ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАССОВЫХ ОТКРЫТЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ КУРСОВ В РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ВУЗАХ

Обложка

Аннотация


Характерной чертой информатизации образования на протяжении нескольких последних лет является появление и быстрое распространение MOOCs - массовых открытых онлайн-курсов. Специфичность российской системы образования не может не отразиться на особенностях разработки и внедрения таких курсов с учетом реалий работы отечественных университетов. Для расширения возможностей влияния MOOCs на повышение эффективности об-учения студентов в вузах целесообразно проведение анализа опыта использования таких средств информатизации образования, как в России, так и за ее пределами. Настоящая статья содержит перечисление и описание различных аспектов появления и распространения MOOCs в мире, в целом, и в нашей стране, в частности. Дается краткая характеристика возможных подходов к разработке и внедрению MOOCs и их компонент в отечественной системе высшего образования, приводятся примеры российских и зарубежных платформ, при помощи которых такие курсы становятся общедоступными. Подчеркивается, что общемировой опыт информатизации высшего образования на основе использования MOOCs без соответствующей адаптации не может быть применен для обучения студентов в российских вузах.


В В Гриншкун

Лицо (автор) для связи с редакцией.
vadim@grinshkun.ru
Московский городской педагогический университет Шереметьевская ул., 29, Москва, Россия, 127521

Гриншкун Вадим Валерьевич, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой информатизации образования Московского городского педагогического университета.

Г А Краснова

director_ido@mail.ru
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ пр. Вернадского, 82, Москва, Россия, 119571

Краснова Гульнара Амангельдиновна, доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.

  • Андреев А.А. Российские открытые образовательные ресурсы и массовые открытые дистанционные курсы // Высшее образование в России. 2014. № 6. С. 150-155.
  • Атанасян С.Л., Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Проектирование структуры информационной образовательной среды педагогического вуза // Информатика и образование. 2009. № 3. С. 90-96.
  • Ведущие российские университеты создали некоммерческую организацию для совместного развития онлайн-обучения. URL: http://минобрнауки.рф/новости/5369 (дата обращения: 25.03.2017).
  • Гриншкун В.В. Информатизация как значимый компонент совершенствования системы подготовки педагогов // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Информатика и информатизация образования». 2014. № 1 (27). С. 15-21.
  • Гриншкун В.В., Краснова Г.А. Новые индустриальные и информационные революции и их влияние на систему образования // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Информатика и информатизация образования». 2017. № 1 (39). С. 45-52.
  • Макеева А. Образование уходит в сеть // Коммерсант. 12.01.2017. № 4.
  • На Coursera появились русскоязычные курсы. URL: http://lenta.ru/news/2013/10/24/ coursera/ (дата обращения: 25.03.2017).
  • О паспорте приоритетного проекта «Экспорт образования», о ходе реализации приоритетного проекта «Экспорт продукции АПК» // Заседание президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 30 мая 2017 г. URL: http://government.ru/news/27862/ (дата обращения: 25.03.2017).
  • Парламентские слушания «Нормативное обеспечение реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» // Информационный материал Министерства образования и науки Российской Федерации. Москва. Государственная Дума Российской Федерации, Комитет по образованию. 19 мая 2014 г.
  • Юань Л., Пауэлл С. МООК и открытое образование: значение для высшего образования. URL: www.euroosvita.net/prog/data/attach/2888/moocs-and-open-education-1.doc (дата обращения: 25.03.2017).
  • Harvard Business Review. Who’s Benefiting from MOOCs. 2015. URL: https://hbr.org/2015/09/ whos-benefiting-from-moocs-and-why (дата обращения: 25.03.2017).
  • Gaebel M., Kupriyanova V., Morais R., Colucci E. E-learning in European Higher Education Institutions. European University Association. 2014. Pp. 55.
  • The Near Future of International Education. ICEF & Barton Carlyle. 2017. Pp. 71. URL: http:// www.icef.com/beyondthehorizon/ (дата обращения: 25.03.2017).
  • The NMC Horizon Report: 2015 Higher Education Edition. The New media consortium. 2015». URL: https://www.nmc.org/publication/nmc-horizon-report-2015-higher-education-edition/ (дата обращения: 25.03.2017)

Просмотры

Аннотация - 148

PDF (Russian) - 72


© Гриншкун В.В., Краснова Г.А., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.