ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОМПЬЮТЕРНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ В ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ
- Авторы: Болдина НВ1, Маль ГС1, Полякова ОВ1, Удалова СН1, Новикова ГВ1
-
Учреждения:
- Курский государственный медицинский университет
- Выпуск: № 4 (2016)
- Страницы: 31-36
- Раздел: Статьи
- URL: https://journals.rudn.ru/informatization-education/article/view/14462
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Ключевые слова
Полный текст
Изменения в системе высшего профессионального образования, в частности широкое распространение информационно-коммуникационных технологий, привело к появлению в педагогической науке новой отрасли - информатизации образования. В это понятие входит организация процесса обеспечения образо- вания технологией, методологией и практикой оптимального использования и разработки средств информационно-коммуникационных технологий, ориенти- рованного на реализацию целей развития, обучения и воспитания обучающегося [1]. Такие изменения в образовательном процессе создают новые возможности оценки качества обучения, восприятия и передачи знаний, а также повышают интенсивность учебного процесса за счет стимулирования самостоятельной ра- боты студентов в извлечении необходимой информации и продуцирования соб- ственных знаний. Это дает возможность получать информацию об объектах и процессах, хранить и передавать большие объемы информации с практически мгновенным доступом к ней, вести интерактивный диалог с системой; автома- тизировать и управлять учебной деятельностью и контролировать результаты ус- воения знаний.Информатизация образования способствует повышению эффективности об- разовательной деятельности и качества подготовки специалистов с новым типом мышления, соответствующим требованиям информационного общества. Ин- форматизация образования обеспечивает интеграционные тенденции познания закономерностей развития предметных областей, актуализирует разработку со- временных теорий обучения, основанных на эффективном использовании по- тенциала компьютерных технологий. Одним из способов повышения информа- тизации образовательного процесса является компьютерное тестирование. Те- стирование - необходимый компонент контроля знаний студентов.В Курском государственном медицинском университете на кафедре фармако- логии применяют тестовый контроль к каждому занятию, тесты итогового кон- троля, предэкзаменационное тестирование и тесты для самоконтроля. Тесты к каждому занятию, «входной контроль», тестирование по теме занятия проводит- ся в начале каждого занятия. Итоговое тестирование проводится в конце каждо- го раздела дисциплины в компьютерных классах. Экзамен по фармакологии на 3 курсе включает тестирование, зачет по практическим навыкам и собеседование. Тестовая база - разработка преподавателей кафедры. Тесты для самоконтроля приводятся в методических рекомендациях и учебных пособиях, разработанных сотрудниками кафедры, и применяются в качестве контроля самостоятельной внеаудиторной работы студентов.Таким образом, информатизация образования нацелена на получение полез- ного результата и эффективно функционирует только тогда, когда все ее компо- ненты взаимосвязаны и взаимодействуют, и при условии наличия обратной ин- формации в управляющий центр о степени полезности этого результата. Отсюда вытекает необходимость наличия обратной связи в системе обучения - от сту- дентов к преподавателям. Речь идет о необходимости оценки контроля результа- тов информатизации со стороны обучающихся.Тестирование как один из современных методов контроля заслуживает от- дельного внимания. Важнейшее достоинство этого метода - объективность, по- скольку исключается психологический контакт преподавателя и студента, обе- спечивается унификация требований и стандарт в оценивании. Тестирование позволяет рационально использовать учебное время. Этот метод контроля имеет и свои недостатки. Он не позволяет получить и проверить развернутый смысло- вой ответ, характеризующий продуктивную творческую деятельность студента, уровень его развития, логику профессионального мышления. Не исключается возможность угадывания правильного ответа.Тестовые задания должны быть четко сформулированы, соответствовать учеб- ному материалу и выявлять определенный уровень знаний. Тесты должны иметь инструкцию (перед первым заданием, до смены типа заданий). Задание должно быть сформулировано утвердительным положением, с которым соглашается или не соглашается испытуемый. Отрицательные ответы типа «не» «все, кроме» ди- дактически вредны, так как приводят к реверсии запоминания - запомнится неправильный ответ. Ответ типа «все перечисленное» тоже нецелесообразно ис- пользовать, особенно когда он встречается в отдельных заданиях - скорее всего,это правильный ответ. Задания лучше составлять с несколькими правильными ответами, чем с одним неправильным или ответом-подсказкой.Тестирование используется в основном для оценки «знаниевого компонента» компетенций. Как же относятся студенты к текущему тестированию? Как наи- более объективный вид контроля его рассматривают лишь 10,8% студентов 2013- 2014 гг. и 6,2% студентов 2014-2015 гг. Самый высокий процент составил ответ следующего содержания: по-разному, в зависимости от корректности тестовых заданий (46,8 и 34,5%). Регулярное тестирование как фактор, стимулирующий ежедневную подготовку к занятиям, отметили только 9,6% студентов без тенден- ции к какой-либо динамике по годам.Среди студентов 2014 г. таковых оказалось несколько больше - 12,7%. Обуча- ющимся дополнительно было задано несколько вопросов, касающихся содержа- ния и методики составления тестовых заданий. Самым неожиданным оказался ответ на вопрос: «Всегда ли Вы понимаете смысл тестового задания?» Большин- ство студентов на этот вопрос дали отрицательный ответ (65,8%). Подсказку от- вета в формулировке задания большинство студентов (78,4%) встречают, но ред- ко; никогда не встречают - 12%, часто - 5,6%. Каждый пятый студент (20,2%) часто просто пытается угадать ответ, не зная его. Преобладающее большинство (68%) делает это редко, а никогда не пытается этого сделать только один из 46 студентов. 41% респондентов считают наиболее сложным типом задания с не- сколькими ответами из множества, 24% - задания открытого типа, 15% - на сопоставление, 10% - на указание последовательности, 10% - с одним ответом из множества. Всегда ли формулировка тестовых пунктов является корректной, с точки зрения студента? Утвердительно ответили 12,6%. По мнению 32,5% сту- дентов формулировка часто бывает некорректной. Студентам было предложено написать в анкетах свои замечания по поводу составления тестовых заданий и изложить свое понимание некорректности формулировок. Большинство анке- тируемых просто игнорировали это обращение, некоторые написали, что их все устраивает. Однако несколько студентов все-таки выразили свое мнение по это- му поводу.Все замечания можно сформулировать следующим образом:не всегда можно найти однозначный ответ;в учебной литературе нет ответа на задание;есть противоречие между правильным ответом и данными в учебниках;следует более понятно формулировать задания.Неизбежно пагубно сказывается и отсутствие базовых знаний по фундамен- тальным дисциплинам, которые необходимы для усвоения профессиональной информации. Мы, безусловно, не можем принимать в качестве окончательной оценки форм контроля мнение самих испытуемых, но должны обязательно их учитывать при составлении плана и системы контроля. Следует помнить о том, что составление полноценного теста требует от составителя глубоких методиче- ских познаний и опыта. При составлении теста необходимо знать и учитывать виды и свойства внимания, структуру памяти, основные характеристики мыш- ления (познавательные психические процессы) и требования, предъявляемые ктестовым заданиям. Важно помнить также о том, что чем чаще проводится кон- троль, тем лучше студент адаптируется к контрольной процедуре: его нервное напряжение значительно снижается.Хорошо поставленный контроль, анализ его результатов и обратной связи по- зволяет увидеть свои удачи и промахи. Для измерения учебных достижений нуж- но использовать разные типы тестовых заданий, адекватных уровню усвоения учебного материала. Банк тестовых заданий должен непрерывно обновляться, пополняться и постепенно совершенствоваться в направлении компетентност- ного подхода к процессу обучения.Таким образом, тестирование - необходимый компонент оценки знаний сту- дентов, но важно применять его в комплексе с другими формами контроля. Те- стирование - это в большей степени возможность оценить конкретные знания, а врачебный талант, интуиция, профессионализм формируются клиническим опытом, совместными со студентами клиническими разборами, деловыми игра- ми; формы контроля формирования клинических навыков предусматривают ши- рокий диапазон оценочных средств.Однако анализ процессов информатизации системы образования выявляет существенные проблемы, связанные с недостатком специалистов по разработке и эксплуатации информационных систем, недостаточным опытом и квалифика- цией педагогического и административного персонала в области использования информационных технологий, разобщенностью существующих средств инфор- матизации, применяемых в образовательных целях. В связи с этим существует необходимость разработки педагогических и информационных технологий и средств, создаваемых в общем концептуальном и технологическом ключе, обе- спечивающем тесную интеграцию между медицинскими вузами. Становится оче- видным, что жизнеспособность и эффективность педагогического применения средств информатизации определяется не только их высокими психолого-педа- гогическими, технико-технологическими и эргономическими показателями, но и степенью единообразия (унификации) содержательных, методических и тех- нологических подходов к реализации и эксплуатации подобных средств при под- готовке специалистов высшей квалификации.Таким образом, информатизация образования совершенно необходима, и про- цесс этот уже необратим. Однако новые образовательные технологии должны не заменять, а дополнять традиционные. Живой контакт преподавателя и студентов, работу с реальными объектами (лекарственные препараты, нормативные доку- менты) не могут заменить никакие новшества.Об авторах
Н В Болдина
Курский государственный медицинский университетул. Карла Маркса, 3, Курск, Россия, 305041
Г С Маль
Курский государственный медицинский университетул. Карла Маркса, 3, Курск, Россия, 305041
О В Полякова
Курский государственный медицинский университетул. Карла Маркса, 3, Курск, Россия, 305041
С Н Удалова
Курский государственный медицинский университетул. Карла Маркса, 3, Курск, Россия, 305041
Г В Новикова
Курский государственный медицинский университетул. Карла Маркса, 3, Курск, Россия, 305041
Список литературы
- Касаткина Н.Э., Градусова Т.К., Кагакина Е.А., Колупаева, О.М., Тимонина И.В. Внедрение в образовательный процесс современных педагогических технологий: методическое пособие. Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2007. 171 с.
- Ворсина Е.В. Преемственность учебной и профессиональной компетентностей студентов медицинских вузов // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=19806
- Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Образовательные электронные издания. М.: ИСМО, 2006.172 c.
- Гриншкун В.В. Развитие интегративных подходов к созданию средств информатизации образования: дисс. … д-ра пед. наук. М., 2004. 554 с.
- Образцов П.И. Обеспечение учебного процесса в условиях информатизации высшей школы.URL: http://www.kind@orel.ru
- Роберт И.В., Поляков В.А. Основные направления научных исследований в области информатизации профессионального образования. М.: Образование и информатика, 2004. 68 с.
- Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). М.: ИИО РАО, 2008. 274 с.
- Сатунина А.Е. Электронное обучение: плюсы и минусы // Современные проблемы науки и образования. 2006. № 1. С. 89-90.