TELEVISION NEWS IN THE SIBERIAN FEDERAL DISTRICT: CONSTRUCTIONAL CHARACTERISTICS OF MODERN BRANDING AND BROADCASTING

Abstract


Information programs of local TV rarely the subject of theoretical studies. Although for them there is interest from scientists from different scientific disciplines (journalism, philology, history, sociology, political science, psychology). But most of these works dealt with general trends inherent in the news or focused on the specifics of the information broadcast on the federal channels. The article deals with a number of characteristics inherent to the news on local TV stations in the Siberian Federal District.

Новости (информационные программы) в настоящее время являются основ- ным медиапродуктом в эфире многих телекомпаний, включая местные. Популяр- ность новостных программ, объясняется постоянной потребностью, обществен- ной необходимостью в получении компетентной, качественной информации о происходящих событиях в регионе, стране, мире.Региональные теленовости очень редко оказываются в центре внимания ис- следователей. За последние 10 лет к этой теме напрямую обратились только не- сколько ученых-теоретиков: К.А. Антонов, Г.В. Гросул, Н.А. Карапетян, Г.Л. Ко- вальчук, И.А. Куксин, Н.А. Лисичкина, Е.В. Струкова, В.А. Таранова, Л.Ю. Ша- манова [1-9]. В основном эти работы были посвящены отдельным аспектам информационного вещания, таким как информационная повестка, жанры, ра- бота корреспондента (телеведущего), стилистика новостей, PR-технологии, те- матический дискурс и др. Объектом исследования чаще всего становились ново- сти одного федерального субъекта (Красноярск, Томск, Оренбург, Санкт- Петербург, Карелия, республика Татарстан и т.д.), реже региона (Сибирский федеральный округ, Северный Кавказ). В последнем случае предметом конкрет- ного анализа были телекомпании нескольких крупных городов (максимум 3-4), остальные лишь упоминались.В других научных работах, посвященных региональному телевидению, ново- сти рассматриваются как второстепенный предмет исследования. В этом случае им были посвящены: глава, раздел (часть раздела), параграф и т.д. Избирая такой подход, авторы в своих научных изысканиях обходились только общей характе- ристикой информационных программ или в зависимости от избранных цели и задач работы, обращают на узкую тематику (например, на проблематику соци- альной сферы, освещение политических событий, определение дискурсивных практик и т.д.).147Вестник РУДН, серия Литературоведение. Журналистика, 2016, № 4Общей проблематикой остается то, что ни в одной из перечисленных работ нет анализа современного программирования новостей на региональном теле- пространстве.В нашем случае объектом изучения стали информационные программы теле- компаний крупных городов Сибирского федерального округа. Мониторинг про- граммных сеток областных (краевых) региональных телекомпаний был проведен автором в январе-феврале 2015 г. (период исследования с сентября 2014 г. (когда начался очередной телевизионный сезон) до конца января 2015 г. (когда проис- ходят корректировки в сетке программирования телеканалов). В ходе работы были исследованы 120 новостных программ, выходящих на 53 телеканалах в 11 област- ных (краевых, республиканских) центрах Сибирского федерального округа. В вы- борку попали 62 новостные программы, 14 информационно-аналитических пере- дач и 44 - тематические новости (включая повторы одних и тех же новостей на разных каналах). Например, «Новосибирские новости», выходящие на канале«Домашний» и «Новосибирские новости» на ТВ-3, рассматривались как две раз- ные программы (так как частота трансляции в сутки и время показа не совпадали).Предметом исследования стали конструктивные характеристики программи- рования новостных программ. К ним относятся: анализ названия программы; периодичность выхода в эфир в течение недели и суток; расположение новостей в утреннем, дневном, вечернем и ночном эфире; продолжительность выпуска. Подробно рассмотрим первые две.Согласно полученным данным, в Сибирском федеральном округе в рамках эфира одного областного (краевого, республиканского) центра могут выходить от 1 до 10 новостных программ. К примеру, в Горно-Алтайске, Кызыле выходит 1 новостная программа; в Томске, в Чите - 3; в Абакане, Омске, Улан-Удэ - 4; в Иркутске, Новосибирске, Барнауле, Кемерове - 5; в Красноярске - 10 и т.д. Однако в большинстве городов региональный эфир ограничиваются 3-4 выпу- сками новостей, хотя самих телекомпаний в том или ином региональном центре может быть и больше (не имеющие информационные программы в своем арсе- нале в выборку исследования не вошли).Исследование показало, что даже к таким простым элементам, как оформле- ние и верстка информационной программы, каждая сибирская телекомпания подходит индивидуально.В первую очередь это связано с выбором названия передачи, которое являет- ся ведущим компонентом позиционирования любой программы. Обычно она может иметь стандартное название «Новости». В частности, в Красноярске так называется информационная программа сразу на двух каналах - на «СТС-Приме» и на «Енисее», а в Кемерове - на канале «Мой город»; в Омске - на РЕН Омск и т.д.Нередко попадаются названия, в которых идет сочетание классического на- звания и наименования канала: «Новости ТВК» (ТВК, Красноярск), «Новости 49» («НСК 49», Новосибирск), «Наши новости. Город» («ТВ-Город», Барнаул),«Новости ТВК» («ТВК - 6 канал», Красноярск) «Томское время. Служба ново- стей» («Томское время». Томск) и т. д.148Войтик Е.А. Телевизионные новости в Сибирском федеральном округе: конструктивные...Иногда идет «обыгрывание» слова «новости» в названии «Новости дня» («Тивиком», Улан-Удэ), «Другие новости» («Губернский телеканал», Кемерово),«Время новостей» («Альтес», Чита), «Час новостей» (12 канал, Омск), «Новости24. По Будням» (НТС Иркутск).Кроме того, название информационных программ может раскрывать и сетевое партнерство. Фактически все сибирские телекомпании, входящие в медихолдинг ВГТРК «Россия», в названии новостных программ используют слово «Вести», потому что именно так называется ведущая новостная программа на канале «Рос- сия». Тем не менее в «продолжении» названия может использоваться три алго- ритма, непосредственно связанные с географической основой (практически все филиалы ГТРК свои «географические» названия получили в конце 1990-х гг. (в пе- риод с 1996 по 1999 гг.), что отразилось и на ряде информационных программ).Первый алгоритм: в основе находится регион вещания («Вести. Алтай» (Барна- ул), «Вести. Кузбасс» (Кемерово). Как видно из наименования, в основе находят- ся не прямые географические названия, а упрощенные топонимы, используемые в просторечии. Соответственно Алтай - это Алтайский край, Кузбасс - Кеме- ровская область и т.д.Второй алгоритм: представление в наименовании хоронима, т.е. крупного фе- дерального субъекта. Чаще всего в название выносится «республика». «Область»,«край» практически не используются, например: «Вести. Бурятия», «Вести. Тыва»,«Вести. Хакасия». Могут использоваться и национальные слова - «Вести. Эл Алтай» (Республика Алтай), где «эл» в переводе с алтайского обозначает «народ»,«народный».Третий алгоритм - применение астионима, т.е. включение в название инфор- мационных программ (областного, краевого) города. В частности, среди сибирских филиалов ВГТРК такой подход прослеживается чаще всего. Из 11 телекомпаний пять предпочитают именно такое наименование: «Вести. Чита», «Вести. Томск»,«Вести. Новосибирск», «Вести. Красноярск», «Вести. Омск» и т.д.При общем анализе всех выделенных алгоритмов необходимо отметить, что избрание в основу названия астионима несколько сужает представление о ши- роте вещания новостей. В этом случае проявляется условно-ограничительная функция самого наименования новостей. Она состоит в том, что на первый взгляд кажется, что подобные местные «Вести» охватывают только краевой или област- ной город, но на самом деле их можно увидеть во многих отдаленных от того или иного сибирского центра населенных пунктах. Поэтому наименование новостей в первых двух случаях будут более точны. В третьем случае, когда в состав наи- менования информационных программ включен город, название не всегда соот- ветствует действительности. В таких новостях обычно раскрывается жизнь си- бирских столиц и очень редко обращается внимание на события в отдаленных районах, в лучшем случае - речь в сюжетах идет о явлениях в близлежащих по- селках и деревнях.Подобную географическую привязку можно наблюдать и на других каналах:«Омск здесь» («Продвижение», Омск), «Красноярское время» (Центр Красно- ярск), «Сегодня в Абакане» (ТВ Абакан) и т.д. Тем не менее такой подход в пред-149Вестник РУДН, серия Литературоведение. Журналистика, 2016, № 4ставлении новостей в сибирском телевизионном пространстве встречается очень редко.Ряд сибирских телекомпаний стараются выбирать для своих новостей ориги- нальные названия, например: «Сей Час» («Аист», Иркутск), «Видимости» («ТВ Мост», Кемерово), «Городской формат» (Новосибирск - Домашний), «Вос- точный экспресс» («Ариг Ус» Бурятия), «Середина земли» (межрегиональные новости Восточной Сибири). Нахождение индивидуального, неповторимого за- головка дает возможность выделиться этим медиапродуктам из потока инфор- мационных программ, хотя название не всегда дает понять аудитории, что это именно новости, а не какая-нибудь, например, тематическая передача.В названиях сибирских информационных программ могут отражаться и со- временные тенденции. В частности, представление молодежного взгляда на но- вости - программа «Все, что тебя касается. Главные новости» («Я первый моло- дежный» (Красноярск)). Новизной в этом случае является то, что основой на- звания официальной новостной программы стал известный одноименный хит группы «Звери», написанный в 2004 г. (сама программа впервые вышла в эфир летом 2014 г.). Это первый случай в телевизионной практике, когда используется такой вольный подход в избрании наименования информационной программы. Тем не менее, по мнению автора, оно не совсем удачное. Сказывается и перегру- женность слов в названии. Обычно название новостей отражает динамику, опе- ративность передачи предлагаемой информации и поэтому состоит из одного-двух слов и не более.Тем самым было установлено, что при выборе названия большинство сибир- ских телекомпаний предпочитает использовать классический подход в представ- лении своих информационных программ, останавливаясь на выборе категории«новости» и ее синонимов. Другие телеканалы подходят к этому вопросу с особой тщательностью и придумывают оригинальные названия для новостных программ, которые дают возможность не только уйти от шаблонов, но и позиционировать себя в информационном телепространстве, включая в заголовок название кана- ла (в ряде случаях свой город), а в рамках конкуренции на местном телерынке выделить свои «новости» как медиапродукт среди других. Однако не всегда такие эксперименты удачны - порой не только заголовок, но качество самих новостных передач в Сибирском регионе оставляет желать лучшего.При верстке программ, в том числе и региональных теленовостей, ключевое значение также имеет планирование объема вещания, которое, в свою очередь, зависит от времени и частоты выхода программ в эфир. С этих позиций в теле- пространстве Сибирского федерального округа наблюдаются следующие тенден- ции. На многих телекомпаниях время и частота выхода новостей фиксированное (определенный день, установленное время и обусловленная периодичность в те- чение суток).По статистическим подсчетам, проведенным автором статьи, новости выходят от 1 до 13 раз в сутки (включая итоговые выпуски) в будние дни с понедельника по пятницу и до 4 раз в выходные (субботу и воскресенье). Стоит отметить, что в число исследуемых информационных выпусков, помимо основных новостей,150Войтик Е.А. Телевизионные новости в Сибирском федеральном округе: конструктивные...вошли экспресс-выпуски, а также повторные. «Рекордсменом» в этом вопросе является программа «Новости АТВ», выходящая на альтернативном канале «АТВ» (Бурятия). Ее зрители могут увидеть 13 раз за сутки. Другими лидерами являются местные «Вести» (12 раз за день в будни), выходящие на канале «Россия 1» благо- даря выделению достаточного времени федеральным каналом. Тем не менее не все филиалы ВГТРК используют такую хорошую возможность. Из 11 филиалов чуть больше половины заполняют полностью предлагаемый эфир выпусками своей информационной программы (это ГТРК «Бурятия», ГТРК «Чита», ГТРК Кузбасс, ГТРК «Иркутск», ГТРК «Красноярск», ГТРК «Томск»). Показ такого большого количества новостей оправдывается не вечерним эфиром, а утренним. В утреннем блоке в рамках канала «Утро России» местные новости выходят 8 раз. По своей сути это короткие трехминутные экспресс-выпуски (в рамках, которых идет 1-2 сообщения и один полноценный сюжет). Из них 3-4 - оригинальные выпуски, остальные - повтор.Среди остальных филиалов есть такие, которые показывают немного меньше местных выпусков - от 10 до 7 в сутки (ГТРК «Горный Алтай» - 7; ГТРК «Хака- сия» - 7; ГТРК «Алтай» (Барнаул) - 10). Самое мало количество выпусков в день демонстрируют: ГТРК «Новосибирск» - 4, ГТРК «Иртыш» (Омск) - 4, ГТРК«Тыва» - 4.Однако не только на государственных телекомпаниях используют информа- ционно-насыщенное программирование. Часть независимых телекомпаний, име- ющих собственный эфир, также используют такую тактику в расстановке новостей в эфирной сетке. В частности, на телеканале «АИСТ» (Иркутск) программа «Сей Час» выходит 12 раз за сутки; «Новости» на канале «Катунь 24» (Барнаул) - 10 раз;«Новости дня» «Тивиком» (Бурятия) -10; «Новости» «12 канал» (Красноярск) -В эфире закрытой в начале 2015 г. телекомпании ТВ2, выходило 9 информаци- онных выпусков «Час Пик» (включая экспресс-выпуски и повторы). Четыре из них были «оригинальными».Определенные тенденции трансляции новостей в телеэфире Сибирского ре- гиона также выявляются по дням неделям. В рамках программирования телека- налов, соблюдаются традиции известные еще с советских времен: в будние дни (с понедельника по пятницу) - новости показываются чаще, в выходные - реже (в эти дни их могут вообще не показывать, особенно в воскресенье). Время по- каза новостей фиксировано определенными часами. Почти 96% сибирских теле- компаний выбирают стандартный подход в этом вопросе. Исключение состав- ляют две программы - информационная программа «Послесловие» на «Центр Красноярск» (выходящая три раза в неделю (вторник, среда, четверг)) и переда- ча «Событие» («Мир», Бурятия) (каждый будний день выходящая по разному расписанию).Остальные телекомпании придерживаются своего программирования новостей в течение недели. Поэтому даже в будние дни (с понедельника по пятницу) не все имеют одинаковое новостное программирование. Приблизительно 1/4 часть теле- компаний (17 из 62) (в этом случае в выборку попали только телеорганизации сибирских центров, транслирующие классические новости ежедневно по будням) разгружает в понедельник свою эфирную сетку, не ставя новости на утренний и151Вестник РУДН, серия Литературоведение. Журналистика, 2016, № 4дневной эфиры, иногда не отдавая им время и вечером. Чаще всего это можно увидеть в расстановке в сетке вещания информационных программ на негосу- дарственных каналах. Например, в сетке показа местных новостных программ:«Новости 24» на РЕН ТВ - Омск, «Новости» на канале «Енисей» (Красноярск),«Томское время. Служба новостей» на канале «Томское время», «Новости. По будням» на НТС (Иркутск), «Новости АТВ» АТВ (Бурятия) и др.На государственных телекомпаниях разгруженность понедельника наблюда- ется только в одном случае в показе «Вестей. Красноярск» на канале «Россия 24». Однако стоит отметить, что те же «Вести Красноярск» на «России 1» выходят каждый будний день одинаково, независимо от утреннего, дневного и вечернего эфира.Причин сокращения частоты показа новостей в понедельник в сибирском телеэфире выявляется несколько. Первая из них - показ повтора вечернего вы- пуска предыдущего дня в субботу. В этом случае утренний эфир в понедельник освобождается.Вторая причина - в первый рабочий день после выходных съемочные группы еще не наработали необходимый материал, и показывать с утра и днем в выпусках еще нечего. В последующие дни в утренний и дневной эфир попадают сюжеты, снятые накануне.Третья причина - это трансляция в понедельник итоговой информационно- аналитической программы за предыдущую неделю, которая выходит в эфир в промежуток времени, предназначенный для стандартных новостей. В частности, на канале «ТВ Абакан» вместо новостного выпуска «Сегодня в Абакане» транс- лируется повтор программы «Неделя в Абакане». А канал «Афонтово» (Красно- ярск) повторы «Новости Афонтово. Итоги недели» демонстрирует в понедельник дважды, тем самым «забирая» еще больше времени в понедельник для показа текущих новостей.Кроме того, в ряде случаев информационно-аналитическая программа может заменяться на тематическую.Со вторника по четверг обычно демонстрация новостей проходит в одинако- вом режиме.В выходные дни прослеживаются следующие моменты. В субботу частота вы- хода информационных программ сокращается до минимума 1-3 за сутки и не более. Или не выпускают их вовсе. Тем не менее и в этом правиле наблюдается исключение. Две программы «Новости АТВ» (АТВ, Бурятия) и «Новости» на ка- нале «Енисей» (Красноярск) выходят в субботу 5 раз за день (включая повторы). Примечательным становится и то, что в понедельник они не выходят в эфир.В воскресенье на многих телекомпаниях новости обычно не выходят, за ис- ключением филиалов ВГТРК, которым центр предоставляет специальное вре- мя - два эфира. И восемь из 11 государственных телекомпаний используют один из них для показа местной итоговой программой «Вести. События недели». Од- нако и здесь существует «свой» рекордсмен по выходу в эфир - это «Новости дня» на канале «Тивиком», которые демонстрируются 4 раза за воскресенье.Таким образом, можно отметить, что большинство сибирских телекомпаний придерживаются традиции показывать новости в эфире каждый будний день.152Войтик Е.А. Телевизионные новости в Сибирском федеральном округе: конструктивные...Недельные циклы показа новостей руководители местных телекомпаний стара- ются соблюдать. Частичное нарушение графика происходит только во время праздничных дней. Тем не менее, появляются и инновационные технологии - разгрузка от новостей понедельника рядом телекомпаний. Еще одной выявленной тенденцией является то, что часть местных телекомпаний, наряду с федеральны- ми, предоставляют своей аудитории подготовленные выпуски новостей и в вы- ходные дни. В частности, в субботу новости выходят на 33 из более пятидесяти телекомпаний центральных городов Сибири, а в воскресенье - на 30. Тем самым для зрителей появляется уникальная возможность быть в курсе местных событий ежедневно.На основании проведенных исследований мы пришли к общему выводу о том, что новости благодаря своей разносторонности являются «вечной» темой для на- учного интереса теоретиков телевидения. Они способны инициировать различные исследования как фундаментального, так и прикладного характера. В нашем слу- чае изучение конструктивных характеристик информационных программ теле- компаний крупных сибирских городов позволило выявить следующие тенденции.Несмотря на появление различных модификационных форм (тематические, жанровые и др.) информационных выпусков в современном местном телеэфире, классические новости по-прежнему остаются основным информационным ме- диапродуктом на телевидении в Сибирском регионе. Фактически каждая рабо- тающая телекомпания считает обязательным иметь такую передачу в своей сетке вещания.До сих пор сохраняется тенденция, известная еще с советских времен: насы- щение новостями будних дней (с понедельника по пятницу) и минимальная их трансляция в выходные (особенно в воскресенье). Однако исследование про- граммных эфиров выявило, что в расстановке выпусков по дням недели прояв- ляется и частичная разгруженность понедельника, по сравнению с другими дня- ми, причем не только на частных, но и на ряде государственных телекомпаний (особенно на республиканских и краевых ГТРК).Проявляется и разнообразие в распределении выпусков новостей в течение суток. Каждая сибирская телекомпания решает этот вопрос по-своему. Преиму- щество здесь остается за каналами с собственным вещанием. Помимо полно- ценного использования всех временных периодов в течение суток, они предо- ставляют свои зрителям и возможность выбирать и смотреть разноплановые по временному объему новости. Особый подход в этом вопросе имеют и филиалы ВГТРК. Не все государственные телеканалы используют полностью предостав- ленное им центром время для трансляции местных информационных выпусков.

E A Voytik

Tomsk State University

Pr. Lenin, 66, Tomsk, Russia, 634050

Views

Abstract - 225

PDF (Russian) - 242


Copyright (c) 2016 Войтик Е.А.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.