NETWORK UNIVERSITIES: INTERNATIONAL EXPERIENCE AND TRENDS

Abstract


The article is devoted to networking foreign universities, in particular, it considers the experience of cooperation of Vietnamese and Chinese universities with the leading universities of the world and the implementation of joint educational projects. The article deals with the basic characteristics of university networks that emerged in the last decade in developing countries. The authors analyzed the model, sources of financing, the organization of educational process, teaching of languages and the number of students in the university network, as well as the main mechanisms that allow open network structure of education in different countries of the world. The authors also address the main reasons for encouraging networking of foreign universities.

Тема сетевого взаимодействия вузов в последние несколько лет активно раз- вивается, об этом свидетельствуют многочисленные доклады на международных конференциях и публикации как зарубежных, так и отечественных авторов, ис- следования специализированных организаций, к примеру, доклад «Импорт об- разования в страны Европейского Союза» (англ. - “Delivering Education across Borders in the European Union”) [1], в котором описаны все существующие формы трансграничного сотрудничества в странах Европейского Союза.Вопросам сетевого взаимодействия организаций посвящены труды А.И. Адам- ского, В.А. Бианки, П. Зибера, М. Кастельса, К.Г. Митрофанова, Н.Е. Орлихиной, А.А. Пинского, Н.Ф. Радионовой, Л.В. Сморгунова, Р. Родеса и др. А.О. Зоткиным проведено исследование практики формирования сетевых образовательных про- грамм. Сетевые образовательные проекты описаны в работах И.Ю. Малковой.Необходимо отметить, что российские вузы активно развивают сетевое взаи- модействие с вузами СНГ, ШОС, ЕАЭС, БРИКС. В настоящее время создан и функционирует Сетевой университет СНГ, Университет Шанхайской организа- ции сотрудничества, в процессе становления Сетевой университет ЕАЭС, Сетевой университет БРИКС, Российско-Французский университет, Вьетнамо-Россий- ский технологический университет, Совместный Российско-Китайский универ- ситет. Создание и функционирование перечисленных сетевых университетовстало возможным после вступления Федерального закона от 29 декабря 2012 г.№ 273-ФЗ (ред. от 2 июня 2016 г.) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 13 июня 2016 г.), а именно ст. 15 «Сетевая форма реализации об- разовательных программ». Вместе с тем развитие сетевого взаимодействия рос- сийскими вузами сталкивается с проблемами нормативно-правового и органи- зационного характера, а также отсутствия опыта у российских вузов в организа- ции такого рода сетевых структур. В связи с этим анализ зарубежных практик ведущих стран мира является актуальным, его результаты могут представлять практический интерес для российских вузов.В настоящее время вузы реализуют сетевое взаимодействие через подписание договоров о консорциумах без создания отдельного юридического лица и с соз- данием отдельного юридического лица, как в случае Франко-Немецкого универ- ситета (1999 г.), Франко-Итальянского университета (1998 г.), Научно-техноло- гического университета (2010 г.) в Ханое. Во всех перечисленных примерах речь идет о создании совместного университета как отдельного юридического лица, а также об условиях и объемах финансировании со стороны государств, участву- ющих в создании совместного университета.Создание консорциумов вузов происходит на международном уровне (решение принимается руководством двух или нескольких государств путем подписания многосторонних и двусторонних межгосударственных соглашений государств) или институциональном (решение принимается руководством вузов разных стран на основании действующего национального законодательства государства ме- стонахождения Участников, их уставов и локальных норм, применяемых Участ- никами в процессе образовательной, административной и иной деятельности, путем подписания Соглашений о Консорциуме).Вузы ведущих стран мира развивают сетевое взаимодействие с вузами разви- вающихся стран, в которых наблюдается повышенный интерес к на обучению за рубежом.Так, во Вьетнаме в настоящее время функционируют: Вьетнамо-Германский университет (англ. Vietnamese-German University (VGU)), Университет науки и технологий в Ханое (англ. University of Science and Technology Hanoi (USTН)), Международный университет Вьетнамского национального университета (Хо- шимин) (англ. Ho Chi Minh City International University of Vietnam National University), Вьетнамо-Японский университет (англ. Vietnam-Japan University), входящий в состав Вьетнамского национального университета (Ханой) (англ. Vietnam National University (Hanoi)). В настоящее время создается Вьетнамо-Рос- сийский технологический университет.Вьетнамо-Германский Университет был создан в Хошимине в 2008 г. при под- держке правительств Германии и Вьетнама. Стратегия Вьетнамо-Германского Университета заключается в переносе и адаптировании германских образователь- ных программ в области инженерных, естественных наук и экономики в соот- ветствии с потребностями вьетнамского высшего образования. Образовательные программы ведутся с участием профессоров из немецких университетов, по за- вершении обучения выпускники получают дипломы немецких университетов.В настоящее время ведется обучение студентов по программам бакалавриата по следующим направлениям: электрический инжиниринг; механический ин- жиниринг; компьютерные науки и информационные технологии; финансы и бухгалтерский учет; деловое администрирование, а также по семи магистерским программам: информационные бизнес-системы; мехатроника и технология сен- сорных систем; устойчивое городское развитие; вычислительный инжиниринг; грузовые перевозки и транспорт; MBA Развитие малых и средних предприятий; мировой производственный инжиниринг и менеджментДля всех студентов Вьетнамо-Германского Университета является обязатель- ным годичное обучение на подготовительном факультете университета. В течение года студенты совершенствуют свои компетенции в английском языке, так как обучение на основных программах ведется полностью на английском языке, и к моменту поступления на первый курс студенты должны сдать тест IELTS с ре- зультатом не менее чем 6 баллов.В 2013 году Вьетнамо-Германский университет принял на обучение 750 сту- дентов. К 2020 г. планируется принять 5 тыс студентов, к 2030 г. - 12 тыс студен- тов. По окончании обучения выпускники университета имеют возможность про- должить обучение по программам магистратуры и аспирантуры в вузах в Германии.В 2009 году подписанием межправительственного соглашения между Вьетна- мом и Францией был образован новый Университет науки и технологий в Ханое (англ. University of Science and Technology Hanoi (USTН)). В создание универси- тета было инвестировано 315 млн долл. США, из которых 190 млн долл. США выделил Азиатский банк развития, 100 млн долл. США - французское прави- тельство, 23 млн долл. США - Министерство образования и подготовки кадров Вьетнама. В состав консорциума вошли 40 университетов и научно-исследова- тельских институтов Франции. Обучение в Университете науки и технологий в Ханое ведется на уровне бакалавриата, магистратуры и аспирантуры по шести междисциплинарным направлениям: космонавтика и ее применения; биотехно- логии-фармакология; вода-экология-океанография; возобновляемые источники энергии; материаловедение и нанотехнологии; информационные и коммуника- ционные технологии. Преподавание ведется на английском, французском и вьет- намском языках. Стоимость обучения на программах бакалавриата составляет 1 тыс. долл. США, магистратуры - 1500 тыс. долл. США.В июле 2014 г. решением премьер-министра Вьетнама No. 1186/QD-TTg (англ. Decision No. 1186/QD-TTg) был создан Вьетнамо-Японский университет (англ. Vietnam-Japan University) в составе Вьетнамского национального университета (г. Ханой).Вьетнамо-Японский университет является государственным исследователь- ским университетом. В строительство кампуса университета на 75 гектарах тер- ритории технопарка Хоа Лак планируется инвестировать 365 млн долл. США. Основные средства будут вложены японским фондом ОДА (англ. ODA Fund), а также японскими предприятиями, 52 млн долл. США будет выделено из бюдже- та Вьетнама.Согласно планам, в 2016 г. Вьетнамо-Японский университет примет 70 первых студентов для обучения по программам магистратуры. В 2018 году будут открытыпрограммы бакалавриата и количество студентов на уровне бакалавриата и ма- гистратуры достигнет 590 человек.Количество студентов, обучающихся на программах бакалавриата, к 2025 г. должно составить 3760 человек, магистратуры - 1800 человек, аспирантуры - 440 человек.Обучение в университете будет осуществляться по следующим областям зна- ний: глобальное здравоохранение, аграрные биотехнологии, промышленная био- химия, изменение климата, международная биологическая инженерия, инфра- структура и строительство, информационные технологии, промышленные мате- риалы, логистика и управление поставками, сравнительное право и политические науки, сравнительные социальные науки стран Азии, японский язык и культура. Планируется, что к 2025 г. Вьетнамо-Японский университет войдет в число 50 луч- ших университетов АзииЗаконодательно интернационализация вьетнамского высшего образования была закреплена в государственном декрете № 18/2001/ND-CP (англ. Government Decree No 18/2001/ND-CP) от 04.05.2001 г., в котором были определены возмож- ности для открытия зарубежных культурных и образовательных учреждений, как, например, представительских офисов, совместных учреждений и независимых учреждений.Сетевое взаимодействие активно развивается и в Китае. Открытость китай- ского высшего образования зарубежному влиянию стала возможна благодаря вступившим в силу 1 сентября 2003 г. Правилам Китайской Народной Республи- ки по китайско-зарубежному сотрудничеству в управлении образовательными организациями (англ. Regulations of the People’s Republic of China on Chinese-foreign Co-operation in Running Schools), позволяющим зарубежным университетам соз- давать кампусы на территории Китая в партнерстве с китайскими университетами.В соответствии с этими правилами университетам, планирующим реализацию программ высшего образования с присвоением академических степеней, необ- ходимо предоставить пакет документов, пройти оценку и получить одобрение административного департамента образования Государственного совета Китай- ской Народной Республики (англ. Еducation administrative department of the State Council of the Peoples’ Republic of China) на ведение совместной образовательной деятельности. В то же время университетам, планирующим реализацию программ высшего образования без присвоения академических степеней, дополнительно- го профессионального образования, средней школы, курсовой подготовки и до- школьного образования достаточно пройти оценку и одобрение на уровне пра- вительства провинции или автономного округа, в котором расположено совмест- ное учреждение.Первыми университетами, основавшими свои кампусы на территории Китая, стали британские. Университет Ноттингема организовал свой кампус в Нинбо (англ. The University of Nottingham Ningbo China) в 2004 г., Совместный универ- ситет Сианьского политехнического и Ливерпульского университетов (англ. Xi’an Jiaotong-Liverpool University) был основан в 2006 г.В настоящее время кампус Нинбо реализует образовательные программы на уровне бакалавриата, магистратуры и аспирантуры на английском языке. Обра-зовательные программы включают такие направления подготовки, как англий- ский язык, международные коммуникации, компьютерные технологии, строи- тельство, архитектура, экологическая инженерия, мехатроника, электрическая и электронная инженерия, международный бизнес и менеджмент, международная экономика и торговля. В настоящее время в университете обучается пять тысяч студентов из 40 стран мира.Успешно развивается Совместный университет Сианьского политехническо- го и Ливерпульского университетов. В ходе реализации Плана развития универ- ситета с бюджетом в 160 млн фунтов стерлингов в 2014 г. кампус университета принял 8 тыс. студентов. Планируется, что к завершению реализации Плана раз- вития в 2019 г. университет сможет принять 14 тыс. студентов. В настоящее время университет предлагает 60 образовательных программ в области естественных и инженерных наук, бизнеса, финансов, архитектуры, городского планирования, филологии и культуры на уровнях бакалавриата, магистратуры и аспирантуры, преподаваемых на английском языке.В 2011 году Ланкастерский университет и Гуандунский университет иностран- ных языков приступили к реализации проекта совместного университета под названием университет Гуанвей-Ланкастер (англ. Guangwai-Lancaster University). Новый кампус будет реализовывать программы в области бизнеса и экономики, наук о жизни и инженерных наук, гуманитарных и социальных наук. Планиру- ется, что к моменту реализации всех образовательных программ в университете будет обучаться 8-10 тыс. студентов. Образовательные программы будут постро- ены в соответствии со стандартами Ланкастерского университета, и студенты смогут провести часть периода обучения в Великобритании или перевестись в Ланкастерский университет для обучения на постоянной основе.Вслед за британскими университетами американские университеты также при- ступили к созданию своих кампусов в Китае. В настоящее время в стране дей- ствуют четыре совместных американо-китайских университета: Совместный Вэньчжоу-Кинский университет (2011), Нью-Йоркский университет в Шанхае (2013), Университет Дьюка в г. Куньшане (2014), Университет Брайанта и Пекин- ского технологического института в г. Чжухае (2015).Совместный Вэньчжоу-Кинский университет (англ. Wenzhou-Kean University) получил одобрение Министерства образования Китайской Народной Республи- ки на свое учреждение в ноябре 2011 г. Процедура рассмотрения заявки универ- ситета Вэньчжоу и Кинского университета на создание совместного универси- тета в Министерстве образования КНР заняла пять лет. В этот период админи- страция городского округа Вэньчжоу приняла решение об инвестиции 234 млн долл. США в строительство кампуса совместного университета. В июле 2012 г. состоялся прием первых 204 студентов в совместный университет для обучения по программам бакалавриата: английский язык, экономика и компьютерные на- уки. В 2015 году наряду с упомянутыми программами университет осуществлял прием на бакалавриат по направлениям: бухгалтерский учет, финансы, маркетинг, международный бизнес, графический дизайн. В среднесрочной программе пла- нируется, что в университете будет обучаться 8,5 тыс. человек. Основными про- граммами совместного университета станут бакалаврские программы. Кианскийуниверситет несет ответственность за академическое управление совместным университетом. Учебные планы разрабатываются на основе американских ана- логов с привлечением американских профессоров для преподавания на посто- янной основе и использованием учебных материалов американского универси- тета.Первый набор в шанхайский кампус Нью-Йоркского университета (англ. New York University Shanghai) состоялся в 2013 г., он был создан Нью-Йоркским уни- верситетом в партнерстве с Восточно-Китайским педагогическим университетом (англ. East China Normal University). Первые 300 студентов обучались непосред- ственно в Восточно-Китайском педагогическом университете, а осенью 2014 г. был открыт кампус в г. Пудуне. В настоящий момент в университете реализуют- ся образовательные программы только на уровне бакалавриата по следующим направлениям подготовки: физика, химия, биология, математика, нейронные науки, компьютерные науки и компьютерная инженерия, электрическая инже- нерия, бизнес и финансы, экономика, глобальные китайские исследования, ин- терактивные медиа искусства. В общем количестве студентов, обучающихся в университете, граждане Китая составляют 51%, представители других стран - 49%, из них 60% являются гражданами США. Планируется, что к моменту реа- лизации всех образовательных программ, в том числе на уровне магистратуры, в университете будет обучаться 3 тыс. студентов.Первый набор студентов в университет Дьюка в г. Куньшане (англ. Duke Kunshan University), созданный в партнерстве с Уханьским университетом (англ. Wuhan University), состоялся в 2014 г. Свою работу университет начал с реализа- ции магистерских программ в области медицинской физики, глобального здоро- вья и менеджмента, на которые были приняты 150 человек. На строительство кампуса университета площадью в 81 гектар мэрией г. Куньшаня было выделено 200 млн долл. Университет Дьюка планирует инвестировать 42 млн долл. в течение 7 лет. Планируется, что общее число студентов университета, обучающихся как на программах бакалавриата, так и магистратуры будет составлять 4 тыс человек.В 2015 году Министерство образования КНР одобрило заявку на создание со- вместного университета Брайанта и Пекинского технологического института в г. Чжухае (англ. Bryant University - Beijing Institute of Technology). Кампус совмест- ного университета разместится на базе действующего кампуса Пекинского тех- нологического института в г. Чжухае площадью 324 гектара. Предполагается, что в учебном процессе будут использоваться образовательные программы универ- ситета Брайанта, преподаваемые на английском языке. Первый прием студентов планируется в количестве не более 100 человек.Австралийское высшее образование в Китае представлено совместной школой постдипломного образования и совместным исследовательским институтом Юго- западного университета и университета Монаш в г. Сучжоу (англ. Southeast University - Monash University Joint Graduate School, Suzhou). Совместная школа расположена в Индустриальном парке Сучжоу (англ. The Suzhou Industrial Park), крупнейшей инновационной площадке Китая, признанной наиболее динамич- ным местом в мире по коммерциализации научных исследований. В настоящее время в Школе реализуются программы магистратуры по направлениям: инфор-мационные технологии, международный бизнес, транспортные системы, теория перевода, индустриальный дизайн. В рамках аспирантуры реализуются програм- мы в области информационных технологий и инжиниринга. Ежегодно совмест- ная школа принимает на обучение 350 магистрантов и 150 аспирантов.Совместный исследовательский институт занимается научными исследовани- ями в шести ключевых областях: био нанотехнологии, биоинформатика, энергия, моделирование и симуляция, расширенное производство, водо-чувствительные города.Еще одним примером сотрудничества по созданию совместных университетов является проект университетского колледжа Дублина (англ. University College Dublin) и китайского сельскохозяйственного университета (англ. China Agricultural University) по созданию кампуса в г. Яньтай (англ. UCD Yantai). Муниципальное правительство г. Яньтай провинции Шаньдун планирует инвестировать 300 млн евро в создании кампуса на площади в 300 акров (121 гектар) с общей площадью зданий в 300 тыс. квадратных метров. Проект начал свою реализацию в 2015 г. Планируется, что через пять-семь лет в университете будет обучаться 7,5-10 тыс. студентов. Университет будет предоставлять образование по следующим образо- вательным направлениям: науки о жизни, инженерные науки, математика и ком- пьютерные науки, бизнес, социальные и гуманитарные науки. Все образователь- ные программы будут соответствовать своим ирландским аналогам. Обучение будет производиться на английском языке, ежегодно около одной тыс студентов будет обучаться в Ирландии в рамках программы академической мобильности, по окончании университета студенты будут получать диплом университетского колледжа Дублина. Университет будет включать бизнес инкубатор (англ. NovaUCD Shandong) - центр для новых предприятий и предпринимателей, который будет поддерживать китайские стартап компании, а также ирландские предприятия, стремящиеся создавать бизнес в провинции Шаньдун.В июне 2014 г. был создан Союз китайско-иностранных партнерских универ- ситетов (англ. Sino-foreign Cooperative University Union), в который вошли шесть совместных университетов: университет Ноттингем Нинбо, Нью-йоркский уни- верситет Шанхая, Университет Дьюка в Куньшане, Венчьжоу-Кинский универ- ситет и Китайский университет Гонконга в Шеньчжене.Союз китайско-иностранных партнерских университетов был создан с целью изучения вопросов, представляющих взаимный интерес, обмена опытом и пере- довыми практиками, поиск совместных решения проблем, стоящих перед уни- верситетами. Проведение ежегодного форума будет способствовать укреплению связей между членами Союза, и тем самым осуществлять общее развитие китай- ско-иностранных совместных университетов, тем самым повышать влияние Со- юза на реформы и развитие высшего образования в Китае.В ноябре 2014 г. в Шеньчжэне, свободной экономической зоне, расположен- ной на юге Китая, состоялась пятая ежегодная конференция, посвященная вза- имодействию Китая с другими странами в сфере управления образованием (англ. The 5th Annual Conference on Chinese-foreign Cooperation in Running Schools). В ра- боте этой конференции приняли участие проректоры семи ведущих китайскихуниверситетов, объявивших о начале работ по созданию новых совместных уни- верситетских проектов на базе нового района Шэньчжэня, задуманном властями города как университетский городок. Среди совместных проектов был назван проект Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова и Пе- кинского технологического института (англ. Beijing Institute of Technology).Совместные университеты создаются в наиболее экономически развитых рай- онах Китая: большинство университетов располагается в устье реки Янцзы, Шан- хае, Шэньчжэне, традиционно ориентированных на получение высшего образо- вания за границей. Шэньчжэнь, который был основан в конце 1970-х гг. в рамках политики «открытых дверей» Дэн Сяопина, в настоящее время является городом высоких информационных технологий, где проживает 18 млн человек, средний возраст которых 35 лет. Создаваемые совместные университеты в Шэньчжэне ориентированы на привлечение китайских и иностранных студентов для подго- товки специалистов для тех отраслей, которые необходимы для города.Важным для студентов является доступность образования в совместных уни- верситетах, стоимость обучения на образовательных программах в которых в два раза ниже по сравнению со стоимостью обучения в головных вузах в Великобри- тании, США и других стран.Что же дает вузам участие в консорциумах? И каковы возможности сетевого взаимодействия?На наш взгляд, они следующие:использование новых образовательных технологий в учебном процессе;увеличение академических обменов;расширение номенклатуры предлагаемых образовательных программ за счет программной интеграции с другими вузами;удовлетворение существующего спроса абитуриентов на образовательные программы зарубежных вузов;повышение качества образования, в том числе с учетом контроля качества обучения со стороны вузов-партнеров;расширение возможностей международного сотрудничества;дополнительная рекламная акция по набору студентов;поддержание и дальнейшее повышение конкурентоспособности вуза на внешнем и внутренних рынках образовательных услуг;повышение рейтинга университета как внутри страны, так и за рубежом;объединение материально-технических (аудитории, библиотеки, техниче- ские средства обучения, общежития и т.д.) и человеческих ресурсов образователь- ных учреждений-участников сетевого взаимодействия (преподаватели, учебно- вспомогательный и административный персонал).

G A Krasnova

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

Prospekt Vernadskogo, 82, Moscow, Russia, 119571

V V Belous

Peoples’ Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

Views

Abstract - 114

PDF (Russian) - 224


Copyright (c) 2016 Краснова Г.А., Белоус В.В.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.