CASE METHOD AS A TOOL FOR FORMATION OF ADEQUATE ATTITUDES TO INFORMATION OF TECHNICAL COLLEGE STUDENTS IN TEACHING COMPUTER SCIENCE

Abstract


The paper presents the possibility of using case teaching methods in teaching students of a technical college information. It was revealed that the use of technology case methods determines the capabilities of technological adaptation of game methods and materials. It was determined that as a result of acceptance for students leading a comprehensive definition of information culture as part of the general culture. It proposed the development of distant methods of structuring learning using case-tech methods.

Немаловажная роль в учебном процессе принадлежит техническим высшим учебным заведениям. Ведь именно в них практически реализуются новые цели в подготовке специалистов инженерного направления, а также проходит подго- товка высококвалифицированных специалистов, которые вооружены знаниями в области главных и предметных навыков в условиях все большей информатиза- ции общества. Информатизация инженерного образования и инженерной дея- тельности - это главный аспект, позволяющий реализовать формирование ин- формационной культуры будущих инженеров и формирование целостного миро- воззрения и мировосприятия единства информационных законов природы и общества. А применение информационных и коммуникационных технологий среди обучающихся помогает признать ведущую роль информации и информа- ционных революций в развитии общества [1].В современном мире можно наблюдать устойчивую тенденцию к расширению объема и сложности знаний, умений и навыков, которые получают студенты во время обучения в системе высшей школы. Это создает важную проблему в спо- собах рациональной организации учебно-воспитательного процесса. Важным направлением в рамках указанной проблематики является моделирование учеб- ной деятельности студентов для выявления существенных закономерностей.В системе моделирования учебная деятельность обучающихся технических вузов в области информатики, обеспечивающей анализ информации, включает:установление первоначального уровня знаний, умений и навыков студентов, их индивидуальных способностей;разработку учебного материала (пояснительных текстов по изучаемой про- блеме, учебных и тестовых заданий, тестов, электронных учебников);представление учебного материала, сортирование его по уровню сложности и скорости предоставления информации;координацию познавательной деятельности студентов;показатели здоровья обучающихся;итоговый контроль качества усвоения учебного материала;регистрацию и статистический анализ показателей степени владения язы- ком обучения каждого студента и группы студентов в целом (затраты на выпол- нение отдельных заданий, общая продолжительность работы, число ошибок и прочее).Модель воспитательной деятельности студентов создает предпосылки для упро- щения процесса педагогической деятельности, корректировки содержания об- учения предметной области [7].Опираясь на основные принципы моделирования учебной деятельности аспек- ты, значимые для анализа информации, предлагается выделить:полноценность разработанной модели. Круг заданий и задач избранной мо- дели охватывает все содержание курса информатики;связь с теоретической частью учебного материала. В составлении комплек- са задач и заданий каждая задача учитывает изучение теоретического материала, а именно, предоставления информации и решения задачи. Также учитывается время изучения теоретического материала, и на основе этого создается располо- жение конкретных задач и поручений, реализуется междисциплинарный (инте- грированный) целевой подход. Задания выполняются в конце изучения теорети- ческого материала по всем предметам;обобщение задачи. Задачи, включенные в модель, должны отражать наи- более важные аспекты учебной деятельности и носить обобщающий характер, т. е. их условия должны отображать наиболее важные параметры, которые позво- ляют студентам в ходе решения проблемы, и в последующей профессиональной деятельности выделять существенные (важные) показатели для анализа инфор- мации и принятия решений;ввод задачи и сохранение возможности передачи навыков от одного вида деятельности к другому. Полезно, когда развивающиеся цели и задачи сформи- рованы в зависимости от специфики интеллектуальной деятельности (фокус на формирование аналитического, дизайнерского и других навыков), специфике задачи (проблемы с условиями неопределенности, неопределенность названия, с избыточными данными, противоречивые данные, и др.), что позволяет исполь- зовать способности в разных видах деятельности;учет типичных трудностей и ошибок студентов в образовательной деятель- ности. Ошибки и трудности при анализе информации являются результатом про- тиворечия между необходимостью ее осуществления и отсутствием знаний и на- выков для обеспечения успеха этой реализации. Противоречия, которые суще- ствуют объективно, могут быть реализованы как трудоемкие задания и подлежат бессознательному анализу в учебной деятельности (что зачастую является ошиб- кой). Задачи, связанные с вопросами, которые вызывают трудности, готовят сту- дентов к преодолению трудностей, предотвращают ошибки.выбор соответствующих форм, методов и приемов для обучения решению учебных и производственных задач. Каждому содержанию кейса в информатике можно найти применение в моделировании приема: упражнения, анализ ситуа-ции, решение ситуационных задач, ролевые игры, индивидуальные задания и др. Приему и отбору должна предшествовать оценка ее эффективности в сравнении с другими методами обучения. Оценка эффективности принимает во внимание время, потраченное на приобретение навыков и соответствующие необходимые навыки, сформированные в практике и помогающие улучшить внимательность и способность к обучению.Впервые метод кейсов упоминается в начале ХХ в. (Гарвардский университет) как один из методов постановки проблемы в обучении менеджеров и юристов, когда обучающиеся активно обсуждают ситуацию юридической или деловой прак- тик. Первый сборник тематических исследований Harvard Business School был издан в 1921 г. и заложил основы американской бизнес школы. Этот метод обу- чения применяется тогда, когда студенты и преподаватели (инструкторы) уча- ствуют в прямых переговорах по вопросам или случаям бизнеса [2].Метод тематических исследований включает в себя специально подготовлен- ные учебные материалы и специальную технологию (методы) использования этих материалов в учебном процессе. Ранее метод случаев (от английского Case - дело ситуация, происшествие) носил другое название - метод анализа инцидентов, происшествий. Также этот метод встречался в английской литературе как метод анализа деловой переписки, метод анализа бизнес-историй (ситуаций), метод решения ситуационных задач. В настоящее время кейс трактуется как случай для анализа вымышленной проблемы или просто метод анализа конкретных ситуа- ций, и на русском языке он звучит как «метод анализа конкретных ситуаций».В современном мире круг применения метода анализа конкретных ситуаций очень широк. Это педагогическая методика проблемно-ситуационного характе- ра, которая предполагает использование в учебном процессе реального (или близ- кого к реальному) случая экономического, административного или промышлен- ного характера и его последующий анализ, оценку, принятие обоснованного ре- шения. Психолого-педагогическое обоснование метода конкретных ситуаций мы видим в выявлении и решении реальных, насущных проблем в ситуациях недо- статочной ясности, обычно противоречивых и не имеющих единственно верно- го решения. В этом случае обучающийся сталкивается с необходимостью [4] вы- являть проблемы, их типологию, особенности, последствия и способы решения проблем (анализ проблем); анализировать взаимосвязи и структуры ситуации с окружающей средой и внутренней средой (системного анализа); устанавливать причины, которые привели к возникновению этой ситуации и возможных по- следствий (для причинно-следственных связей); обсуждать проблему в небольшой группе и способы ее решения в процессе коллективной работы (коммуникатив- ная деятельность, использование критического мышления); делать прогнозы ве- роятного и желательного будущего (интеллектуальный анализ); разрабатывать планы и программы действий в решении этой ситуации (целевой анализ); отражать процесс решения проблем.Хотя метод конкретных ситуаций и привлекает все более широкую аудиторию в обучении менеджеров, в особенности в курсе бизнес-образования, его исполь- зование сегодня считается одним из важных составляющих на всех уровнях выс-шего образования. Педагогические особенности метода конкретных ситуаций предполагают [6] существование моделей социально-экономического и промыш- ленного характера ситуации в выбранный период времени; связь с жизнью, ре- альность ситуации; выявление, локализации и формулирования проблемы; воз- можность коллективного принятия решений (работа в группах); инвариативное решение; существование возможности снижения эмоционального напряжения.Технологические аспекты метода осуществления конкретных ситуаций [5] :формирование дидактических целей дела, случаи с планируемыми резуль- татами обучения;выделение проблемной ситуации по делу;написание проекта (программы) по делу, состоящего из текста основных положений дела;поиск институциональной системы, в связи с проектом по делу (организа- ция, организационная ситуация, и так далее);сбор необходимой информации в институциональной системе;формирование или выбор модели ситуации, отражающей деятельность ор- ганизации, верификация ее реальности;тестирование примера в аудитории, проверка ее эффективности для вы- полнения этой задачи;подготовка окончательного варианта решения;введение решения на практике обучения и оценка его применения;подготовка руководящих принципов по использованию случая, его публи- кации.Выделенные различные типологии в случаях отражаются в наличии сюжета (сюжетный и бессюжетный); на тему случая (личный, организационный и ин- ституциональный, смешанный); по объему при условии, что материал имеет объ- ем (мини-случай, средний случай, резонансный случай); по способу изложения материала (эссе, рассказы, аналитическая записка, доклады, эссе, совокупность фактов, сбор статистических данных, пакет документов и т.д.); по типу методи- ческих продуктов (формулирование ситуации, решение альтернативных возмож- ностей реализации ситуации); по типу предоставления информации (структури- рованные формы, неструктурированные формы) и др.Требованиями образовательных стандартов для прикладного бакалавриата по инженерным направлениям поддерживается идея о важности применения кейс- технологии на занятиях по информатике. В ФГОС-3 указано, что выпускник вуза должен уметь разрабатывать перспективные техники и технологии на производ- стве в современных условия. В работах Ю.П. Сурмина, З.В. Федоринова, Т.Г. Ар- гунова кейс-технология включает в себя создание значимых проблем професси- ональной сферы и используется при изучении отдельных разделов области. В этих работах тщательно описывается суть и структура кейс-технологии, расположение в ней ситуационной задачи, способы конструирования ситуационной задачи. Однако в данных работах не описана возможность целостной реализации кейс- технологий при изучении всей дисциплины «Информатика», недостаточно опи- сано место кейс-технологии в развитии профессиональных навыков обучающихся.Для того, чтобы реализовать комплексную кейс-технологию, которая основа- на на создании проблемы и ее последовательном разрешении, был проведен ана- лиз содержания курсов технических вузов, обнаружены связи между разделами информатики и специальными дисциплинами, имеющими профессиональную специфику. У каждой из отмеченных дисциплин есть свои цели и задачи, и на их основе можно составить общие профессионально ориентированные проблемы процесса обучения. Например, анализируя цели и задачи дисциплины «Теория измерений» были обнаружены следующие общие проблемы:обнаружение размеров изделий, не наносящих вреда изделиям и проведение операций проверки;проблема сопоставления и анализа модели погрешностей, доказательства истинности, объективности образца, полученного в результате измерений.С учетом указанных проблем были обобщены задачи обучения информатике:познакомить со способами определения размеров изделий;сформировать умения находить погрешности измерений, оценивать объ- ективность результатов измерения.Таким же образом на основе анализа остальных специальных дисциплин были сформированны общие проблемы и соответствующие задачи обучения инфор- матике. Создание кейса, обучающего студентов общей информатике и форми- рующего профессиональные навыки, представляет собой сложную систему.Данный процесс включает в себя:разработку ситуационной задачи или ряда похожих задач на основе состав- ленной профессионально значимой проблемы;составление программной карты кейса, в которой присутствуют основные тезисы, которые необходимо представить в тексте кейса;сбор учебной и научно-технической информации, относящейся к тезисам программной карты кейса;разработку наполнения кейса:описание профессионально значимой проблемы и формулирование ситу- ационной задачи,информацию, необходимую для анализа ситуационной задачи, формулировку заданий для организации структурированной работы сту- дентов при подготовке к решению главной ситуационной задачи,анализ собранных заданий и распределение их по отдельным частям кейса;написание текста кейса;введение кейса в практику обучения, которое предполагает возможность его применения во время изучения раздела информатики в целом.Следующим этапом в работе с кейсом является анализ ситуации, которая мог- ла бы стать носителем сформулированной проблемы. Термин «ситуация» явля- ется далеко не однозначным. Ситуацию можно рассмотреть как сложную субъ- ективно-объективную реальность, в которой объективные составляющие обна- руживаются ввиде субъективного восприятия и личностной значимости для участников ситуации. В обучении информатике кейс-технологии практически не применяются. Это связано с содержанием самой дисциплины. В ней большоеместо занимают фундаментальные обобщенные знания о явлениях природы и материальных объектах. Кейс-технология же нужна для решения прикладных проблем, тесно связанных с самой профессиональной деятельностью. Вместе с тем при рассмотрении проблемы прикладного характера в обучении информа- тике, невозможно их решить, не обладая фундаментальными знаниями по данной дисциплине.Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод том, что в обучении информатике будущих инженеров необходимо «взвешенное» соотношение фун- даментального и прикладного. Этот вывод послужил первым основанием для усовершенствования существующих кейс-технологий в сторону комплексности.Комплексность разработанной кейс-технологии состоит из различных аспек- тов:сложная структура процесса, включающая в себя последовательные этапы и стадии;возможность использования в обучении разделов курса информатики в целом;содержание со сложной структурой.На отдельных стадиях технологии можно использовать отдельные составляю- щие кейса, образующие общую структуру. В общей структуре разработанной ком- плексной кейс-технологии выделены три этапа: подготовительный, основной и заключительный. Подготовительный этап состоит из работы по осмыслению и созданию кейса. Основной этап реализует репродуктивный, продуктивный, по- исковый и творческий уровни обучения. Этот этап сам по себе имеет усложнен- ную структуру и разделен на четыре стадии: информационно-познавательную, расчетно-моделирующую, исследовательскую и творческую. Необходимость за- ключительного этапа определяется подведением итогов деятельности исследо- вателя и решением главной ситуационной задачи.Главная цель студента - выработка умения логически мыслить, строить мате- матические модели, овладевать экспериментальными умениями и знаниями по общему курсу информатики по изучаемой теме, которые пригодятся в будущей профессиональной деятельности. Кроме того, важно добиться осознанности в принятии решений при разрешении профессионально значимых проблем, что, в свою очередь, необходимо для сформированности профессиональных навыков. В качестве заключения важно отметить, что данная структура комплексной кейс- технологии помогает осуществить принцип единства фундаментального и при- кладного в обучении информатике будущих инженеров. Отдельные составные части кейса отражают основные физические закономерности в изучаемом раз- деле, и в то же время приближает к решению ситуационной задачи.Таким образом, сама ситуационная задача, является системообразующим фактором в содержании кейса и одновременно способом поддержания интереса студентов к изучению темы предмета. Апробация разработанной модели в про- цессе педагогического эксперимента показала эффективность методики обучения информатике студентов технического вуза на основе комплексной кейс- технологии.

M A Egorova

Moscow Technical University of Communications and Informatics

Aviamotornaya str., 8a, Moscow, Russia, 111024

Views

Abstract - 269

PDF (Russian) - 225


Copyright (c) 2016 Егорова М.А.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.