НЕЗАЩИЩЕННОСТЬ ОТ МАНИПУЛЯЦИЙ И ЕЕ СВЯЗИ С КОГНИТИВНЫМИ И ЛИЧНОСТНЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ ПОДРОСТКОВ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье предложен подход к решению междисциплинарной проблемы поиска когнитивных и личностных характеристик подростков 14-16 лет, подверженных манипулятивному воздействию со стороны окружающих. Выявлен ряд качеств подростков, способствующих их незащищенности от манипуляций, и установлены связи между этими качествами личности. Показано, что характер влияния этих качеств существенно зависит от биологического и психологического пола подростка. У юношей незащищенность от манипуляций положительно коррелирует с показателями их интернальности, маскулинности, андрогинности, уверенности в себе, социальной смелости, со склонностями к работе с людьми, к эстетическим, экстремальным и планово-экономическим видам деятельности. У девушек незащищенность от манипуляций отрицательно коррелирует с показателями их интернальности, маскулинности, уверенности в себе и словесно-логического мышления, но положительно связана со склонностью к работе с людьми. Интернальность юношей и девушек положительно коррелирует с маскулинностью, уверенностью в себе, с социальной смелостью, а у юношей - еще и с креативностью мышления и со склонностью к экстремальным видам деятельности. Маскулинность у юношей и девушек положительно связана с уверенностью в себе, с социальной смелостью, инициативой в социальных контактах и со склонностью к экстремальным видам деятельности. У юношей и девушек уверенность в себе положительно связана с креативностью мышления, со склонностью к экстремальным видам деятельности и с инициативой в социальных контактах. У юношей и девушек имеют место положительные взаимные корреляции между уверенностью в себе, социальной смелостью и инициативой в социальных контактах. Юноши в сравнении с девушками в большей степени незащищены от манипуляций, более интернальны и уверены в себе, обладают большей социальной смелостью. У девушек выше средние показатели в наглядно-образном и словесно-логических типах мышления, в склонности к работе с людьми и к эстетической деятельности. У юношей выше средние показатели абстрактно-символического мышления, склонности к исследовательской, практической и экстремальной деятельности. Обнаружены признаки феминизации юношей.

Полный текст

ВведениеВ литературе встречаются утверждения некоторых отечественных (Доценко, 2004) и зарубежных (Фромм, 1992; Шостром, 1992, 2002; Goodin, 1980) авторов о том, что манипуляции могут быть и полезными. Другие исследователи (Братчен- ко, 1997; Рюмшина, 2000, 2003) с этим не согласны.Для того чтобы разобраться с этим вопросом, автор проанализировал опреде- ления манипуляции, которые используются многочисленными исследователями этого феномена. Таких определений оказалось более двадцати. Практически во всех определениях манипуляции подчеркивается неблаговидность действий ма- нипулятора, идущих вразрез с волей адресата воздействия и наносящих ему ущерб. При этом инициатор получает одностороннее преимущество, а адресат является жертвой подобного скрытого управления им.Проведенный анализ показал, что следующее определение манипуляции вклю- чает самое существенное из всех известных определений ее: манипуляция - это скрытое управление адресатом воздействия в личных целях его инициатора, проти- воречащее интересам адресата (Шейнов, 2011). Это определение снимает вопрос о наличии «полезных» манипуляций.Другая сложность в изучении манипуляций состоит в том, что многие оши- бочно называют манипуляцией любое неблаговидное действие.Приведенное определение позволяет обнаружить именно манипуляцию и от- личить ее от других видов психологических воздействий, использование которых может нанести ущерб адресатам воздействия: неблаговидные действия могут до- стигаться посредством таких воздействий, как принуждение, агрессия, внушение, психологическое заражение, использование слухов, побуждение к подражанию, нейро-лингвистическое программирование (НЛП) и др. (Шейнов, 2013).Квалифицировав действие как манипуляцию, естественно использовать те приемы, которые разработаны именно для защиты от манипуляций (Шейнов, 2011).Опасность манипуляций велика в силу большой распространенности мани- пулирования в современном обществе (Goodin, 1982, Фромм, 1992; Шостром, 1992, 2002; Братченко, 1997; Рюмшина, 2000, 2003; Шейнов, 2011 и др.). Опреде- ленным отражением этого является то, что, как показало одно из наших иссле- дований, 92-95% респондентов ощущают свою незащищенность от манипуляций и желают научиться защищаться от них (Шейнов, 2011).В целях определения степени незащищенности индивидов от манипулирова- ния ими, автором введен в научный оборот конструкт «незащищенность инди- вида от манипулятивных воздействий» и разработан соответствующий тест, из- меряющий этот конструкт (Шейнов, 2012). В процессе использования этого теста на больших репрезентативных выборках показано, что ни один человек не являет- ся на 100% защищенным от манипулирования им.Поскольку манипуляции человеком могут нанести ему существенный вред, введенный конструкт актуален (хотя и в разной степени) для каждого человека. Актуален он и для подростков, ведь они подвергаются манипулятивным воздействи- ям со стороны родителей, учителей, сверстников и старших по возрасту (Шейнов, 2011, Рюмшина, 2000).В силу этого представляется актуальным изучение незащищенности подрост- ков от манипуляций. Цель данной статьи - установление возможных связей это- го конструкта с такими важными характеристиками личности, как биологический и психологический пол, локус контроля, уверенность в себе, когнитивные харак- теристики и профессионально-ориентированные склонности подростков.Процедура и методыУчастники и процедура исследования. Для проведения исследования был за- действован 261 учащийся 9-11 классов школ, гимназий, лицеев городов Минска и Молодечно (возраст 14-16 лет), из них 126 девушек и 135 юношей. Для моти- вации испытуемых на серьезное отношение к психодиагностике им сообщалось о том, что тесты помогут им в решении вопросов: куда пойти учиться дальше, и в разрешении их личных проблем; что о результатах тестов не узнают ни учителя, ни родители, а узнает только сам тестирующийся. Это вызвало интерес учащих- ся и серьезное отношение к ответам на вопросы тестов; об этом свидетельство- вали: сосредоточенная работа при тестировании, задаваемые вопросы, качество заполнения бланков и расспросы подростков, когда они узнавали свои результаты.Методики. Все испытуемые анонимно (под шифрами) ответили на вопросы шести психодиагностических методик.Тест «Оценка степени незащищенности индивида от манипулятивных воз- действий» (тест В), надежность и валидность которого ранее доказана (Шейнов, 2012).Вопросник Сандры Бэм (2003) для измерения уровней маскулинности, фе- минности и андрогинности.Тест В.Г. Ромека (1988) для оценки уверенности в себе. Этот тест дает оцен- ку уверенности в себе по трем шкалам: шкале общей уверенности в себе, шкале социальной смелости и шкале инициативы в социальных контактах.Тест-опросник субъективной локализации контроля С.Р. Пантелеева и В.В. Столина (1988).Тест «Профиль мышления» Дж. Брунера (Практикум, 2003; Лобанов, Дроз- дова, 2013) использовался для определения типа мышления и уровня креатив- ности (когнитивные характеристики). Методика позволяет представить целост- ную структуру мышления во всей совокупности его типов: предметное, образное, знаковое, символическое, креативное.Методика Л. Йовайши (Ильин, 2008, с. 322-327) для определения профес- сиональных склонностей. Опросник позволяет по набранному испытуемым ко- личеству баллов ранжировать его склонности: к работе с людьми, к исследова- тельской (интеллектуальной) работе, к практической деятельности; к эстетиче- ским видам деятельности, к экстремальным видам деятельности, к планово-экономическим видам деятельности.Статистическая обработка результатов тестирования осуществлялась с по- мощью пакета SPSS, версия 13.00 (Наследов, 2005). В данном исследовании при- нят уровень значимости p  0.05.РезультатыВ объединенной группе (N = 135) учащихся мужского пола - подростков, юношей (для краткости будем называть их одним словом «юноши»), незащищен- ность от манипуляций оказалась положительно связанной с когнитивными и лич- ностными характеристиками (таблица).Статистически значимые корреляции незащищенности юношей и девушек от манипуляций с их когнитивными и личностными характеристиками (Correlations between adolescents’ vulnerability to manipulationsand their cognitive and personal features)ТаблицаКогнитивные и личностные характеристикиЮноши (N = 135)Девушки (N = 126)rprpИнтернальность0,3520,000-0,1890,034Маскулинность0,3090,000-0,2160,015Андрогинность0,3920,000--Уверенность в себе0,4170,000-0,1830,041Социальная смелость0,2760,001--Абстрактно-символическое мышление0,1990,021--Словесно-логическое мышление---0,3350,000Склонность к работе с людьми0,2800,0010,3490,000Склонность к эстетической деятельности-0,4030,0000,3490,000Склонность к экстремальным видам деятельности0,3000,000--Склонность к планово-экономическим видам дея- тельности0,2580,003--Примечание. r - коэффициент корреляции Пирсона, p - статистическая значимость (двусторон- няя). Прочерки в ячейках означают отсутствие статистически значимой корреляции.В объединенной группе учащихся-девушек (N = 126) незащищенность от ма- нипуляций отрицательно связана с показателями их интернальности (r = -0,189, p = 0,034), маскулинности (r = -0,216, p = 0,015), уверенности в себе (r = -0,183, p = 0,041), и словесно-логического мышления (r = 0,335, p < 0,001), но положитель- но связана со склонностью работать с людьми (r = 0,349, p < 0,001).Интернальность положительно связана с маскулинностью у юношей (r = 0,305, p < 0,001) и у девушек (r = 0,298, p = 0,001), с уверенностью в себе у юношей (r = 0,502, p < 0,001) и у девушек (r = 0,435, p < 0,001), с социальной смелостью у юношей (r = 0,352, p < 0,001) и у девушек (r = 0,305, p = 0,001), с креативностью мышления у юношей (r = 0,251, p = 0,003) и у девушек (r = 0,249, p = 0,005) и со склонностью к экстремальным видам деятельности у юношей (r = 0,304, p < 0,001) и у девушек (r = 0,219, p = 0,014). Имеет место также положительная связь интер- нальности юношей с их инициативой в социальных контактах и предметно-дей- ственным мышлением, у девушек же подобная корреляция статистически не- значима.Корреляционный анализ показал, что маскулинность у юношей и девушек по- ложительно связана с уверенностью в себе (r = 0,827, p < 0,001 у юношей и r = 0,548, p < 0,001 девушек), с социальной смелостью (соответственно r = 0,308, p < 0,001 и r = 0,591, p < 0,001), с инициативой в социальных контактах (соответственно r = 0,416, p < 0,001 и r = 0,347, p < 0,001) и со склонностью к экстремальным видам деятельности у юношей (r = 0,225, p = 0,009) и у девушек (r = 0,473, p < 0,001), а также у юношей с предметно-действенным мышлением (r = 0,352, p < 0,001).В соответствии с данными исследований у юношей и девушек уверенность в себе положительно связана с креативностью мышления (r = 0,418, p < 0,001 у юно- шей и r = 0,301, p = 0,001 у девушек), со склонностью к экстремальным видам де-ятельности (у юношей r = 0,323, p < 0,001 и у девушек r = 0,382, p < 0,001), с со- циальной смелостью (у юношей r = 0,378, p < 0,001 и у девушек r = 0,530, p < 0,001) и с инициативой в социальных контактах (соответственно r = 0,411, p < 0,001 и r = 0,220, p = 0,014).Вполне ожидаема установленная отрицательная связь между склонностью к эстетическим видам деятельности и склонностью к планово-экономическим видам деятельности. Она выражена следующими корреляциями: r = -0,418, p < 0,001 у юношей и r = -0,270, p < 0,001 у девушек. А также - отрицательная связь между склонностью к эстетическим видам деятельности и склонностью к экстремаль- ным видам деятельности; она выражена следующими корреляциями: r = -0,308, p < 0,001 у юношей и r = -0,372, p < 0,001 у девушек.И для юношей, и для девушек имеются высоко статистически значимые по- ложительные взаимные корреляции между уверенностью в себе, социальной сме- лостью и инициативой в социальных контактах. Это также вполне ожидаемо и логически объяснимо.При выбранном уровне значимости p  0,05 средние значения ряда показателей для юношей и девушек различаются статистически достоверно (сравнение про- изводилась с помощью параметрического t-критерия для независимых выборок). Приведем эти отличающиеся показатели.Юноши в сравнении с девушками предстали в большей степени незащищен- ными от манипулирования ими: в среднем юноши становятся жертвами манипу- ляций в 54,4% случаев, в то время как девушки - в 50,5%. Это различие попада- ет в число статистически достоверных.Юноши оказались в целом более интернальными (средний показатель - 12,11 против 10,60 у девушек). Эти цифры практически совпадают с теми, что полу- чены в нашем исследовании студентов - соответственно 12,1 у юношей и 10,8 у девушек (Шейнов, 2017).Юноши более уверены в себе и обладают большей социальной смелостью по сравнению с девушками (соответствующие показатели: 23,71 против 22,42 и 20,31 против 19,30). Это согласуется с представленными далее результатами о влиянии маскулинности на уверенность в себе и превалировании маскулинности у юношей в сравнении с девушками.Получены вполне ожидаемые результаты, что средний показатель маскулин- ности юношей (13,82) значительно превосходит этот показатель у девушек (11,85), а показатель феминности девушек (15,29) превосходит аналогичный показатель у юношей (12,69).Обнаружены признаки феминизации юношей: доля маскулинных юношей составляет 40%, в то время, как доля девушек феминного типа - 57%; феминных юношей 20 %, а маскулинных девушек 13%; андрогинных юношей 40%, а деву- шек - 30%. Примерно такие же пропорции в факте феминизации юношей-сту- дентов был обнаружен в предыдущей работе автора (Шейнов, 2017).У девушек выше средние показатели в наглядно-образном и словесно-логи- ческих типах мышления, в склонности к работе с людьми и в эстетической дея- тельности. У юношей выше средние показатели абстрактно-символическогомышления, склонности к исследовательской, практической и экстремальной деятельности.В процессе обучения с 9 по 11 класс у юношей и девушек возрастают показа- тели креативности мышления и инициативы в социальных контактах, а у юно- шей - еще и интернальности и социальной смелости.Обсуждение результатовПолученные результаты хорошо согласуются с теми, что получены ранее, и развивают эти результаты. То, что юноши в целом больше девушек незащищены от манипуляций, коррелирует со сделанным ранее (Шейнов, 2012) выводом о том, что женщины лучше мужчин защищены от манипуляций. То есть обнару- женное различие закладывается в детстве. Представляется, что это результат со- циализации девочек, которым в процессе воспитания прививается большая осто- рожность, ведь девушкам, женщинам приходится подчас очень дорого платить за свою доверчивость.Большая незащищенность юношей от манипуляций объясняется также тем, что (как показано ранее) множество их психологических качеств связано с этим феноменом, в то время как у девушек незащищенность от манипуляций положи- тельно связана только с их профессиональной склонностью к работе с людьми, зато ряд других их качеств защищают их от манипуляций.Полученные здесь результаты для учащихся о соотношениях между интерналь- ностью, маскулинностью и уверенностью в себе вполне соответствуют ранее уста- новленным автором соотношениям между ними для студентов и взрослых обоих полов (Шейнов, 2016, 2017).Представленные здесь признаки феминизации юношей ранее были обнару- жены у студентов (Шейнов, 2017), причем в мужских выборках доля феминных студентов и учащихся практически совпадают. Таким образом, процесс фемини- зации представителей мужского пола начинается со школы. В 9-11 классах он уже присутствует. По-видимому, феминизация начинается еще раньше, но от- ветить на этот вопрос - задача будущих исследований.Естественная, а часто и вполне ожидаемая направленность большинства при- веденных корреляций и соотношения средних значений для юношей и девушек, а также их согласованность с результатами предыдущих исследований свидетель- ствуют о репрезентативности в целом результатов исследования, поскольку «каж- дый случай подобной корреляции доказывает, что мы имеем дело и с валидным тестом, и с “валидным экспертом”» (Гильбух, 1978, с. 112). Это же утверждал мэтр валидизации Д.Т. Кэмпбелл: «Предполагаемая валидность обоих измерителей повышается, когда между ними имеет место согласие» (Campbell, 1960, С. 548).Обоснованность полученных здесь результатов, кроме сказанного ранее, под- крепляется также следующими фактами.Репрезентативность выборки в данном исследовании обеспечивается включе- нием в него достаточного количества (261) испытуемых: юношей и девушек, пред- ставляющих разные типы учебных заведений (школы, гимназии, лицеи), разно- го профиля (общие и специализированные), различных специализаций (гумани-тарные и физико-математические), расположенные в столице и в районном центре.Количество испытуемых определено с таким расчетом, чтобы выборки юношей и девушек отвечали нормальному распределению. С этой целью результаты груп- пового тестирования проверялись по критерию Колмогорова - Смирнова на соответствие закону нормального распределения. Вычисление статистики Z и относящейся к ней вероятности ошибки p показало, что распределение всех из- учаемых переменных вполне соответствует нормальному распределению. Это позволило применить для статистического анализа параметрические методы.Нормальное распределение результатов тестирования также служит указани- ем на то, что и мужская, и женская выборки представляют собой репрезентатив- ные срезы популяции (Анастази, Урбина, 2002, с. 201).Репрезентативность, надежность и валидность измерения всех изучаемых пере- менных обеспечена использованием перечисленных ранее надежных и валидных методик.Достоверность различий средних значений изучаемых переменных проверя- лась с помощью параметрического t-критерия для независимых выборок. В за- висимости от полученного значения критерия Ливиня двусторонняя значимость t-критерия определялась в предположении или равенства, или неравенства дис- персий (Наследов, 2005).Все использованные для формулирования выводов корреляции высоко ста- тистически значимы, что обеспечивает «запас прочности» относительно приня- того уровня значимости p  0,05.ВыводыВ исследовании выявлен ряд качеств личности подростков 14-16 лет, свя- занных с их незащищенностью от манипуляций, а также установлены связи меж- ду этими качествами. Показано, что характер этих связей существенно зависит от биологического и психологического пола подростка.Юноши в целом больше девушек незащищены от манипуляций. У юношей незащищенность от манипуляций положительно коррелирует с показателями их интернальности, маскулинности, андрогинности, уверенности в себе, социальной смелости, со склонностями к работе с людьми, к эстетическим, экстремальным и планово-экономическим видам деятельности. У девушек незащищенность от манипуляций отрицательно коррелирует с показателями их интернальности, ма- скулинности, уверенности в себе и словесно-логического мышления, но поло- жительно связана со склонностью к работе с людьми.Интернальность юношей и девушек положительно коррелирует с маскулин- ностью, уверенностью в себе, с социальной смелостью, а у юношей - еще и с креативностью мышления и со склонностью к экстремальным видам деятель- ности. Показатели маскулинности у юношей и девушек положительно связаны с уверенностью в себе, с социальной смелостью, инициативой в социальных кон- тактах и со склонностью к экстремальным видам деятельности.У юношей и девушек уверенность в себе положительно связана с креативно- стью мышления, со склонностью к экстремальным видам деятельности и с ини-циативой в социальных контактах. И для юношей, и для девушек имеют место положительные взаимные корреляции между уверенностью в себе, социальной сме- лостью и инициативой в социальных контактах.Юноши в сравнении с девушками более интернальны и уверены в себе, обла- дают большей социальной смелостью. У девушек выше средние показатели в на- глядно-образном и словесно-логических типах мышления, в склонности к рабо- те с людьми и к эстетической деятельности. У юношей выше средние показатели абстрактно-символического мышления, склонности к исследовательской, прак- тической и экстремальной деятельности.Обнаружены признаки феминизации юношей.

×

Об авторах

Виктор Павлович Шейнов

Республиканский институт высшей школы

Автор, ответственный за переписку.
Email: sheinov1@mail.ru

доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры психологии и педагогического мастерства Республиканского института высшей школы (г. Минск, Беларусь)

ул. Московская, 15, Минск, Республика Беларусь, 220001

Список литературы

  1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб.: Питер, 2002.
  2. Братченко С.Л. Диагностика склонности к манипулированию // Диагностика личностно-развивающего потенциала: методическое пособие для школьных психологов. Псков: Изд-во Псковского областного института повышения квалификации работников образования, 1997. С. 56-62.
  3. Вопросник Сандры Бэм по изучению маскулинности-фемининности // Практикум по гендерной психологии / под ред. И.С. Клециной. СПб.: Питер, 2003. С. 277-280.
  4. Гильбух Ю.З. Актуальные проблемы валидизации психологических тестов // Вопросы психологии. 1978. № 5. С. 108-118.
  5. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. СПб.: Речь, 2004.
  6. Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. СПб.: Питер, 2008.
  7. Лобанов А.П., Дроздова Н.В. Интеллект. Компетентность. Образование. Минск: РИВШ, 2013.
  8. Наследов А.Д. SPSS. Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. СПб.: Питер, 2005.
  9. Пантелеев С.Р., Столин В.В. Тест-опросник субъективной локализации контроля. Модификация шкалы I-E Дж. Роттера // Практикум по психодиагностике. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 1988. С. 131-134.
  10. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. СПб.: Речь, 2003.
  11. Ромек В.Г. Тесты уверенности в себе // Практическая психодианостика и психологическое консультирование. Ростов-н/Д: Ирбис, 1998. С. 87-108.
  12. Рюмшина Л.И. Эмпирическое изучение стилей поведения педагогов // Вопросы психологии. 2000. № 1. С. 142-150.
  13. Рюмшина Л.И. Психология манипулирования людьми (ценностно-смысловой аспект). Ростов-на/Д, 2003.
  14. Фромм Э. Человек для себя. Минск: Коллегиум, 1992.
  15. Шейнов В.П. Психология манипулирования. 3-е изд. М.: АСТ, 2011.
  16. Шейнов В.П. Разработка опросника для оценки степени незащищенности индивида от манипулятивных воздействий // Вопросы психологии. 2012. № 4. С. 147-154.
  17. Шейнов В.П. Психологическое влияние. 6-е изд. М.: АСТ, 2013.
  18. Шейнов В.П. Уверенность в себе и психологический пол // Системная психология и социология. 2016. № 3. С. 54-59.
  19. Шейнов В.П. Незащищенность студентов от манипуляций и их психологический пол, локус контроля и уверенность в себе // Системная психология и социология. 2017. № 1.
  20. Шостром Э. Анти-Карнеги или Человек-манипулятор. Минск: ТПЦ «Полифакт», 1992.
  21. Шостром Э. Человек-манипулятор. Внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации. М.: «Дубль-В», 2002.
  22. Campbell D.T. Recommendations for APA tests standards regarding construct, trait, or discriminant validity // Am. Psychologist. 1960. V. 15. P. 546-553.
  23. Goodin R.E. Manipulatory politics. New Haven: Yale University Press, 1980.

© Шейнов В.П., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах