. Этому есть определенные предпосылки. Согласно Э. Эриксону (2000), уже на первом году жизни у ребенка складывается либо «ба- зисное доверие», либо «базисное недоверие» к матери, другим людям, окружаю- щему миру, которое в значительной степени влияет на его последующую жизнь.В ситуации недоверия к миру, человек живет с представлением о том, что мир и окружающие его люди злые и вряд ли от них можно ожидать что-либо хорошее, в силу чего во всех жизненных ситуациях он ждет от других проявления негати-визма в свой адрес и готовится к ответным защитным действиям. Накапливая определенный жизненный опыт, человек может со временем прийти к пониманию того, что мир и другие люди могут быть добры к нему и с ними можно иметь дело, в том числе проявлять ответное доброжелательное отношение, но подобная сме- на социально-перцептивной установки может растянуться на многие годы.В качестве примера глобальной позитивной социально-перцептивной уста- новки по отношению к людям можно привести поведение Иешуа из романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Иешуа называет всех окружающих добры- ми людьми: как самого прокуратора («Добрый человек, поверь мне!»), так и тех людей, которые его оклеветали («Эти добрые люди… ничему не учились и все перепутали»), а также палача кентуриона Марка по прозвищу Крысобой («А вот, например, кентурион Марк, его прозвали Крысобоем, - он - добрый? Да, - от- ветил арестант, - он, правда, несчастливый человек»).Несомненно, человеку необходимо проявлять осторожность и внимательность в межличностных отношениях, понимать, что люди могут быть разными. Никог- да не бывает лишним узнать дополнительную информацию о человеке из разных источников, и по крайней мере, хотя бы внешне для начала не проявлять нега- тива, постараться найти общие точки соприкосновения и затем принимать ре- шение о возможности или невозможности и характере дальнейших отношений. К сожалению, люди в ряде случаев изначально проявляют негативную социаль- но-перцептивную установку по отношению к окружающим, что затрудняет кон- структивное взаимодействие и мешает им как в личных отношениях, так и в со- вместной деятельности (учебной, трудовой и др.).Таким образом, важное психопрофилактическое и психокоррекционное зна- чение имеет диагностика социально-перцептивной установки. В частности, одной из наиболее известной является методика измерений родительских установок и реакций (опросник PARY, авторы E. Шефер, Р. Белл). Также можно отметить ме- тодику «Определение деструктивных установок в межличностных отношениях» (автор В.В. Бойко), предназначенную для выявления негативных коммуникатив- ных видов установок личности по отношению к другим людям. К данным видам установок относятся: завуалированная жестокость в отношениях к людям, в суж- дениях о них; открытая жестокость в отношениях к людям; брюзжание, т. е. склон- ность делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимо- отношений с партнерами. Методика также позволяет выявить обоснованный негативизм в суждениях о людях и негативный личный опыт общения с окружа- ющими.«Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» (автор О.Ф. Потемкина) направлена на выявление социально-психологических установок на «альтруизм - эгоизм», «про- цесс - результат», «свобода - власть», «труд - деньги». Представленные мето- дики имеют вид опросников, содержащих набор суждений и характеристик по- ведения, с которыми испытуемый соглашается или нет.Целью авторского исследования стала разработка оригинальной методики диагностики социально-перцептивной установки личности по отношению к дру- гим людям.МетодикаЦель методики: диагностика социально-перцептивной установки человека по отношению к другим людям.Процедура опроса. Методика может проводиться как индивидуально, так и в групповом тестировании.Стимульный материал. В качестве стимульного материала предлагаемой диа- гностической методики выступили пословицы народов мира. Данная форма на- родного творчества всегда содержит в себе определенную мысль, вывод, а также носит поучительный характер. Отражая обобщенный человеческий опыт, посло- вицы формируют культуру поведения и стиль жизни (например: «не красна изба углами, а красна пирогами»; «без труда не выловишь и рыбку из пруда»; «цыплят по осени считают»; «шило в мешке не утаишь»), помогают человеку понять и объяснить поведение других людей, в том числе и такое, которое не всегда явля- ется конструктивным и позитивным в глазах окружающих (например: «яблоко от яблони не далеко падает»; «на воре и шапка горит»), а также формируют опре- деленные убеждения, взгляды, которые могут помочь избежать неожиданных неприятностей (например, «от добра добра не ищут»).При этом не со всеми пословицами можно согласиться. В ряде случаев они носят оттенок негативизма и злорадства («человек человеку волк», «добро долж- но быть с кулаками», «красно говорит, а сам зло творит»).Знакомство человека с пословицей либо актуализирует у него соответствую- щий жизненный опыт и тогда он соглашается с пословицей, либо противоречит его жизненному опыту, внутренним убеждениям и тогда человек не соглашается с ней. Тем самым, согласие с одними пословицами и несогласие с другими по- зволяет выявить присущие человеку внутренние установки, которые предопреде- ляют его поведение в определенных ситуациях.В ходе разработки предлагаемой методики использовались пословицы, в ко- торых представлены особенности человеческих взаимоотношений. В качестве литературных источников использовались электронно-справочные материалы, размещенные в информационной сети Интернет (Пословицы и поговорки народов мира; Пословицы: толкование пословиц) и содержащие тематические подборки пословиц и поговорок народов разных стран.Первоначальный вариант методики включал 31 пословицу. После проведения психометрической проверки было исключено 15 пословиц, имевших однотипные ответы, а также отрицательную корреляцию. Итоговая версия методики состоит из 16 пословиц (табл. 1).Итоговый текст методики.Инструкция. Вам предлагается перечень пословиц, по-разному характеризу- ющих людей. Внимательно прочтите каждую пословицу и выразите свое «согла- сие» или «не согласие» с ней, поставив напротив знак, соответствующий вашему мнению:+ - согласен, соответствует моему мнению;- не согласен, не соответствует моему мнению;? - трудно сказать.Итоговая версия методикиТаблица 1№ п/пПословицыСтепень согласия1Есть люди, а есть людишки2Своя рубаха дороже чужой шкуры3Любовь к людям - лучшее богатство4Много в людях милости, а больше лихости5Не верь брату родному - верь своему глазу кривому6Горбатого исправит могила, а упрямого дубина7Сам себя не хаю, да и людей не хвалю8Глядит лисой, а пахнет волком9Все доброхоты, а в нужде помочь нет охоты10От живого человека добра не жди, а от мертвого и подавно11К людям ближе - счастье крепче12К хорошему человеку плохое слово не пристанет13Кто людей любит, тот долго живет14Посмотришь - человек, всмотришься - сатана15Тихий человек крепко кусает16Позаботишься о человеке - голова будет в крови, позаботишься о скотине - во рту будет маслоОбработка результатов. Результаты обрабатываются в соответствии с ключом, где «да» означает положительные ответы (согласен), а «нет» - отрицательные (не согласен). За совпадение с ключом ставится 2 балла, за несовпадение - 0 баллов, за каждый ответ «трудно сказать» испытуемый получает 1 балл.Ключ:- ответы «да»: 3, 11, 12, 13;- ответы «нет»: 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 15, 16.Интерпретация результатов. Для определения суммарного балла подсчиты- вается общее количество баллов по всем пунктам опросника.Высокие показатели (от 22 до 32 баллов) свидетельствуют о том, что испыту- емому свойственны по отношению к другим людям (в соответствие с функциями социально-перцептивной установки): 1) готовность доверять, помогать и замечать положительные особенности в их поведении; 2) умение видеть позитивный по- тенциал, вера в способности людей развиваться и достигать успехов и более вы- соких результатов; 3) эмоциональное принятие, доброжелательность, эмпатия;стремление сохранять конструктивные отношения с окружающими, готовность оказывать необходимую поддержку, а также избегать критики в адрес других людей.Средние показатели (от 11 до 21 баллов) говорят: 1) о стремлении испытуемо- го к близким и доверительным отношениям, сотрудничеству, искренности; 2) ста- рании понять другого человека; 3) стремлении учитывать индивидуально-психо- логические особенности других людей; 4) противоречия с другими либо отсут- ствуют, либо конструктивно разрешаются.Низкие показатели (от 0 до 10 баллов) свидетельствуют о том, что испытуемо- му свойственны по отношению к другим людям: 1) подозрительность, ожидание негативного отношения к себе, готовность видеть прежде всего отрицательные проявления в поведении окружающих, игнорирование их успехов и достижений;навешивание негативных ярлыков, принижение уровня способностей; 3) эмо- циональное неприятие, критика, ирония, злорадство; 4) обвинения в адрес дру- гих используются для обоснования и оправдания своих негативных действий (агрессии) в отношении их.Участники исследования. Методика стандартизирована на выборке, включаю- щей 342 испытуемых в возрасте от 18 до 34 лет (142 юношей и 200 девушек), сту- дентов очной и заочной форм обучения, обучающихся в различных учебных за- ведениях городов Уфы, Стерлитамака. Все испытуемые заполняли бланки ано- нимно. Репрезентативность выборки обеспечивалась представленностью в ней испытуемых различного пола, возраста, сферы деятельности, а также достаточным для стандартизации количеством испытуемых.Психометрическая проверка методики заключалась в выявлении нормальности распределения с помощью критериев λ-Колмогорова-Смирнова, W-Шапиро- Уилка; в проверке внутренней согласованности ответов; ретестовой надежности; конструктной валидности; содержательной валидности. Для вычисления корре- ляций использовался коэффициент линейной корреляции К. Пирсона, для вы- числения коэффициента надежности-согласованности использовалась формула Кронбаха. Математико-статистическая обработка осуществлялась с помощью программного пакета SPSS 13.0.Результаты и их обсуждениеВ ходе исследования у испытуемых не возникало вопросов по поводу понима- ния смысла пословиц, проявлялся познавательный интерес, обусловленный не- обычностью стимульного материала.Проведение психометрической проверки методики позволило получить сле- дующие результаты.Проверка методики на нормальность распределения показала, что распреде- ление имеет нормальный вид, поскольку медиана и среднее арифметическое практически не различаются, значения асимметрии и эксцесса не превышают единицы и сопоставимы со средними стандартными ошибками.Получены следующие данные: среднее арифметическое - 15,8; медиана - 15,5; асимметрия - 0,16; эксцесс - 0,38; стандартная ошибка - 0,34; мода - 14; стандартное отклонение - 6,25; минимальное число баллов - 2; максимальное число баллов - 32.Для оценки вероятности принадлежности выборки к генеральной совокуп- ности с нормальным распределением были произведены расчеты по критерию λ-Колмогорова-Смирнова. Значение р = 0,170 (р > 0,05), т.е. существенного раз- личия от нормальности не обнаружено. Также для проверки нормальности рас- пределения данных использован тест W-Шапиро-Уилка: значение р = 0,150 (р > 0,05), что свидетельствует о приближении распределения к нормальному. Таким образом, значения подчиняются нормальному распределению.Сравнение средних арифметических показателей у юношей (16,2 балла) и у девушек (15,8 балла) не выявило статистически значимых различий (критерий Манна-Уитни).Проверка надежности теста производилась на основе метода «расщепления» и последующего вычисления соответствующих коэффициентов. Получены сле- дующие результаты. Коэффициент корреляции четных и нечетных суждений со- ставил 0,53 (p < 0,001), что показывает достоверность связи. Также выявлена вы- сокая положительная значимая корреляции итогового балла по тесту с каждым суждением (в пределах от 0,39 до 0,56, при p < 0,001), что свидетельствует о вы- соком уровне внутренней согласованности методики (табл. 2, 3). Коэффициент α-Кронбаха составил 0,80. Тем самым методика показала высокую внутреннюю согласованность.Таблица 2Коэффициенты корреляции показателей каждой пословицы с суммарным баллом (Correlations between proverbs and total test score)№ п/пПословицыКоэффициенты корреляции1Есть люди, а есть людишки0,412Своя рубаха дороже чужой шкуры0,383Любовь к людям - лучшее богатство0,474Много в людях милости, а больше лихости0,415Не верь брату родному - верь своему глазу кривому0,436Горбатого исправит могила, а упрямого дубина0,407Сам себя не хаю, да и людей не хвалю0,348Глядит лисой, а пахнет волком0,439Все доброхоты, а в нужде помочь нет охоты0,4110От живого человека добра не жди, а от мертвого и подавно0,4611К людям ближе - счастье крепче0,4412К хорошему человеку плохое слово не пристанет0,4113Кто людей любит, тот долго живет0,4914Посмотришь - человек, всмотришься - сатана0,5615Тихий человек крепко кусает0,4416Позаботишься о человеке - голова будет в крови, позаботишься о скотине - во рту будет масло0,54Примечание. Все корреляции значимы при p < 0,001.Ретестовая надежность проверялась с помощью вычисления коэффициен- та линейной корреляции показателей первого и повторного тестирования 33 ис- пытуемых. Повторное тестирование проводилось через 2 месяца. Коэффициент корреляции составил 0,56 (p < 0,01). Полученный коэффициент ретестовой на- дежности удовлетворяет психометрическим требованиям.Конструктная валидность определялась с помощью вычисления корреляции показателей разрабатываемой методики с показателями следующих методик:«Субъективная оценка межличностных отношений» С.В. Духновского (Духнов- ский, 2010), содержащей следующие шкалы напряженность отношений, отчуж- денность, агрессивность и конфликтность; «Определение деструктивных устано- вок в межличностных отношениях» В.В. Бойко (Бойко, 1996), содержащей шка-лы: завуалированная жестокость в отношениях к людям, открытая жестокость в отношении к людям, обоснованный негативизм в суждениях о людях, брюзжание, негативные личный опыт общения с окружающими; «Диагностика принятия дру- гих» В. Фейя (Диагностика принятия других, 2002).Коэффициенты корреляции показателей методики с внешними критериями (Correlations between test indicators and external criteria)Таблица 3Шкала методикКоэффициент корреляцииШкалы методики «Субъективная оценка межличностных отношений»:(N = 68)напряженность-0,272*конфликтность-0,422**агрессивность-0,368**Шкалы методики «Определение деструктивных установок в межлич- ностных отношениях»:N = 44открытая жестокость в отношении к людям-0,638**брюзжание-0,456**негативные личный опыт общения с окружающими-0,643**Шкала методики «Диагностика принятия других»:N = 44Принятие других0,403*** p < 0,05; ** p < 0,01.Из представленных в табл. 3 результатов следует: чем более выражена у чело- века позитивная социально-перцептивная установка по отношению к людям, тем более характерно для него принятие и интерес к другим людям и тем в меньшей степени он проявляет в межличностных отношениях напряженность, конфликт- ность, агрессивность, жестокость, брюзжание, и тем меньше ему свойственен негативный личный опыт общения с окружающими.И, наоборот, большая выраженность негативной социально-перцептивной установки по отношению к людям сопровождается напряженностью в отноше- ниях (эмоциональная неустойчивость, повышенная утомляемость, гнетущие чув- ства), конфликтностью (наличие противоречий, противостояния, противоборства с другими), агрессией (склонность подчинять других, доминировать над ними, эксплуатировать, контролировать, проявлять резкость, грубость), открытой же- стокостью и непринятием других людей. Выявленные характеристики совпадают с заявленными ранее особенностями различных видов социально-перцептивной установки.Содержательная валидность закладывалась уже при подборе пунктов буду- щей методики и включала в себя изучение соответствующей литературы по ин- терпретации той или иной пословицы. Содержание каждой пословицы должно было охватывать главные аспекты изучаемого феномена, т.е. отражать позитивное или негативное отношение к другим людям. В проверке содержательной валид- ности также приняли участие 24 эксперта, в качестве которых выступили препо- даватели факультета психологии БГПУ им. М. Акмуллы. При определении валид- ности экспертам предлагалась следующая инструкция: «Просим вас принять участие в проверке содержательной валидности, разрабатываемой нами методи- ки диагностики социально-перцептивной установки по отношению к другимлюдям. В качестве стимульного материала используются пословицы. Напротив каждой пословицы поставьте знак «+», если она по вашему мнению, выражает позитивное отношение к людям и знак «-», если выражает отрицательное отно- шение, недоверие». Выявленные коэффициенты корреляции между мнениями экспертов (от 0,65 до 1) являются статистически значимыми. Таким образом, сте- пень репрезентативности содержания пословиц соответствует измеряемой об- ласти.Также были выявлены статистически значимые различия (критерий Манна- Уитни) средних арифметических показателей трудных подростков (по данным Уфимского государственного колледжа технологии и дизайна) в количестве 32 человека (12,8 балла) и подростков, не состоящих на учете в качестве трудных, в количестве 35 человек (17,5 балла). Подростки, состоящие на учете в качестве трудных, испытывают негативное отношение к себе и как следствие к другим людям, т.е. видят в них отрицательные проявления; у них наблюдаются эмоцио- нальное неприятие, злорадство; обвинения в адрес других используются для оправдания своих негативных действий.Стандартизация показателей методики. Для определения стандартных по- казателей использовалась процедура перевода «сырых» баллов в стандартные (табл. 4) для четырех групп респондентов.Перевод сырых баллов в стандартные (Raw scores to standard scores conversion)Таблица 4Группы стандартизацииСтены12345678910Женщины (17-25 лет)0-45-78-1112-1415-1718-2021-2324-2627-2930-32Мужчины (17-25 лет)0-45-89-1112-1314-1819-2021-2324-2627-2930-32Женщины (26-34 года)0-34-910-1112-1314-1819-2021-2425-2627-2930-32Мужчины (26-34 года)0-34-89-1112-1415-1819-2021-2324-2627-2829-32ВыводыОсознание характера своей социально-перцептивной установки и способность управлять ею являются одними из важных условий, как профилактики, так и психокоррекции поведения, разрешения конфликтов. Разработанная авторами методика исследования социально-перцептивных установок личности по отно- шению к другим людям направлена на диагностику предрасположенности субъ- екта позитивно или негативно воспринимать, оценивать и действовать по отно- шению к другим людям.В качестве стимульного материала в методике используются пословицы, по- разному характеризующие поведение людей; согласие или несогласие с посло- вицей служит показателем свойственной человеку социально-перцептивной уста- новки.Психометрическая проверка показала высокую внутреннюю согласованность, ретестовую надежность, конструктную валидность, содержательную валидность предложенной методики.Методика предназначена для широкого круга населения, имея лишь ограни- чения по интеллектуальному развитию и возрасту, в частности, не рекомендуют- ся ее использование в психологической диагностике детей до 12 лет, поскольку зафиксированы затруднения в понимании смысла пословиц, неверное толкова- ние значения некоторых оборотов.Методика может использоваться для оперативного выявления индивидуальных и групповых различий социально-перцептивных установок людей в целях по- следующей психопрофилактической, психокоррекционной и консультативной работы для оптимизации общения и межличностных отношений: достижения взаимопонимания, сотрудничества, принятия конструктивного обоюдовыгодно- го решения, преодоления стремления к критике другого человека. Также мето- дика может применяться для самопознания и саморазвития личности. Возможны следующие ситуации использования методики: консультирование клиентов по проблемам межличностного взаимодействия, например, в ситуации конфликта; в ситуациях экспертизы, например, профессиональной пригодности человека, выявления особенностей определенной группы, например, лиц, совершивших насильственные действия и др.

Tatiana D Dubovitskaya

Sochi State University

Author for correspondence.
Email: tatdm@mail.ru
Sovetskaya str., 26a, Sochi, Russia, 354000

Doctor of Psychology, Full Professor, Professor of the Psychology and Defectology Department of Sochi State University (Sochi, Russia)

Galina F Tulitbaeva

M. Akmulla Bashkir State Pedagogical University

Email: tbaevagf@rambler.ru
Oktyabr’skoi revolyutsii str., 3a, Ufa, Russia, 450000

assistant of the General and Social Psychology Department of M. Akmulla Bashkir State Pedagogical University (Ufa, Rossia)

Alexander V Shashkov

Sochi State University

Email: kafpp32@yandex.ru
Sovetskaya str., 26a, Sochi, Russia, 354000

PhD in Psychology, Associate Professor of the of the Psychology and Defectology Department of Sochi State University (Sochi, Russia)

  • Asmolov, A.G. (2005). Ustanovka. Psikhologicheskiy leksikon: Encyclopaedic dictionary in six volumes (pp. 32-33). Moscow: PER CE. (In Russ.).
  • Asmolov, A.G., Kovalchuk, M.A. (1977). O sootnoshenii ponyatiya ustanovki v obshchey i sotsialnoy psikhologii. In G.M. Andreeva, & N.N. Bogomolova (Eds.). Teoreticheskie i metodologicheskie problemy sotsialnoy psikhologii (pp.143-163). Moscow: MSU Publ. (In Russ.).
  • Boiko, V.V. (1996). Energiya emotsii v obshchenii: vzglyad na sebya i na drugikh. Moscow: Filin Publ. (In Russ.).
  • Diagnostika prinyatiya drugikh (po shkale Feiya). (2002). In N.P. Fetiskin, V.V. Kozlov, & G.M. Manuilov (Eds.). Sotsial'no-psikhologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malykh grupp (157-158). Moscow: Institut Psikhoterapii Publ. (In Russ.).
  • Dukhnovskii, S.V. (2010). Diagnostika mezhlichnostnykh otnoshenii. SPb.: Rech', 2010. (In Russ.).
  • Erikson, E.H. (2000). Childhood and Society. St.Petersburg: Letniy sad Publ. (In Russ.).
  • Maklakov, A.G. (2008). Obshchaya psikhologiya. St.Petersburg: Piter Publ. (In Russ.).
  • Petrovskiy, A.V., & Shpalinskiy, V.V. (1978). Sotsialnaya psikhologiya kollektiva. Moscow: Prosveshchenie Publ. (In Russ.).
  • Poslovitsy i pogovorki narodov mira. http://pribautka.ru. (In Russ.).
  • Poslovitsy: tolkovanie poslovits. Retrieved from: http://slovko.ru/posts/zlost. (In Russ.).
  • Rubinshteyn, S.L. (2000) Osnovy obshchey psikhologii. Moscow– St.Petersburg: Piter Publ. (In Russ.).
  • Sotsialnaya ustanovka (2002). In A. Reber (Ed.). Oksfordskiy tolkovyy slovar po psikhologii Retrieved from: http://vocabulary.ru/dictionary/978/word/socialnaja-ustanovka. (In Russ.).
  • Uznadze, D.N. (1901). Eksperimentalnye osnovy psikhologii ustanovki. Tbilisi. (In Russ.).
  • Shikhirev, P.N. (1985). Sovremennaya sotsialnaya psikhologiya v Zapadnoy Evrope. Moscow: Nauka Publ. (In Russ.).
  • Thomas, W., & Znaniecki, F. (1918—1920). The Polish Peasant in Europe and America. Boston.

Views

Abstract - 390

PDF (Russian) - 3318

PlumX


Copyright (c) 2017 Dubovitskaya T.D., Tulitbaeva G.F., Shashkov A.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.