МЕТОД КЕЙСОВ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ АДЕКВАТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ИНФОРМАЦИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В работе представлены возможности использования кейсовых методов обучения при обучении информации студентов технического вуза. Выявлено, что использование технологий кейсового методы определяет возможности технологической адаптации игровых методов и материалов. Определено, что в итоге для студентов ведущей акцептой является определение комплексного формирования информационной культуры, как составляющей общей культуры. Предлагается развитие дистантных методов структурирования обучений с использование технологий кейс-методов.

Полный текст

Немаловажная роль в учебном процессе принадлежит техническим высшим учебным заведениям. Ведь именно в них практически реализуются новые цели в подготовке специалистов инженерного направления, а также проходит подго- товка высококвалифицированных специалистов, которые вооружены знаниями в области главных и предметных навыков в условиях все большей информатиза- ции общества. Информатизация инженерного образования и инженерной дея- тельности - это главный аспект, позволяющий реализовать формирование ин- формационной культуры будущих инженеров и формирование целостного миро- воззрения и мировосприятия единства информационных законов природы и общества. А применение информационных и коммуникационных технологий среди обучающихся помогает признать ведущую роль информации и информа- ционных революций в развитии общества [1].В современном мире можно наблюдать устойчивую тенденцию к расширению объема и сложности знаний, умений и навыков, которые получают студенты во время обучения в системе высшей школы. Это создает важную проблему в спо- собах рациональной организации учебно-воспитательного процесса. Важным направлением в рамках указанной проблематики является моделирование учеб- ной деятельности студентов для выявления существенных закономерностей.В системе моделирования учебная деятельность обучающихся технических вузов в области информатики, обеспечивающей анализ информации, включает:установление первоначального уровня знаний, умений и навыков студентов, их индивидуальных способностей;разработку учебного материала (пояснительных текстов по изучаемой про- блеме, учебных и тестовых заданий, тестов, электронных учебников);представление учебного материала, сортирование его по уровню сложности и скорости предоставления информации;координацию познавательной деятельности студентов;показатели здоровья обучающихся;итоговый контроль качества усвоения учебного материала;регистрацию и статистический анализ показателей степени владения язы- ком обучения каждого студента и группы студентов в целом (затраты на выпол- нение отдельных заданий, общая продолжительность работы, число ошибок и прочее).Модель воспитательной деятельности студентов создает предпосылки для упро- щения процесса педагогической деятельности, корректировки содержания об- учения предметной области [7].Опираясь на основные принципы моделирования учебной деятельности аспек- ты, значимые для анализа информации, предлагается выделить:полноценность разработанной модели. Круг заданий и задач избранной мо- дели охватывает все содержание курса информатики;связь с теоретической частью учебного материала. В составлении комплек- са задач и заданий каждая задача учитывает изучение теоретического материала, а именно, предоставления информации и решения задачи. Также учитывается время изучения теоретического материала, и на основе этого создается располо- жение конкретных задач и поручений, реализуется междисциплинарный (инте- грированный) целевой подход. Задания выполняются в конце изучения теорети- ческого материала по всем предметам;обобщение задачи. Задачи, включенные в модель, должны отражать наи- более важные аспекты учебной деятельности и носить обобщающий характер, т. е. их условия должны отображать наиболее важные параметры, которые позво- ляют студентам в ходе решения проблемы, и в последующей профессиональной деятельности выделять существенные (важные) показатели для анализа инфор- мации и принятия решений;ввод задачи и сохранение возможности передачи навыков от одного вида деятельности к другому. Полезно, когда развивающиеся цели и задачи сформи- рованы в зависимости от специфики интеллектуальной деятельности (фокус на формирование аналитического, дизайнерского и других навыков), специфике задачи (проблемы с условиями неопределенности, неопределенность названия, с избыточными данными, противоречивые данные, и др.), что позволяет исполь- зовать способности в разных видах деятельности;учет типичных трудностей и ошибок студентов в образовательной деятель- ности. Ошибки и трудности при анализе информации являются результатом про- тиворечия между необходимостью ее осуществления и отсутствием знаний и на- выков для обеспечения успеха этой реализации. Противоречия, которые суще- ствуют объективно, могут быть реализованы как трудоемкие задания и подлежат бессознательному анализу в учебной деятельности (что зачастую является ошиб- кой). Задачи, связанные с вопросами, которые вызывают трудности, готовят сту- дентов к преодолению трудностей, предотвращают ошибки.выбор соответствующих форм, методов и приемов для обучения решению учебных и производственных задач. Каждому содержанию кейса в информатике можно найти применение в моделировании приема: упражнения, анализ ситуа-ции, решение ситуационных задач, ролевые игры, индивидуальные задания и др. Приему и отбору должна предшествовать оценка ее эффективности в сравнении с другими методами обучения. Оценка эффективности принимает во внимание время, потраченное на приобретение навыков и соответствующие необходимые навыки, сформированные в практике и помогающие улучшить внимательность и способность к обучению.Впервые метод кейсов упоминается в начале ХХ в. (Гарвардский университет) как один из методов постановки проблемы в обучении менеджеров и юристов, когда обучающиеся активно обсуждают ситуацию юридической или деловой прак- тик. Первый сборник тематических исследований Harvard Business School был издан в 1921 г. и заложил основы американской бизнес школы. Этот метод обу- чения применяется тогда, когда студенты и преподаватели (инструкторы) уча- ствуют в прямых переговорах по вопросам или случаям бизнеса [2].Метод тематических исследований включает в себя специально подготовлен- ные учебные материалы и специальную технологию (методы) использования этих материалов в учебном процессе. Ранее метод случаев (от английского Case - дело ситуация, происшествие) носил другое название - метод анализа инцидентов, происшествий. Также этот метод встречался в английской литературе как метод анализа деловой переписки, метод анализа бизнес-историй (ситуаций), метод решения ситуационных задач. В настоящее время кейс трактуется как случай для анализа вымышленной проблемы или просто метод анализа конкретных ситуа- ций, и на русском языке он звучит как «метод анализа конкретных ситуаций».В современном мире круг применения метода анализа конкретных ситуаций очень широк. Это педагогическая методика проблемно-ситуационного характе- ра, которая предполагает использование в учебном процессе реального (или близ- кого к реальному) случая экономического, административного или промышлен- ного характера и его последующий анализ, оценку, принятие обоснованного ре- шения. Психолого-педагогическое обоснование метода конкретных ситуаций мы видим в выявлении и решении реальных, насущных проблем в ситуациях недо- статочной ясности, обычно противоречивых и не имеющих единственно верно- го решения. В этом случае обучающийся сталкивается с необходимостью [4] вы- являть проблемы, их типологию, особенности, последствия и способы решения проблем (анализ проблем); анализировать взаимосвязи и структуры ситуации с окружающей средой и внутренней средой (системного анализа); устанавливать причины, которые привели к возникновению этой ситуации и возможных по- следствий (для причинно-следственных связей); обсуждать проблему в небольшой группе и способы ее решения в процессе коллективной работы (коммуникатив- ная деятельность, использование критического мышления); делать прогнозы ве- роятного и желательного будущего (интеллектуальный анализ); разрабатывать планы и программы действий в решении этой ситуации (целевой анализ); отражать процесс решения проблем.Хотя метод конкретных ситуаций и привлекает все более широкую аудиторию в обучении менеджеров, в особенности в курсе бизнес-образования, его исполь- зование сегодня считается одним из важных составляющих на всех уровнях выс-шего образования. Педагогические особенности метода конкретных ситуаций предполагают [6] существование моделей социально-экономического и промыш- ленного характера ситуации в выбранный период времени; связь с жизнью, ре- альность ситуации; выявление, локализации и формулирования проблемы; воз- можность коллективного принятия решений (работа в группах); инвариативное решение; существование возможности снижения эмоционального напряжения.Технологические аспекты метода осуществления конкретных ситуаций [5] :формирование дидактических целей дела, случаи с планируемыми резуль- татами обучения;выделение проблемной ситуации по делу;написание проекта (программы) по делу, состоящего из текста основных положений дела;поиск институциональной системы, в связи с проектом по делу (организа- ция, организационная ситуация, и так далее);сбор необходимой информации в институциональной системе;формирование или выбор модели ситуации, отражающей деятельность ор- ганизации, верификация ее реальности;тестирование примера в аудитории, проверка ее эффективности для вы- полнения этой задачи;подготовка окончательного варианта решения;введение решения на практике обучения и оценка его применения;подготовка руководящих принципов по использованию случая, его публи- кации.Выделенные различные типологии в случаях отражаются в наличии сюжета (сюжетный и бессюжетный); на тему случая (личный, организационный и ин- ституциональный, смешанный); по объему при условии, что материал имеет объ- ем (мини-случай, средний случай, резонансный случай); по способу изложения материала (эссе, рассказы, аналитическая записка, доклады, эссе, совокупность фактов, сбор статистических данных, пакет документов и т.д.); по типу методи- ческих продуктов (формулирование ситуации, решение альтернативных возмож- ностей реализации ситуации); по типу предоставления информации (структури- рованные формы, неструктурированные формы) и др.Требованиями образовательных стандартов для прикладного бакалавриата по инженерным направлениям поддерживается идея о важности применения кейс- технологии на занятиях по информатике. В ФГОС-3 указано, что выпускник вуза должен уметь разрабатывать перспективные техники и технологии на производ- стве в современных условия. В работах Ю.П. Сурмина, З.В. Федоринова, Т.Г. Ар- гунова кейс-технология включает в себя создание значимых проблем професси- ональной сферы и используется при изучении отдельных разделов области. В этих работах тщательно описывается суть и структура кейс-технологии, расположение в ней ситуационной задачи, способы конструирования ситуационной задачи. Однако в данных работах не описана возможность целостной реализации кейс- технологий при изучении всей дисциплины «Информатика», недостаточно опи- сано место кейс-технологии в развитии профессиональных навыков обучающихся.Для того, чтобы реализовать комплексную кейс-технологию, которая основа- на на создании проблемы и ее последовательном разрешении, был проведен ана- лиз содержания курсов технических вузов, обнаружены связи между разделами информатики и специальными дисциплинами, имеющими профессиональную специфику. У каждой из отмеченных дисциплин есть свои цели и задачи, и на их основе можно составить общие профессионально ориентированные проблемы процесса обучения. Например, анализируя цели и задачи дисциплины «Теория измерений» были обнаружены следующие общие проблемы:обнаружение размеров изделий, не наносящих вреда изделиям и проведение операций проверки;проблема сопоставления и анализа модели погрешностей, доказательства истинности, объективности образца, полученного в результате измерений.С учетом указанных проблем были обобщены задачи обучения информатике:познакомить со способами определения размеров изделий;сформировать умения находить погрешности измерений, оценивать объ- ективность результатов измерения.Таким же образом на основе анализа остальных специальных дисциплин были сформированны общие проблемы и соответствующие задачи обучения инфор- матике. Создание кейса, обучающего студентов общей информатике и форми- рующего профессиональные навыки, представляет собой сложную систему.Данный процесс включает в себя:разработку ситуационной задачи или ряда похожих задач на основе состав- ленной профессионально значимой проблемы;составление программной карты кейса, в которой присутствуют основные тезисы, которые необходимо представить в тексте кейса;сбор учебной и научно-технической информации, относящейся к тезисам программной карты кейса;разработку наполнения кейса:описание профессионально значимой проблемы и формулирование ситу- ационной задачи,информацию, необходимую для анализа ситуационной задачи, формулировку заданий для организации структурированной работы сту- дентов при подготовке к решению главной ситуационной задачи,анализ собранных заданий и распределение их по отдельным частям кейса;написание текста кейса;введение кейса в практику обучения, которое предполагает возможность его применения во время изучения раздела информатики в целом.Следующим этапом в работе с кейсом является анализ ситуации, которая мог- ла бы стать носителем сформулированной проблемы. Термин «ситуация» явля- ется далеко не однозначным. Ситуацию можно рассмотреть как сложную субъ- ективно-объективную реальность, в которой объективные составляющие обна- руживаются ввиде субъективного восприятия и личностной значимости для участников ситуации. В обучении информатике кейс-технологии практически не применяются. Это связано с содержанием самой дисциплины. В ней большоеместо занимают фундаментальные обобщенные знания о явлениях природы и материальных объектах. Кейс-технология же нужна для решения прикладных проблем, тесно связанных с самой профессиональной деятельностью. Вместе с тем при рассмотрении проблемы прикладного характера в обучении информа- тике, невозможно их решить, не обладая фундаментальными знаниями по данной дисциплине.Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод том, что в обучении информатике будущих инженеров необходимо «взвешенное» соотношение фун- даментального и прикладного. Этот вывод послужил первым основанием для усовершенствования существующих кейс-технологий в сторону комплексности.Комплексность разработанной кейс-технологии состоит из различных аспек- тов:сложная структура процесса, включающая в себя последовательные этапы и стадии;возможность использования в обучении разделов курса информатики в целом;содержание со сложной структурой.На отдельных стадиях технологии можно использовать отдельные составляю- щие кейса, образующие общую структуру. В общей структуре разработанной ком- плексной кейс-технологии выделены три этапа: подготовительный, основной и заключительный. Подготовительный этап состоит из работы по осмыслению и созданию кейса. Основной этап реализует репродуктивный, продуктивный, по- исковый и творческий уровни обучения. Этот этап сам по себе имеет усложнен- ную структуру и разделен на четыре стадии: информационно-познавательную, расчетно-моделирующую, исследовательскую и творческую. Необходимость за- ключительного этапа определяется подведением итогов деятельности исследо- вателя и решением главной ситуационной задачи.Главная цель студента - выработка умения логически мыслить, строить мате- матические модели, овладевать экспериментальными умениями и знаниями по общему курсу информатики по изучаемой теме, которые пригодятся в будущей профессиональной деятельности. Кроме того, важно добиться осознанности в принятии решений при разрешении профессионально значимых проблем, что, в свою очередь, необходимо для сформированности профессиональных навыков. В качестве заключения важно отметить, что данная структура комплексной кейс- технологии помогает осуществить принцип единства фундаментального и при- кладного в обучении информатике будущих инженеров. Отдельные составные части кейса отражают основные физические закономерности в изучаемом раз- деле, и в то же время приближает к решению ситуационной задачи.Таким образом, сама ситуационная задача, является системообразующим фактором в содержании кейса и одновременно способом поддержания интереса студентов к изучению темы предмета. Апробация разработанной модели в про- цессе педагогического эксперимента показала эффективность методики обучения информатике студентов технического вуза на основе комплексной кейс- технологии.
×

Об авторах

М А Егорова

Московский технический университет связи и информатики

Авиамоторная ул., 8а, Москва, Россия, 111024

Список литературы

  1. Галустян О.В. Применение метода кейсов в электронном обучении // Дистанционное и виртуальное обучение. 2014. № 8 (86). С. 55-60.
  2. Додух Е.А. Использование потенциала метода кейс при решении конкретной профессиональной ситуации // Инновационное лидерство строительной и транспортной отрасли глазами молодых ученых: Сборник научных трудов молодых ученых по материалам Международной научно-практической конференции. Омск: СибАДИ, 2014. С. 232-233.
  3. Конова Е.А., Поллак Г.А. Обучение программированию с использованием метода кейсов // Совет ректоров. 2014. № 2. С. 57-63.
  4. Кононович Л.В. Использование метода кейсов при компетентностном подходе к повышению профессиональной квалификации рабочих // Газовая промышленность. 2015. № 3 (719). С. 85-89.
  5. Красильникова И.Г., Лунева Л.П. Метод кейсов в обучении студентов деловой беседе // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2014. Т. 16. № 2-1. С. 81-85.
  6. Махотин Д.А. Метод анализа конкретных ситуаций (кейсов) как педагогическая технология// Вестник РМАТ. 2014. № 1 (10). С. 94-98.
  7. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учебное пособие для слушателей факультетов и институтов повышения квалификации преподавателей вузов и аспирантов. М.: Аспект Пресс, 1995.

© Егорова М.А., 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах