USE OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN TRAINING MATHEMATICS

Abstract


The article is devoted to information and communication technologies in teaching mathematics. The use of information and communication technologies in teaching mathematics can significantly increase the effectiveness of training both by the principle of clarity and activity, and due to the transition to a new level of diagnosis and monitoring of quality of training. The article deals with the classification of information and communication technologies on the methodological features and proposed mechanisms to improve learning efficiency through the use of these technologies.

Сегодня невозможно представить себе процесс обучения без использования информационно-коммуникационных технологий. Информационно-коммуни- кационные технологии используются как непосредственно на занятиях, так и при подготовке к ним. Наличие информационно-образовательной среды обра- зовательной организации является законодательно закрепленной нормой, от- раженной в государственных образовательных стандартах. В образовательных стандартах нового поколения представлены строгие и формализованные требо- вания к информационно-образовательной среде. Профессиональный стандарт педагога включает в себя требования к ИКТ-компетентности педагога, причем ИКТ-компетентность педагога является многоуровневой и включает в себя общепользовательскую ИКТ-компетентность, общепедагогическую ИКТ-компетентность и предметно-педагогическую ИКТ-компетентность. Пред- метно-педагогическая ИКТ-компетентность раскрыта очень подробно именно для учителя математики.Общепользовательская ИКТ-компетентность включает в себя знание основ аппаратного и программного обеспечения компьютера как инструмента работыв современном информационном пространстве; умение использовать аппаратное и программное обеспечение компьютера для работы с текстовой, числовой, гра- фической, звуковой и видео информацией; владение навыками работы с ком- пьютером как средством управления информацией.Общепользовательская ИКТ-компетентность нужна учителю для выполнения педагогической деятельности по реализации программ основного и среднего об- щего образования, а именно для работы с текстовыми редакторами, электрон- ными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудо- ванием.Общепедагогическая ИКТ-компетентность подразумевает знание особен- ностей циркуляции информационных потоков в образовательном пространстве; умение создавать и применять в своей профессиональной деятельности циф- ровые образовательные ресурсы, а также использовать современные информа- ционно-коммуникационные технологии (включая пакеты прикладных про- грамм, локальные и глобальные компьютерные сети) для сбора, обработки и анализа информации, необходимой для подготовки и проведения занятий, ис- пользовать обучающие программы и контролирующие программные средства для контроля и диагностики образовательных результатов; владение навыками использования программных средств и работы в компьютерных сетях, создания баз данных и использования ресурсов сети Интернет для решения общепедаго- гических задач.Общепедагогическая ИКТ-компетентность нужна учителю для выполнения педагогической деятельности по реализации программ основного и среднего об- щего образования, а именно для решения следующих задач:применение современных информационных технологий, а также цифровых образовательных ресурсов;проведение учебных занятий, с опорой на достижения современных ин- формационных технологий;использование современных способов оценивания в условиях информаци- онно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся).Предметно-педагогическая ИКТ-компетентность подразумевает знание основ электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, сущности и структуры информационно-образовательной среды образовательной органи- зации; умение проводить анализ возможностей современных инновационных технологий для достижения образовательных результатов, проектировать обра- зовательный процесс на основе методически обоснованного использования элек- тронных образовательных ресурсов; владение способностью проводить эксперт- ную оценку средств ИКТ с точки зрения потребности образовательного процес- са в их привлечении и оценивать программное обеспечение и перспективы использования с учетом решаемых предметно-педагогических задач, готовностью ориентироваться в современном информационном пространстве и организовать информационное взаимодействия со всеми участниками образовательного про- цесса с использованием средств телекоммуникаций.Предметно-педагогическая ИКТ-компетентность нужна учителю математики для выполнения педагогической деятельности по реализации программ основ- ного и среднего общего образования, а именно для решения следующих задач:формирование информационной образовательной среды, содействующей развитию математических способностей ребенка;формирование у обучающихся умения применять средства информацион- но-коммуникационных технологий при выполнении задач и примеров;профессиональное использование элементов информационной образова- тельной среды с учетом возможностей применения новых элементов такой среды, отсутствующих в конкретной образовательной организации;использование в работе с детьми информационных ресурсов, в том числе ресурсов дистанционного обучения, помощь детям в освоении и самостоятельном использовании этих ресурсов;использование информационных источников, отслеживание и мониторинг последних открытий в математике и ознакомление с ними обучающихся.Одной из главных задач по формированию предметно-педагогической ИКТ-компетентности учителя математики является задача развития навыков использования информационно-коммуникационных технологий при решении математических задач.Организация учебных занятий по математике на основе информационных технологий либо с использованием их элементов (тестовые программы, электрон- ные учебники, компьютерные презентации и пр.) с учетом санитарно-гигиени- ческих требований к данному виду учебных занятий, создание или использование (доработка) завершенного проекта тестовой обучающей программы по матема- тике, создание набора презентаций для использования на занятиях - вот непол- ный перечень функций учителя математики для выполнения которого необхо- димо обладать предметно-педагогической ИКТ-компетентностью.Новые образовательные стандарты предъявляют новые требования к интел- лектуальному развитию учащихся, в частности посредством изучения математи- ки. Одним из вариантов эффективного решения этой задачи является использо- вание современных информационно-коммуникационных технологий. Интернет- викторины, олимпиады, конкурсы становятся все популярными и востребованными формами работы учащихся, а участие в них способствует фор- мированию и развитию умственных способностей, в частности критического мышления учащихся.Одним из наиболее распространенных способов использования возможностей информационно-коммуникационной образовательной среды, который набира- ет популярность в последнее время является дистанционная форма обучения. Сегодня поводятся дистанционные конкурсы с использованием электронной почты и образовательных порталов, с помощью которых происходит размещение информации о проекте, получение заданий и отправка ответов. Учащиеся, полу- чив задания, выполняют их, используя, например, данные удаленных энцикло- педий и другой литературы, а также ресурсы Интернета. Это быстрый и одина- ково доступный способ реализовать свой интеллектуальный и творческий по- тенциал и для жителей большого города, и для учащихся из сельских школ.Дистанционные олимпиады и конкурсы проводятся с целью развития моти- вации к изучению математики, выявления одаренных детей, активизации их по- знавательной деятельности и методической поддержки внеклассной работы по различным школьным дисциплинам, в частности математики. Дистанционные конкурсы помогают углублять знания, помогают совершенствовать умения ра- ботать с использованием информационно-коммуникационных технологий, уме- ния самостоятельно искать, анализировать и обобщать полученную информацию. Предлагаемые задания обычно носят творческий характер. Учащимся необходи- мо проявить эрудицию и смекалку, а также умение быстро находить нужную ин- формацию. Это способствует формированию и развитию такой ключевой сегод- ня компетенции как информационная компетенция.Участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах дает учащимся возмож- ность соревноваться со своими сверстниками как на всероссийском, так и на международном уровне. Это способствует повышению самооценки учащихся, учебной мотивации, личностному росту, уверенности в своих силах и возмож- ностях, смелости в реализации новых проектов, инициативности. Важно, что дети хотят и могут работать, предлагают новые интересные темы для выполнения конкурсных работ. Кругозор их расширяется, творческие способности развива- ются - они заняты интересным делом. Главная цель такой работы - активизация познавательной деятельности учащихся, переход ее на более высокий исследо- вательский или творческий уровень.Чтобы заявить о себе, оценить свой уровень, пообщаться с единомышленни- ками, учащиеся обязательно должны участвовать в конкурсах, научно-практиче- ских конференциях и олимпиадах. Приобщить школьника к научно-исследо- вательской деятельности и к олимпиадному движению должен учитель. А для этого педагог сам должен быть готов к работе в условиях информационно-обра- зовательной среды и к использованию всех возможностей этой среды.Существует большое количество классификаций информационно-коммуни- кационных технологий как по функциональному значению, так и по структуре и содержанию самих этих технологий. По методическому назначению информа- ционно-коммуникационные технологии делятся на следующие категории:демонстрационные программные средства - средства, которые обеспечи- вают наглядное представление учебного материала, визуализацию изучаемых объектов, явлений и связей между ними;информационно-справочные, информационно-поисковые системы, базы данных и знаний, электронные библиотеки и др. - средства, которые обеспечи- вают хранение, поиск и представление информации;контролирующие программные средства - средства, которые используют- ся для диагностики и контроля освоения образовательной программы;компьютерные тренажеры - средства, предназначенные для отработки умений, навыков учебной деятельности;инструментальные программные средства - средства предназначенные для обработки текстовой, числовой, графической, звуковой и видео информации, создания и ведения баз данных, работы с электронными таблицами, создания мультимедийных презентаций;имитационные и моделирующие программные средства - средства, пред- назначенные для построения и исследования моделей изучаемых объектов;средства телекоммуникаций - средства, предназначенные для организации групповой учебной деятельности, а также для доступа к удаленным источникам знаний;автоматизированные обучающие системы - системы, предназначенные для формирования набора компетенций учебной и практической деятельности и обеспечение необходимого уровня усвоения, устанавливаемого обратной связью, реализуемой средствами программы;интегрированные информационные системы - средства, которые объеди- няют в себе возможности всех перечисленных средств и могут быть расширены добавлением дополнительных компонентов, обеспечивающих управленческую и организационную деятельность школы.Приведенная классификация является условной, поскольку с развитием ин- формационно-коммуникационных технологий размывается граница между раз- ными видами технологий, происходит их конвергенция. Так, базы данных мож- но относить, с одной стороны, к информационно-справочным системам, с дру- гой стороны, они являются инструментальными программными средствам, а средства телекоммуникаций сегодня используются практически во всех пере- численных средствах.Наиболее перспективными из приведенных являются интегрированные ин- формационные системы. В интегрированных системах используются возмож- ности самых разных средств. На основе интегрированных информационных си- стем сегодня создается информационно-образовательная среда образовательной организации. Интегрированная информационная система позволяет получить доступ к любой информации, хранящейся во внутренней сетевой инфраструкту- ре организации и в глобальной сети Интернет, уменьшает объемы бумажного документооборота, предоставляет единый интерфейс для получения информации для решения разных задач и в разных структурных подразделениях тем самым упрощая организационно-методический и административно-управленческий процесса образовательной организации.Интегрированные информационные системы позволяют достигать таких об- разовательных результатов как реализация проектной деятельности, развитие системного, критического, прогностического и творческого мышления, умения создавать математические модели объектов и явлений, ставить задачи и предло- жить разные варианты их решения.

H A Gerbekov

Karachay-Cherkess state university named U.D. Aliyev

Lenin str., 29, Karachay-Cherkess Republic, Karachayevsk, Russia, 369202

B S Kubekova

Karachay-Cherkess state university named U.D. Aliyev

Lenin str., 29, Karachay-Cherkess Republic, Karachayevsk, Russia, 369202

N M Chankayeva

Karachay-Cherkess state university named U.D. Aliyev

Lenin str., 29, Karachay-Cherkess Republic, Karachayevsk, Russia, 369202

Views

Abstract - 149

PDF (Russian) - 99


Copyright (c) 2016 Гербеков Х.А., Кубекова Б.С., Чанкаева Н.М.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.