DIDACTIC POTENTIAL OF CLOUD TECHNOLOGIES FOR MENAGMENT OF EDUCATIONAL INSTITUTION

Abstract


The article introduces the basic definitions and differences between Services in the cloud, cloud services, cloud applications and cloud storage data. The basic cloud types that can be used on the Internet and the LAN of educational organization (Intranet). Possibilities of use of cloud services to improve of effective management at educational organization of internal and external communications of educational organizations, as well as to ensure joint work of employees of the educational organization.A list of core competencies an employee of an educational organization, which will be developed for use in the activity of cloud services and cloud applications. We describe the positive aspects of the use of cloud services and cloud-based technologies for the management of the educational institution, identifies possible risks of using cloud technologies, presents options for the use of cloud technology over the Internet and the Intranet network. We present a list of software included with every category of cloud services described types: storage and file synchronization, storage of bookmarks and notes, time management, software applications. At the article is introduced the basic definition and classification of cloud services, offered examples of methodical use of cloud services in the management of the educational organization.

В научной и научно-технической литературе часто встречается термин «об- лачные технологии». Этим термином будем обозначать модель сетевого доступа по требованию пользователя к общему набору настраиваемых компьютерных ресурсов (сети, серверы, хранилища, приложения, услуги), которая может бытьбыстро подготовлена и осуществлена с минимальным управлением и взаимодей- ствием с поставщиком услуг. (The U.S. National Institute for Standards and Technology (NIST))Современные авторы уже ввели и разделили такие понятия, как «облачные услуги», «облачные приложения», «облачные сервисы» и «облачные хранилища данных». В связи с частым упоминанием облачных сервисов становится актуаль- ным вопрос: как можно использовать облачные технологии, облачные услуги и облачные сервисы в управлении образовательной организацией? Облачные сер- висы уже давно активно применяются в бизнес-сфере. В образовательных орга- низациях использование облачных технологий приходит с задержкой в несколь- ко лет. Сотрудники образовательных организаций все чаще сталкиваются с упо- минаниями облачных технологий и постепенно начинают использовать их в своей деятельности.Современные задачи, стоящие перед образованием, приводят к необходимости совместной работы с ресурсами, файлами, текстами, схемами и т.д. Сотрудники образовательных организаций ощущают необходимость в смене стандартного инструментария работы с электронной информацией. При использовании об- лачных технологий происходит саморазвитие сотрудников через отработку ком- петентностей, сформулированных в стандартах второго поколения [7], посколь- ку требуется пересмотр привычных приемов работы с информацией. К таким компетенциям относятся:компетентность по работе с информацией и эффективный поиск;управленческая компетентность - способность принимать эффективное решение по вопросам планирования личной и коллективной деятельности разных типов;коммуникативная компетентность - развитие навыков и культуры онлайн общения;технологическая компетентность - способность к созданию и использо- ванию адекватных средств обучения.Идея использовать облачные сервисы в процессе управления образовательной организацией витает в воздухе. Перенести уставную, рабочую, отчетную и мето- дическую документацию в облако, осуществлять мониторинг и контроль выпол- нения поручений, проводить планирование собраний и педагогических советов в онлайн режиме выглядит очень притягательной.При использовании облачных сервисов и приложений в процессе управления образовательной организацией, у сотрудников появляется возможность обмени- ваться сообщениями, отчетами, рабочими материалами в режиме он- и офлайн; проводить собрания или педагогические советы используя сервисы видеозвонков и видеоконференций; записывать и просматривать отдельные мастер-классы и обучения в онлайн-режиме используются видеохостинги; проводить коллектив- ное обсуждение проектных или исследовательских работ с учащимися с исполь- зованием социальных сетей, микроблогов и т.д.Среди управленцев-инноваторов и активных членов администрации муници- пальной системы образования при поддержке преподавателей информатики и бюджетных ИТ-служб активно обсуждаются дидактические возможности облач-ных сервисов и облачных приложений, а также использование их для повышения эффективности управления муниципальной системой образования в общем и конкретными образовательными организациями в частном. Применение таких технологий в управлении образовательной организацией позволяет хранить, соз- давать и совместно редактировать документы; проводить опросы и сбор инфор- мации среди сотрудников образовательной организации; совместно составлять публичные отчеты образовательной организации в виде презентаций; планировать рабочее время как в методических объединениях, так и совместно с остальными подразделениями образовательной организации.Дидактический потенциал облачных технологий может быть использован как для внутренних процессов образовательной организации, так и при работе с внеш- ними организациями и другими учреждениями.Кроме очевидного удобства облачных сервисов в виде доступности данных с любого устройства (компьютер, смартфон, планшет, нетбук или ноутбук, внутри или снаружи образовательной организации), отметим и другие преимущества.Бесплатность. Например, электронная почта уже прочно прописалась в рядах бесплатных услуг. За использование лицензионного офисного пакета необходи- мо потратить существенную сумму, но пользоваться Google Docs или аналогич- ными сервисами онлайн-редактирования документов в сети Интернет можно бесплатно. Существует возможность оформления бесплатных аккаунтов в похо- жих по функционалу сервисах для образовательных организаций с улучшенным функционалом, собственным почтовым доменом и увеличенным объемом дис- кового места.Простота совместного использования. Например, для составления общего от- чета, подготовки к выступлению на конкурсах и конференциях, верстки плана мероприятий образовательной организации, просмотра результатов олимпиад и экзаменов, ведения учебно-методической медиатеки и т.д. можно добавлять поль- зователей и предоставлять им различные права доступа к информации, располо- женной в облаке.Надежность хранения информации. Информация хранится в облаке с исполь- зованием технологий резервирования и избыточности. В зависимости от постав- щика сервиса хранения может быть предусмотрено периодическое резервное ко- пирование и хранение версий файлов. С учетом того, что в облаке данные хра- нятся на аппаратном обеспечении другого класса (серверном), они защищены на порядок лучше, чем на обычном рабочем компьютере или ноутбуке.Проблема безопасности. Протоколы безопасности, выделенные виртуальные частные сети и шифрование обеспечат высокую степень надежности хранения информации. Троянские вирусные программы и вирусы-шифровальщики, кото- рые полностью уничтожают данные, расположенные на локальных дисках, не смогут взаимодействовать с данными в облаке при доступе через веб-интерфейс. В зависимости от поставщика облачного сервиса вся находящаяся в облаке ин- формация проходит антивирусный контроль.Эргономика облачных приложений. Пользоваться облачными приложениями очень просто по трем причинам: во-первых, они создаются похожими на свои локальные варианты (интерфейс, расположение кнопок меню и т.д.); во-вторых,эти программы не надо скачивать и инсталлировать на свой компьютер; в-третьих, если происходит обновление функционала или интерфейса - это происходит автоматически и пользователь сразу видит изменения. При использовании мо- бильных приложений может потребоваться их обновление.«Социальная» составляющая облачных сервисов позволяет использовать их как средство коллективной работы для одного или нескольких методических объеди- нений: сотрудники могут формулировать вопросы к администрации, друг другу или другим учреждениям; предоставлять для скачивания большие объемы ин- формации (громоздкие презентации, видеоролики, записи концертов или кон- ференций и т.д.); организовать дополнительное обсуждение внеклассной и вне- урочной деятельности; может служить личным виртуальным пространством для публикации новостей, ссылок, идей, заметок как для себя, так и для коллег по методическому объединению; стать способом совместного планирования про- ведения дополнительного обучения, педагогических советов, мероприятий и т.д.Однако, говоря о серьезных преимуществах, необходимо обратить внимание на возможные риски и потери. К таким относятся:возможность потери контроля над собственными данными и информаци- ей. В современных реалиях самым «тонким» местом всех облачных сервисов яв- ляется наличие канала связи и его достаточная пропускная способность. Другая надоедливая особенность - избыточная контекстная реклама, а так же коррели- рованные запросы поисковых систем, спам-ботов и скриптов индексации веб- страниц;безопасность данных. При активации своих облачных сервисов через ком- пьютер, зараженный вирусами, есть вероятность, что связка логин-пароль будет перехвачена и может быть использована для несанкционированного доступа к информации, хранящейся в облаке, третьими лицами.Все перечисленное актуально для каждого вида облачных услуг, одного из ви- дов облачных технологий. С теоретической стороны видим не достаточную ме- тодическую проработку вариантов облачного взаимодействия в образовательных организациях, с практической стороны видим перспективы и удобство исполь- зования. Рассмотрим примеры существующих облачных услуг по приведенной ранее классификации, чтобы представить методические наработки по их исполь- зованию для обеспечения эффективности управления образовательной органи- зацией в целом.Количество облачных сервисов растет с каждым днем. Проведя анализ совре- менных облачных сервисов, мы составили классификацию по тем задачам, ко- торые они позволяют решать:хранение и синхронизация файлов;хранение закладок и заметок;управление временем;программные приложения.Последовательно рассмотрим примеры облачных сервисов в преломлении к управленческой деятельности в образовательной организации. К первому пункту из раздела хранение и синхронизация файлов будут относиться такие сервисы, как box.net, Dropbox.com, Яндекс.Диск, Mail.Облако. На сегодняшний день вэтом сегменте представлены как зарубежные, так и российские разработки. Так- же возможна организация облачного хранения в локальной сети образовательной организации посредством установки OwnCloud или OnlyOffice.Файловое облачное хранилище - место хранения информации, расположен- ное у поставщиков облачных услуг, не привязанное к конкретному оборудованию и доступное через сеть Интернет. Позволяет хранить документы любых форматов, предоставлять к ним доступ коллегам и администрации. Также существует воз- можность осуществления кросс-платформенной синхронизацию файлов. От- дельного внимания достойна возможность хранения и синхронизации докумен- тов на всех устройствах (смартфонах, планшетах, ноутбуках) откуда будет уста- новлен доступ к сети Интернет.Такие сервисы используются для совместного доступа к последней версии фай- лов. Необходимо только создавать и сохранять документ в специальной папке (если используется специальное приложение) на компьютере, отправлять в спе- циальное мобильное приложение на смартфоне или планшете, или публиковать через веб-интерфейс - файл будет автоматически синхронизирован в облачное хранилище. Придя домой или заменив компьютер (при необходимости) и под- ключившись к сети Интернет можно продолжить работу с документом с места остановки. Использование механизма предоставления доступа не только к не- которым файлам, но и к целым папкам, позволяет оптимально разделять права доступа между пользователями (коллегами или администрацией).Следующие ресурсы по нашей классификации выполняют функцию хранения закладок. В качестве примеров приведем Diigo.com, raindrop.io, Timedesk. Это ресурсы, позволяющие сохранять и группировать закладки открывать к ним до- ступ, совместно пополнять библиотеки закладок, сохранять заметки к выбранным ресурсам, устанавливать на них метки и тэги, работать с любого устройства и браузера и т.д.В процессе управления образовательной организацией могут быть использо- ваны для отслеживания тематик методических объединений, законодательства, подготовке к педагогическим советами, межпредметному ведению проектов и т.д.Отдельно отметим программный продукт, входящий в состав стандартного набора Microsoft Office - One Note, который позволяет организовать работу с закладками (превращая их в заметки) практически на любом стационарном и мобильном устройстве, с последующей загрузкой в облако и возможностью про- смотра их на любом устройстве.У каждого сотрудника образовательной организации с собой всегда есть либо блокнот, либо ежедневник, в который записываются мысли, идеи, дела, задачи, поручения, распоряжения. Для систематизации и хранения таких записей можно использовать облачные сервисы, которые позволяют создавать короткие заметки, разделяя их по категориям. В последствии поиск в записях можно осуществлять по ключевым словам. Доступ к заметками может быть осуществлен с любого устройства - смартфона, планшета или компьютера.Ресурсы управления временем можно разделить на несколько больших ти- пов - календари и таск-менеджеры. Календари ориентированы на напоминания в конкретный день о том или ином событии и скорее являются инструментомпланирования деятельности. Таск-менеджеры скорее ориентированы на отсле- живание конкретных задач, которые поручены конкретным сотрудниками об- разовательной организации. Оба типа ресурсов преполагают как персональное, так и совместное использование, с возможностями добавления других и поста- новки им задачи и заданий. Примеры ресурсов, которые помогают управлять временем - smartsheet.com., Bitrix24, Google Calendar, OnlyOffice, Мегаплан, Планфикс. Такс-менеджеры, как частные случаи планировщиков проектов, в режиме реального времени позволяют ставить задачи, контролировать ход вы- полнения и отслеживать динамику выполнения во времени. Используя диаграм- му Гранта, можно распланировать работу как нескольких человек одного мето- дического объединения, так и всей образовательной организации целиком. Доступ можно осуществить с любого компьютера подключенного к сети Интернет или мобильного устройства.Такое программное обеспечение можно использовать для организации под- готовки к большим и сложным мероприятиям, в которых задействованы различ- ные подразделения образовательной организации (закупка техники, плановое обслуживание офисной и компьютерной техники, подготовка к конференциям и олимпиадам, составление годовых отчетов и т.д.). Для директоров образова- тельных организаций использование такого инструмента позволит организовать работу преподавателей, сотрудников администрации по подготовке текущей до- кументации, отчетов любой периодичности, подготовок к аттестации и т.д.В каждом образовательном учреждении много работают с документами. Чаще всего для этого используют программы Microsoft. В качестве возможных вариан- тов облачных сервисов назовем Microsoft Office 365, Google Docs/Tables/Prez, WPS Office, OnlyOffice - это стандартный набор офисных приложений работающий в режиме облака через в сеть Интернет.Основная особенность, которой отличается работа с облачными сервисами, - это коллективная работа. Формирование списков учащихся, составление сводных отчетов, ведение журналов переработок и обращений к техническим специали- стам могут осуществлять несколько человек одновременно в один документ, по- лучая сводную таблицу. Функционал облачных таблиц поддерживает работу со стандартными функциями Microsoft Excel. Отдельного внимания достоин функ- ционал создания форм для обеспечения сбора информации в табличном виде.При наличии соответствующих специалистов и оборудования есть возмож- ность установки облачных сервисов в локальную сеть образовательной органи- зации - Интранет. В таком случае для работы внутри образовательной органи- зации будет организован локальный доступ к облачному сервису, который не требует наличие сети Интернет. При должном уровне развития компетенций у администратора локальной сети образовательной организации можно осуще- ствить проброс сервисов в глобальную сеть и настроить доступ к ним через сеть Интернет.Облачные сервисы и приложения в паре с широкополосными каналами связи создают высокотехнологичный и точный инструмент для решения любых задач управления образовательной организацией. Хранение файлов, подборок закладок и тематических заметок, отслеживание выполнения поручений и динамики под-готовки к большим мероприятиям, а также совмещение планирования работы различных методических объединений и административных групп существенно упрощается. Разделение доступа к материалам, хранящимся в облаке, позволяет точно дозировать доступ и предоставлять документы исключительно для целево- го использования. Совокупность дидактического потенциала облачных сервисов и приложений с возможностями разделения доступа позволяет использовать их как эффективный инструмент для управления образовательной организацией и муниципальной системой образования.

A A Zaslavsky

IT Center of an education system of the city district Khimki

Molodezhnaya str., 44, Moscow region, Khimki, Russia, 141407 Engineering office

Views

Abstract - 268

PDF (Russian) - 139


Copyright (c) 2016 Заславский А.А.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.