ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНО-ПЕРЦЕПТИВНОЙ УСТАНОВКИ ЛИЧНОСТИ: ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Социально-перцептивная установка определяется как предрасположенность субъектов общения воспринимать, оценивать и действовать по отношению друг к другу определенным образом. Функциями социально-перцептивной установки являются: социально-приспособительная (утилитарная), когнитивная, экспрессивно-оценочная, психологической защиты. Представлена авторская методика диагностики социально-перцептивной установки личности по отношению к другим людям. В качестве стимульного материала предлагаемой диагностической методики выступили пословицы народов мира. Результаты психометрической проверки свидетельствуют о надежности и валидности методики. Высокие баллы по результатам диагностики говорят о свойственном личности: готовности доверять, помогать и замечать позитивное; умении видеть позитивный потенциал; вере в способности людей развиваться и достигать более высоких результатов; эмоциональном принятии, доброжелательности, эмпатии. Средние показатели говорят о стремлении испытуемого к близким и доверительным отношениям, сотрудничеству, искренности; старании понять другого человека; стремлении учитывать индивидуально-психологические особенности других людей; противоречия с другими либо отсутствуют, либо конструктивно разрешаются. Низкие показатели свидетельствуют о том, что испытуемому свойственны по отношению к другим людям: подозрительность, ожидание негативного отношения к себе, игнорирование их успехов и достижений; эмоциональное неприятие, критика, ирония, злорадство; обвинения в адрес других используются для оправдания своих негативных действий (агрессии) в отношении их.Методика может использоваться для решения задач психодиагностики, психокоррекции, консультирования в целях оптимизации общения и межличностных отношений: достижения взаимопонимания, сотрудничества, принятия конструктивного обоюдовыгодного решения, преодоления стремления к критике другого человека.

Полный текст

ВведениеВ условиях глобализации, социально-экономических и политических про- цессов, происходящих в современном обществе и носящих нередко деструктив-ный характер, одной из значимых становится проблема оптимизации общения и межличностных отношений. Необходимость взаимопонимания, выработки общих точек зрения, принятия обоюдовыгодных решений служат условиями со- вместной жизнедеятельности и выживания людей. К сожалению, данный подход не является доминирующим. Недоверие, стремление к противостоянию, крити- ческое отношение к другим и ожидание ответного негативизма настолько рас- пространены в мире, что порой выходят за рамки здравого смысла.В этой связи актуальным становится выявление путей и механизмов, обеспе- чивающих характер взаимодействия людей. В качестве одного из таких механиз- мов, лежащих в основе поведения, в том числе и коммуникативного, лежат пси- хологические установки, и прежде всего те, которые обусловливают характер / тип восприятия другого. В частности, на взгляд авторов, можно говорить о так называемой социально-перцептивной установке по отношению к другим людям. Рассмотривая особенности данной установки и методики ее диагностики напо- минаем, что термин «установка», как известно, был введен немецким психологом Л. Ланге в ходе исследования особенностей восприятия и впоследствии был рас- пространен на всю психическую деятельность человека. Согласно определению, Г. Олпорта, установка - это «психическое состояние готовности, возникающее на основе предыдущего опыта и осуществляющее управляющее воздействие на поведенческие акты (реакции) индивида по отношению к ситуациям и объектам, с которыми он оказывается связанным» (Петровский, Шпалинский, 1978, с. 88). Более точное (на взгляд авторов) определение установки дает Д.Н. Узнадзе, рас- сматривая ее как целостное динамическое состояние готовности к определенной активности, которое обусловливается факторами потребности субъекта и соот- ветствующей объективной ситуацией (Узнадзе, 1901). Современное содержатель- ное определение установки, базирующееся на деятельностном подходе, предла- гает А.Г Асмолов: «Установка - готовность, предрасположенность субъекта, воз- никающая при предвосхищении им появления определенного объекта и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятель- ности по отношению к данному объекту» (Асмолов, 2005, с. 32).Необходимо различать понятия «социальная установка» и «перцептивная уста- новка» (Асмолов, Ковальчук, 1977). Понятию социальной установки в западной психологии соответствует термин “attitude” (установка по Д.Н. Узнадзе обозна- чается “set”). В социальную психологию термин «аттитюд» был введен польски- ми психологами У. Томасом и Ф. Знанецким в 1918 г., изучавшим адаптацию польских крестьян, эмигрировавших из Европы в Америку. Согласно их опреде- лению социальная установка - это психологическое переживание индивидом значимости или ценности социального объекта. По их мнению, установка всегда есть чье-то состояние, содержащее отношение к чему-то (Tomas, Znaniecki, 1918). Рассматривая проблему регуляции социального поведения как ключевую для со- циальной психологии, они считали, что социальная психология - это наука об аттитюдах, поскольку именно социальная (а не индивидуальная или общая) пси- хология призвана изучать «субъективную сторону культуры» (Шихирев, 1985, с. 29).В Оксфордском толковом словаре по психологии социальная установка рас- сматривается как термин, используемый в нескольких контекстах для обозначе- ния любой установки, которая может характеризоваться как социальная по про- исхождению или способу проявления: 1) установка, которая лежит в основе тен- денции человека вести себя с другими людьми определенным образом;определенная модель убеждений, общих для группы людей или общества;личное убеждение, приобретенное в результате процесса социализации (Ребер, 2002).В свою очередь, перцептивная установка, согласно А. Маклакову, - это «го- товность воспринимать то, что вы ожидаете увидеть» (Маклаков, 2008, с. 153). Как видим, перцептивная установка ни дифференцируется по объектам. В силу особой значимости «человека» как объекта восприятия имеет смысл, на взгляд авторов, говорить о социально-перцептивной установке.Социально-перцептивная установка определяется авторами как предрасполо- женность субъектов общения воспринимать, оценивать и действовать по отно- шению друг к другу определенным образом. Социально-перцептивная установка практически всегда проявляется у субъектов в ситуациях общения и межличност- ных отношений, выступая одной из составляющих когнитивного компонента культуры отношения людей друг к другу. В отличие от стереотипов, которые но- сят глобальный характер (распространяются не только на восприятие людей с учетом их национальности, профессии, религиозной принадлежности и др., но и на оценку явлений), социально-перцептивная установка носит более частный (проявляется к людям) и более лабильный характер (зависит от обстоятельств и ситуации).Данная установка формируется на основе предыдущего опыта общения с людь- ми и выполняет следующие функции:социально приспособительную (утилитарную): обусловливает заранее опреде- ленное поведение субъектов по отношению друг к другу;когнитивную: упрощает взаимную ориентацию на основе сложившегося мне- ния друг о друге;экспрессивно-оценочную: проявляется в специфических эмоционально окра- шенных мнениях и высказываниях в адрес друг друга;психологической защиты: предохраняет субъектов от внутренних конфликтов, поддерживает их самооценку.Социально-перцептивная установка может быть положительной (позитивной), отрицательной (негативной) и неустойчивой (неопределенной); проявляться в отношениях к людям, с которыми человек взаимодействует, а также может носить глобальный характер, проявляться в целом к людям и миру, накладывая отпечаток на все поведение человека. Этому есть определенные предпосылки. Согласно Э. Эриксону (2000), уже на первом году жизни у ребенка складывается либо «ба- зисное доверие», либо «базисное недоверие» к матери, другим людям, окружаю- щему миру, которое в значительной степени влияет на его последующую жизнь.В ситуации недоверия к миру, человек живет с представлением о том, что мир и окружающие его люди злые и вряд ли от них можно ожидать что-либо хорошее, в силу чего во всех жизненных ситуациях он ждет от других проявления негати-визма в свой адрес и готовится к ответным защитным действиям. Накапливая определенный жизненный опыт, человек может со временем прийти к пониманию того, что мир и другие люди могут быть добры к нему и с ними можно иметь дело, в том числе проявлять ответное доброжелательное отношение, но подобная сме- на социально-перцептивной установки может растянуться на многие годы.В качестве примера глобальной позитивной социально-перцептивной уста- новки по отношению к людям можно привести поведение Иешуа из романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Иешуа называет всех окружающих добры- ми людьми: как самого прокуратора («Добрый человек, поверь мне!»), так и тех людей, которые его оклеветали («Эти добрые люди… ничему не учились и все перепутали»), а также палача кентуриона Марка по прозвищу Крысобой («А вот, например, кентурион Марк, его прозвали Крысобоем, - он - добрый? Да, - от- ветил арестант, - он, правда, несчастливый человек»).Несомненно, человеку необходимо проявлять осторожность и внимательность в межличностных отношениях, понимать, что люди могут быть разными. Никог- да не бывает лишним узнать дополнительную информацию о человеке из разных источников, и по крайней мере, хотя бы внешне для начала не проявлять нега- тива, постараться найти общие точки соприкосновения и затем принимать ре- шение о возможности или невозможности и характере дальнейших отношений. К сожалению, люди в ряде случаев изначально проявляют негативную социаль- но-перцептивную установку по отношению к окружающим, что затрудняет кон- структивное взаимодействие и мешает им как в личных отношениях, так и в со- вместной деятельности (учебной, трудовой и др.).Таким образом, важное психопрофилактическое и психокоррекционное зна- чение имеет диагностика социально-перцептивной установки. В частности, одной из наиболее известной является методика измерений родительских установок и реакций (опросник PARY, авторы E. Шефер, Р. Белл). Также можно отметить ме- тодику «Определение деструктивных установок в межличностных отношениях» (автор В.В. Бойко), предназначенную для выявления негативных коммуникатив- ных видов установок личности по отношению к другим людям. К данным видам установок относятся: завуалированная жестокость в отношениях к людям, в суж- дениях о них; открытая жестокость в отношениях к людям; брюзжание, т. е. склон- ность делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимо- отношений с партнерами. Методика также позволяет выявить обоснованный негативизм в суждениях о людях и негативный личный опыт общения с окружа- ющими.«Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» (автор О.Ф. Потемкина) направлена на выявление социально-психологических установок на «альтруизм - эгоизм», «про- цесс - результат», «свобода - власть», «труд - деньги». Представленные мето- дики имеют вид опросников, содержащих набор суждений и характеристик по- ведения, с которыми испытуемый соглашается или нет.Целью авторского исследования стала разработка оригинальной методики диагностики социально-перцептивной установки личности по отношению к дру- гим людям.МетодикаЦель методики: диагностика социально-перцептивной установки человека по отношению к другим людям.Процедура опроса. Методика может проводиться как индивидуально, так и в групповом тестировании.Стимульный материал. В качестве стимульного материала предлагаемой диа- гностической методики выступили пословицы народов мира. Данная форма на- родного творчества всегда содержит в себе определенную мысль, вывод, а также носит поучительный характер. Отражая обобщенный человеческий опыт, посло- вицы формируют культуру поведения и стиль жизни (например: «не красна изба углами, а красна пирогами»; «без труда не выловишь и рыбку из пруда»; «цыплят по осени считают»; «шило в мешке не утаишь»), помогают человеку понять и объяснить поведение других людей, в том числе и такое, которое не всегда явля- ется конструктивным и позитивным в глазах окружающих (например: «яблоко от яблони не далеко падает»; «на воре и шапка горит»), а также формируют опре- деленные убеждения, взгляды, которые могут помочь избежать неожиданных неприятностей (например, «от добра добра не ищут»).При этом не со всеми пословицами можно согласиться. В ряде случаев они носят оттенок негативизма и злорадства («человек человеку волк», «добро долж- но быть с кулаками», «красно говорит, а сам зло творит»).Знакомство человека с пословицей либо актуализирует у него соответствую- щий жизненный опыт и тогда он соглашается с пословицей, либо противоречит его жизненному опыту, внутренним убеждениям и тогда человек не соглашается с ней. Тем самым, согласие с одними пословицами и несогласие с другими по- зволяет выявить присущие человеку внутренние установки, которые предопреде- ляют его поведение в определенных ситуациях.В ходе разработки предлагаемой методики использовались пословицы, в ко- торых представлены особенности человеческих взаимоотношений. В качестве литературных источников использовались электронно-справочные материалы, размещенные в информационной сети Интернет (Пословицы и поговорки народов мира; Пословицы: толкование пословиц) и содержащие тематические подборки пословиц и поговорок народов разных стран.Первоначальный вариант методики включал 31 пословицу. После проведения психометрической проверки было исключено 15 пословиц, имевших однотипные ответы, а также отрицательную корреляцию. Итоговая версия методики состоит из 16 пословиц (табл. 1).Итоговый текст методики.Инструкция. Вам предлагается перечень пословиц, по-разному характеризу- ющих людей. Внимательно прочтите каждую пословицу и выразите свое «согла- сие» или «не согласие» с ней, поставив напротив знак, соответствующий вашему мнению:+ - согласен, соответствует моему мнению;- не согласен, не соответствует моему мнению;? - трудно сказать.Итоговая версия методикиТаблица 1№ п/пПословицыСтепень согласия1Есть люди, а есть людишки2Своя рубаха дороже чужой шкуры3Любовь к людям - лучшее богатство4Много в людях милости, а больше лихости5Не верь брату родному - верь своему глазу кривому6Горбатого исправит могила, а упрямого дубина7Сам себя не хаю, да и людей не хвалю8Глядит лисой, а пахнет волком9Все доброхоты, а в нужде помочь нет охоты10От живого человека добра не жди, а от мертвого и подавно11К людям ближе - счастье крепче12К хорошему человеку плохое слово не пристанет13Кто людей любит, тот долго живет14Посмотришь - человек, всмотришься - сатана15Тихий человек крепко кусает16Позаботишься о человеке - голова будет в крови, позаботишься о скотине - во рту будет маслоОбработка результатов. Результаты обрабатываются в соответствии с ключом, где «да» означает положительные ответы (согласен), а «нет» - отрицательные (не согласен). За совпадение с ключом ставится 2 балла, за несовпадение - 0 баллов, за каждый ответ «трудно сказать» испытуемый получает 1 балл.Ключ:- ответы «да»: 3, 11, 12, 13;- ответы «нет»: 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 15, 16.Интерпретация результатов. Для определения суммарного балла подсчиты- вается общее количество баллов по всем пунктам опросника.Высокие показатели (от 22 до 32 баллов) свидетельствуют о том, что испыту- емому свойственны по отношению к другим людям (в соответствие с функциями социально-перцептивной установки): 1) готовность доверять, помогать и замечать положительные особенности в их поведении; 2) умение видеть позитивный по- тенциал, вера в способности людей развиваться и достигать успехов и более вы- соких результатов; 3) эмоциональное принятие, доброжелательность, эмпатия;стремление сохранять конструктивные отношения с окружающими, готовность оказывать необходимую поддержку, а также избегать критики в адрес других людей.Средние показатели (от 11 до 21 баллов) говорят: 1) о стремлении испытуемо- го к близким и доверительным отношениям, сотрудничеству, искренности; 2) ста- рании понять другого человека; 3) стремлении учитывать индивидуально-психо- логические особенности других людей; 4) противоречия с другими либо отсут- ствуют, либо конструктивно разрешаются.Низкие показатели (от 0 до 10 баллов) свидетельствуют о том, что испытуемо- му свойственны по отношению к другим людям: 1) подозрительность, ожидание негативного отношения к себе, готовность видеть прежде всего отрицательные проявления в поведении окружающих, игнорирование их успехов и достижений;навешивание негативных ярлыков, принижение уровня способностей; 3) эмо- циональное неприятие, критика, ирония, злорадство; 4) обвинения в адрес дру- гих используются для обоснования и оправдания своих негативных действий (агрессии) в отношении их.Участники исследования. Методика стандартизирована на выборке, включаю- щей 342 испытуемых в возрасте от 18 до 34 лет (142 юношей и 200 девушек), сту- дентов очной и заочной форм обучения, обучающихся в различных учебных за- ведениях городов Уфы, Стерлитамака. Все испытуемые заполняли бланки ано- нимно. Репрезентативность выборки обеспечивалась представленностью в ней испытуемых различного пола, возраста, сферы деятельности, а также достаточным для стандартизации количеством испытуемых.Психометрическая проверка методики заключалась в выявлении нормальности распределения с помощью критериев λ-Колмогорова-Смирнова, W-Шапиро- Уилка; в проверке внутренней согласованности ответов; ретестовой надежности; конструктной валидности; содержательной валидности. Для вычисления корре- ляций использовался коэффициент линейной корреляции К. Пирсона, для вы- числения коэффициента надежности-согласованности использовалась формула Кронбаха. Математико-статистическая обработка осуществлялась с помощью программного пакета SPSS 13.0.Результаты и их обсуждениеВ ходе исследования у испытуемых не возникало вопросов по поводу понима- ния смысла пословиц, проявлялся познавательный интерес, обусловленный не- обычностью стимульного материала.Проведение психометрической проверки методики позволило получить сле- дующие результаты.Проверка методики на нормальность распределения показала, что распреде- ление имеет нормальный вид, поскольку медиана и среднее арифметическое практически не различаются, значения асимметрии и эксцесса не превышают единицы и сопоставимы со средними стандартными ошибками.Получены следующие данные: среднее арифметическое - 15,8; медиана - 15,5; асимметрия - 0,16; эксцесс - 0,38; стандартная ошибка - 0,34; мода - 14; стандартное отклонение - 6,25; минимальное число баллов - 2; максимальное число баллов - 32.Для оценки вероятности принадлежности выборки к генеральной совокуп- ности с нормальным распределением были произведены расчеты по критерию λ-Колмогорова-Смирнова. Значение р = 0,170 (р > 0,05), т.е. существенного раз- личия от нормальности не обнаружено. Также для проверки нормальности рас- пределения данных использован тест W-Шапиро-Уилка: значение р = 0,150 (р > 0,05), что свидетельствует о приближении распределения к нормальному. Таким образом, значения подчиняются нормальному распределению.Сравнение средних арифметических показателей у юношей (16,2 балла) и у девушек (15,8 балла) не выявило статистически значимых различий (критерий Манна-Уитни).Проверка надежности теста производилась на основе метода «расщепления» и последующего вычисления соответствующих коэффициентов. Получены сле- дующие результаты. Коэффициент корреляции четных и нечетных суждений со- ставил 0,53 (p < 0,001), что показывает достоверность связи. Также выявлена вы- сокая положительная значимая корреляции итогового балла по тесту с каждым суждением (в пределах от 0,39 до 0,56, при p < 0,001), что свидетельствует о вы- соком уровне внутренней согласованности методики (табл. 2, 3). Коэффициент α-Кронбаха составил 0,80. Тем самым методика показала высокую внутреннюю согласованность.Таблица 2Коэффициенты корреляции показателей каждой пословицы с суммарным баллом (Correlations between proverbs and total test score)№ п/пПословицыКоэффициенты корреляции1Есть люди, а есть людишки0,412Своя рубаха дороже чужой шкуры0,383Любовь к людям - лучшее богатство0,474Много в людях милости, а больше лихости0,415Не верь брату родному - верь своему глазу кривому0,436Горбатого исправит могила, а упрямого дубина0,407Сам себя не хаю, да и людей не хвалю0,348Глядит лисой, а пахнет волком0,439Все доброхоты, а в нужде помочь нет охоты0,4110От живого человека добра не жди, а от мертвого и подавно0,4611К людям ближе - счастье крепче0,4412К хорошему человеку плохое слово не пристанет0,4113Кто людей любит, тот долго живет0,4914Посмотришь - человек, всмотришься - сатана0,5615Тихий человек крепко кусает0,4416Позаботишься о человеке - голова будет в крови, позаботишься о скотине - во рту будет масло0,54Примечание. Все корреляции значимы при p < 0,001.Ретестовая надежность проверялась с помощью вычисления коэффициен- та линейной корреляции показателей первого и повторного тестирования 33 ис- пытуемых. Повторное тестирование проводилось через 2 месяца. Коэффициент корреляции составил 0,56 (p < 0,01). Полученный коэффициент ретестовой на- дежности удовлетворяет психометрическим требованиям.Конструктная валидность определялась с помощью вычисления корреляции показателей разрабатываемой методики с показателями следующих методик:«Субъективная оценка межличностных отношений» С.В. Духновского (Духнов- ский, 2010), содержащей следующие шкалы напряженность отношений, отчуж- денность, агрессивность и конфликтность; «Определение деструктивных устано- вок в межличностных отношениях» В.В. Бойко (Бойко, 1996), содержащей шка-лы: завуалированная жестокость в отношениях к людям, открытая жестокость в отношении к людям, обоснованный негативизм в суждениях о людях, брюзжание, негативные личный опыт общения с окружающими; «Диагностика принятия дру- гих» В. Фейя (Диагностика принятия других, 2002).Коэффициенты корреляции показателей методики с внешними критериями (Correlations between test indicators and external criteria)Таблица 3Шкала методикКоэффициент корреляцииШкалы методики «Субъективная оценка межличностных отношений»:(N = 68)напряженность-0,272*конфликтность-0,422**агрессивность-0,368**Шкалы методики «Определение деструктивных установок в межлич- ностных отношениях»:N = 44открытая жестокость в отношении к людям-0,638**брюзжание-0,456**негативные личный опыт общения с окружающими-0,643**Шкала методики «Диагностика принятия других»:N = 44Принятие других0,403*** p < 0,05; ** p < 0,01.Из представленных в табл. 3 результатов следует: чем более выражена у чело- века позитивная социально-перцептивная установка по отношению к людям, тем более характерно для него принятие и интерес к другим людям и тем в меньшей степени он проявляет в межличностных отношениях напряженность, конфликт- ность, агрессивность, жестокость, брюзжание, и тем меньше ему свойственен негативный личный опыт общения с окружающими.И, наоборот, большая выраженность негативной социально-перцептивной установки по отношению к людям сопровождается напряженностью в отноше- ниях (эмоциональная неустойчивость, повышенная утомляемость, гнетущие чув- ства), конфликтностью (наличие противоречий, противостояния, противоборства с другими), агрессией (склонность подчинять других, доминировать над ними, эксплуатировать, контролировать, проявлять резкость, грубость), открытой же- стокостью и непринятием других людей. Выявленные характеристики совпадают с заявленными ранее особенностями различных видов социально-перцептивной установки.Содержательная валидность закладывалась уже при подборе пунктов буду- щей методики и включала в себя изучение соответствующей литературы по ин- терпретации той или иной пословицы. Содержание каждой пословицы должно было охватывать главные аспекты изучаемого феномена, т.е. отражать позитивное или негативное отношение к другим людям. В проверке содержательной валид- ности также приняли участие 24 эксперта, в качестве которых выступили препо- даватели факультета психологии БГПУ им. М. Акмуллы. При определении валид- ности экспертам предлагалась следующая инструкция: «Просим вас принять участие в проверке содержательной валидности, разрабатываемой нами методи- ки диагностики социально-перцептивной установки по отношению к другимлюдям. В качестве стимульного материала используются пословицы. Напротив каждой пословицы поставьте знак «+», если она по вашему мнению, выражает позитивное отношение к людям и знак «-», если выражает отрицательное отно- шение, недоверие». Выявленные коэффициенты корреляции между мнениями экспертов (от 0,65 до 1) являются статистически значимыми. Таким образом, сте- пень репрезентативности содержания пословиц соответствует измеряемой об- ласти.Также были выявлены статистически значимые различия (критерий Манна- Уитни) средних арифметических показателей трудных подростков (по данным Уфимского государственного колледжа технологии и дизайна) в количестве 32 человека (12,8 балла) и подростков, не состоящих на учете в качестве трудных, в количестве 35 человек (17,5 балла). Подростки, состоящие на учете в качестве трудных, испытывают негативное отношение к себе и как следствие к другим людям, т.е. видят в них отрицательные проявления; у них наблюдаются эмоцио- нальное неприятие, злорадство; обвинения в адрес других используются для оправдания своих негативных действий.Стандартизация показателей методики. Для определения стандартных по- казателей использовалась процедура перевода «сырых» баллов в стандартные (табл. 4) для четырех групп респондентов.Перевод сырых баллов в стандартные (Raw scores to standard scores conversion)Таблица 4Группы стандартизацииСтены12345678910Женщины (17-25 лет)0-45-78-1112-1415-1718-2021-2324-2627-2930-32Мужчины (17-25 лет)0-45-89-1112-1314-1819-2021-2324-2627-2930-32Женщины (26-34 года)0-34-910-1112-1314-1819-2021-2425-2627-2930-32Мужчины (26-34 года)0-34-89-1112-1415-1819-2021-2324-2627-2829-32ВыводыОсознание характера своей социально-перцептивной установки и способность управлять ею являются одними из важных условий, как профилактики, так и психокоррекции поведения, разрешения конфликтов. Разработанная авторами методика исследования социально-перцептивных установок личности по отно- шению к другим людям направлена на диагностику предрасположенности субъ- екта позитивно или негативно воспринимать, оценивать и действовать по отно- шению к другим людям.В качестве стимульного материала в методике используются пословицы, по- разному характеризующие поведение людей; согласие или несогласие с посло- вицей служит показателем свойственной человеку социально-перцептивной уста- новки.Психометрическая проверка показала высокую внутреннюю согласованность, ретестовую надежность, конструктную валидность, содержательную валидность предложенной методики.Методика предназначена для широкого круга населения, имея лишь ограни- чения по интеллектуальному развитию и возрасту, в частности, не рекомендуют- ся ее использование в психологической диагностике детей до 12 лет, поскольку зафиксированы затруднения в понимании смысла пословиц, неверное толкова- ние значения некоторых оборотов.Методика может использоваться для оперативного выявления индивидуальных и групповых различий социально-перцептивных установок людей в целях по- следующей психопрофилактической, психокоррекционной и консультативной работы для оптимизации общения и межличностных отношений: достижения взаимопонимания, сотрудничества, принятия конструктивного обоюдовыгодно- го решения, преодоления стремления к критике другого человека. Также мето- дика может применяться для самопознания и саморазвития личности. Возможны следующие ситуации использования методики: консультирование клиентов по проблемам межличностного взаимодействия, например, в ситуации конфликта; в ситуациях экспертизы, например, профессиональной пригодности человека, выявления особенностей определенной группы, например, лиц, совершивших насильственные действия и др.

×

Об авторах

Татьяна Дмитриевна Дубовицкая

Сочинский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: tatdm@mail.ru

доктор психологических наук, профессор кафедры психологии и дефектологии Сочинского государственного университета (Сочи, Россия)

ул. Советская, 26а, Сочи, Россия, 354000

Галина Фанилевна Тулитбаева

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы

Email: tbaevagf@rambler.ru

ассистент кафедры общей и социальной психологии Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы (Уфа, Россия)

ул. Октябрьской революции, 3а, Уфа, Россия, 450000

Александр Владимирович Шашков

Сочинский государственный университет

Email: kafpp32@yandex.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и дефектологии Сочинского государственного университета (Сочи, Россия)

ул. Советская, 26а, Сочи, Россия, 354000

Список литературы

  1. Асмолов А.Г. Установка // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах. М.: ПЕР СЭ, 2005. С. 32-33.
  2. Асмолов А.Г., Ковальчук М.А. О соотношении понятия установки в общей и социальной психологии // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии / под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. С. 143-163.
  3. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Филинь, 1996.
  4. Диагностика принятия других (по шкале Фейя) // Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института Психотерапии. 2002. С. 157-158.
  5. Духновский С.В. Диагностика межличностных отношений. СПб.: Речь, 2010. 141 с.
  6. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2008.
  7. Петровский А.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. М.: Просвещение, 1978.
  8. Пословицы и поговорки народов мира. URL: http://pribautka.ru (дата обращения: 20.02.2016).
  9. Пословицы: толкование пословиц. URL: URL: http://slovko.ru/posts/zlost (дата обращения:10.02.2016).
  10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.; СПб.: Питер, 2000.
  11. Социальная установка // Оксфордский толковый словарь по психологии / под ред. А. Ребера. М.: Вече, 2002. URL: http://vocabulary.ru/dictionary/978/word/socialnaja-ustanovka (дата обращения: 20.02.2016).
  12. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси, 1901.
  13. Шихирев П.Н. Современная социальная психология в Западной Европе. М.: Наука, 1985.
  14. Эриксон Э.Г. Детство и общество. СПб.: Летний сад, 2000.
  15. Thomas W., Znaniecki F. The Polish Peasant in Europe and America. Boston, 1918-1920.

© Дубовицкая Т.Д., Тулитбаева Г.Ф., Шашков А.В., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах