ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
- Авторы: Заславский АА1
-
Учреждения:
- ИТ-Центр системы образования городского округа Химки
- Выпуск: № 3 (2016)
- Страницы: 101-108
- Раздел: Статьи
- URL: https://journals.rudn.ru/informatization-education/article/view/14399
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Приводятся основные определения и отличия облачных услуг, облачных сервисов, облачных приложений и облачных хранилищ данных. Рассматриваются основные типы облачных сервисов, которые могут быть использованы как в сети Интернет, так и в локальной сети образовательной организации (сети Интранет). Описаны возможности использования облачных сервисов для улучшения эффективности управления образовательной организацией, организации внутренних и внешних коммуникаций образовательной организации, а так же для обеспечения совместной работы сотрудников образовательной организации. Приведен список основных компетенций сотрудника образовательной организации, которые будут развиваться при использовании им в своей деятельности облачных сервисов и облачных приложений. Описаны положительные аспекты использования облачных сервисов и облачных технологий для управления образовательной организацией, выявлены возможные риски использования облачных технологий, представлены варианты использования облачных технологий через сеть Интернет и через сеть Интранет. Представлены списки программного обеспечения, входящего в состав каждой категории описанных типов облачных сервисов: хранение и синхронизация файлов, хранение закладок и заметок, управление временем, программные приложения. Приведены основные определения и классификации облачных сервисов, предлагаются примеры методического использования облачных сервисов в процессе управления деятельностью образовательной организацией.
Полный текст
В научной и научно-технической литературе часто встречается термин «об- лачные технологии». Этим термином будем обозначать модель сетевого доступа по требованию пользователя к общему набору настраиваемых компьютерных ресурсов (сети, серверы, хранилища, приложения, услуги), которая может бытьбыстро подготовлена и осуществлена с минимальным управлением и взаимодей- ствием с поставщиком услуг. (The U.S. National Institute for Standards and Technology (NIST))Современные авторы уже ввели и разделили такие понятия, как «облачные услуги», «облачные приложения», «облачные сервисы» и «облачные хранилища данных». В связи с частым упоминанием облачных сервисов становится актуаль- ным вопрос: как можно использовать облачные технологии, облачные услуги и облачные сервисы в управлении образовательной организацией? Облачные сер- висы уже давно активно применяются в бизнес-сфере. В образовательных орга- низациях использование облачных технологий приходит с задержкой в несколь- ко лет. Сотрудники образовательных организаций все чаще сталкиваются с упо- минаниями облачных технологий и постепенно начинают использовать их в своей деятельности.Современные задачи, стоящие перед образованием, приводят к необходимости совместной работы с ресурсами, файлами, текстами, схемами и т.д. Сотрудники образовательных организаций ощущают необходимость в смене стандартного инструментария работы с электронной информацией. При использовании об- лачных технологий происходит саморазвитие сотрудников через отработку ком- петентностей, сформулированных в стандартах второго поколения [7], посколь- ку требуется пересмотр привычных приемов работы с информацией. К таким компетенциям относятся:компетентность по работе с информацией и эффективный поиск;управленческая компетентность - способность принимать эффективное решение по вопросам планирования личной и коллективной деятельности разных типов;коммуникативная компетентность - развитие навыков и культуры онлайн общения;технологическая компетентность - способность к созданию и использо- ванию адекватных средств обучения.Идея использовать облачные сервисы в процессе управления образовательной организацией витает в воздухе. Перенести уставную, рабочую, отчетную и мето- дическую документацию в облако, осуществлять мониторинг и контроль выпол- нения поручений, проводить планирование собраний и педагогических советов в онлайн режиме выглядит очень притягательной.При использовании облачных сервисов и приложений в процессе управления образовательной организацией, у сотрудников появляется возможность обмени- ваться сообщениями, отчетами, рабочими материалами в режиме он- и офлайн; проводить собрания или педагогические советы используя сервисы видеозвонков и видеоконференций; записывать и просматривать отдельные мастер-классы и обучения в онлайн-режиме используются видеохостинги; проводить коллектив- ное обсуждение проектных или исследовательских работ с учащимися с исполь- зованием социальных сетей, микроблогов и т.д.Среди управленцев-инноваторов и активных членов администрации муници- пальной системы образования при поддержке преподавателей информатики и бюджетных ИТ-служб активно обсуждаются дидактические возможности облач-ных сервисов и облачных приложений, а также использование их для повышения эффективности управления муниципальной системой образования в общем и конкретными образовательными организациями в частном. Применение таких технологий в управлении образовательной организацией позволяет хранить, соз- давать и совместно редактировать документы; проводить опросы и сбор инфор- мации среди сотрудников образовательной организации; совместно составлять публичные отчеты образовательной организации в виде презентаций; планировать рабочее время как в методических объединениях, так и совместно с остальными подразделениями образовательной организации.Дидактический потенциал облачных технологий может быть использован как для внутренних процессов образовательной организации, так и при работе с внеш- ними организациями и другими учреждениями.Кроме очевидного удобства облачных сервисов в виде доступности данных с любого устройства (компьютер, смартфон, планшет, нетбук или ноутбук, внутри или снаружи образовательной организации), отметим и другие преимущества.Бесплатность. Например, электронная почта уже прочно прописалась в рядах бесплатных услуг. За использование лицензионного офисного пакета необходи- мо потратить существенную сумму, но пользоваться Google Docs или аналогич- ными сервисами онлайн-редактирования документов в сети Интернет можно бесплатно. Существует возможность оформления бесплатных аккаунтов в похо- жих по функционалу сервисах для образовательных организаций с улучшенным функционалом, собственным почтовым доменом и увеличенным объемом дис- кового места.Простота совместного использования. Например, для составления общего от- чета, подготовки к выступлению на конкурсах и конференциях, верстки плана мероприятий образовательной организации, просмотра результатов олимпиад и экзаменов, ведения учебно-методической медиатеки и т.д. можно добавлять поль- зователей и предоставлять им различные права доступа к информации, располо- женной в облаке.Надежность хранения информации. Информация хранится в облаке с исполь- зованием технологий резервирования и избыточности. В зависимости от постав- щика сервиса хранения может быть предусмотрено периодическое резервное ко- пирование и хранение версий файлов. С учетом того, что в облаке данные хра- нятся на аппаратном обеспечении другого класса (серверном), они защищены на порядок лучше, чем на обычном рабочем компьютере или ноутбуке.Проблема безопасности. Протоколы безопасности, выделенные виртуальные частные сети и шифрование обеспечат высокую степень надежности хранения информации. Троянские вирусные программы и вирусы-шифровальщики, кото- рые полностью уничтожают данные, расположенные на локальных дисках, не смогут взаимодействовать с данными в облаке при доступе через веб-интерфейс. В зависимости от поставщика облачного сервиса вся находящаяся в облаке ин- формация проходит антивирусный контроль.Эргономика облачных приложений. Пользоваться облачными приложениями очень просто по трем причинам: во-первых, они создаются похожими на свои локальные варианты (интерфейс, расположение кнопок меню и т.д.); во-вторых,эти программы не надо скачивать и инсталлировать на свой компьютер; в-третьих, если происходит обновление функционала или интерфейса - это происходит автоматически и пользователь сразу видит изменения. При использовании мо- бильных приложений может потребоваться их обновление.«Социальная» составляющая облачных сервисов позволяет использовать их как средство коллективной работы для одного или нескольких методических объеди- нений: сотрудники могут формулировать вопросы к администрации, друг другу или другим учреждениям; предоставлять для скачивания большие объемы ин- формации (громоздкие презентации, видеоролики, записи концертов или кон- ференций и т.д.); организовать дополнительное обсуждение внеклассной и вне- урочной деятельности; может служить личным виртуальным пространством для публикации новостей, ссылок, идей, заметок как для себя, так и для коллег по методическому объединению; стать способом совместного планирования про- ведения дополнительного обучения, педагогических советов, мероприятий и т.д.Однако, говоря о серьезных преимуществах, необходимо обратить внимание на возможные риски и потери. К таким относятся:возможность потери контроля над собственными данными и информаци- ей. В современных реалиях самым «тонким» местом всех облачных сервисов яв- ляется наличие канала связи и его достаточная пропускная способность. Другая надоедливая особенность - избыточная контекстная реклама, а так же коррели- рованные запросы поисковых систем, спам-ботов и скриптов индексации веб- страниц;безопасность данных. При активации своих облачных сервисов через ком- пьютер, зараженный вирусами, есть вероятность, что связка логин-пароль будет перехвачена и может быть использована для несанкционированного доступа к информации, хранящейся в облаке, третьими лицами.Все перечисленное актуально для каждого вида облачных услуг, одного из ви- дов облачных технологий. С теоретической стороны видим не достаточную ме- тодическую проработку вариантов облачного взаимодействия в образовательных организациях, с практической стороны видим перспективы и удобство исполь- зования. Рассмотрим примеры существующих облачных услуг по приведенной ранее классификации, чтобы представить методические наработки по их исполь- зованию для обеспечения эффективности управления образовательной органи- зацией в целом.Количество облачных сервисов растет с каждым днем. Проведя анализ совре- менных облачных сервисов, мы составили классификацию по тем задачам, ко- торые они позволяют решать:хранение и синхронизация файлов;хранение закладок и заметок;управление временем;программные приложения.Последовательно рассмотрим примеры облачных сервисов в преломлении к управленческой деятельности в образовательной организации. К первому пункту из раздела хранение и синхронизация файлов будут относиться такие сервисы, как box.net, Dropbox.com, Яндекс.Диск, Mail.Облако. На сегодняшний день вэтом сегменте представлены как зарубежные, так и российские разработки. Так- же возможна организация облачного хранения в локальной сети образовательной организации посредством установки OwnCloud или OnlyOffice.Файловое облачное хранилище - место хранения информации, расположен- ное у поставщиков облачных услуг, не привязанное к конкретному оборудованию и доступное через сеть Интернет. Позволяет хранить документы любых форматов, предоставлять к ним доступ коллегам и администрации. Также существует воз- можность осуществления кросс-платформенной синхронизацию файлов. От- дельного внимания достойна возможность хранения и синхронизации докумен- тов на всех устройствах (смартфонах, планшетах, ноутбуках) откуда будет уста- новлен доступ к сети Интернет.Такие сервисы используются для совместного доступа к последней версии фай- лов. Необходимо только создавать и сохранять документ в специальной папке (если используется специальное приложение) на компьютере, отправлять в спе- циальное мобильное приложение на смартфоне или планшете, или публиковать через веб-интерфейс - файл будет автоматически синхронизирован в облачное хранилище. Придя домой или заменив компьютер (при необходимости) и под- ключившись к сети Интернет можно продолжить работу с документом с места остановки. Использование механизма предоставления доступа не только к не- которым файлам, но и к целым папкам, позволяет оптимально разделять права доступа между пользователями (коллегами или администрацией).Следующие ресурсы по нашей классификации выполняют функцию хранения закладок. В качестве примеров приведем Diigo.com, raindrop.io, Timedesk. Это ресурсы, позволяющие сохранять и группировать закладки открывать к ним до- ступ, совместно пополнять библиотеки закладок, сохранять заметки к выбранным ресурсам, устанавливать на них метки и тэги, работать с любого устройства и браузера и т.д.В процессе управления образовательной организацией могут быть использо- ваны для отслеживания тематик методических объединений, законодательства, подготовке к педагогическим советами, межпредметному ведению проектов и т.д.Отдельно отметим программный продукт, входящий в состав стандартного набора Microsoft Office - One Note, который позволяет организовать работу с закладками (превращая их в заметки) практически на любом стационарном и мобильном устройстве, с последующей загрузкой в облако и возможностью про- смотра их на любом устройстве.У каждого сотрудника образовательной организации с собой всегда есть либо блокнот, либо ежедневник, в который записываются мысли, идеи, дела, задачи, поручения, распоряжения. Для систематизации и хранения таких записей можно использовать облачные сервисы, которые позволяют создавать короткие заметки, разделяя их по категориям. В последствии поиск в записях можно осуществлять по ключевым словам. Доступ к заметками может быть осуществлен с любого устройства - смартфона, планшета или компьютера.Ресурсы управления временем можно разделить на несколько больших ти- пов - календари и таск-менеджеры. Календари ориентированы на напоминания в конкретный день о том или ином событии и скорее являются инструментомпланирования деятельности. Таск-менеджеры скорее ориентированы на отсле- живание конкретных задач, которые поручены конкретным сотрудниками об- разовательной организации. Оба типа ресурсов преполагают как персональное, так и совместное использование, с возможностями добавления других и поста- новки им задачи и заданий. Примеры ресурсов, которые помогают управлять временем - smartsheet.com., Bitrix24, Google Calendar, OnlyOffice, Мегаплан, Планфикс. Такс-менеджеры, как частные случаи планировщиков проектов, в режиме реального времени позволяют ставить задачи, контролировать ход вы- полнения и отслеживать динамику выполнения во времени. Используя диаграм- му Гранта, можно распланировать работу как нескольких человек одного мето- дического объединения, так и всей образовательной организации целиком. Доступ можно осуществить с любого компьютера подключенного к сети Интернет или мобильного устройства.Такое программное обеспечение можно использовать для организации под- готовки к большим и сложным мероприятиям, в которых задействованы различ- ные подразделения образовательной организации (закупка техники, плановое обслуживание офисной и компьютерной техники, подготовка к конференциям и олимпиадам, составление годовых отчетов и т.д.). Для директоров образова- тельных организаций использование такого инструмента позволит организовать работу преподавателей, сотрудников администрации по подготовке текущей до- кументации, отчетов любой периодичности, подготовок к аттестации и т.д.В каждом образовательном учреждении много работают с документами. Чаще всего для этого используют программы Microsoft. В качестве возможных вариан- тов облачных сервисов назовем Microsoft Office 365, Google Docs/Tables/Prez, WPS Office, OnlyOffice - это стандартный набор офисных приложений работающий в режиме облака через в сеть Интернет.Основная особенность, которой отличается работа с облачными сервисами, - это коллективная работа. Формирование списков учащихся, составление сводных отчетов, ведение журналов переработок и обращений к техническим специали- стам могут осуществлять несколько человек одновременно в один документ, по- лучая сводную таблицу. Функционал облачных таблиц поддерживает работу со стандартными функциями Microsoft Excel. Отдельного внимания достоин функ- ционал создания форм для обеспечения сбора информации в табличном виде.При наличии соответствующих специалистов и оборудования есть возмож- ность установки облачных сервисов в локальную сеть образовательной органи- зации - Интранет. В таком случае для работы внутри образовательной органи- зации будет организован локальный доступ к облачному сервису, который не требует наличие сети Интернет. При должном уровне развития компетенций у администратора локальной сети образовательной организации можно осуще- ствить проброс сервисов в глобальную сеть и настроить доступ к ним через сеть Интернет.Облачные сервисы и приложения в паре с широкополосными каналами связи создают высокотехнологичный и точный инструмент для решения любых задач управления образовательной организацией. Хранение файлов, подборок закладок и тематических заметок, отслеживание выполнения поручений и динамики под-готовки к большим мероприятиям, а также совмещение планирования работы различных методических объединений и административных групп существенно упрощается. Разделение доступа к материалам, хранящимся в облаке, позволяет точно дозировать доступ и предоставлять документы исключительно для целево- го использования. Совокупность дидактического потенциала облачных сервисов и приложений с возможностями разделения доступа позволяет использовать их как эффективный инструмент для управления образовательной организацией и муниципальной системой образования.×
Об авторах
А А Заславский
ИТ-Центр системы образования городского округа ХимкиТехнический отдел ул. Молодежная, 44, Московская область, Химки, Россия, 141407
Список литературы
- Галеева Н.Л., Заславская О.Ю. Информационные и телекоммуникационные технологии как ресурс управленческой деятельности учителя // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». 2010. № 4. С. 85-90.
- Горбатова А. Облачные технологии накроют мир. URL: http://strf.ru/material.aspx?CatalogId=223&d_no=31856
- Гриншкун В.В., Заславский А.А. Построение индивидуальной траектории обучения информатике с использованием электронной базы учебных материалов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». 2010. № 3. С. 32-37.
- Заславский А.А. Использование моделей «облачных технологий» для дифференциации обучения информатике // Педагогическое образование и наука. 2012. № 5. С. 53-55.
- Заславская О.Ю. Возможности сервисов google для организации учебно-познавательной деятельности школьников и студентов // Информатика и образование. 2012. № 1. С. 45-49.
- Заславская О.Ю. Развитие управленческой компетентности учителя в системе многоуровневой подготовки в области методики обучения информатике: автореф. дисс. ... д-ра пед. наук. М., 2008.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. URL: http://standart.edu.ru/