INFORMATIZATION IN EDUCATION

Abstract


The article draws attention to the fact that the Informatization of primary education is a uniform process, in which I the first turn mathematics and computer science are associated. Learning these disciplines is in natural interrelation and this comes from the nature of these disciplines. But in other subjects both mathematics and computer science play an applied role. It is proved that at the modern stage of Informatization in education contributes to improving the quality of assimilated knowledge acquired and skills.The article touches upon issues that reveal the relevance of the subject of Informatics in education. In connection with the information development there is a need of Informatization of education and society as a whole. The basic concepts of Informatics as a scientific and academic discipline are shown. Set out the subject, object and objectives of teaching science. Methodical program of the subject, aimed to develop school education is also considered.

Во все времена цели и содержание обучения подрастающего поколения, ис- ходя из требований жизни, определялись обществом. Этапы развития общества показывают, что обучение и развитие всегда взаимосвязаны. На каждом этапе жизни общества появлялись новые научно-технические открытия, в результате которых произошло развитие общества. Во второй половине XX в. произошла подобная научно-техническая революция в области электронно-вычислительной техники. Для подготовки будущих специалистов начальным этапом является школьное обучение.Начиная с 1980-х гг. она - как учебная дисциплина вошла в систему школь- ного обучения. Но до этого реализовывались подготовительные работы. Так, «ста- новление первых школ (классов) с математической специализацией позволили накопить важный для будущего опыт организационного взаимодействия обще- образовательных средних школ с вычислительными центрами, оснащенными передовой вычислительной техникой».Фундаментальные основы школьной информатики получили развитие еще с начала 1960-х гг. в связи с экспериментами по обучению учащихся элементам кибернетики. Изучение кибернетики открывало возможности для последова- тельного изложения элементов информатики. Кибернетические категории и по- нятия, также как управление, автоматизация, а также хранение, передача, пре- образование и использование информации впоследствии вошли в число базовых компонентов школьного курса информатики. Именно эти теоретически и мето- дически обоснованные учебные материалы создали предпосылки для формиро- вания фундаментальных компонентов школьного курса информатики.Преподавание программирования в школах с математическим уклоном при- вело к изучению в школе алгоритмизации как процесса разработки и описания алгоритма средствами языка. Алгоритмизация, моделирование, - это общий ме- тод кибернетики. Однако представления об алгоритмических процессах и спо- собах их описания формировались в сознании учащихся при изучении матема- тики еще до появления информатики как учебной дисциплины.Одной из задач современного школьного курса информатики является вос- питание алгоритмической культуры учащихся, под которой понимается совокуп- ность специфических понятий, умений и навыков, определяющих новый элемент общей культуры каждого современного человека.Предмет информатики как науки образуется на основе широких областей сво- их приложений, а объект информатики определяется на основе общих законо- мерностей, свойственных любым информационным процессам в природе и обще- стве. Предмет информатики определяется многообразием приложений. Объектом информатики как учебной дисциплины является обучение информатике в шко- ле. Очевидно, что информатика как учебная дисциплина служит получению пол- ноценного образования в школе.Перед методикой преподавания информатики ставятся вопросы традиционные и для изучения других учебных дисциплин: зачем учить информатике; что изучать по информатике; как надо обучать информатике?Эти три методические проблемы, стоящие перед школьным курсом информа- тики, определяют содержание информатизации образования. «Процесс, обеспе- чивающий переход от индустриального общества к информационному - назы- вается информатизацией».В соответствии с этим можно определить общие цели обучения информатике:образовательная и развивающая цель - дать каждому школьнику начальные фундаментальные знания основ науки информатики, также вооружить учащихся теми базовыми умениями и навыками, которые необходимы для прочного и со- знательного усвоения этих знаний, а также основ других наук, изучаемых в школе;практическая цель - внести вклад в трудовую и технологическую подготов- ку учащихся, они должны быть практически ориентированными к работе со сред- ствами информационных технологий;воспитательная цель - обеспечивается мировоззренческим воздействием на учеников, при изучении информатики на качественно новом уровне форми- руется культура умственного труда, умение планировать свою работу.Информационная культура как часть реализации информатизации образова- ния определяется следующими требованиями:навыками грамотной постановки задач при практической деятельности;навыками формализованного описания поставленных задач;знанием основных алгоритмических структур и умение применять эти зна- ния;пониманием устройства и функционирования компьютера и элементарные навыки составления программы для компьютера по данному алгоритму;навыками квалифицированного использования основных типов современ- ных информационных систем для решения задач;умениями применять результаты решения задач в практической деятель- ности.В содержание информатизации общества входят цели обучения информатике:формирование основ научного мировоззрения;формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с инфор- мацией;подготовка школьников к последующей профессиональной деятельности;овладение информационными и коммуникационными технологиями - как необходимое условие перехода к системе непрерывного образования.В связи с развитием информационных технологий специалисты, в основном социологи, философы и информатики утверждали, что развитие и внедрение средств информатизации и информационных технологий во все среды жизни общества в целом и большинства членов ведет к качественному переходу в новое состояние.Понятие «информационное общество» означает общество, в котором в изо- билии циркулирует высокая по качеству информация и необходимые средства информации».Информационное общество определяется по следующим качествам:любой его член (или группа) в любое время могут получить доступ к инфор- мационным ресурсам, необходимым для поставленной цели;доступны современные информационные технологии и средства связи;создана развитая информационная инфраструктура, ресурсы которой не- обходимы для решения задач различного характера.Образование в информационном обществе занимает основное место. Обра- зование - одна из самых консервативных общественных систем, форма, методы и организация системы образования в течение нескольких веков практически не реагировали на развитие технологий. Современные информационные технологии внесли в образование существенные новации и в информационном обществе.В сфере образования происходили следующие изменения:переход от механического, репродуктивного процесса обучения к органи- ческому, гуманистическому;поддержка разнообразия: информационные технологии способствуют ре- ализации разнообразия культур в обучении;децентрализация учебных заведений;информатизация управления учебным заведением: создается современная информационная среда системы образования, создаются информационные си- стемы, автоматизируется управленческая деятельность. Возникли новые формы обучения, в частности дистанционное образование.Результат информатизации непосредственно в обучении - технологии муль- тимедиа, которые делают сложные абстрактные построения, необходимые для получения образования на высоком уровне.В связи с информатизацией общества появился новый вид образования под названием форматическое образование.Информатизация - процесс создания, развития и всеобщего применения ин- формационных средств и технологий для достижения информированности обще-ства необходимого для жизни. Неизбежность информатизации общества обу- словлена возрастанием роли и значения информации.Современная научная картина мира совмещает в себе два основных аспекта - вещественно-энергетический и информационный.Информатика как наука должна обеспечить формирование информационной картины мира, систематическое изучение информационных процессов в при- роде, обществе и технике.В научной литературе информатика определяется следующим образом: «Ин- форматика - эта наука, изучающая структуру и общие свойства информации, а также закономерности и методы ее создания, хранения, поиска, передачи и пре- образования с использованием компьютерных технологий».Информатика считается комплексной научной дисциплиной, которая охва- тывает:теорию информации;разработки вычислительных систем;математическое моделирование;компьютерное моделирование;методы искусственного интеллекта, моделирующие методы логического и аналитического мышления в интеллектуальной деятельности человека;системный анализ;биоинформатика;социальная информатика;методы машинной графики анимации, средства мультимедии;телекоммуникационные системы и сети;разнообразные приложения в различных областях науки и техники. Процесс информатизации в области образования тесно связан с теми задача-ми, которые стоят перед информатикой как наукой и учебной дисциплиной. Ин- форматика не занимается решением проблем, не связанных с использованием компьютерной техники. Рассмотрим некоторые важные понятия: «Информа- ция - это совокупность разнообразных данных, сведений, сообщений, знаний, умений и опыта, необходимых кому-либо». В широком смысле информация - это общенаучное понятие, включающее в себя обмен сведениями между людьми, обмен сигналами между живой и неживой природой, людьми и устройствами.Информационный процесс - процесс, в результате которого осуществляется прием передачи, преобразование и использование информации.Данные - это результаты наблюдений над объектами и явлениями, а не толь- ко хранение. Результатом процесса информатизации является создание инфор- мационного общества, в котором главную роль играют интеллект и знания. Для каждой страны ее движение от индустриального этапа развития к информацион- ному определяется степенью информатизации общества.Внедрение новых компьютерных и электронных технологий создаст необхо- димость получения людьми соответствующего образования. Информация стано- вится стратегическим ресурсом государства, следовательно, в этом играет важную роль образование. Значимость обеспечения безопасности государства в инфор-мационной сфере - задача каждого государства. Например, в Законе РФ об ин- формации, информатизации и защите информации определены цели и основные направления государственной политики в сфере информатизации. Информати- зация определяется как важное новое стратегическое направление деятельности государства. В Законе указано, что государство должно заниматься формирова- нием и реализацией единой государственной научно-технической и промьшлен- ной политики в сфере информатизации. Закон также закладывает юридические основы гарантий прав граждан на информацию.Одним из основных направлений, которое осуществляется обществом, явля- ется повсеместное использование информационных систем (ИС) и информаци- онных технологий (ИТ).Информационная система - взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, участвующих в обработке информации». Информационные техно- логии - совокупность средств и методов обработки и передачи первичной ин- формации для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.В программно-методической системе школьного курса информатики учтены следующие базовые положения:концепция целей информатизации образования: формирование операци- онного стиля мышления,концепция оптимального возраста обучаемых: поскольку стиль мышления учащихся формируется в начальной школе целесообразно начинать системати- ческое изучение основных понятий информатики в младших классах;концепция функционального обучения: информатика в школе непременно должна стать инструментом совершенствования частных предметных методик и межпредметных связей;концепция формирования исследовательских навыков и активного твор- чества: непосредственное общение с компьютером и общение через информаци- онные сети (приобретение умений самостоятельной работы);концепция гуманитаризации школьного образования информатики. Непрерывный школьный курс информатики в методической литературе раз-бивают на четыре основных направления: информационное (теоретическое); компьютерное (практическое); алгоритмическое; исследовательское.В современном обучении в начальной школе большое значение имеет инди- видуальная и самостоятельная работа детей в учебном процессе.В связи с этим формировать у младших школьников умения находить, пере- давать, обрабатывать и принимать заданную информацию, используя разный технический инструментарий, извлекать из информаций основную мысль - ста- ло очень актуальным на современным в учебном процессе в начальной школе.

A A Medzhidova

Azerbaijani State Pedagogical University

Uzeir Gadzhibekov str., 34, Baku, Azerbaijan, AZ1000

Views

Abstract - 409

PDF (Russian) - 635


Copyright (c) 2016 Меджидова А.А.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.