НЕЗАЩИЩЕННОСТЬ ОТ МАНИПУЛЯЦИЙ И ЕЕ СВЯЗИ С КОГНИТИВНЫМИ И ЛИЧНОСТНЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ ПОДРОСТКОВ

Обложка

Аннотация


В статье предложен подход к решению междисциплинарной проблемы поиска когнитивных и личностных характеристик подростков 14-16 лет, подверженных манипулятивному воздействию со стороны окружающих. Выявлен ряд качеств подростков, способствующих их незащищенности от манипуляций, и установлены связи между этими качествами личности. Показано, что характер влияния этих качеств существенно зависит от биологического и психологического пола подростка. У юношей незащищенность от манипуляций положительно коррелирует с показателями их интернальности, маскулинности, андрогинности, уверенности в себе, социальной смелости, со склонностями к работе с людьми, к эстетическим, экстремальным и планово-экономическим видам деятельности. У девушек незащищенность от манипуляций отрицательно коррелирует с показателями их интернальности, маскулинности, уверенности в себе и словесно-логического мышления, но положительно связана со склонностью к работе с людьми. Интернальность юношей и девушек положительно коррелирует с маскулинностью, уверенностью в себе, с социальной смелостью, а у юношей - еще и с креативностью мышления и со склонностью к экстремальным видам деятельности. Маскулинность у юношей и девушек положительно связана с уверенностью в себе, с социальной смелостью, инициативой в социальных контактах и со склонностью к экстремальным видам деятельности. У юношей и девушек уверенность в себе положительно связана с креативностью мышления, со склонностью к экстремальным видам деятельности и с инициативой в социальных контактах. У юношей и девушек имеют место положительные взаимные корреляции между уверенностью в себе, социальной смелостью и инициативой в социальных контактах. Юноши в сравнении с девушками в большей степени незащищены от манипуляций, более интернальны и уверены в себе, обладают большей социальной смелостью. У девушек выше средние показатели в наглядно-образном и словесно-логических типах мышления, в склонности к работе с людьми и к эстетической деятельности. У юношей выше средние показатели абстрактно-символического мышления, склонности к исследовательской, практической и экстремальной деятельности. Обнаружены признаки феминизации юношей.


Виктор Павлович Шейнов

Лицо (автор) для связи с редакцией.
sheinov1@mail.ru
Республиканский институт высшей школы ул. Московская, 15, Минск, Республика Беларусь, 220001

доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры психологии и педагогического мастерства Республиканского института высшей школы (г. Минск, Беларусь)

  • Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб.: Питер, 2002.
  • Братченко С.Л. Диагностика склонности к манипулированию // Диагностика личностно-развивающего потенциала: методическое пособие для школьных психологов. Псков: Изд-во Псковского областного института повышения квалификации работников образования, 1997. С. 56-62.
  • Вопросник Сандры Бэм по изучению маскулинности-фемининности // Практикум по гендерной психологии / под ред. И.С. Клециной. СПб.: Питер, 2003. С. 277-280.
  • Гильбух Ю.З. Актуальные проблемы валидизации психологических тестов // Вопросы психологии. 1978. № 5. С. 108-118.
  • Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. СПб.: Речь, 2004.
  • Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. СПб.: Питер, 2008.
  • Лобанов А.П., Дроздова Н.В. Интеллект. Компетентность. Образование. Минск: РИВШ, 2013.
  • Наследов А.Д. SPSS. Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. СПб.: Питер, 2005.
  • Пантелеев С.Р., Столин В.В. Тест-опросник субъективной локализации контроля. Модификация шкалы I-E Дж. Роттера // Практикум по психодиагностике. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 1988. С. 131-134.
  • Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. СПб.: Речь, 2003.
  • Ромек В.Г. Тесты уверенности в себе // Практическая психодианостика и психологическое консультирование. Ростов-н/Д: Ирбис, 1998. С. 87-108.
  • Рюмшина Л.И. Эмпирическое изучение стилей поведения педагогов // Вопросы психологии. 2000. № 1. С. 142-150.
  • Рюмшина Л.И. Психология манипулирования людьми (ценностно-смысловой аспект). Ростов-на/Д, 2003.
  • Фромм Э. Человек для себя. Минск: Коллегиум, 1992.
  • Шейнов В.П. Психология манипулирования. 3-е изд. М.: АСТ, 2011.
  • Шейнов В.П. Разработка опросника для оценки степени незащищенности индивида от манипулятивных воздействий // Вопросы психологии. 2012. № 4. С. 147-154.
  • Шейнов В.П. Психологическое влияние. 6-е изд. М.: АСТ, 2013.
  • Шейнов В.П. Уверенность в себе и психологический пол // Системная психология и социология. 2016. № 3. С. 54-59.
  • Шейнов В.П. Незащищенность студентов от манипуляций и их психологический пол, локус контроля и уверенность в себе // Системная психология и социология. 2017. № 1.
  • Шостром Э. Анти-Карнеги или Человек-манипулятор. Минск: ТПЦ «Полифакт», 1992.
  • Шостром Э. Человек-манипулятор. Внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации. М.: «Дубль-В», 2002.
  • Campbell D.T. Recommendations for APA tests standards regarding construct, trait, or discriminant validity // Am. Psychologist. 1960. V. 15. P. 546-553.
  • Goodin R.E. Manipulatory politics. New Haven: Yale University Press, 1980.

Просмотры

Аннотация - 231

PDF (Russian) - 135


© Шейнов В.П., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.