ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СООТНОШЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ И ОРГАНИЗАТОРСКИХ СКЛОННОСТЕЙ С ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ МЕНЕДЖЕРОВ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматривается проблема соотношения выраженности коммуникативных и организаторских склонностей с профессиональной эффективностью менеджеров коммерческой организации в гендерном аспекте. Актуальность исследования обусловлена тем, что в современной российской бизнес-среде все большее число женщин занимают руководящие должности. Представлены и проанализированы результаты эмпирического исследования, в котором приняли участие менеджеры среднего звена коммерческой организации (управляющих магазинами одежды и аксессуаров). Выборка состояла из 82 мужчин и 231 женщины в возрасте от 21 до 42 лет со стажем работы в указанной организации не менее года. Для диагностики коммуникативных и организаторских склонностей использовался тест-опросник «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС) В.В. Синявского, Б.А. Федоришина. Для определения профессиональной эффективности применялись два показателя: 1) выполнение плана продаж магазина в 2014 и в 2015 гг., 2) результаты, полученные при помощи проведения процедуры «Оценка 360». С помощью корреляционного анализа была выявлена сильная положительная связь выраженности коммуникативных и организаторских склонностей с показателями профессиональной эффективности, диагностируемыми с помощью «Оценки 360» в равной степени и у женщин, и у мужчин. В то же время выполнение плана продаж в 2014 г. демонстрирует устойчивую положительную связь с организаторскими и коммуникативными склонностями прежде всего у женщин, которая по итогам 2015 г., после финансового кризиса, хотя и сохраняется, но существенно ослабевает.

Полный текст

Условия рынка труда стремительно меняются и предъявляют все более высо- кие требования к современным специалистам - от подготовленности и компе- тентности до профессиональных и личностных качеств. В данных обстоятельствах успешная профессиональная самореализация специалистов становится не толь- ко насущной задачей самих сотрудников, но и организаций, в которых они тру- дятся. Реалии трудовой деятельности показывают, что только успешный, само- реализованный менеджер может быть полезным и принести выгоду организации [10; 12; 13; 15; 18; 19]. Современные компании в сложившихся условиях рынка труда активно разрабатывают свои программы обучения руководителей и свои критерии их оценки, адаптированные к специфике своего бизнеса. В силу специ- фики бизнеса, включающей в себя множество нюансов (от структурной органи- зации до установленных регламентов), сегодня не существует универсальной ме- тодики обучения, развития и оценки персонала [9]. Но при всем многообразии подходов к обучению и оценке сотрудников в различных организациях наблю- дается устойчивая тенденция учитывать при разработке программ обучения и40Обидина Н.В. Гендерные особенности соотношения коммуникативных и организаторских...развития руководителей не только их профессиональные компетенции, но и пси- хологические особенности, среди которых прежде всего рассматриваются моти- вация, способности, интеллектуальные и личностные свойства, а также гендерные особенности [2; 4; 5-8].Сегодня в коммерческих организациях на территории России происходят су- щественные изменения в структуре, специфике и составе управленческого аппа- рата. Одной из особенностей текущих изменений является то, что все больше женщин занимают руководящие позиции на различных уровнях [3; 4; 14]. В сфе- ре делового взаимодействия и к руководителям-мужчинам, и к руководителям- женщинам предъявляются равные требования, связанные с успешной реализа- цией основных управленческих функций: планирования, регулирования, моти- вации, организации и контроля. Разумеется, каждая из перечисленных функций имеет психологический аспект: в одной и той же ситуации в зависимости от сво- их личностных, половых и возрастных особенностей два менеджера могут вести себя по-разному [1; 17]. Анализ литературы по гендерной психологии позволяет предположить, что женщины и мужчины по-разному понимают причинно-след- ственные связи, в том числе в структуре профессионального, организационного и управленческого взаимодействия [3]. Следовательно, рассмотрение проблемы эффективности профессиональной деятельности менеджеров с учетом гендер- ного аспекта повышает надежность и актуальность результатов исследования.В 2014-2015 годах на базе коммерческой организации (сеть магазинов одеж- ды и аксессуаров) нами было проведено исследование соотношения професси- ональной эффективности менеджеров с выраженностью у них организаторских и коммуникативных навыков. В исследовании приняли участие 313 управляющих магазинами, среди которых 82 мужчины и 231 женщина в возрасте от 21 до 42 лет со стажем работы в указанной организации не менее года.Для диагностики коммуникативных и организаторских навыков использовал- ся тест «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС) В.В. Синявского и Б.А. Федоришина. Хотя результаты КОС отражают не столько реальные пове- денческие характеристики личности, сколько особенности самовосприятия че- ловека, ранее проведенные исследования показывают корреляции социометри- ческого статуса и восприятия личностью уровня развития своих коммуникатив- ных и организаторских способностей, что свидетельствует о валидности данного теста. Важным преимуществом КОС является его компактность.Для определения профессиональной эффективности нами было использова- но два критерия: 1) показатель выполнения плана продаж за 2014-2015 гг. мага- зинами, которыми руководят исследуемые менеджеры; 2) результаты, полученные с помощью использования процедуры «Оценка 360» [11], которая разработана для компании внутренними сотрудниками Учебного центра на основе варианта процедуры «Оценка 360», предложенной С. Ивановой, тренером-консультан- том KPG Training Center Ivanova & Lebedeva.Оценка по методу «360 градусов» - это оценка сотрудника компании на ос- нове его поведения в реальных рабочих ситуациях и проявленных им деловых качеств. Данные получают путем опроса самого сотрудника, его непосредствен- ного руководителя, коллег, подчиненных. Респондентам предлагается опросник,41Вестник РУДН, серия Педагогика и психология, 2016, № 3состоящий из 50 утверждений, которые распределяются по двум группам компе- тенций, отражающим профессиональную эффективность оцениваемого сотруд- ника:соблюдение корпоративных ценностей (клиентоориентированность, лояль- ность к компании, ориентация на результат, ответственность за него, инициатив- ность, адаптивность, самостоятельность и навыки принятия решений, понимание бизнес-среды, устойчивость к процедурам и детальной работе, стрессоустойчи- вость, стремление к общению и навыки коммуникации с людьми в компании);управленческие навыки (управление текущей работой, управление коман- дой, планирование, обучение, мотивирование).Респонденты заполняли электронные формы опросников КОС и «Оценки 360» на обучающем портале компании, поддерживаемом системой дистанционного обучения (СДО).Для математической обработки данных использовался ранговый корреляци- онный анализ, результаты которого представлены в табл. 1, 2.Коэффициенты корреляции параметров «Оценки 360» с показателями коммуникативных и организаторских склонностейТаблица 1Показатели коммуникативных и организаторских склонностейПоказатели «Оценки 360»соблюдение корпоративных ценностейуправленческие навыкиобщая оценка профессиональной эффективностиВсеМЖВсеМЖВсеМЖКоммуникативные склонности0,470,330,520,510,500,520,530,500,55Организаторские склонности0,630,620,620,470,380,510,550,480,58Общая шкала0,520,420,550,480,470,490,520,520,53Примечание: полужирным шрифтом выделены корреляции значимые на уровне p < 0,01.Результаты, отображенные в табл. 1, демонстрируют наличие стабильной и сильной взаимосвязи выраженности коммуникативных и организаторских склон- ностей с параметрами «Оценки 360» как у мужчин, так и у женщин и отсутствие значимой корреляции между коммуникативными склонностями (КОС) и пара- метром «соблюдение корпоративных ценностей» («Оценка 360») в мужской вы- борке. Можно предположить, что руководители мужского пола с высокими ком- муникативными склонностями могут часто восприниматься коллегами, руково- дителями и подчиненными как менее лояльные к компании и внутренним корпоративным правилам.В целом же, гендерных различий в соотношении коммуникативных и органи- заторских склонностей с параметрами «Оценки 360» не было обнаружено. Инте- ресно, что ранее в этой же выборке нами были выявлены существенные гендер- ные различия в соотношении индивидуально-личностных факторов «Большой пятерки» с параметрами «Оценки 360» (фактор добросовестность гораздо теснее положительно связан с показателями «Оценки 360» в группе женщин) [16].При анализе соотношения второго критерия успешности управленческой дея- тельности (показателя выполнения плана продаж магазина в 2014-2015 гг.) с коммуникативными и организаторскими склонностями были выявлены более42Обидина Н.В. Гендерные особенности соотношения коммуникативных и организаторских...выраженные гендерные различия, а также обнаружено влияние внешних эконо- мических факторов на выраженность изучаемых взаимосвязей.Коэффициенты корреляции выполнения плана продаж магазина с показателями коммуникативных и организаторских склонностейТаблица 2Показатели коммуникативных и организаторских склонностейВыполнение плана продаж2014 год2015 годВсеМЖВсеМЖКоммуникативные склонности0,390,340,430,220,090,28Организаторские склонности0,480,510,470,320,370,30Общая шкала0,390,310,420,220,140,25Примечание: полужирным шрифтом выделены корреляции значимые на уровне p < 0,01, курси- вом - значимые на уровне p  0,05.На основании данных табл. 2 можно заключить, что в целом по выборке вы- раженность организаторских и коммуникативных склонностей положительно связана с показателем выполнения плана, однако связь сильнее в относительно более стабильной экономической ситуации (2014 г.). При нестабильном финан- сово-экономическом положении (2015 г.) указанная взаимосвязь существенно ослабевает, хотя и остается значимой. Основываясь на полученных результатах, мы можем предположить, что личностные характеристики сильнее связаны с успешностью деятельности руководителя в коммерческой организации в благо- приятной и стабильной экономической ситуации. При этом выраженность ор- ганизаторских склонностей сильнее коррелирует с показателями выполнения плана продаж, чем выраженность коммуникативных навыков. Это вполне логич- но, так как с позиции управляющего магазином хорошо организованная работа магазина - это внутренний фактор, который напрямую влияет на продажи ма- газина, в то время как коммуникативные навыки - это скорее фактор, влияющий на создание благоприятной атмосферы в рабочем коллективе магазина, чем на продажи, ведь управляющий магазином не участвует в прямых продажах, не ра- ботает с покупателями магазина, где коммуникационные навыки могли бы стать фактором, напрямую влияющим на продажи. В мужской группе взаимосвязи коммуникативных склонностей с выполнением плана продаж и в 2014 и в 2015 гг. нет, либо она существенно менее значима, чем такая же взаимосвязь в женской группе. В то же время организаторские склонности в группе исследуемых муж- ского пола в год стабильной экономической ситуации имеют устойчивую взаи- мосвязь с показателями продаж, а в год экономического кризиса эта взаимосвязь ослабевает (значимость на уровне p  0,05), в то время как в женской группе и в 2014 и в 2015 гг. взаимосвязь и организаторских и коммуникативных склонностей с показателями продаж хотя и уменьшается, но остается на неизменном уровне значимости (p < 0,01).Данные результаты интересны тем, что наглядно показывают гендерные раз- личия в подходе к управленческой деятельности, они позволяют сделать предпо- ложение о том, что мужчины в управленческой деятельности в большей степени опираются на свои организаторские склонности, не уделяя много внимания вы-43Вестник РУДН, серия Педагогика и психология, 2016, № 3страиванию взаимоотношений в коллективе, в то время как женщины в равной мере используют организаторские и коммуникативные навыки в руководстве коллективом. Отметим, что осуществление эффективной руководящей деятель- ности в женской группе менее зависимо от внешних экономических факторов, чем в мужской группе, скорее всего данная закономерность может быть связана с различиями мужской и женской ролей в социуме: мужчина традиционно по- зиционируется как основной кормилец в семье, в то время как женщина обычно приносит в семью не основной, а дополнительный доход, хотя сейчас данная ситуация меняется.Содержательно результаты исследования означают, что повышению профес- сиональной эффективности менеджеров женского пола будет способствовать развитие у них как организаторских, так и коммуникативных навыков. Для ме- неджеров мужского пола более существенным акцентом в обучении для улучше- ния их профессиональной управленческой деятельности будет развитие органи- заторских навыков.ВыводыСуществует взаимосвязь выраженности коммуникативных и организаторских склонностей с профессиональной эффективностью менеджеров коммерческих организаций как у мужчин, так и у женщин.Выявленные связи организаторских и коммуникативных склонностей с эф- фективностью профессиональной деятельности сильнее в относительно более стабильной экономической ситуации (2014 г.) и ослабевают в нестабильном фи- нансово-экономическом положении (2015 г.).В целом по выборке выраженность организаторских склонностей сильнее кор- релирует с показателями выполнения плана, чем выраженность коммуникатив- ных навыков.В мужской группе выраженность коммуникативных склонностей не связана или имеет слабую связь с показателями выполнения плана продаж, в то время как выраженность организаторских склонностей имеет устойчивую взаимосвязь с данными показателями в 2014-2015 гг.Результаты исследования в настоящее время применяются в коммерческой организации, в которой оно было проведено, при проведении обучающих меро- приятий для менеджеров с целью повышения их профессиональной эффектив- ности.Перспективы исследования связаны с использованием дополнительных ме- тодов статистической обработки (факторный и регрессионный анализ).
×

Об авторах

Н В Обидина

Российский университет дружбы народов

ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Список литературы

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания // Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1980. Т. 2. С. 13-179.
  2. Бабаев Т.М. Психологическая характеристика профессиональной деятельности успешных и менее успешных продавцов // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2010. № 2. С. 37-41.
  3. Басова М.М., Грошев И.В. Гендерные особенности поведения личности руководителя в управленческой деятельности // Социально-экономические явления и процессы. 2010. № 2. С. 20-24.
  4. Бодров В.А. Современное состояние психологических исследований профессиональной деятельности // Психологические основы профессиональной деятельности: хрестоматия / сост. В.А. Бодров. М.: ПЕР СЭ: Логос, 2007. С. 50-64.
  5. Быков С.В. Взаимосвязь интернальности как характеристики личности и профессиональной ответственности руководителя // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2013. № 4. С. 44-48.
  6. Веселков А.Ф., Веселкова О.В., Дроздова Т.А. Оценка профессиональных личностных качеств банковских руководителей и специалистов // Банковское дело: Организация и управление. 2011. № 6. С. 64-69.
  7. Воробьева А.А. Волевые и познавательные черты личности как факторы учебных достижений студентов: дисс. … канд. психол. наук. М.: РУДН, 2015. 246 с.
  8. Дружилов С.А. Эффективность деятельности и индивидуальный ресурс профессионального развития // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 4. С. 161-164.
  9. Журавлев A.Л. Основные тенденции развития психологических исследований в институте Психологии РАН // Психологический журнал. 2007. Т. 28. № 6. С. 5-18.
  10. Замалдинова Г.Н., Новикова И.А. Соотношение особенностей уверенности и самоактуализации с профессиональной эффективностью сотрудников коммерческих организаций // Вестник университета (Государственный университет управления). 2010. № 25. С. 42-45.
  11. Иванова С. Оценка по методу «360 градусов»: пример опросника // Справочник по управлению персоналом. 2007. № 12. URL: http://www.effektivno.ru/articles/article_9.html (дата обращения: 12.12.2015).
  12. Кужненкова А.С. Индивидуально-психологические особенности и профессиональная эффективность работников банковской сферы // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2015. № 1. С. 49-53.
  13. Кужненкова А.С., Новикова И.А. Соотношение показателей профессиональной эффективности и психологических характеристик работников банковской сферы // Акмеология. 2014. № 3-4. С. 97-98.
  14. Личность профессионала в современном мире: коллективная монография / отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. 944 с.
  15. Новикова И.А., Замалдинова Г.Н. Уверенность как фактор профессиональной эффективности сотрудников коммерческих организаций // Акмеология. 2015. № 3 (55). С. 131-132.
  16. Новикова И.А., Шляхта Д.А., Обидина Н.В. Гендерные особенности соотношения индивидуально-личностных факторов с профессиональной эффективностью менеджеров // V Международная научная конференция «Психология индивидуальности»: сборник материалов. М.: Университетская книга, 2016. С. 261-262.
  17. Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. СПб.: Питер, 2001. 368 с.
  18. Barrick M.R., Stewart G.L., Piotrowski M. Personality and job performance: Test of the mediating effects of motivation among sales representatives // Journal of Applied Psychology. 2002. Vol. 87, pp. 43-51.
  19. Hochwater W.A., Witt L.A., Kacmar K.M. Perceptions of organizational politics as a moderator of the relationship between conscientiousness and job performance // Journal of Applied Psychology. 2000. Vol. 85, pp. 472-478.

© Обидина Н.В., 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах