GENDER-SENSITIVE CORRELATION BETWEEN COMMUNICATION AND ORGANIZATIONAL SKILLS WITH PROFESSIONAL EFFECTIVENESS OF MANAGERS

Abstract


The paper discusses the problem of gender-sensitive correlation between the communicative and organizational skills and the professional performance of managers in commercial organization. The topicality of research is preconditioned by the fact that today an increasing number of women get the senior positions in business in Russia. The article submits and analyses the results of the empirical research that took place in a commercial organization (managers of clothes and accessories retail shops). Store managers of this organization took part in the research, including 82 male and 231 female. The age of the respondents ranged from 21 to 42 years old. The work experience of the managers was no less than one year. The communicative and organizational skills were measured with the help of the test-questionnaire “Communication and organizational skills” (COS) worked out by V.V. Sinyavsky and B.A. Fedorishin. The professional effectiveness was determined by two indicators: 1) the implementation of shop sales plan in 2014 and in 2015, 2) the results of expert estimates obtained using the feedback from “360 Degrees”. The results of correlation analysis demonstrated the strong relations between the manifestation of communicative and organizational skills and the indicators of professional effectiveness, received by using the feedback from “360 Degrees” in both male and female groups of respondents. At the same time, the implementation of shop sales plan in 2014 also showed a strong positive relationship with organizational and communicative skills especially in female group. By the end of 2015, after the financial crisis, these relations were although preserved, but getting weaker.

Условия рынка труда стремительно меняются и предъявляют все более высо- кие требования к современным специалистам - от подготовленности и компе- тентности до профессиональных и личностных качеств. В данных обстоятельствах успешная профессиональная самореализация специалистов становится не толь- ко насущной задачей самих сотрудников, но и организаций, в которых они тру- дятся. Реалии трудовой деятельности показывают, что только успешный, само- реализованный менеджер может быть полезным и принести выгоду организации [10; 12; 13; 15; 18; 19]. Современные компании в сложившихся условиях рынка труда активно разрабатывают свои программы обучения руководителей и свои критерии их оценки, адаптированные к специфике своего бизнеса. В силу специ- фики бизнеса, включающей в себя множество нюансов (от структурной органи- зации до установленных регламентов), сегодня не существует универсальной ме- тодики обучения, развития и оценки персонала [9]. Но при всем многообразии подходов к обучению и оценке сотрудников в различных организациях наблю- дается устойчивая тенденция учитывать при разработке программ обучения и40Обидина Н.В. Гендерные особенности соотношения коммуникативных и организаторских...развития руководителей не только их профессиональные компетенции, но и пси- хологические особенности, среди которых прежде всего рассматриваются моти- вация, способности, интеллектуальные и личностные свойства, а также гендерные особенности [2; 4; 5-8].Сегодня в коммерческих организациях на территории России происходят су- щественные изменения в структуре, специфике и составе управленческого аппа- рата. Одной из особенностей текущих изменений является то, что все больше женщин занимают руководящие позиции на различных уровнях [3; 4; 14]. В сфе- ре делового взаимодействия и к руководителям-мужчинам, и к руководителям- женщинам предъявляются равные требования, связанные с успешной реализа- цией основных управленческих функций: планирования, регулирования, моти- вации, организации и контроля. Разумеется, каждая из перечисленных функций имеет психологический аспект: в одной и той же ситуации в зависимости от сво- их личностных, половых и возрастных особенностей два менеджера могут вести себя по-разному [1; 17]. Анализ литературы по гендерной психологии позволяет предположить, что женщины и мужчины по-разному понимают причинно-след- ственные связи, в том числе в структуре профессионального, организационного и управленческого взаимодействия [3]. Следовательно, рассмотрение проблемы эффективности профессиональной деятельности менеджеров с учетом гендер- ного аспекта повышает надежность и актуальность результатов исследования.В 2014-2015 годах на базе коммерческой организации (сеть магазинов одеж- ды и аксессуаров) нами было проведено исследование соотношения професси- ональной эффективности менеджеров с выраженностью у них организаторских и коммуникативных навыков. В исследовании приняли участие 313 управляющих магазинами, среди которых 82 мужчины и 231 женщина в возрасте от 21 до 42 лет со стажем работы в указанной организации не менее года.Для диагностики коммуникативных и организаторских навыков использовал- ся тест «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС) В.В. Синявского и Б.А. Федоришина. Хотя результаты КОС отражают не столько реальные пове- денческие характеристики личности, сколько особенности самовосприятия че- ловека, ранее проведенные исследования показывают корреляции социометри- ческого статуса и восприятия личностью уровня развития своих коммуникатив- ных и организаторских способностей, что свидетельствует о валидности данного теста. Важным преимуществом КОС является его компактность.Для определения профессиональной эффективности нами было использова- но два критерия: 1) показатель выполнения плана продаж за 2014-2015 гг. мага- зинами, которыми руководят исследуемые менеджеры; 2) результаты, полученные с помощью использования процедуры «Оценка 360» [11], которая разработана для компании внутренними сотрудниками Учебного центра на основе варианта процедуры «Оценка 360», предложенной С. Ивановой, тренером-консультан- том KPG Training Center Ivanova & Lebedeva.Оценка по методу «360 градусов» - это оценка сотрудника компании на ос- нове его поведения в реальных рабочих ситуациях и проявленных им деловых качеств. Данные получают путем опроса самого сотрудника, его непосредствен- ного руководителя, коллег, подчиненных. Респондентам предлагается опросник,41Вестник РУДН, серия Педагогика и психология, 2016, № 3состоящий из 50 утверждений, которые распределяются по двум группам компе- тенций, отражающим профессиональную эффективность оцениваемого сотруд- ника:соблюдение корпоративных ценностей (клиентоориентированность, лояль- ность к компании, ориентация на результат, ответственность за него, инициатив- ность, адаптивность, самостоятельность и навыки принятия решений, понимание бизнес-среды, устойчивость к процедурам и детальной работе, стрессоустойчи- вость, стремление к общению и навыки коммуникации с людьми в компании);управленческие навыки (управление текущей работой, управление коман- дой, планирование, обучение, мотивирование).Респонденты заполняли электронные формы опросников КОС и «Оценки 360» на обучающем портале компании, поддерживаемом системой дистанционного обучения (СДО).Для математической обработки данных использовался ранговый корреляци- онный анализ, результаты которого представлены в табл. 1, 2.Коэффициенты корреляции параметров «Оценки 360» с показателями коммуникативных и организаторских склонностейТаблица 1Показатели коммуникативных и организаторских склонностейПоказатели «Оценки 360»соблюдение корпоративных ценностейуправленческие навыкиобщая оценка профессиональной эффективностиВсеМЖВсеМЖВсеМЖКоммуникативные склонности0,470,330,520,510,500,520,530,500,55Организаторские склонности0,630,620,620,470,380,510,550,480,58Общая шкала0,520,420,550,480,470,490,520,520,53Примечание: полужирным шрифтом выделены корреляции значимые на уровне p < 0,01.Результаты, отображенные в табл. 1, демонстрируют наличие стабильной и сильной взаимосвязи выраженности коммуникативных и организаторских склон- ностей с параметрами «Оценки 360» как у мужчин, так и у женщин и отсутствие значимой корреляции между коммуникативными склонностями (КОС) и пара- метром «соблюдение корпоративных ценностей» («Оценка 360») в мужской вы- борке. Можно предположить, что руководители мужского пола с высокими ком- муникативными склонностями могут часто восприниматься коллегами, руково- дителями и подчиненными как менее лояльные к компании и внутренним корпоративным правилам.В целом же, гендерных различий в соотношении коммуникативных и органи- заторских склонностей с параметрами «Оценки 360» не было обнаружено. Инте- ресно, что ранее в этой же выборке нами были выявлены существенные гендер- ные различия в соотношении индивидуально-личностных факторов «Большой пятерки» с параметрами «Оценки 360» (фактор добросовестность гораздо теснее положительно связан с показателями «Оценки 360» в группе женщин) [16].При анализе соотношения второго критерия успешности управленческой дея- тельности (показателя выполнения плана продаж магазина в 2014-2015 гг.) с коммуникативными и организаторскими склонностями были выявлены более42Обидина Н.В. Гендерные особенности соотношения коммуникативных и организаторских...выраженные гендерные различия, а также обнаружено влияние внешних эконо- мических факторов на выраженность изучаемых взаимосвязей.Коэффициенты корреляции выполнения плана продаж магазина с показателями коммуникативных и организаторских склонностейТаблица 2Показатели коммуникативных и организаторских склонностейВыполнение плана продаж2014 год2015 годВсеМЖВсеМЖКоммуникативные склонности0,390,340,430,220,090,28Организаторские склонности0,480,510,470,320,370,30Общая шкала0,390,310,420,220,140,25Примечание: полужирным шрифтом выделены корреляции значимые на уровне p < 0,01, курси- вом - значимые на уровне p  0,05.На основании данных табл. 2 можно заключить, что в целом по выборке вы- раженность организаторских и коммуникативных склонностей положительно связана с показателем выполнения плана, однако связь сильнее в относительно более стабильной экономической ситуации (2014 г.). При нестабильном финан- сово-экономическом положении (2015 г.) указанная взаимосвязь существенно ослабевает, хотя и остается значимой. Основываясь на полученных результатах, мы можем предположить, что личностные характеристики сильнее связаны с успешностью деятельности руководителя в коммерческой организации в благо- приятной и стабильной экономической ситуации. При этом выраженность ор- ганизаторских склонностей сильнее коррелирует с показателями выполнения плана продаж, чем выраженность коммуникативных навыков. Это вполне логич- но, так как с позиции управляющего магазином хорошо организованная работа магазина - это внутренний фактор, который напрямую влияет на продажи ма- газина, в то время как коммуникативные навыки - это скорее фактор, влияющий на создание благоприятной атмосферы в рабочем коллективе магазина, чем на продажи, ведь управляющий магазином не участвует в прямых продажах, не ра- ботает с покупателями магазина, где коммуникационные навыки могли бы стать фактором, напрямую влияющим на продажи. В мужской группе взаимосвязи коммуникативных склонностей с выполнением плана продаж и в 2014 и в 2015 гг. нет, либо она существенно менее значима, чем такая же взаимосвязь в женской группе. В то же время организаторские склонности в группе исследуемых муж- ского пола в год стабильной экономической ситуации имеют устойчивую взаи- мосвязь с показателями продаж, а в год экономического кризиса эта взаимосвязь ослабевает (значимость на уровне p  0,05), в то время как в женской группе и в 2014 и в 2015 гг. взаимосвязь и организаторских и коммуникативных склонностей с показателями продаж хотя и уменьшается, но остается на неизменном уровне значимости (p < 0,01).Данные результаты интересны тем, что наглядно показывают гендерные раз- личия в подходе к управленческой деятельности, они позволяют сделать предпо- ложение о том, что мужчины в управленческой деятельности в большей степени опираются на свои организаторские склонности, не уделяя много внимания вы-43Вестник РУДН, серия Педагогика и психология, 2016, № 3страиванию взаимоотношений в коллективе, в то время как женщины в равной мере используют организаторские и коммуникативные навыки в руководстве коллективом. Отметим, что осуществление эффективной руководящей деятель- ности в женской группе менее зависимо от внешних экономических факторов, чем в мужской группе, скорее всего данная закономерность может быть связана с различиями мужской и женской ролей в социуме: мужчина традиционно по- зиционируется как основной кормилец в семье, в то время как женщина обычно приносит в семью не основной, а дополнительный доход, хотя сейчас данная ситуация меняется.Содержательно результаты исследования означают, что повышению профес- сиональной эффективности менеджеров женского пола будет способствовать развитие у них как организаторских, так и коммуникативных навыков. Для ме- неджеров мужского пола более существенным акцентом в обучении для улучше- ния их профессиональной управленческой деятельности будет развитие органи- заторских навыков.ВыводыСуществует взаимосвязь выраженности коммуникативных и организаторских склонностей с профессиональной эффективностью менеджеров коммерческих организаций как у мужчин, так и у женщин.Выявленные связи организаторских и коммуникативных склонностей с эф- фективностью профессиональной деятельности сильнее в относительно более стабильной экономической ситуации (2014 г.) и ослабевают в нестабильном фи- нансово-экономическом положении (2015 г.).В целом по выборке выраженность организаторских склонностей сильнее кор- релирует с показателями выполнения плана, чем выраженность коммуникатив- ных навыков.В мужской группе выраженность коммуникативных склонностей не связана или имеет слабую связь с показателями выполнения плана продаж, в то время как выраженность организаторских склонностей имеет устойчивую взаимосвязь с данными показателями в 2014-2015 гг.Результаты исследования в настоящее время применяются в коммерческой организации, в которой оно было проведено, при проведении обучающих меро- приятий для менеджеров с целью повышения их профессиональной эффектив- ности.Перспективы исследования связаны с использованием дополнительных ме- тодов статистической обработки (факторный и регрессионный анализ).

N V Obidina

Peoples’ Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

Views

Abstract - 371

PDF (Russian) - 180


Copyright (c) 2016 Обидина Н.В.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.