ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ДОМУ
- Авторы: Шилова Т.А.1, Костерева Л.И.1
-
Учреждения:
- Московский городской педагогический университет
- Выпуск: Том 14, № 1 (2017)
- Страницы: 110-118
- Раздел: Статьи
- URL: https://journals.rudn.ru/psychology-pedagogics/article/view/15371
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2017-14-1-110-118
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматриваются данные теоретико-эмпирического исследования психологических особенностей взаимодействия старшеклассников, обучающихся на дому. В эмпирическом исследовании приняли участие 80 старшеклассников в возрасте 15-17 лет г. Москвы: 40 учащихся, обучающихся в общеобразовательной школе, 40 испытуемых, обучающихся на дому, с применением психодиагностических методик: методики исследования самоотношений В.В. Столина, С.Р. Пантелеева; методики «Оценка уровня общительности» (В.Ф. Ряховский); методики диагностики коммуникативной установки (В.В. Бойко); методики «Личностный дифференциал». В ходе проведения исследования мы обнаружили выраженные различия психологических особенностей взаимодействия старшеклассников, обучающихся в общеобразовательной школе и на дому. Старшеклассники, обучающиеся на дому, показали низкие коммуникативные навыки взаимодействия, в отличие от сверстников, которые учатся в общеобразовательной школе. Также установлено различие в выраженности отдельных компонентах самоотношения - замкнутости, самоуверенности, самопривязанности, внутренней конфликтности, самообвинения. Результаты исследования подтвердили выдвинутые предположения о том, что частая и длительная изоляция от социума приводит к нарушению коммуникативных навыков и может негативно отразиться на развитии личности. Практический аспект исследуемой проблемы позволяет определить и разработать программу психологического сопровождения старшеклассников, обучающихся на дому, по развитию коммуникативных навыков взаимодействия и личностного роста.
Полный текст
ВведениеНа современном этапе развития общества, со значительным возрастанием темпов адаптации личности и ее интеграции в систему социальных отношений актуальным становится вопрос межличностного взаимодействия, так как, по мне- нию А.Г. Асмолова (Асмолов, 2007), проблемы личности выступают как необхо- димое условие поиска системных закономерностей.В связи с этим очевидна значимость реализации психологической работы по развитию взаимодействия и приобретению опыта социального поведения школь- ников, которое существенно отразится на повышении уровня образования стар- шеклассников, в том числе, обучающихся на дому.Все вышесказанное обуславливает поиск эффективных механизмов взаимо- действия личности старшеклассников в период обучения на дому и позволяетконстатировать, что разработка проблемы взаимодействия личности становится одной из насущных в современной психологической науке.Зарубежные и отечественные исследователи (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн), в своих работах показали, что взаимодействие личности рассматривается как процесс взаимного отражения, влияния и воздействия друг на друга.К.А. Абульханова-Славская считает, что «взаимодействие - это основной от- личительный признак совместной деятельности, такая система действий, при которой действия одного человека обуславливают определенные действия других, а действия последних, в свою очередь, определяют действия первых» (Абульха- нова-Славская, 2009. C. 16).Взаимодействие является одной из важнейших сфер жизнедеятельности стар- шеклассника. Значение процесса взаимодействия в формировании основных компонентов личности в юношеском возрасте велико. От того, как будет скла- дываться взаимодействие, зависит формирование будущей личности.Многие исследователи (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, И.С. Кон) считают, что взаимоотношение со сверстниками находится в центре жизни старшеклас- сника и во многом определяет все остальные стороны его поведения и деятель- ности.Особое значение взаимодействие приобретает в образовательном процессе, который представляет единство обучения и воспитания. По мнению Т.А. Шило- вой, основной задачей образовательного процесса является формирование лич- ности в процессе обучения. Но образовательный процесс только тогда будет вы- ступать условием формирования личности, когда педагог и учащиеся будут его активными субъектами, когда с помощью преподавателя учащиеся будут приоб- ретать опыт межкультурного взаимодействия и помощь в социальной адаптации (Шилова, 2004. С. 14). По данным А.И. Крупнова, С.И. Кудинова, И.Б. Кудино- вой, С.С. Кудинова, ключевым фактором успешной социальной адаптации яв- ляется самореализация, а именно реализация своего внутреннего потенциала во внешней среде (Кудинов, Крупнов, 2008; Кудинов, Кудинова, Кудинов, 2015).О.Б. Михайлова отмечает, что «воспитание свободной, прогрессивной лич- ности, не обремененной стереотипами и предрассудками, способной на созида- тельный труд для своего Отечества - одна из ведущих задач современной педа- гогики и психологии детства и юношества» (Михайлова, 2014. С. 101). Т.А. Ши- лова приводит слова о том, что «перед работниками образовательных учреждений стоит задача разработки эффективных моделей образовательного процесса» (Ши- лова, 2012. С. 113). Особенно важным в данном контексте является исследование В.И. Казаренкова о творческом подходе педагога в учебно-воспитательном про- цессе (Казаренков, 2011. С. 109). Необходимым условием эффективности обра- зовательного процесса является индивдуальный подход, который позволяет учи- тывать личностные особенности учащихся (Крупнов, 2006; Анисимова, Камене- ва, 2010; Карташова, 2012; Новикова, 2009, 2014 и др.).Образование - неотъемлемое право человека. Однако далеко не все дети име- ют возможность учиться в общеобразовательных школах. Некоторые учащиеся вынуждены обучаться на дому.Согласно статистике в последние годы отмечается увеличение количества уча- щихся, обучающихся на дому. Опираясь на результаты наших ранее выполненных исследований (Костерева, 2016), мы можем предполагать, что частая и длительная отстраненность учащихся от школьного коллектива может негативно отразиться на их личностном формировании (развитие эмоционального беспокойства, вы- сокой тревожности, неуверенности в себе). Также может возникать зависимость от чужого мнения, изменения в направленности личности в системе самооценки, нарушение основных механизмов взаимодействия с социумом и возникновение трудностей в построении межличностных отношений (Шилова, 2005. C. 67).Таким образом, целью данного исследования было изучение психологических особенностей взаимодействия старшеклассников, обучающихся на дому.Гипотеза нашего исследования заключалась в предположении о том, что частая и длительная изоляция от социума приводит к нарушению коммуникативных навыков и может негативно отразиться на развитии личности.МетодыВыборка. В эмпирическом исследовании приняли участие 80 старшеклассни- ков в возрасте 15-17 лет г. Москвы: 40 учащихся общеобразовательной школы, 40 испытуемых, обучающихся на дому.Методики. Для диагностики использовался психодиагностический инстру- ментарий:методика исследования самоотношений В.В. Столина, С.Р. Пантелеева для выявления структуры отдельных компонентов самоотношения;методика «Оценка уровня общительности» (В.Ф. Ряховский) для определе- ния уровня общительности, коммуникабельности личности;методика диагностики коммуникативной установки (В.В. Бойко), предна- значенная для выявления негативных видов установок личности по отношению к другим людям.Для математико-статистической обработки результатов использовалсяt-критерий Стьюдента и ранговый корреляционный анализ.Результаты и их обсужденияСравнительный анализ по t-критерию Стьюдента подтвердил достоверность различий средних значений выраженности исследуемых параметров самоотно- шения личности старшеклассников двух групп (табл. 1).Различия в проявлении характеристик самоотношений личности(The differences in manifestation of the characteristics of person self-attitude)Таблица 1ПараметрыСредние значенияt-критерий СтьюдентаСтаршеклассники общеобразовательной школыСтаршеклассники, обучающиеся на дому (средние значения)Замкнутость5,487,152,8 **Самоуверенность6,184,33,2**Самоценность5,73,933,4**Окончание табл. 1ПараметрыСредние значенияt-критерий СтьюдентаСтаршеклассники общеобразовательной школыСтаршеклассники, обучающиеся на дому (средние значения)Саморуководство5,954,53,1**Отраженное самоотношение5,84,353,2**Самопринятие6,64,234,6**Самопривязанность5,6460,8Внутренний конфликт6,457,41,8Самообвинение4,937,184,8**** p < 0,01Из таблицы 1, следует, что старшеклассники, обучающиеся на дому, характе- ризуются высокой замкнутостью, которая выражается как защитное поведение личности; низкой самоуверенностью, самоценностью, это может указывать на сомнения личности в своей уникальности, недооценке своего Я, а также неуве- ренности, которая ослабляет сопротивление средовым влияниям. Повышенная чувствительность к замечаниям и критике окружающих в свой адрес делает стар- шеклассников, обучающихся на дому, обидчивыми и ранимыми и часто ведет к недоверию своей индивидуальности. Также мы наблюдаем низкий уровень само- принятия, высокий внутренний конфликт и высокий уровень самообвинения. Это говорит о завышенных требованиях личности к себе и может привести к конфликту между Я-реальным и Я-идеальным, между уровнем притязаний и фак- тическими достижениями. Старшеклассники, обучающиеся на дому, часто от- мечают прежде всего свои недостатки, неудачи. Установка на самообвинение со- провождается внутренним напряжением, ощущением невозможности удовлет- ворения основных потребностей, особенно в общении.В группе старшеклассников, проходящих обучение в общеобразовательной школе, мы наблюдаем низкие показатели замкнутости, что указывает на откры- тость отношений; низкие показатели внутреннего конфликта, самообвинения, что говорит об ощущении удовлетворенности собой, ощущении равновесия меж- ду собственными возможностями и требованиями окружающей реальности, меж- ду притязаниями и достижениями. Также мы видим высокий уровень самоуве- ренности, самоценности, саморуководства, самопринятия.По результатам корреляционного анализа (по Спирмену), у старшеклассников общеобразовательной школы выявлены достоверные положительные корреляции между выраженной негативной коммуникативной установкой и показателями самоотношений (замкнутость (r = 0,43), самоуверенность (r = 0,42), самоценность (r = 0,54), самопринятие (r = 0,45), внутренний конфликт (r = 0,51), самообви- нение (r = 0,71)). Также выявлены достоверные положительные корреляции меж- ду уровнем общительности и показателями самоотношений (замкнутость (r = 0,56), самоуверенность (r = 0,73), самоценность (r = 0,69), самопринятие (r = 0,75), внутренний конфликт (r = 0,78), самообвинение (r = 0,71)). Все компонентыличностного диференциала (оценка, сила, активность) взаимосвязаны с показа- телями самоотношений старшеклассников. Однако показатель самопривязан- ности не показал взаимосвязи ни с выраженной негативной коммуникативной установкой, ни с уровнем общительности, но достоверно связан с параметрами личностного дифференциала, а именно с оценкой (r = 0,58), силой (r = 0,65), активностью (r = 0,65).Коэффициенты корреляции параметров самоотношения и негативной коммуникативной установки у старшеклассников, обучающихся на дому (Correlations between self-attitude parameters and negative communicative attitudes in high school students tutored at home)Таблица 2Параметры самоотношенияКоммуникативная установкаВыраженная негативная коммуникативная установкаЗавуалированная жестокостьОткрытая жестокостьНегативный личный опытЗамкнутость0,050,58**0,31*0,54**Самоуверенность0,180,67**0,280,66**Самоценность0,090,65**0,36*0,62**Самопринятие0,35*0,69**0,310,74**Самопривязан-ность0,170,44**0,57**0,50**Внутренний конфликт0,230,68**0,240,71**Самообвинение0,47**0,66**0,020,69*** p 0,5; ** p 0,01Как следует из табл. 2, в группе старшеклассников, обучающихся на дому, об- наружены достоверные положительные корреляции между отдельными компо- нентами выраженной негативной коммуникативной установки (завуалированная жестокость, открыта жестокость, негативный личный опыт) и показателями са- моотношения. С общим параметром выраженной негативной коммуникативной установки достоверно связано только самопринятие (r = 0,35) и самообвинение (r = 0,47). Зато все показатели самоотношений достоверно связаны с завуалиро- ванной жестокостью и негативным личным опытом. Открытая жестокость до- стоверно связана с замкнутостью (r = 0,31), самоценностью (r = 0,36) и самопри- вязанностью (r = 0,57).Также в этой группе старшеклассников были выявлены достоверные положи- тельные корреляции между уровнем общительности и показателями самоотно- шений (замкнутость (r = 0,56), самоуверенность (r = 0,73), самоценность (r = 0,69), самопринятие (r = 0,75), внутренний конфликт (r = 0,78), самообвинение (r = 0,71).ВыводыВ результате исследования были обнаружены выраженные различия психоло- гических особенностей взаимодействия старшеклассников, обучающихся в обще- образовательной школе и на дому. Старшеклассники, обучающиеся на дому, ха- рактеризуются некоторыми личностными особенностями, которые затрудняют их эффективное взаимодействие. Большинство испытуемых данной группы име-ют низкий уровень общительности. Это свидетельствует о недостаточном раз- витии навыков позитивного общения у старшеклассников, так как плохое само- чувствие, ограничение движений, длительное нахождение в стационаре, реаби- литационном центре, дома приводят к ограничению круга общения, развитию эмоционального беспокойства, высокой тревожности, неуверенности в себе, за- висимости от чужого мнения (взрослых, родителей, педагогов). Также определя- ется высокая замкнутость как выраженное защитное поведение личности, низкая самоценность, которая приводит к неуверенности в себе, ослабляет сопротивле- ние средовым влияниям, повышенная чувствительность к замечаниям и критике окружающих способствует обидчивости и ранимости, старшеклассников, обуча- ющихся на дому. Часто они склонны не доверять своей индивидуальности; вы- сокие значения внутренней конфликтности тоже говорят о негативном отноше- нии к себе, конфликте между Я-реальным и Я-идеальным, к признанию своей малоценности. Также старшеклассники, обучающиеся на дому, чаще всего не проявляют открыто свою враждебность, в силу приобретенного негативного лич- ного опыта взаимодействия у них часто проявляется завуалированная жестокость к людям. Их сверстники, обучающиеся в школе, тоже показали высокий балл по негативной коммуникативной установке, но они не боятся открыто это проявлять по отношению к социуму.Таким образом, старший школьный возраст - это сложный период в жизни личности, который характеризуется рядом изменений, происходящих не только в физическом, умственном, но и в психологическом развитии. Необходимо соз- давать специальные программы психологической помощи, направленные на раз- витие коммуникативных навыков взаимодействия у старшеклассников, обучаю- щихся на дому, учитывая их психологические особенности. Полученные эмпи- рические данные позволяют разработать и применить программу психологической коррекции, которая будет способствовать процессу социальной реабилитации и интеграции старшеклассников, обучающихся на дому, в социум.
Об авторах
Тамара Алексеевна Шилова
Московский городской педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: tashilova46@mail.ru
2-й Сельскохозяйственный проезд, 4, Москва, Россия, 129226
Людмила Ивановна Костерева
Московский городской педагогический университет
Email: kli-2007@mail.ru
2-й Сельскохозяйственный проезд, 4, Москва, Россия, 129226
Список литературы
- Абульханова К.А. Проблема индивидуальности в психологии // Психология индивидуальности: новые модели и концепции / под ред. Е.Б. Старовойтенко, В.Д. Шадрикова. М.: МПСИ, 2009.
- Анисимова Ю.Н., Каменева Г.Н. Психологические проявления трудолюбия у юношей и девушек подросткового и юношеского возрастов // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2010. № 2. С. 27-31.
- Асмолов А.Г. Психология личности: Культурно-историческое понимание психологии человека. М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2007.
- Казаренков В.И. Творчество педагога как система // Системная психология и социология. 2011. № 3. С. 109-114.
- Карташова В.Н. Методический аспект культуры речевого общения студентов педагогических факультетов // Психология образования в поликультурном пространстве. 2012. T. 1. № 17. С. 85-90.
- Костерева Л.И. Актуальные проблемы взаимодействия старшеклассников, обучающихся на дому // Актуальные вопросы психологии, педагогики и образования. Самара, 2016.
- Кудинов С.И., Крупнов А.И. Системная модель самореализации личности // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2008. № 1. С. 28-37.
- Кудинов С.И., Кудинов С.С., Кудинова И.Б. Системный подход в исследовании самореализации личности // Российский научный журнал. 2015. № 2. С. 161-173.
- Крупнов А.И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2006. № 1. С. 63-73.
- Михайлова О.Б. Инновационность личности: гендерные и индивидуально-типологические характеристики. М.: РУДН, 2014.
- Новикова И.А. Cоотношение индивидуально-типических особенностей личности и специфики учебной деятельности студентов // Педагогическое образование в России. 2009. № 4. С. 100-107.
- Новикова И.А. Типологические исследования свойств личности на основе системно-функционального подхода // Системные исследования свойств личности: к 30-летию научной школы А.И. Крупнова в РУДН: коллективная монография / научн. ред. А.И. Крупнов, С.И. Кудинов, И.A. Новикова. М.: РУДН, 2014.
- Шилова Т.А. Диагностика психолого-социальной дезадаптации детей и подростков. М.: Айрис-пресс, 2005.
- Шилова Т.А. Волевая активность как фактор усиленной самореализации // Материалы Международной научно-практической конференции. М.: РУДН, 2012. С. 113-119.
- Шилова Т.А. Профилактика алкогольной и наркотической зависимости у подростков в школе. М.: Айрис-пресс, 2004.
- Шилова Т.А., Костерева Л.И. Психологические особенности направленности личности старшеклассников, обучающихся на дому // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2015. № 2. С. 98-102.