ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена использованию информационно-коммуникационных технологий при обучении математике. Использование информационно-коммуникационных технологий при обучении математике позволяет существенно увеличить эффективность обучения как за счет принципа наглядности и активности, так и за счет перехода на новый уровень диагностики и мониторинга качества обучения. В статье рассмотрена классификация информационно-коммуникационных технологий по методическим функциям и предложены механизмы повышения эффективности обучения за счет использования этих технологий.

Полный текст

Сегодня невозможно представить себе процесс обучения без использования информационно-коммуникационных технологий. Информационно-коммуни- кационные технологии используются как непосредственно на занятиях, так и при подготовке к ним. Наличие информационно-образовательной среды обра- зовательной организации является законодательно закрепленной нормой, от- раженной в государственных образовательных стандартах. В образовательных стандартах нового поколения представлены строгие и формализованные требо- вания к информационно-образовательной среде. Профессиональный стандарт педагога включает в себя требования к ИКТ-компетентности педагога, причем ИКТ-компетентность педагога является многоуровневой и включает в себя общепользовательскую ИКТ-компетентность, общепедагогическую ИКТ-компетентность и предметно-педагогическую ИКТ-компетентность. Пред- метно-педагогическая ИКТ-компетентность раскрыта очень подробно именно для учителя математики.Общепользовательская ИКТ-компетентность включает в себя знание основ аппаратного и программного обеспечения компьютера как инструмента работыв современном информационном пространстве; умение использовать аппаратное и программное обеспечение компьютера для работы с текстовой, числовой, гра- фической, звуковой и видео информацией; владение навыками работы с ком- пьютером как средством управления информацией.Общепользовательская ИКТ-компетентность нужна учителю для выполнения педагогической деятельности по реализации программ основного и среднего об- щего образования, а именно для работы с текстовыми редакторами, электрон- ными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудо- ванием.Общепедагогическая ИКТ-компетентность подразумевает знание особен- ностей циркуляции информационных потоков в образовательном пространстве; умение создавать и применять в своей профессиональной деятельности циф- ровые образовательные ресурсы, а также использовать современные информа- ционно-коммуникационные технологии (включая пакеты прикладных про- грамм, локальные и глобальные компьютерные сети) для сбора, обработки и анализа информации, необходимой для подготовки и проведения занятий, ис- пользовать обучающие программы и контролирующие программные средства для контроля и диагностики образовательных результатов; владение навыками использования программных средств и работы в компьютерных сетях, создания баз данных и использования ресурсов сети Интернет для решения общепедаго- гических задач.Общепедагогическая ИКТ-компетентность нужна учителю для выполнения педагогической деятельности по реализации программ основного и среднего об- щего образования, а именно для решения следующих задач:применение современных информационных технологий, а также цифровых образовательных ресурсов;проведение учебных занятий, с опорой на достижения современных ин- формационных технологий;использование современных способов оценивания в условиях информаци- онно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся).Предметно-педагогическая ИКТ-компетентность подразумевает знание основ электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, сущности и структуры информационно-образовательной среды образовательной органи- зации; умение проводить анализ возможностей современных инновационных технологий для достижения образовательных результатов, проектировать обра- зовательный процесс на основе методически обоснованного использования элек- тронных образовательных ресурсов; владение способностью проводить эксперт- ную оценку средств ИКТ с точки зрения потребности образовательного процес- са в их привлечении и оценивать программное обеспечение и перспективы использования с учетом решаемых предметно-педагогических задач, готовностью ориентироваться в современном информационном пространстве и организовать информационное взаимодействия со всеми участниками образовательного про- цесса с использованием средств телекоммуникаций.Предметно-педагогическая ИКТ-компетентность нужна учителю математики для выполнения педагогической деятельности по реализации программ основ- ного и среднего общего образования, а именно для решения следующих задач:формирование информационной образовательной среды, содействующей развитию математических способностей ребенка;формирование у обучающихся умения применять средства информацион- но-коммуникационных технологий при выполнении задач и примеров;профессиональное использование элементов информационной образова- тельной среды с учетом возможностей применения новых элементов такой среды, отсутствующих в конкретной образовательной организации;использование в работе с детьми информационных ресурсов, в том числе ресурсов дистанционного обучения, помощь детям в освоении и самостоятельном использовании этих ресурсов;использование информационных источников, отслеживание и мониторинг последних открытий в математике и ознакомление с ними обучающихся.Одной из главных задач по формированию предметно-педагогической ИКТ-компетентности учителя математики является задача развития навыков использования информационно-коммуникационных технологий при решении математических задач.Организация учебных занятий по математике на основе информационных технологий либо с использованием их элементов (тестовые программы, электрон- ные учебники, компьютерные презентации и пр.) с учетом санитарно-гигиени- ческих требований к данному виду учебных занятий, создание или использование (доработка) завершенного проекта тестовой обучающей программы по матема- тике, создание набора презентаций для использования на занятиях - вот непол- ный перечень функций учителя математики для выполнения которого необхо- димо обладать предметно-педагогической ИКТ-компетентностью.Новые образовательные стандарты предъявляют новые требования к интел- лектуальному развитию учащихся, в частности посредством изучения математи- ки. Одним из вариантов эффективного решения этой задачи является использо- вание современных информационно-коммуникационных технологий. Интернет- викторины, олимпиады, конкурсы становятся все популярными и востребованными формами работы учащихся, а участие в них способствует фор- мированию и развитию умственных способностей, в частности критического мышления учащихся.Одним из наиболее распространенных способов использования возможностей информационно-коммуникационной образовательной среды, который набира- ет популярность в последнее время является дистанционная форма обучения. Сегодня поводятся дистанционные конкурсы с использованием электронной почты и образовательных порталов, с помощью которых происходит размещение информации о проекте, получение заданий и отправка ответов. Учащиеся, полу- чив задания, выполняют их, используя, например, данные удаленных энцикло- педий и другой литературы, а также ресурсы Интернета. Это быстрый и одина- ково доступный способ реализовать свой интеллектуальный и творческий по- тенциал и для жителей большого города, и для учащихся из сельских школ.Дистанционные олимпиады и конкурсы проводятся с целью развития моти- вации к изучению математики, выявления одаренных детей, активизации их по- знавательной деятельности и методической поддержки внеклассной работы по различным школьным дисциплинам, в частности математики. Дистанционные конкурсы помогают углублять знания, помогают совершенствовать умения ра- ботать с использованием информационно-коммуникационных технологий, уме- ния самостоятельно искать, анализировать и обобщать полученную информацию. Предлагаемые задания обычно носят творческий характер. Учащимся необходи- мо проявить эрудицию и смекалку, а также умение быстро находить нужную ин- формацию. Это способствует формированию и развитию такой ключевой сегод- ня компетенции как информационная компетенция.Участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах дает учащимся возмож- ность соревноваться со своими сверстниками как на всероссийском, так и на международном уровне. Это способствует повышению самооценки учащихся, учебной мотивации, личностному росту, уверенности в своих силах и возмож- ностях, смелости в реализации новых проектов, инициативности. Важно, что дети хотят и могут работать, предлагают новые интересные темы для выполнения конкурсных работ. Кругозор их расширяется, творческие способности развива- ются - они заняты интересным делом. Главная цель такой работы - активизация познавательной деятельности учащихся, переход ее на более высокий исследо- вательский или творческий уровень.Чтобы заявить о себе, оценить свой уровень, пообщаться с единомышленни- ками, учащиеся обязательно должны участвовать в конкурсах, научно-практиче- ских конференциях и олимпиадах. Приобщить школьника к научно-исследо- вательской деятельности и к олимпиадному движению должен учитель. А для этого педагог сам должен быть готов к работе в условиях информационно-обра- зовательной среды и к использованию всех возможностей этой среды.Существует большое количество классификаций информационно-коммуни- кационных технологий как по функциональному значению, так и по структуре и содержанию самих этих технологий. По методическому назначению информа- ционно-коммуникационные технологии делятся на следующие категории:демонстрационные программные средства - средства, которые обеспечи- вают наглядное представление учебного материала, визуализацию изучаемых объектов, явлений и связей между ними;информационно-справочные, информационно-поисковые системы, базы данных и знаний, электронные библиотеки и др. - средства, которые обеспечи- вают хранение, поиск и представление информации;контролирующие программные средства - средства, которые используют- ся для диагностики и контроля освоения образовательной программы;компьютерные тренажеры - средства, предназначенные для отработки умений, навыков учебной деятельности;инструментальные программные средства - средства предназначенные для обработки текстовой, числовой, графической, звуковой и видео информации, создания и ведения баз данных, работы с электронными таблицами, создания мультимедийных презентаций;имитационные и моделирующие программные средства - средства, пред- назначенные для построения и исследования моделей изучаемых объектов;средства телекоммуникаций - средства, предназначенные для организации групповой учебной деятельности, а также для доступа к удаленным источникам знаний;автоматизированные обучающие системы - системы, предназначенные для формирования набора компетенций учебной и практической деятельности и обеспечение необходимого уровня усвоения, устанавливаемого обратной связью, реализуемой средствами программы;интегрированные информационные системы - средства, которые объеди- няют в себе возможности всех перечисленных средств и могут быть расширены добавлением дополнительных компонентов, обеспечивающих управленческую и организационную деятельность школы.Приведенная классификация является условной, поскольку с развитием ин- формационно-коммуникационных технологий размывается граница между раз- ными видами технологий, происходит их конвергенция. Так, базы данных мож- но относить, с одной стороны, к информационно-справочным системам, с дру- гой стороны, они являются инструментальными программными средствам, а средства телекоммуникаций сегодня используются практически во всех пере- численных средствах.Наиболее перспективными из приведенных являются интегрированные ин- формационные системы. В интегрированных системах используются возмож- ности самых разных средств. На основе интегрированных информационных си- стем сегодня создается информационно-образовательная среда образовательной организации. Интегрированная информационная система позволяет получить доступ к любой информации, хранящейся во внутренней сетевой инфраструкту- ре организации и в глобальной сети Интернет, уменьшает объемы бумажного документооборота, предоставляет единый интерфейс для получения информации для решения разных задач и в разных структурных подразделениях тем самым упрощая организационно-методический и административно-управленческий процесса образовательной организации.Интегрированные информационные системы позволяют достигать таких об- разовательных результатов как реализация проектной деятельности, развитие системного, критического, прогностического и творческого мышления, умения создавать математические модели объектов и явлений, ставить задачи и предло- жить разные варианты их решения.
×

Об авторах

Х А Гербеков

Карачаево-черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева

ул. Ленина, 29, Карачаево-черкесская Республика, Карачаевск, Россия, 369202

Б С Кубекова

Карачаево-черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева

ул. Ленина, 29, Карачаево-черкесская Республика, Карачаевск, Россия, 369202

Н М Чанкаева

Карачаево-черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева

ул. Ленина, 29, Карачаево-черкесская Республика, Карачаевск, Россия, 369202

Список литературы

  1. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Информатизация образования. Фундаментальные основы: учебник для студентов педвузов и слушателей системы повышения квалификации педагогов. М.: МГПУ, 2005. 231 с.
  2. Кузнецов А.А., Сурхаев М.А. Совершенствование методической системы подготовки учителей информатики в условиях формирования новой образовательной среды. М.: Известия, 2012. 84 c.
  3. Кузнецов А.А., Хеннер Е.К., Имакаев В.Р. Информационно-коммуникационная компетентность современного учителя // Информатика и образование. 2010. № 4. С. 3-11.
  4. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70435556/
  5. Сурхаев М.А. Умения, необходимые учителю для работы в образовательной среде, основанной на средствах ИКТ // Стандарты и мониторинг в образовании. 2008. № 6. С. 50-51.
  6. Филатова Л.О. Информатизация образования: новые возможности реализации преемственности обучения в школе и вузе // Информатика и образование. 2004. № 7. С. 118.

© Гербеков Х.А., Кубекова Б.С., Чанкаева Н.М., 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах