PSYCHOLOGICAL FEATURES OF INTERACTION OF HIGH SCHOOL STUDENTS, TUTORED AT HOME

Cover Page

Abstract


The article deals with the data of theoretical and empirical research of psychological features of interaction of high school students tutored at home. The empirical study involved 80 high school students aged 15-17 years living in Moscow: 40 students studying in a secondary school, 40 subjects tutored at home, using psychodiagnostic methods: methods of “Self-attitude research by V.V. Stolin and S.R. Panteleeva”; “Evaluation of the level of sociability” method (V.F. Ryakhovskiy); diagnostics methods for communication attitude (V.V. Boiko); the method of “Personal Differential”. In the course of the study we found pronounced differences in the psychological features of interaction in high school students studying in a secondary school and tutored at home. The high school students tutored at home showed low communicative interaction skills, unlike their peers who are studying in a secondary school. Also a difference in the manifestation of the specific components of the self-attitude: inwardness, self-confidence, self-affection, internal conflict, self-blame was found. The results of the study confirm the proposed hypothesis put forward that the frequent and prolonged isolation from society leads to disruption of communication skills and can negatively affect personality development. The practical aspect of the problem under study allows defining and developing a program of psychological support for pupils tutored at home, for the development of communicative interaction skills and personal growth.


ВведениеНа современном этапе развития общества, со значительным возрастанием темпов адаптации личности и ее интеграции в систему социальных отношений актуальным становится вопрос межличностного взаимодействия, так как, по мне- нию А.Г. Асмолова (Асмолов, 2007), проблемы личности выступают как необхо- димое условие поиска системных закономерностей.В связи с этим очевидна значимость реализации психологической работы по развитию взаимодействия и приобретению опыта социального поведения школь- ников, которое существенно отразится на повышении уровня образования стар- шеклассников, в том числе, обучающихся на дому.Все вышесказанное обуславливает поиск эффективных механизмов взаимо- действия личности старшеклассников в период обучения на дому и позволяетконстатировать, что разработка проблемы взаимодействия личности становится одной из насущных в современной психологической науке.Зарубежные и отечественные исследователи (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн), в своих работах показали, что взаимодействие личности рассматривается как процесс взаимного отражения, влияния и воздействия друг на друга.К.А. Абульханова-Славская считает, что «взаимодействие - это основной от- личительный признак совместной деятельности, такая система действий, при которой действия одного человека обуславливают определенные действия других, а действия последних, в свою очередь, определяют действия первых» (Абульха- нова-Славская, 2009. C. 16).Взаимодействие является одной из важнейших сфер жизнедеятельности стар- шеклассника. Значение процесса взаимодействия в формировании основных компонентов личности в юношеском возрасте велико. От того, как будет скла- дываться взаимодействие, зависит формирование будущей личности.Многие исследователи (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, И.С. Кон) считают, что взаимоотношение со сверстниками находится в центре жизни старшеклас- сника и во многом определяет все остальные стороны его поведения и деятель- ности.Особое значение взаимодействие приобретает в образовательном процессе, который представляет единство обучения и воспитания. По мнению Т.А. Шило- вой, основной задачей образовательного процесса является формирование лич- ности в процессе обучения. Но образовательный процесс только тогда будет вы- ступать условием формирования личности, когда педагог и учащиеся будут его активными субъектами, когда с помощью преподавателя учащиеся будут приоб- ретать опыт межкультурного взаимодействия и помощь в социальной адаптации (Шилова, 2004. С. 14). По данным А.И. Крупнова, С.И. Кудинова, И.Б. Кудино- вой, С.С. Кудинова, ключевым фактором успешной социальной адаптации яв- ляется самореализация, а именно реализация своего внутреннего потенциала во внешней среде (Кудинов, Крупнов, 2008; Кудинов, Кудинова, Кудинов, 2015).О.Б. Михайлова отмечает, что «воспитание свободной, прогрессивной лич- ности, не обремененной стереотипами и предрассудками, способной на созида- тельный труд для своего Отечества - одна из ведущих задач современной педа- гогики и психологии детства и юношества» (Михайлова, 2014. С. 101). Т.А. Ши- лова приводит слова о том, что «перед работниками образовательных учреждений стоит задача разработки эффективных моделей образовательного процесса» (Ши- лова, 2012. С. 113). Особенно важным в данном контексте является исследование В.И. Казаренкова о творческом подходе педагога в учебно-воспитательном про- цессе (Казаренков, 2011. С. 109). Необходимым условием эффективности обра- зовательного процесса является индивдуальный подход, который позволяет учи- тывать личностные особенности учащихся (Крупнов, 2006; Анисимова, Камене- ва, 2010; Карташова, 2012; Новикова, 2009, 2014 и др.).Образование - неотъемлемое право человека. Однако далеко не все дети име- ют возможность учиться в общеобразовательных школах. Некоторые учащиеся вынуждены обучаться на дому.Согласно статистике в последние годы отмечается увеличение количества уча- щихся, обучающихся на дому. Опираясь на результаты наших ранее выполненных исследований (Костерева, 2016), мы можем предполагать, что частая и длительная отстраненность учащихся от школьного коллектива может негативно отразиться на их личностном формировании (развитие эмоционального беспокойства, вы- сокой тревожности, неуверенности в себе). Также может возникать зависимость от чужого мнения, изменения в направленности личности в системе самооценки, нарушение основных механизмов взаимодействия с социумом и возникновение трудностей в построении межличностных отношений (Шилова, 2005. C. 67).Таким образом, целью данного исследования было изучение психологических особенностей взаимодействия старшеклассников, обучающихся на дому.Гипотеза нашего исследования заключалась в предположении о том, что частая и длительная изоляция от социума приводит к нарушению коммуникативных навыков и может негативно отразиться на развитии личности.МетодыВыборка. В эмпирическом исследовании приняли участие 80 старшеклассни- ков в возрасте 15-17 лет г. Москвы: 40 учащихся общеобразовательной школы, 40 испытуемых, обучающихся на дому.Методики. Для диагностики использовался психодиагностический инстру- ментарий:методика исследования самоотношений В.В. Столина, С.Р. Пантелеева для выявления структуры отдельных компонентов самоотношения;методика «Оценка уровня общительности» (В.Ф. Ряховский) для определе- ния уровня общительности, коммуникабельности личности;методика диагностики коммуникативной установки (В.В. Бойко), предна- значенная для выявления негативных видов установок личности по отношению к другим людям.Для математико-статистической обработки результатов использовалсяt-критерий Стьюдента и ранговый корреляционный анализ.Результаты и их обсужденияСравнительный анализ по t-критерию Стьюдента подтвердил достоверность различий средних значений выраженности исследуемых параметров самоотно- шения личности старшеклассников двух групп (табл. 1).Различия в проявлении характеристик самоотношений личности(The differences in manifestation of the characteristics of person self-attitude)Таблица 1ПараметрыСредние значенияt-критерий СтьюдентаСтаршеклассники общеобразовательной школыСтаршеклассники, обучающиеся на дому (средние значения)Замкнутость5,487,152,8 **Самоуверенность6,184,33,2**Самоценность5,73,933,4**Окончание табл. 1ПараметрыСредние значенияt-критерий СтьюдентаСтаршеклассники общеобразовательной школыСтаршеклассники, обучающиеся на дому (средние значения)Саморуководство5,954,53,1**Отраженное самоотношение5,84,353,2**Самопринятие6,64,234,6**Самопривязанность5,6460,8Внутренний конфликт6,457,41,8Самообвинение4,937,184,8**** p < 0,01Из таблицы 1, следует, что старшеклассники, обучающиеся на дому, характе- ризуются высокой замкнутостью, которая выражается как защитное поведение личности; низкой самоуверенностью, самоценностью, это может указывать на сомнения личности в своей уникальности, недооценке своего Я, а также неуве- ренности, которая ослабляет сопротивление средовым влияниям. Повышенная чувствительность к замечаниям и критике окружающих в свой адрес делает стар- шеклассников, обучающихся на дому, обидчивыми и ранимыми и часто ведет к недоверию своей индивидуальности. Также мы наблюдаем низкий уровень само- принятия, высокий внутренний конфликт и высокий уровень самообвинения. Это говорит о завышенных требованиях личности к себе и может привести к конфликту между Я-реальным и Я-идеальным, между уровнем притязаний и фак- тическими достижениями. Старшеклассники, обучающиеся на дому, часто от- мечают прежде всего свои недостатки, неудачи. Установка на самообвинение со- провождается внутренним напряжением, ощущением невозможности удовлет- ворения основных потребностей, особенно в общении.В группе старшеклассников, проходящих обучение в общеобразовательной школе, мы наблюдаем низкие показатели замкнутости, что указывает на откры- тость отношений; низкие показатели внутреннего конфликта, самообвинения, что говорит об ощущении удовлетворенности собой, ощущении равновесия меж- ду собственными возможностями и требованиями окружающей реальности, меж- ду притязаниями и достижениями. Также мы видим высокий уровень самоуве- ренности, самоценности, саморуководства, самопринятия.По результатам корреляционного анализа (по Спирмену), у старшеклассников общеобразовательной школы выявлены достоверные положительные корреляции между выраженной негативной коммуникативной установкой и показателями самоотношений (замкнутость (r = 0,43), самоуверенность (r = 0,42), самоценность (r = 0,54), самопринятие (r = 0,45), внутренний конфликт (r = 0,51), самообви- нение (r = 0,71)). Также выявлены достоверные положительные корреляции меж- ду уровнем общительности и показателями самоотношений (замкнутость (r = 0,56), самоуверенность (r = 0,73), самоценность (r = 0,69), самопринятие (r = 0,75), внутренний конфликт (r = 0,78), самообвинение (r = 0,71)). Все компонентыличностного диференциала (оценка, сила, активность) взаимосвязаны с показа- телями самоотношений старшеклассников. Однако показатель самопривязан- ности не показал взаимосвязи ни с выраженной негативной коммуникативной установкой, ни с уровнем общительности, но достоверно связан с параметрами личностного дифференциала, а именно с оценкой (r = 0,58), силой (r = 0,65), активностью (r = 0,65).Коэффициенты корреляции параметров самоотношения и негативной коммуникативной установки у старшеклассников, обучающихся на дому (Correlations between self-attitude parameters and negative communicative attitudes in high school students tutored at home)Таблица 2Параметры самоотношенияКоммуникативная установкаВыраженная негативная коммуникативная установкаЗавуалированная жестокостьОткрытая жестокостьНегативный личный опытЗамкнутость0,050,58**0,31*0,54**Самоуверенность0,180,67**0,280,66**Самоценность0,090,65**0,36*0,62**Самопринятие0,35*0,69**0,310,74**Самопривязан-ность0,170,44**0,57**0,50**Внутренний конфликт0,230,68**0,240,71**Самообвинение0,47**0,66**0,020,69*** p  0,5; ** p  0,01Как следует из табл. 2, в группе старшеклассников, обучающихся на дому, об- наружены достоверные положительные корреляции между отдельными компо- нентами выраженной негативной коммуникативной установки (завуалированная жестокость, открыта жестокость, негативный личный опыт) и показателями са- моотношения. С общим параметром выраженной негативной коммуникативной установки достоверно связано только самопринятие (r = 0,35) и самообвинение (r = 0,47). Зато все показатели самоотношений достоверно связаны с завуалиро- ванной жестокостью и негативным личным опытом. Открытая жестокость до- стоверно связана с замкнутостью (r = 0,31), самоценностью (r = 0,36) и самопри- вязанностью (r = 0,57).Также в этой группе старшеклассников были выявлены достоверные положи- тельные корреляции между уровнем общительности и показателями самоотно- шений (замкнутость (r = 0,56), самоуверенность (r = 0,73), самоценность (r = 0,69), самопринятие (r = 0,75), внутренний конфликт (r = 0,78), самообвинение (r = 0,71).ВыводыВ результате исследования были обнаружены выраженные различия психоло- гических особенностей взаимодействия старшеклассников, обучающихся в обще- образовательной школе и на дому. Старшеклассники, обучающиеся на дому, ха- рактеризуются некоторыми личностными особенностями, которые затрудняют их эффективное взаимодействие. Большинство испытуемых данной группы име-ют низкий уровень общительности. Это свидетельствует о недостаточном раз- витии навыков позитивного общения у старшеклассников, так как плохое само- чувствие, ограничение движений, длительное нахождение в стационаре, реаби- литационном центре, дома приводят к ограничению круга общения, развитию эмоционального беспокойства, высокой тревожности, неуверенности в себе, за- висимости от чужого мнения (взрослых, родителей, педагогов). Также определя- ется высокая замкнутость как выраженное защитное поведение личности, низкая самоценность, которая приводит к неуверенности в себе, ослабляет сопротивле- ние средовым влияниям, повышенная чувствительность к замечаниям и критике окружающих способствует обидчивости и ранимости, старшеклассников, обуча- ющихся на дому. Часто они склонны не доверять своей индивидуальности; вы- сокие значения внутренней конфликтности тоже говорят о негативном отноше- нии к себе, конфликте между Я-реальным и Я-идеальным, к признанию своей малоценности. Также старшеклассники, обучающиеся на дому, чаще всего не проявляют открыто свою враждебность, в силу приобретенного негативного лич- ного опыта взаимодействия у них часто проявляется завуалированная жестокость к людям. Их сверстники, обучающиеся в школе, тоже показали высокий балл по негативной коммуникативной установке, но они не боятся открыто это проявлять по отношению к социуму.Таким образом, старший школьный возраст - это сложный период в жизни личности, который характеризуется рядом изменений, происходящих не только в физическом, умственном, но и в психологическом развитии. Необходимо соз- давать специальные программы психологической помощи, направленные на раз- витие коммуникативных навыков взаимодействия у старшеклассников, обучаю- щихся на дому, учитывая их психологические особенности. Полученные эмпи- рические данные позволяют разработать и применить программу психологической коррекции, которая будет способствовать процессу социальной реабилитации и интеграции старшеклассников, обучающихся на дому, в социум.

Tamara A Shilova

Moscow City Pedagogical University

Author for correspondence.
Email: tashilova46@mail.ru
2 Selskohozyaistvennyi proezd, 4, Moscow, Russia, 129226

Lyudmila I Kostereva

Moscow City Pedagogical University

Email: kli-2007@mail.ru
2 Selskohozyaistvennyi proezd, 4, Moscow, Russia, 129226

  • Abul'khanova, K. A. (2009). Problema individual'nosti v psikhologii. In E.B. Starovoitenko, V.D. Shadrikov (Eds.). Psikhologiya individual'nosti: novye modeli i koncepcii (pp. 14-63). Moscow: MPSI Publ. (In Russ.).
  • Anisimova, J. N., & Kameneva, G. N. (2010). Psychological features of diligence at young men and girls of teenage and youthful age. Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Series: Psychology and Pedagogics, (2), 27-31.
  • Asmolov, A. G. (2007). Psikhologiya lichnosti: Kul'turno-istoricheskoe ponimanie psihologii cheloveka. Moscow: Smysl. (In Russ.).
  • Kazarenkov, V.I. (2011). Teacher’s creativity as a system. Systems Psychology and Sociology, (3), 109-114. (In Russ.).
  • Kostereva, L.I. (2016). Aktual'nye problemy vzaimodejstvija starsheklassnikov, obuchajushhihsja na domu. Aktual'nye voprosy psikhologii, pedagogiki i obrazovanija. Samara, 162-164. (In Russ.).
  • Kudinov, S. I., & Krupnov, A. I. (2008). The system model of self-realization of the personality. Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Series: Psychology and Pedagogics, (1), 28-36. (In Russ.).
  • Kudinov, S.I., Kudinov, S.S., & Kudinova, I.B. (2015). System approach in research of self- realization of the personality. Russian Scientific Journal, (2), 161-173. (In Russ.).
  • Krupnov, A.I. (2006). The system-dispositional approach to studying the personality and its properties. Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Series: Psychology and Pedagogics, (1), 63-73. (In Russ.).
  • Mikhailova, O.B. (2014). Innovacionnost' lichnosti: gendernye i individual'no-tipologicheskie kharakteristiki. Moscow: RUDN Publ. (In Russ.).
  • Novikova, I.A. (2009). Ratio of individually-typical peculiarities of the person and specificity of educational activity of students. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii, (4), 100-107. (In Russ.).
  • Novikova, I.A. (2014). Tipologicheskie issledovaniya svoistv lichnosti na osnove sistemno-funkcional'nogo podhoda. Sistemnye issledovaniya svoistv lichnosti: k 30-letiyu nauchnoi shkoly A.I. Krupnova v RUDN (pp. 122-149). Moscow: RUDN Publ. (In Russ.).
  • Shilova, T.A. (2005). Diagnostika psihologo-social'noj dezadaptacii detej i podrostkov. Moscow: Ajris-press. (In Russ.).
  • Shilova, T.A. (2012), Volevaja aktivnost' kak faktor usilennoj samorealizacii. Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (113-119). Moscow: RUDN Publ. (In Russ.).
  • Shilova, T.A. (2004). Profilaktika alkogol'noj i narkoticheskoj zavisimosti u podrostkov v shkole. Moscow: Ajris-press. (In Russ.).
  • Shilova, T.A., & Kostereva, L.I. (2015). Psychological characteristics of personality orientation in pupils, studying at home. Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Series: Psychology and Pedagogics, (2), 98-102. (In Russ.).

Views

Abstract - 446

PDF (Russian) - 699


Copyright (c) 2017 Шилова Т.А., Костерева Л.И.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.