EFFICIENCY OF COMPUTER TESTING IN INFORMATIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS IN MEDICAL SCHOOL

Abstract


Informatization of educational process of training students of medical school is described in the article. Methodical aspects of computer testing of students 3 courses of medical faculty of 2013-2016 studying at department of pharmacology of the Kursk state medical university which give the chance to reveal the level of assimilation of a training material by students are stated. The attention to the most important problem of the current control - stimulation of regular and purposeful work of students is paid.

Изменения в системе высшего профессионального образования, в частности широкое распространение информационно-коммуникационных технологий, привело к появлению в педагогической науке новой отрасли - информатизации образования. В это понятие входит организация процесса обеспечения образо- вания технологией, методологией и практикой оптимального использования и разработки средств информационно-коммуникационных технологий, ориенти- рованного на реализацию целей развития, обучения и воспитания обучающегося [1]. Такие изменения в образовательном процессе создают новые возможности оценки качества обучения, восприятия и передачи знаний, а также повышают интенсивность учебного процесса за счет стимулирования самостоятельной ра- боты студентов в извлечении необходимой информации и продуцирования соб- ственных знаний. Это дает возможность получать информацию об объектах и процессах, хранить и передавать большие объемы информации с практически мгновенным доступом к ней, вести интерактивный диалог с системой; автома- тизировать и управлять учебной деятельностью и контролировать результаты ус- воения знаний.Информатизация образования способствует повышению эффективности об- разовательной деятельности и качества подготовки специалистов с новым типом мышления, соответствующим требованиям информационного общества. Ин- форматизация образования обеспечивает интеграционные тенденции познания закономерностей развития предметных областей, актуализирует разработку со- временных теорий обучения, основанных на эффективном использовании по- тенциала компьютерных технологий. Одним из способов повышения информа- тизации образовательного процесса является компьютерное тестирование. Те- стирование - необходимый компонент контроля знаний студентов.В Курском государственном медицинском университете на кафедре фармако- логии применяют тестовый контроль к каждому занятию, тесты итогового кон- троля, предэкзаменационное тестирование и тесты для самоконтроля. Тесты к каждому занятию, «входной контроль», тестирование по теме занятия проводит- ся в начале каждого занятия. Итоговое тестирование проводится в конце каждо- го раздела дисциплины в компьютерных классах. Экзамен по фармакологии на 3 курсе включает тестирование, зачет по практическим навыкам и собеседование. Тестовая база - разработка преподавателей кафедры. Тесты для самоконтроля приводятся в методических рекомендациях и учебных пособиях, разработанных сотрудниками кафедры, и применяются в качестве контроля самостоятельной внеаудиторной работы студентов.Таким образом, информатизация образования нацелена на получение полез- ного результата и эффективно функционирует только тогда, когда все ее компо- ненты взаимосвязаны и взаимодействуют, и при условии наличия обратной ин- формации в управляющий центр о степени полезности этого результата. Отсюда вытекает необходимость наличия обратной связи в системе обучения - от сту- дентов к преподавателям. Речь идет о необходимости оценки контроля результа- тов информатизации со стороны обучающихся.Тестирование как один из современных методов контроля заслуживает от- дельного внимания. Важнейшее достоинство этого метода - объективность, по- скольку исключается психологический контакт преподавателя и студента, обе- спечивается унификация требований и стандарт в оценивании. Тестирование позволяет рационально использовать учебное время. Этот метод контроля имеет и свои недостатки. Он не позволяет получить и проверить развернутый смысло- вой ответ, характеризующий продуктивную творческую деятельность студента, уровень его развития, логику профессионального мышления. Не исключается возможность угадывания правильного ответа.Тестовые задания должны быть четко сформулированы, соответствовать учеб- ному материалу и выявлять определенный уровень знаний. Тесты должны иметь инструкцию (перед первым заданием, до смены типа заданий). Задание должно быть сформулировано утвердительным положением, с которым соглашается или не соглашается испытуемый. Отрицательные ответы типа «не» «все, кроме» ди- дактически вредны, так как приводят к реверсии запоминания - запомнится неправильный ответ. Ответ типа «все перечисленное» тоже нецелесообразно ис- пользовать, особенно когда он встречается в отдельных заданиях - скорее всего,это правильный ответ. Задания лучше составлять с несколькими правильными ответами, чем с одним неправильным или ответом-подсказкой.Тестирование используется в основном для оценки «знаниевого компонента» компетенций. Как же относятся студенты к текущему тестированию? Как наи- более объективный вид контроля его рассматривают лишь 10,8% студентов 2013- 2014 гг. и 6,2% студентов 2014-2015 гг. Самый высокий процент составил ответ следующего содержания: по-разному, в зависимости от корректности тестовых заданий (46,8 и 34,5%). Регулярное тестирование как фактор, стимулирующий ежедневную подготовку к занятиям, отметили только 9,6% студентов без тенден- ции к какой-либо динамике по годам.Среди студентов 2014 г. таковых оказалось несколько больше - 12,7%. Обуча- ющимся дополнительно было задано несколько вопросов, касающихся содержа- ния и методики составления тестовых заданий. Самым неожиданным оказался ответ на вопрос: «Всегда ли Вы понимаете смысл тестового задания?» Большин- ство студентов на этот вопрос дали отрицательный ответ (65,8%). Подсказку от- вета в формулировке задания большинство студентов (78,4%) встречают, но ред- ко; никогда не встречают - 12%, часто - 5,6%. Каждый пятый студент (20,2%) часто просто пытается угадать ответ, не зная его. Преобладающее большинство (68%) делает это редко, а никогда не пытается этого сделать только один из 46 студентов. 41% респондентов считают наиболее сложным типом задания с не- сколькими ответами из множества, 24% - задания открытого типа, 15% - на сопоставление, 10% - на указание последовательности, 10% - с одним ответом из множества. Всегда ли формулировка тестовых пунктов является корректной, с точки зрения студента? Утвердительно ответили 12,6%. По мнению 32,5% сту- дентов формулировка часто бывает некорректной. Студентам было предложено написать в анкетах свои замечания по поводу составления тестовых заданий и изложить свое понимание некорректности формулировок. Большинство анке- тируемых просто игнорировали это обращение, некоторые написали, что их все устраивает. Однако несколько студентов все-таки выразили свое мнение по это- му поводу.Все замечания можно сформулировать следующим образом:не всегда можно найти однозначный ответ;в учебной литературе нет ответа на задание;есть противоречие между правильным ответом и данными в учебниках;следует более понятно формулировать задания.Неизбежно пагубно сказывается и отсутствие базовых знаний по фундамен- тальным дисциплинам, которые необходимы для усвоения профессиональной информации. Мы, безусловно, не можем принимать в качестве окончательной оценки форм контроля мнение самих испытуемых, но должны обязательно их учитывать при составлении плана и системы контроля. Следует помнить о том, что составление полноценного теста требует от составителя глубоких методиче- ских познаний и опыта. При составлении теста необходимо знать и учитывать виды и свойства внимания, структуру памяти, основные характеристики мыш- ления (познавательные психические процессы) и требования, предъявляемые ктестовым заданиям. Важно помнить также о том, что чем чаще проводится кон- троль, тем лучше студент адаптируется к контрольной процедуре: его нервное напряжение значительно снижается.Хорошо поставленный контроль, анализ его результатов и обратной связи по- зволяет увидеть свои удачи и промахи. Для измерения учебных достижений нуж- но использовать разные типы тестовых заданий, адекватных уровню усвоения учебного материала. Банк тестовых заданий должен непрерывно обновляться, пополняться и постепенно совершенствоваться в направлении компетентност- ного подхода к процессу обучения.Таким образом, тестирование - необходимый компонент оценки знаний сту- дентов, но важно применять его в комплексе с другими формами контроля. Те- стирование - это в большей степени возможность оценить конкретные знания, а врачебный талант, интуиция, профессионализм формируются клиническим опытом, совместными со студентами клиническими разборами, деловыми игра- ми; формы контроля формирования клинических навыков предусматривают ши- рокий диапазон оценочных средств.Однако анализ процессов информатизации системы образования выявляет существенные проблемы, связанные с недостатком специалистов по разработке и эксплуатации информационных систем, недостаточным опытом и квалифика- цией педагогического и административного персонала в области использования информационных технологий, разобщенностью существующих средств инфор- матизации, применяемых в образовательных целях. В связи с этим существует необходимость разработки педагогических и информационных технологий и средств, создаваемых в общем концептуальном и технологическом ключе, обе- спечивающем тесную интеграцию между медицинскими вузами. Становится оче- видным, что жизнеспособность и эффективность педагогического применения средств информатизации определяется не только их высокими психолого-педа- гогическими, технико-технологическими и эргономическими показателями, но и степенью единообразия (унификации) содержательных, методических и тех- нологических подходов к реализации и эксплуатации подобных средств при под- готовке специалистов высшей квалификации.Таким образом, информатизация образования совершенно необходима, и про- цесс этот уже необратим. Однако новые образовательные технологии должны не заменять, а дополнять традиционные. Живой контакт преподавателя и студентов, работу с реальными объектами (лекарственные препараты, нормативные доку- менты) не могут заменить никакие новшества.

N V Boldina

Kursk state medical university

Karl Marx str., 3, Kursk, Russia, 305041

G S Mal

Kursk state medical university

Karl Marx str., 3, Kursk, Russia, 305041

O V Polyakova

Kursk state medical university

Karl Marx str., 3, Kursk, Russia, 305041

S N Udalova

Kursk state medical university

Karl Marx str., 3, Kursk, Russia, 305041

G V Novikova

Kursk state medical university

Karl Marx str., 3, Kursk, Russia, 305041

Views

Abstract - 1545

PDF (Russian) - 100


Copyright (c) 2016 Болдина Н.В., Маль Г.С., Полякова О.В., Удалова С.Н., Новикова Г.В.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.