ИНФОРМАТИЗАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Информатизация начального образования составляет единый процесс, в которым связаны в первую очередь математика и информатика. Обучение этим дисциплинам происходит в естественной взаимосвязи, и это исходит из природы этих учебных дисциплин. А в остальных учебных предметах как математика, так и информатика играют прикладную роль. Обосновывается, что на современном этапе информатизация в образовании содействует повышению качества усваиваемых знаний, приобретенных умений и навыков. В статье затронуты вопросы, раскрывающие актуальность предмета информатики в образовании. В связи с информационным развитием появляется необходимость информатизации образования и общества в целом. Раскрыты основные понятия информатики как научной, так и учебной дисциплины. Изложены предмет, объект и цели обучения информатике. Нашла свое отражение методическая программа предмета, направленная на развитие школьного образования.

Полный текст

Во все времена цели и содержание обучения подрастающего поколения, ис- ходя из требований жизни, определялись обществом. Этапы развития общества показывают, что обучение и развитие всегда взаимосвязаны. На каждом этапе жизни общества появлялись новые научно-технические открытия, в результате которых произошло развитие общества. Во второй половине XX в. произошла подобная научно-техническая революция в области электронно-вычислительной техники. Для подготовки будущих специалистов начальным этапом является школьное обучение.Начиная с 1980-х гг. она - как учебная дисциплина вошла в систему школь- ного обучения. Но до этого реализовывались подготовительные работы. Так, «ста- новление первых школ (классов) с математической специализацией позволили накопить важный для будущего опыт организационного взаимодействия обще- образовательных средних школ с вычислительными центрами, оснащенными передовой вычислительной техникой».Фундаментальные основы школьной информатики получили развитие еще с начала 1960-х гг. в связи с экспериментами по обучению учащихся элементам кибернетики. Изучение кибернетики открывало возможности для последова- тельного изложения элементов информатики. Кибернетические категории и по- нятия, также как управление, автоматизация, а также хранение, передача, пре- образование и использование информации впоследствии вошли в число базовых компонентов школьного курса информатики. Именно эти теоретически и мето- дически обоснованные учебные материалы создали предпосылки для формиро- вания фундаментальных компонентов школьного курса информатики.Преподавание программирования в школах с математическим уклоном при- вело к изучению в школе алгоритмизации как процесса разработки и описания алгоритма средствами языка. Алгоритмизация, моделирование, - это общий ме- тод кибернетики. Однако представления об алгоритмических процессах и спо- собах их описания формировались в сознании учащихся при изучении матема- тики еще до появления информатики как учебной дисциплины.Одной из задач современного школьного курса информатики является вос- питание алгоритмической культуры учащихся, под которой понимается совокуп- ность специфических понятий, умений и навыков, определяющих новый элемент общей культуры каждого современного человека.Предмет информатики как науки образуется на основе широких областей сво- их приложений, а объект информатики определяется на основе общих законо- мерностей, свойственных любым информационным процессам в природе и обще- стве. Предмет информатики определяется многообразием приложений. Объектом информатики как учебной дисциплины является обучение информатике в шко- ле. Очевидно, что информатика как учебная дисциплина служит получению пол- ноценного образования в школе.Перед методикой преподавания информатики ставятся вопросы традиционные и для изучения других учебных дисциплин: зачем учить информатике; что изучать по информатике; как надо обучать информатике?Эти три методические проблемы, стоящие перед школьным курсом информа- тики, определяют содержание информатизации образования. «Процесс, обеспе- чивающий переход от индустриального общества к информационному - назы- вается информатизацией».В соответствии с этим можно определить общие цели обучения информатике:образовательная и развивающая цель - дать каждому школьнику начальные фундаментальные знания основ науки информатики, также вооружить учащихся теми базовыми умениями и навыками, которые необходимы для прочного и со- знательного усвоения этих знаний, а также основ других наук, изучаемых в школе;практическая цель - внести вклад в трудовую и технологическую подготов- ку учащихся, они должны быть практически ориентированными к работе со сред- ствами информационных технологий;воспитательная цель - обеспечивается мировоззренческим воздействием на учеников, при изучении информатики на качественно новом уровне форми- руется культура умственного труда, умение планировать свою работу.Информационная культура как часть реализации информатизации образова- ния определяется следующими требованиями:навыками грамотной постановки задач при практической деятельности;навыками формализованного описания поставленных задач;знанием основных алгоритмических структур и умение применять эти зна- ния;пониманием устройства и функционирования компьютера и элементарные навыки составления программы для компьютера по данному алгоритму;навыками квалифицированного использования основных типов современ- ных информационных систем для решения задач;умениями применять результаты решения задач в практической деятель- ности.В содержание информатизации общества входят цели обучения информатике:формирование основ научного мировоззрения;формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с инфор- мацией;подготовка школьников к последующей профессиональной деятельности;овладение информационными и коммуникационными технологиями - как необходимое условие перехода к системе непрерывного образования.В связи с развитием информационных технологий специалисты, в основном социологи, философы и информатики утверждали, что развитие и внедрение средств информатизации и информационных технологий во все среды жизни общества в целом и большинства членов ведет к качественному переходу в новое состояние.Понятие «информационное общество» означает общество, в котором в изо- билии циркулирует высокая по качеству информация и необходимые средства информации».Информационное общество определяется по следующим качествам:любой его член (или группа) в любое время могут получить доступ к инфор- мационным ресурсам, необходимым для поставленной цели;доступны современные информационные технологии и средства связи;создана развитая информационная инфраструктура, ресурсы которой не- обходимы для решения задач различного характера.Образование в информационном обществе занимает основное место. Обра- зование - одна из самых консервативных общественных систем, форма, методы и организация системы образования в течение нескольких веков практически не реагировали на развитие технологий. Современные информационные технологии внесли в образование существенные новации и в информационном обществе.В сфере образования происходили следующие изменения:переход от механического, репродуктивного процесса обучения к органи- ческому, гуманистическому;поддержка разнообразия: информационные технологии способствуют ре- ализации разнообразия культур в обучении;децентрализация учебных заведений;информатизация управления учебным заведением: создается современная информационная среда системы образования, создаются информационные си- стемы, автоматизируется управленческая деятельность. Возникли новые формы обучения, в частности дистанционное образование.Результат информатизации непосредственно в обучении - технологии муль- тимедиа, которые делают сложные абстрактные построения, необходимые для получения образования на высоком уровне.В связи с информатизацией общества появился новый вид образования под названием форматическое образование.Информатизация - процесс создания, развития и всеобщего применения ин- формационных средств и технологий для достижения информированности обще-ства необходимого для жизни. Неизбежность информатизации общества обу- словлена возрастанием роли и значения информации.Современная научная картина мира совмещает в себе два основных аспекта - вещественно-энергетический и информационный.Информатика как наука должна обеспечить формирование информационной картины мира, систематическое изучение информационных процессов в при- роде, обществе и технике.В научной литературе информатика определяется следующим образом: «Ин- форматика - эта наука, изучающая структуру и общие свойства информации, а также закономерности и методы ее создания, хранения, поиска, передачи и пре- образования с использованием компьютерных технологий».Информатика считается комплексной научной дисциплиной, которая охва- тывает:теорию информации;разработки вычислительных систем;математическое моделирование;компьютерное моделирование;методы искусственного интеллекта, моделирующие методы логического и аналитического мышления в интеллектуальной деятельности человека;системный анализ;биоинформатика;социальная информатика;методы машинной графики анимации, средства мультимедии;телекоммуникационные системы и сети;разнообразные приложения в различных областях науки и техники. Процесс информатизации в области образования тесно связан с теми задача-ми, которые стоят перед информатикой как наукой и учебной дисциплиной. Ин- форматика не занимается решением проблем, не связанных с использованием компьютерной техники. Рассмотрим некоторые важные понятия: «Информа- ция - это совокупность разнообразных данных, сведений, сообщений, знаний, умений и опыта, необходимых кому-либо». В широком смысле информация - это общенаучное понятие, включающее в себя обмен сведениями между людьми, обмен сигналами между живой и неживой природой, людьми и устройствами.Информационный процесс - процесс, в результате которого осуществляется прием передачи, преобразование и использование информации.Данные - это результаты наблюдений над объектами и явлениями, а не толь- ко хранение. Результатом процесса информатизации является создание инфор- мационного общества, в котором главную роль играют интеллект и знания. Для каждой страны ее движение от индустриального этапа развития к информацион- ному определяется степенью информатизации общества.Внедрение новых компьютерных и электронных технологий создаст необхо- димость получения людьми соответствующего образования. Информация стано- вится стратегическим ресурсом государства, следовательно, в этом играет важную роль образование. Значимость обеспечения безопасности государства в инфор-мационной сфере - задача каждого государства. Например, в Законе РФ об ин- формации, информатизации и защите информации определены цели и основные направления государственной политики в сфере информатизации. Информати- зация определяется как важное новое стратегическое направление деятельности государства. В Законе указано, что государство должно заниматься формирова- нием и реализацией единой государственной научно-технической и промьшлен- ной политики в сфере информатизации. Закон также закладывает юридические основы гарантий прав граждан на информацию.Одним из основных направлений, которое осуществляется обществом, явля- ется повсеместное использование информационных систем (ИС) и информаци- онных технологий (ИТ).Информационная система - взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, участвующих в обработке информации». Информационные техно- логии - совокупность средств и методов обработки и передачи первичной ин- формации для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.В программно-методической системе школьного курса информатики учтены следующие базовые положения:концепция целей информатизации образования: формирование операци- онного стиля мышления,концепция оптимального возраста обучаемых: поскольку стиль мышления учащихся формируется в начальной школе целесообразно начинать системати- ческое изучение основных понятий информатики в младших классах;концепция функционального обучения: информатика в школе непременно должна стать инструментом совершенствования частных предметных методик и межпредметных связей;концепция формирования исследовательских навыков и активного твор- чества: непосредственное общение с компьютером и общение через информаци- онные сети (приобретение умений самостоятельной работы);концепция гуманитаризации школьного образования информатики. Непрерывный школьный курс информатики в методической литературе раз-бивают на четыре основных направления: информационное (теоретическое); компьютерное (практическое); алгоритмическое; исследовательское.В современном обучении в начальной школе большое значение имеет инди- видуальная и самостоятельная работа детей в учебном процессе.В связи с этим формировать у младших школьников умения находить, пере- давать, обрабатывать и принимать заданную информацию, используя разный технический инструментарий, извлекать из информаций основную мысль - ста- ло очень актуальным на современным в учебном процессе в начальной школе.
×

Об авторах

А А Меджидова

Азербайджанский государственный педагогический университет

ул. Узеира Гаджибекова, 34, Баку, Азербайджан, AZ1000

Список литературы

  1. Колмыкова Е.А., Кумская И.А. Информатика: учеб. пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. М.: Академия, 2013. 416 с.
  2. Лапчик М.П., Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Методика преподавания информатики: учеб. пособие для студентов педвузов. М.: Академия, 2001. 624 с.
  3. Могилев А.В., Пак Н.И., Хеннер Е.К. Информатика: учеб. пособие для студентов педвузов.М.: Академия. 2003. 816 с.
  4. Первин Ю.А. Методика раннего обучения информатики. М.: Бином, 2008. 288 с.

© Меджидова А.А., 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах