POTENTIAL THREAT OF MODERN MEDIA TEXT: CAUSES AND CONSEQUENCES

Abstract


This paper considers the process of shaping the modern multifunctional media text in the information space of convergent media. An assumption is made that the global media text, while providing unique capability of rapid and detailed news coverage, may be potentially harmful for the audience. The major threats are specific addictions such as the internet addiction and PR addiction, mentally traumatic situations, and even health damaging and life threatening conditions. These threats may be caused by infrequent and incorrect moderation and fact checking. Recent initiatives by the State aimed at regulating the web may be considered as evidence of threats coming from certain forms of media text.


Изучению медиатекста посвящено множество исследований: он рассматри- вается как следствие постмодернистской культуры, часть глобального сетевого пространства, сфера деятельности журналиста и т.д. В центре научного внима- ния - обширные возможности оперативного полного освещения событий, но тема небезопасности медиаконтента дискутируется все чаще. Оформляется по- нимание того, что конвергентные СМИ - канал передачи медиатекста - могут быть источником травмирующих ситуаций, зависимостей, распространения лож- ной информации, средой для внедрения виртуальных конструкций.Современный медиатекст - продукт конвергенции. Для конвергентных СМИ характерны: глобализация информационного поля, рост скорости новостного потока, широкая доступность информации, гибридизация журналистики, PR и рекламы [4], синтез разных типов текста. Потребитель медиатекста активно вме- шивается в процесс создания контента, «играет» с ним, часто сводя первоначаль- ный замысел автора на «нет» [1. С. 41]. Почти одностороннюю традиционную связь «СМИ → аудитория» сменяет диалоговая модель: читательгенерирует свой контент, никем не модерируемый.Информационное пространство новых медиа не защищено, а его влияние растет.Характеристики медиатекста наводят на мысль о его потенциальной опасно- сти, исходящей в первую очередь от такой разновидности, как веб-текст, ведь автором в Сети может стать любой. О признании серьезности ситуации в России,вероятно, говорит принятие законов, регулирующих поведение пользователей, требование открытости соцсетей для спецслужб, постановление о праве нотари- усов фиксировать факты троллинга [3]. Анализируя исследования и практический материал, можно выделить как минимум семь видов угроз, исходящих от меди- атекста, и большая их часть зарождается в интернет-среде (табл. 1).Опасности, исходящие от медиатекста [Threats coming from mediatexts]Таблица 1Категория опасностиОписаниеИнтернет-аддикцияПроверка e-mail и аккаунтов без необходимости; веб-серфинг; за- висимость от игрового контентаPR-аддикцияНавязчивое стремление к самопрезентации в СетиТравмирующие ситуацииКонфликты, оскорбления, преследованияОткрытостьЛичная информация попадает в руки злоумышленниковРаспространение ложной инфор- мацииСоздание «медиареальности» вследствие отсутствия фактчекингаВнедрение виртуальных/ полу- виртуальных конструкцийСознательная дезинформация.Игра выдвижение в мэры и депутаты животных (США, Канада, Рос- сия, Мексика) и освещение в СМИ; выдвижение в президенты Укра- ины персонажа «Звездных войн» Дарта Вейдера и освещение в СМИ; создание «целевых» виртуальных «экспертов»Экономические потериПо данным ФБК, потери экономики России от активности в соцсетях в рабочее время за 2013 г. составили от 281,7 до 311,5 млрд руб.Остановимся на трех категориях из семи упомянутых.PR-аддикция. Вид зависимости «PR-аддикция» обсуждается в связи с массовым стремлением пользователей к самопрезентации. Результат гибридизации журна- листики, PR и рекламы в частности в том, что простому читателю стали доступны PR-инструменты (социальные сети, интерактивные СМИ) и он начал «презен- товать себя с небывалой активностью» [12. С. 323]. Техническая простота прово- цирует забыть о грани между личным и публичным: пользователь повествует об интимном, потому что это его «новости».Из аккаунта 33-летнего журналиста: Моя любимая - самая лучшая в мире жен- щина! Ну, кто еще может с утра пораньше перед работой приготовить вкуснющий торт? А еще у нее миллион других достоинств и прекрасных качеств. Мне невероятно ПО- ВЕЗ-ЛО! )(1);50-летнего PR-специалиста: Пошла я с утра… на гору, в крепость. Дошла до поло- вины, и вынуждена была сесть, тяжело, пульс высокий. Вот сижу я и думаю, что старость настает… (2);52-летнего преподавателя: Н-да... любимая моя действительно молода... Непри- лично молода… (3).Важно подчеркнуть, что цитируемые аккаунты принадлежат людям публичных профессий, но авторы не разделяют деловое и личное: их психологический вы- игрыш - отклик аудитории.Отсутствие отклика иногда приводит к травме: история сербки Снежаны Пав- лович, попавшей в психиатрическую больницу после того, как ее пост в Facebookне привлек внимания «друзей» («синдром Снежаны»), стала общим местом [6] (вероятно, можно выделить локальное проявление PR-аддикции - SM- аддикцию - травму от отсутствия или недостаточности отклика в соцсетях). Рос- сийский психолог Е.В. Мурашова доказала «наркотическую» природу зависимо- сти от самопрезентации и просмотра медиатекста, предложив 68 испытуемым (12-18 лет) отказаться от Сети и мобильной связи и прожить 8 часов наедине с собой: справились три человека. В процессе почти все испытали беспокойство, страх; у пяти человек фиксировались проявления «панической атаки»; у трех воз- никли суицидальные мысли [8].Подвид PR-аддикции - «селфидемия» и ее крайность «селфицид» - гибель при попытке сделать экстремальное селфи [10. С. 36-37, 39-40].Травмирующие ситуации. Источник травмирующих ситуаций - диалог: поль- зователи конфликтуют в Сети, а так называемые «тролли» провоцируют их, раз- мещая грубые сообщения. Цели «троллей» разные: «любителю» нужно выделить- ся, «профессионал», нанятый заказчиком, отвлекает участников диалога от острой темы. Последнее десятилетие троллинг находится в фокусе внимания западных исследователей. Описаны следующие поведенческие особенности «тролля»: он агрессивен, конфликтен, склонен к обману, уходит от ответа на вопросы и актив- но задает свои [16. С. 236-238]. Устанавливается связь между склонностью к троллингу и садизмом [15. С. 100]. Поскольку главный инструмент троллинга - текст в СМК, вероятно, есть основания выделить в массиве медиатекста такую составляющую, как «троллетекст». Понятие это пока не оформлено: существуют лишь разрозненные упоминания в Рунете в виде частной переписки. Анализ до- ступного материала можно представить в виде следующей таблицы (табл. 2).«Троллетекст» - формирующийся вид медиатекста [“Trolley text” - new kind of media text]Таблица 2АдресатИнтернет-сообщество; пользователи соцсетейЦельПривлечь внимание к себе; отвлечь от острой темыЗадачиОскорбить, задеть, отнять время; обмануть; вовлечь в перепалкуКаналИнтернет в целом; соцсетиАвторствоКоллективный авторХарактеристикаДиалог по форме, монолог по сути: автор принципиально не слышит собеседника;провокационность; авторитарность;исполнение от примитивного до изысканного; часто несоблюдение правил русского языка;часто анонимность, использование вымышленных имен, пола, профес- сии;придирки к словамЖанрКомментарий, реже авторская колонкаФорматТекст, видео, аудио, фото, анимация, графика (фотожабы)Классификация по типу «ав- торства»Профессиональный (оплаченный)Любительский («для себя»)Окончание табл. 2Возможная классификация по специфике с примерами (ор- фография сохранена)Неадекватный агрессивный: отсутствие смысла; наличие агрессии и элементов оскорбления.Реакция на журналистский материал об уходе Марии Гайдар из прави- тельства Михаила Саакашвили [5]: «устранение двух агентов кгб маши- боровик и сашигайдар это серьезное поражение лубянки. ну а саак просто дурачёк - за коровку его барыга офшорный взял. и тут же на- значи себе двух чекистских агентов в замы. таких придурков лубянка бережёт. саак может смело чай луговой пить. ценный кадр»Неадекватный миролюбивый: отсутствие смысла; отсутствие агрессии и элементов оскорбления.Ответ пользователя Facebook на пост с вопросом о том, как выглядит традиционная классификация жанров фотографии. «Я не все понял-это тоже !!иначе неинтересно..Извсех последних постов и тем-это Лучший!Потому что Вас это Лично интересует “Вы”-Зоя задаете этот личный и интересный вопрос и фото-”Я”-не “Я”Стена -это Ваше “Я”-и нам интересно с Вами общаться а не с Авторами статей-у них свои стра- нички.Мое мнение=это и есть тэкономический ответ соцсетей на вы- зовы Кризиса.Финансы-не в бюджет-а в лидеров науки коммуникаций культуры.Стена и аватара с друзьями-пробраз клуба офф-лайн.В клубе- нет экономики......Там общий бильярд боулинг теннис....Отдохнуть мож- но и на лужайке !!!Мой “клуб”-Волга и рыбаки.Мы-несметно богаты!Удочки-черви-спининги-и вся Волга-твоя!Приезжайте-в сезон путины!Убедитесь что отдых-лучшее вложение!А для друзей-у нас все- бесплатно!Даже еду на уху сами наловите!))_,» (4)Адекватный панибратский: не лишенное смысла мнение; отсутствие агрессии и элементов оскорбления; тон неуважительный/снисходитель- ный.Реакция на авторскую колонку Ирины Ясиной о снижении Сбербанком процента по депозитам [13]: «У папы спроси, почему россйиская бан- ковская система такая убогая - он и его дружки ее такой в 90-е постро- или. :(».Адекватный оскорбительный: наличие смысла; наличие агрессии и эле- ментов оскорбления; часто попрание человеческих ценностей. Реакция главы Союза молодых лидеров инноваций Татарстана Рамиля Ибрагимова на теракт в гей-клубе Орландо (США): «…Еще 53 находятся в больнице - жаль, что не сдохли. Очень надеемся, что все же подохнут. Союз молодых лидеров инноваций искренне поддерживает эту убеди- тельную акцию!» [2]Тема, безусловно, нуждается в дальнейшем изучении, но предварительно мы хотели бы указать, что опасность «троллетекста» лежит в сферах: эмоциональной, психологической и психического здоровья.Опасность в реальной жизни. Медиатекст может быть также источником про- блем физического свойства. Немалую опасность представляют открытые серви- сы, определяющие наличие собственности по номеру мобильного телефона [14]. Актуальна для открытого доступа и проблема мелкого воровства: пользователь, выложивший в соцсеть фото своего билета на концерт, рискует потерять место в зале [7].Похищение детей и подростков с использованием информации их аккаун- тов, - мировая проблема. В России самый громкий эпизод произошел в 2011 году, когда был похищен сын главы «Лаборатории Касперского» Е. Касперского, после чего Касперский написал открытое письмо, обратив внимание на то, что молодые люди оставляют в социальных сетях слишком много сведений о себе [11].***Резюмируя, отметим, что современный медиатекст может быть как способом детального оперативного информирования, так и весьма опасным инструментом. Основные угрозы исходят от такой его разновидности, как веб-текст. Анализируя, где именно в Сети существует наибольшая вероятность получить зависимость или попасть в травмирующую ситуацию, можно предположить, что медиатекст в соцсетях несет большую угрозу, чем на интерактивных площадках СМИ. В от- личие от скудного инструментария СМИ, соцсети дают универсальные возмож- ности самопрезентации, и потенциальные PR-аддикты стремятся именно сюда. Аудитория соцсетей глобальна, в то время как пользователи информационных сайтов либо интересуются узкой тематикой, либо задерживаются на них ради словесной перепалки.Наибольший резонанс традиционно имеют медиатексты на политические, экономические, социальные темы - им посвящена большая часть «троллетек- стов», как в СМИ, так и в соцсетях; деструктивный диалог/полилог характерен также для профессиональных сообществ: конструировать его наиболее удобно в соцсетях. Опознавательными признаками троллетекста могут быть: агрессивность, деструктивность, авторитарность, абсурдность, оскорбительный/снисходитель- ный тон, анонимный автор, ненормативная лексика и орфография, использова- ния фотожаб, уход от ответа через генерацию новых вопросов (диалог по форме, монолог по сути). Троллетекст, как правило, выполнен в формате комментария, реже - авторской колонки. Тематика - любая: основной ход «тролля» - при- дирки к словам, цель - привлечь внимание. Примечательно, что сами СМИ осоз- нают опасность медиаконтента: предупреждают об этом пользователя, размыш- ляют о сетевом этикете [9].Открытость конфиденциальных документов - проблема Сети в целом, соц- сети же помогают популяризировать личные сведения, размещенные на инфор- мационных и справочных ресурсах.Среди уже осознанных исследователями и самими СМИ опасностей можно выделить семь видов: интернет-аддикция (PR-аддикция - ее подвид), травми- рующие ситуации (троллинг), открытость конфиденциальных документов, вне- дрение виртуальных конструкций, распространение непроверенной и заведомо ложной информации, экономические потери от использования социальных сетей в рабочее время. Сегодня очевидно, что современный медиатекст потенциально способен нанести вред его автору и потребителю контента современных СМК.ПРИМЕЧАНИЯFacebook. Аккаунт пользователя Яковлева Е., 06.07.16/ URL: https://www.facebook.com/ evgeniy.yakovlev?fref=tsFacebook. Аккаунт пользователя Грязновой Ю., 13.04.16/URL: https://www.facebook.com/ julia.gryaznova.3?fref=tsFacebook. Аккаунт пользователя Гудкова П., 18.03.15/URL: https://www.facebook.com/ profile.php?id=100000139597962&fref=tsFacebook. Аккаунт пользователя Милославской З., 10.03.16/ URL: https://www.facebook. com/zoya.miloslavskaya© Милославская З.А., 2017

Zoya Alexandrovna Miloslavskaya

Moscow State Pedagogical University

Author for correspondence.
Email: zmiloslavskaya@gmail.com
Malaya Pirogovskaya str., Moscow, Russia, 119991

  • Volkova I.I. Test v internet­zhurnalistike: osobennosti igrovogo formata [Test in Internet Journalism: Specifics of Game Format]. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. 2014. № 12 (42): v 3­h ch. Ch. III. S. 40—42.
  • Gromov A. Terrorizm opravdal — mesto poterjal [Terrorism has Justified — Position Lost]. Gazeta.ru. URL: http://m.gazeta.ru/social/2016/06/17/8312843.shtml (Data obrashhenija: 16.09.16).
  • Za oskorblenie v socsetjah mozhno budet poluchit’ kompensaciju [One Can Get Compensation for Insulting through Social Network]. Izvestija. URL: http://izvestia.ru/news/616327 (Data obrashhenija: 16.09.16).
  • Zorin K.A. Media System as a Complex of «Information Tornados». Mediaskop. URL: http://www.mediascope.ru/node/1655(Data obrashhenija16.09.16).
  • Kirillov D., Linnik A. Marija Gajdar pokidaet svoj post [Mariya Gajdar is Leaving her Position]. Gazeta.ru. URL: http://www.gazeta.ru/politics/2016/05/10_a_8224325.shtml#comments (Data obrashhenija: 16.09.16).
  • Kosterina L. Socseti — jad i lekarstvo[Social Network — a Poison and a Medicine]. Rosbalt. URL: http://www.rosbalt.ru/style/2014/09/30/1321170.html (Data obrashhenija: 16.09.16).
  • Lihachev N. Moskvich ne popal na koncert Black Sabbath posle publikacii v Instagrame bileta s «Jandeks.Afishi» [A Moscovite could not Get to the Black Sabbath Show after Reposting a Ticket from https://afisha.yandex.ru/]. Tjournal.ru. URL: https://tjournal.ru/31761­moskvich­ne­popal­na­koncert­black­sabbath­posle­publikacii­v­instagrame­bileta­s­yandeksafishi (Data obrashhenija: 16.09.16).
  • Murasheva K. Kogo bojatsja podrostki [Whom Teens are Afraid of]. Snob. URL: https://snob.ru/selected/entry/45522 (Data obrashhenija: 16.09.16).
  • Pavlov A. Mal’chik, ty ne prav [Boy, You are not Right]. Gazeta.ru. URL: http://m.gazeta.ru/column/pavlov_a/10144049.shtml (Data obrashhenija: 16.09.16).
  • Sandomirskii M. Kul’t publichnosti: pochemu «jepidemija» selfi riskuet prevratit’sja v jepidemiju selficida. Vzgljad psihoterapevta [The cult of publicity: why the «epidemic» risks becoming an epidemic of self­suicide. Counsellor’s looking]. Deti v informacionnom obshhestve. 2015. № 21. P. 36—43.
  • Socseti sposobstvujut pohishheniju detej [Social Network Contributes to Kidnapping Children]. Vesti.Net. URL: http://radiovesti.ru/episode/show/episode_id/10653 (Data obrashhenija: 16.09.16).
  • Suhodolov A.P., Bychkova A.M. «PR­addikcija» kak novyj vid povedencheskoj zavisimosti [“PR Addiction” as New Form of Behavioral Dependence]. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki. 2015. Vol. 4. № 4. P. 321—334.
  • Jasina I. Vklad «Besperspektivnyj» [An “Unattractive” Deposit]. Gazeta.ru. URL: http://www.gazeta.ru/comments/column/yasina/s63357/8222945.shtml#comments (Data obrashhenija: 23.08.16).
  • AVinfo. URL: http://avinfo.guru/ (Data obrashhenija: 23.08.16).
  • Buckels E.E., Trapnell P.D., Paulhus D.L. Trolls just want to have fun. Personality and Individual Differences. 2014. Vol. 67. P. 97—102.
  • Hardaker C. Trolling is asynchronous computer­mediated communication: From user discussions to academic definitions. Journal of Politeness Research. 2010. Vol. 6. No. 2. P. 215—242.

Views

Abstract - 687

PDF (Russian) - 712

PlumX


Copyright (c) 2017 Милославская З.А.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.