Problems of dental care for disabled children in Russia and Abroad

Cover Page

Abstract


The article describes peculiarities of providing dental care for disabled children in Russia and other countries. Identified problems confirming the relevance of the research. Revealed high incidence of dental diseases among disabled children and the absence of mechanism for implementation of legal norms in the Russian legislation for development and realization of preventive measures for disabled children.

В Декларации о правах инвалидов, которая была издана Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1975 г., сообщается, что инвалидом является любое лицо, не способное самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и/или социальной жизни в силу недостатка, будь-то врожденного или нет, его или ее физических или умственных способностей [9]. В России в зависимости от ограничений жизнедеятельности и тяжести нарушений функций организма индивиду в возрасте до 18 лет присваивается категория «ребенок-инвалид» на срок 1 год, 2 года или до достижения им 18 лет [13]. Следует учитывать, что высокая распространенность детской инвалидизации и ее неуклонный рост создают большие трудности в медицинском обслуживании этого контингента детей [22]. Например, практическая работа врача-стоматолога с детьми-инвалидами связана с выраженными сложностями проведения у них лечебно-профилактических процедур [10; 19]. Именно поэтому также актуально создание специальных программ по санитарно-гигиеническому обучению данного контингента детей с применением психолого-педагогических методик, позволяющих повысить эффективность первичной профилактики основных стоматологических заболеваний [6; 24]. По данным ВОЗ, инвалиды составляют одну десятую часть населения Земли [4; 5]. Известно, что частота детской инвалидности в развитых странах составляет 250 случаев на 10 тысяч детей и имеет явную тенденцию к росту. Согласно данным американского фонда UNICEF, в наши дни каждый двадцатый ребенок имеет ту или иную категорию инвалидности. Другими словами, сейчас в мире насчитывается около 93 миллионов детей-инвалидов [26]. Проблема детской инвалидности является крайне приоритетной во всем мире и в нашей стране в частности. Выявлено, что количество детей-инвалидов в РФ значительно выросло за период с 2009 по 2015 г. В 2009 г. их численность составляла 515 тыс. человек, а к 2015 г. возросла до 605 тыс. Н.А. Голиков и соавт. (2015), опираясь на официальные статистические данные, сообщают, что к 2012 г. среди детей-инвалидов около 170 тыс. нигде не учились и только около 100 тыс. детей с ограниченными возможностями посещали общеобразовательную школу [7]. Кроме того, при сопоставлении статистических данных о количестве детей до 18 лет, впервые признанных инвалидами в 2012 г., с подобными данными за 2005 г. выявляется увеличение этого значения на 37,2% (Федеральная служба государственной статистики, 2013). Таким образом, на сегодняшний день детская инвалидность является масштабной проблемой, которая требует принятия комплекса мер по созданию системы социальной защиты, социальной интеграции и медико-профилактической помощи для детей с ограниченными возможностями, которые должны реализовываться на государственном уровне [1; 2]. Основополагающим международным документом, который связал воедино существующие резолюции и иные правовые документы о жизни инвалидов, стали принятые Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 г. «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов» [9]. Используя международный опыт, в 1995 г. был принят Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В данном законе были определены понятие инвалидности и ее критерии, компетенция региональных и федеральных органов власти по социальной защите данной группы граждан; определена система обеспечения жизнедеятельности инвалидов и их реабилитации; установлены права и льготы, предоставляемые инвалидам [15; 3]. Важно акцентировать внимание на том, что права детей-инвалидов специально прописаны в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Семейном кодексе Российской Федерации, а также в Законе Российской Федерации «Об образовании», в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и других законах [16]. Следует отметить, что наиболее серьезным недостатком российского национального законодательства в области социальной защиты инвалидов, в особенности детей-инвалидов, является отсутствие в законодательстве конкретных механизмов реализации важнейших правовых норм по реабилитации инвалидов и профилактическим мероприятиям для данной группы граждан. Таким образом, стратегическим направлением реформирования государственной политики в отношении детей с ограниченными возможностями является переход от вопросов материальной поддержки инвалидов к непосредственной профилактике инвалидности, оказанию превентивной профилактической помощи, обеспечению для инвалидов среды жизнедеятельности и их социальной, медицинской и трудовой реабилитации [14]. На сегодняшний день во всем мире особенно актуален вопрос профилактики различных заболеваний у детей-инвалидов [20]. Известно, что распространенность стоматологических патологий, в частности кариеса, имеет тенденцию к росту. Так, заболеваемость кариесом для временных зубов у детей 2 лет достигает 27,7%, 3 лет - 57,7%, 4 лет - 64,2%, 5 лет - 78,3%, 6 лет - 85,4%, при интенсивности 0,9, 2,8, 3,2, 4,8, 5,2 соответственно. Те же показатели для постоянных зубов в 6 лет составляют 22,0% и 0,3, в 12 лет - 73,0% и 2,51 [12; 11]. Между тем заболеваемость кариесом и другими стоматологическими патологиями среди детей-инвалидов значительно выше [23; 18]. По мнению некоторых исследователей, основной причиной высокой распространенности кариозных поражений зубов и болезней пародонта является низкая мотивированность детей-инвалидов к профилактике и лечению стоматологических заболеваний, отсутствие мотивации к здоровому образу жизни [10; 21]. Важно помнить, что у данной категории детей нарушена координация тонких, дифференцированных движений, присутствуют нарушения двигательных функций, в том числе и манипулятивной деятельности. Кроме того, двигательные нарушения неблагоприятно воздействуют на формирование психических функций и речи. Таким образом, дети-инвалиды испытывают сложности при уходе за полостью рта самостоятельно при помощи обычных средств индивидуальной гигиены [8]. Все эти факторы делают проблему создания комплексных программ профилактики еще более актуальной для детей-инвалидов. В настоящее время в отечественной и зарубежной литературе практически отсутствует информация о масштабных программах стоматологической профилактики [11; 23]. Между тем в России и зарубежных странах исследуются способы совершенствования стоматологической помощи детскому населению. Наиболее приоритетным направлением считается внедрение программ профилактики стоматологических заболеваний для детского населения, в особенности для детей с ограниченными возможностями [23]. B.A. Ajami c коллегами (2007) в своей работе, охватившей 1621 ребенка-инвалида в возрасте от 5 до 16 лет, рассмотрел особенности профилактических мероприятий для данной категории детей. Автор считает, что стоматологические, медицинские и социальные службы должны скоординировать свои усилия, чтобы эффективно удовлетворять потребности детей-инвалидов. Целесообразно проведение повторных индивидуальных визитов в школы стоматологических бригад для реализации профилактических мер, особенно для детей с высоким риском кариеса или заболеваний пародонта. Сообщается, что после обследования, постановки диагноза и планирования лечения на приеме у стоматолога специальные помощники стоматолога оказывают профилактическую помощь, проводят простые манипуляции, дают рекомендации по гигиене полости рта. Кроме того, дети-инвалиды должны получить быстрый доступ на прием к врачам общей практики, детским стоматологам и ортодонтам для получения приоритета в лечении. Целесообразно запустить кампании по снижению стоматологических заболеваний, реализуемые через изменение школьной кариесогенной диеты, формирование превентивных обучающих программ для персонала и пропаганду профилактических программ в области государственного здравоохранения. Автор добавляет, что обучающие курсы, посвященные лечению заболеваний полости рта у инвалидов, должны быть включены в программу стоматологических колледжей и высших образовательных учреждений для обновления профессиональных знаний врачей [17]. C.W. Lewis (2009) в своем масштабном исследовании рассмотрел современное состояние профилактичеcкой стоматологической помощи детям-инвалидам в США. Автор считает, что необходимо создать систему специализированных центров, которая предусматривает профилактическую и восстановительную стоматологию для детей с ограниченными возможностями в пределах одного региона. Данный подход поможет осуществить своевременное оказание помощи для этих детей. Автор считает, что в такой модели общие и детские стоматологи смогут осуществлять уход за детьми с тяжелыми нарушениями и патологиями средней тяжести в пределах или вблизи их родных регионов [23]. Таким образом, для улучшения уровня стоматологического здоровья детей-инвалидов необходимы определенные экономические затраты, а также реализация массовой профилактической работы с применением всех доступных средств и методов [10; 25]. References [1] Antonova E.V. Health of Russian adolescents aged 15-17 years: status, trends and scientific justification of the program of preservation and improving. Thesis Dr. med. Sciences. Moscow, 2011. [2] Baranov A.A., Namazova-Baranova L.S., Al'bitskiy V.Yu. Preventive Pediatrics - new challenges. Issues of modern Pediatrics. 2012. Vol. 11. № 2. [3] Baranov A.A., Al’bitsky V.Yu., Zielinskaya D.I. et al. Disability of the children population of Russia. M.: Center for Development of cross-sectoral programs, 2008. [4] Vashenko L.V. et al. Child disability and disability from childhood as a medical and social problem. Child Health. 2008. № 2. P. 11. [5] The world health organization. URL: http://www.un.org/ru (reference date: 16.11.2015). [6] Galonsky V.G., Tarasova N.V. Justification of methodological principles of health education and education in the prevention of dental diseases in children with sensory deprivation. In the world of scientific discoveries. 2014. № 4.1. P. 512-529. [7] Golikov N.A. Children with disabilities: disability, integration, inclusion. Theory and practice of social development. 2015. № 3. [8] Danilova M.A., Tsar'kova O.A., Zalazaeva E.A. Comparative aspects of prevention of dental caries in healthy children and children with disabilities. Eurasian Union of Scientists (ESU). 2014. P. 35. [9] The Declaration on the rights of disabled persons [Electronic resource]. The United Nations [official site]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declara-tions/disabled.shtml (reference date: 08.11.2015). [10] Zobanova I.N. Dental care in complex rehabilitation and social adaptation of handicapped children. Thesis abstract of PD diss ... med sci. Moscow, 2015. [11] Kuz’mina E.M. Dental morbidity of the population of Russia. The status of hard tissue of teeth. Prevalence of dentofacial anomalies. The need for prosthetics. M.: MSMDU, 2009. [12] Leont'ev V.K. Prevention of dental diseases. M.: MSMDU, 2006. [13] The order of the Ministry of Health of the Russian Federation dated 23.12.2009 № 1013н (ed 26.01.2012) “On approval of classifications and criteria used in the implementation of medico-social examination of citizens by Federal state institutions of medico-social expertise” [Electronic resource]. Consultant Plus [Official. site]. URL: http://www.consultant.EN (date accessed: 08.11.2015). [14] Romanov P.V., Yarskaya-Smirnova E.R. Disabled and society: twenty years later. Sociological researches. 2010. № 9. P. 50-58. [15] The Federal Law of 24.11.1995 N 181-FZ “About social protection of disabled persons in the Russian Federation” (ed. 30.11.2011, кум and ext. go into effect 01.02.2012) [electronic resource]. Consultant Plus [Official site]. URL: http://base.consultant.ru (reference date: 11.08.2015). [16] Yakovleva T.V., Baranov A.A. State policy in the children's health policy: problems and tasks. Questions of modern Pediatrics. 2009. Vol. 8. No. 2. [17] Ajami B.A. et al. Dental treatment needs of children with disabilities. Journal of dental research, dental clinics, dental prospects. 2007. Т. 1. № 2. С. 93. [18] Altun C. et al. Oral health status of disabled individuals attending special schools. European journal of dentistry. 2010. Т. 4. № 4. С. 361. [19] Becker A., Shapira J., Chaushu S. Orthodontic treatment for disabled children - a survey of patient and appliance management. Journal of orthodontics. 2014. [20] Casamassimo P.S. Children with special health care needs: patient, professional and systems issues. Interfaces Project Proceedings. Children’s Dental Health Project. 2014. [21] Chi D.L. et al. Preventive dental utilization for Medicaid-enrolled children in Iowa identified with intellectual and/or developmental disability. Journal of public health dentistry. 2010. Т. 70. № 1. С. 35-44. [22] Howell R., Brimble M. Dental health management for children with special healthcare needs: Rachel Howell and Mandy Brimble outline the importance of good dental care and access to treatment for vulnerable patients. Nursing children and young people. 2013. Т. 25. № 5. С. 19-22. [23] Lewis C.W. Dental care and children with special health care needs: a population-based perspective. Academic pediatrics. 2009. Т. 9. № 6. С. 420-426. [24] Norwood K.W. et al. Oral health care for children with developmental disabilities. Pediatrics. 2013. Т. 131. № 3. С. 614-619. [25] Sagheri D., McLoughlin J., Nunn J.H. Dental caries experience and barriers to care in young children with disabilities in Ireland. Quintessence international (Berlin, Germany: 1985). 2013. Т. 44. № 2. С. 159-169. [26] UNICEF: Children’s Rights and Emergency Relief Organization [Офиц. сайт]. URL: http://www.unicef.org (reference date: 12.11.2015). © Шовкун Н.В., Фомина А.В., 2016

N V Shovkun

Peoples’ Friendship University of Russia

Email: nvshovkun@gmail.com
Moscow, Russia

A V Fomina

Peoples’ Friendship University of Russia

Email: fomina_av@pfur.ru
Moscow, Russia

Views

Abstract - 81

PDF (Russian) - 762


Copyright (c) 2016 Шовкун Н.В., Фомина А.В.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.