Влияние сетевых сообществ и перехода к Web 3.0 на смену подходов к получению образования

Обложка

Аннотация


В статье представлен генезис сетевых сообществ, трансформация взаимодействия участников в процессе эволюции данной формы коммуникации. Описаны основные характеристики и этапы, присущие смене форматов сетевого взаимодействия. Понятие сетевых сообществ является многогранным и включает в себя различные процессы социализации: от поведения людей в группах по интересам до формирования крупных международных онлайн сообществ. Эволюция таких сообществ включает переход от гостевых книг и форумов к более сложным системам с множеством дополнительных инструментов сетевого взаимодействия. Внедрение современных технологий во все сферы жизнедеятельности приводит к формированию качественно новой отличительной модели образования. В таких условиях меняются роли участников образовательного процесса, все большее внимание уделяется самообразованию и развитию за счет внутренней потребности к учению, происходит реконструкция организационно-методической составляющей образовательного процесса, создаются новые условия для развития дистанционных технологий обучения. Все это позволяет выработать более конкурентоспособную систему взаимодействия, сделать процессы управления прозрачными и создать условия для самостоятельного развития каждого участника сетевого пространства. Онлайн сетевые сообщества представляют собой мощный инструмент, который необходимо использовать в системе образования в различных интерпретациях, а также в качестве дополнительного ресурса, позволяющего внести принцип «обучение через всю жизнь» в систему самообразования педагога.


Ринат Гинаятович Рамазанов

Лицо (автор) для связи с редакцией.
r.ramazanoff@gmail.com
Московский городской педагогический университет Шереметьевская ул., 29, Москва, Россия, 127521

соискатель кафедры информатизации образования Московского городского педагогического университета

Вадим Валерьевич Гриншкун

vadim@grinshkun.ru
Московский городской педагогический университет Шереметьевская ул., 29, Москва, Россия, 127521

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой информатизации образования Московского городского педагогического университета

  • Делез Ж., Гваттари Ф. Ризома / Философия эпохи постмодерна: сб. переводов и рефератов. Минск: Красико-Принт, 1996. С. 7-31.
  • Гриншкун В.В., Димов Е.Д. Принципы отбора содержания для обучения студентов вузов технологиям защиты информации в условиях фундаментализации образования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: «Информатизация образования». 2012. № 3. С. 38-45.
  • Кастельс М. Галактика Интернет: размышления об Интернете, бизнесе и обществе. Екатеринбург: У-Фактория, 2004. 328 с.
  • Маковеева В.В. Сетевое взаимодействие - ключевой фактор развития интеграции образования, науки и бизнеса // Вестник Томского государственного университета. 2012. С. 163-166.
  • Назарчук А.В. Идея коммуникации и новые философские понятия XX века // Вопросы философии. 2011. № 5. C. 157-165.
  • Рамазанов Р.Г. Инструменты сетевого взаимодействия в профессиональном развитии учителя / Высокое качество и лидерство в образовании: сб. науч. тр. междунар. науч.практ. конф. Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2013. С. 350-353.
  • Рамазанов Р.Г. www.cpm.kz - как эффективный инструмент формирования независимого педагогического пространства // Республиканская общественно-политическая газета «Билим шапагаты». 2014. 26 декабря.
  • Ростовых Д.А., Смольникова И.А., Полянская А.В., Гриншкун В.В. [и др.]. Подготовка и профессиональная деятельность учителей и преподавателей информатики: компетентностный подход. М.: РГСУ, 2010. 240 с.
  • Сергеев А.Н. Использование сервисов Веб 2.0. как современный этап развития технологий дистанционного образования // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2009. Т. 10. № 6. С. 151-152.
  • Широкова И.Э. Сетевое взаимодействие педагогов Иркутской области в системе повышения квалификации в межкурсовой период // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2012. № 1 (10). С. 94-97.
  • Barnes J. Class and Committees in a Norwegian Island Parish. Human Relations, 1954. Vol. 7. Pp. 39-58.
  • Bourdieu P. Structures, Habitus, Practices // The Logic of Practice. Polity Press, 1990. Pp. 52-65.
  • Hillery G.A. Definitions of Community: Area of Agreement // Rural Sociology. 1955. Vol. 20. No. 2. Pp. 111-123.
  • Rheingol H. The Virtual Community: Homesteading on the Electronic Frontier. London: The MIT Press, Cambridge Massachusetts, 2000. 447 p.
  • Tim O’Reilly. What Is Web 2.0. // Oreilly. 2005. URL: http://www.oreilly.com/pub/a/web2/ archive/what-is-web-20.html (дата обращения: 02.11.2016).
  • Van Dijk J. The network society: social aspects of new media. London: Sage Publications, 2006. 304 p.
  • Wellman В. Physical place and cyberplace: the rise of networked individualism // International Journal of Urban and Regional Research, 2001. Vol. 25. No. 2. Pp. 227-252.
  • Williams R. Keywords. A vocabulary of culture and society. London: Helm, 1976. 286 p.

Просмотры

Аннотация - 807

PDF (Russian) - 88


© Рамазанов Р.Г., Гриншкун В.В., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.