Том 16, № 1 (2016)

Обложка

Весь выпуск

Вопросы истории, теории и методологии

Терроризм как угроза западной цивилизации

Шубрт И., Черны К.

Аннотация

В статье обозначены ключевые научные подходы к изучению феномена терроризма в современном мире, в основе которых лежат такие понятия, как «(де)модернизация», «(рас)цивилизовывание», «религиозное возрождение», рациональные экономические цели религиозных движений под лозунгами «справедливой войны» или «космической войны» с силами зла. Статья начинается с обращения к работам Н. Элиаса, посвященным цивилизационным процессам и формированию современного государства как умиренного общества, однако эти работы оставляют за рамками рассмотрения проблему насилия. По мнению авторов, существует несколько возможностей дополнить теорию Элиаса проблематикой насилия: (а) определение тенденций расцивилизовывания и критериев идентификации соответствующих процессов; (б) обозначение роли и значения жестокого насилия в жизни современного общества; (в) выстраивание связной многоэлементной картины террора, особенно самоубийственного терроризма, т.е. описание его причин, проявлений и последствий. Авторы согласны с С.Ф. Хантингтоном в том, что мы живем в мире, где постоянно возрастает риск межцивилизационных конфликтов и культурных противоречий, корни которых лежат в религиозных традициях (по сути, речь идет о реполитизации религии и религиозном национализме - они стремятся инкорпорировать постулаты традиционной религии в политическую деятельность). Авторы приходят к выводу, что современный терроризм, особенно его самоубийственные формы, - это не просто особый вид (политической) борьбы, но также, если использовать метафорические конструкции, «пощечина» западному цивилизованному миру, попытка испытать на прочность и разрушить стабильные основания жизни современного общества. Причем терроризм стремится повлиять не только на политическую систему, но и на коллективную психику больших социальных групп и общностей, чтобы создать своеобразный театр ужаса, используя для этого рационально отобранные, просчитанные и апробированные средства насилия.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2016;16(1):7-19
pages 7-19 views

Этическая идентификация субъекта и «техники себя» в работах Мишеля Фуко

Яцуценко Ю.В.

Аннотация

Если образ индивида, с рождения попадающего в созданную до него и без него социальную реальность, стал привычным, то Мишель Фуко, проблематизируя генеалогию современного субъекта, обращает внимание на условие, по которому индивид даже в такой «готовой» реальности не является данностью для самого себя. Соответственно, можно говорить о процессах, практиках самоопределения индивида, о типах субъективации , т.е. о том, как индивид может искать и находить свое место в уже настроенных системах социальных отношений. В качестве концептуального решения мы берем « техники себя» Фуко, которые можно определить как наборы представлений и практик, с помощью которых индивид воздействует на себя и встраивается в какие-либо этические системы (системы знаний, норм поведения, властных отношений). «Техники себя» имеют сугубо социальный характер, они не только не постулируют этической самобытности индивида, но, наоборот, предполагают необходимость идентификации индивида со ссылкой на социальный порядок. Фуколдианские «техники себя» позволяют концептуализировать совпадения представляющихся анонимными процессов правления и индивидуальных процессов определения себя, при этом «техники себя» применяются в качестве указателя для моментов, когда субъект этической системы сам себя нормирует. Распознавая «техники себя» в действиях субъектов, можно рассматривать правление не как насильственное подчинение, но как базовое состояние социальных систем взаимоотношений. В целях проверки эвристичности концепта «техник себя» в статье разбираются античная и раннехристианская модели субъективации, противопоставленные Фуко по формам доступа субъекта к общемировоззренческим «истинам» данных этических систем. Если, следуя античным «техникам себя», индивид становится полноценным игроком на этическом поле, то, выполняя раннехристианские техники, субъект должен признать свою онтологическую неспособность утверждать праведное, исходя только из собственного опыта. Сопоставление позволяет, например, объяснить различия форм наставничества и целей самоконтроля.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2016;16(1):20-33
pages 20-33 views

Современное общество: актуальные проблемы и перспективы развития

Идентичность, негосударственные организации и религия в европейской интеграции

Мудров С.А.

Аннотация

Подписание Маастрихтского соглашения (1992 г.) усилило неэкономическую составляющую европейской интеграции и объективно укрепило позиции социального конструкционизма среди теорий европейской интеграции. Таким образом, была признана возможность учитывать роль идентичности, неправительственных организаций и религии в процессе унификации Европы. При этом роль религиозного фактора была особо отмечена в статье 17 Лиссабонского договора (2009 г.), установившего необходимость открытого и регулярного диалога между Европейским Союзом (ЕС) и церквями. Идентичность, как подчеркивается в данной статье, присутствует в ЕС в форме национальной и европейской идентичностей. Параметрами идентичности являются религия и ценности. Роль негосударственных субъектов обусловлена желанием Европейской комиссии усилить свою легитимность, а также необходимостью более широких консультаций в силу растущей сложности решаемых Евросоюзом задач. Роль церквей определяется исходя из присутствия указанных выше параметров, а также с учетом значения религии в истории Европы. Церкви вносят вклад в интеграцию как негосударственные субъекты и как участники формирования идентичности. При этом церкви отличаются от остальных акторов и имеют собственную «повестку дня», обусловленную морально-нравственными и богословскими доктринами. В целом можно отметить усиление роли и значения религиозного фактора на европейском уровне.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2016;16(1):34-49
pages 34-49 views

Реализуемая модель социального развития России и экономический рост

Парамонов В.В.

Аннотация

Несмотря на то, что статья 7 Конституции России 1993 г. определяет страну как социальное государство, реальность современной социально-экономической ситуации значительно отличается от декларации. В статье анализируется сложившая в стране ситуация с формированием основ социального государства. Анализ показателей социального неравенства и расслоения, характеризующие страну как социальное государство, в России демонстрирует все углубляющийся разрыв между богатыми и бедными. За последние годы ничего не было сделано для движения к более справедливому распределению доходов и национального богатства, что привело к дальнейшему росту социального неравенства, перекрывавшему все мировые достижения в этой сфере. При этом, как аргументировано в статье, высокая степень расслоения негативно влияет на экономический рост. На основании исследований отечественных ученых можно сделать вывод о том, что более равномерное распределение доходов обеспечивает более высокие темпы экономического роста и процветание страны. Такие результаты в значительной степени объясняет модифицированная теория факторов производства. К трем факторам, которые выделил Ж.Б. Сэй в в начале XIX в., впоследствии было добавлено еще несколько, в том числе специфический ресурс - рынок сбыта. Огромное социальное расслоение и, как следствие, очень значительное количество бедных лишает страну этого столь важного ресурса. Для исправления ситуации автор предлагает вернуться к прогрессивной шкале налогообложения с одновременным установлением нулевой ставки подоходного налога для беднейших категорий населения, что создаст предпосылки для роста потребительского спроса в условиях экономического кризиса.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2016;16(1):50-58
pages 50-58 views

Трансформация ценностей в сфере бизнеса в России и Иране: сравнительный аспект

Благова А.С.

Аннотация

Статья посвящена трансформации ценностей, доминирующих в сфере предпринимательства в России и Иране. Бизнес-сфера рассматривается в качестве движущей силы, как для общественной жизни в целом, так и экономической среды. Так как ценностные установки в сфере бизнеса могут быть рассмотрены как практический пример уровня восприятия обществом традиционного аксиологического комплекса государства, в статье с использованием статистических данных, представленных международным исследовательским центром « GlobeScan», независимой социологической службой Фонда «Общественное мнение», Аналитическим Центром «Левада-центр», анализируются причины непринятия российским обществом системы ценностей предпринимательского класса. В сравнительном аспекте рассматривается ценностная компонента сферы бизнеса в Исламской Республике Иран. Исследуется история реорганизации экономической системы согласно принципам концепции «тоухидной экономики» («экономики божественной гармонии») в целях снижения уязвимости национальной экономики в условиях действия глобализации сферы бизнеса и его ценностных компонентов. Анализируется деятельность исламских фондов («боньядов»), вовлеченных в предпринимательскую деятельность, как инструментов государства для пропаганды необходимых ценностных установок. Объясняется разделение бизнеса по степеням восприятия европейских ценностей в зависимости от его аффилированности с различными политическими силами.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2016;16(1):59-71
pages 59-71 views

Актуализация межкультурного диалога в современном интернет-пространстве

Липатова М.Е., Богатырева А.А.

Аннотация

В статье рассматриваются основные направления реализации межкультурного диалога в интернет-среде. На основе анализа характера межкультурного общения в интернет-среде выделены особенности, которые характеризуют интернет-пространство как особое средство осуществления межкультурной коммуникации, предоставляющее своим пользователям обширные возможности для реализации идеи межкультурного диалога. Анализируются новые виды и формы коммуникации, которые меняют и совершенствуют межкультурное взаимодействие в интернет-пространстве. Рассматриваются сетевые интернет-сообщества, являющиеся продолжением и новым измерением традиционно сформировавшихся структур социокультурной жизни, а также представляющие собой особое социокультурное пространство, в котором, трансформируя существующую социальную реальность, развиваются новые качества повседневной жизни. Также рассмотрены различные подходы к изучению роли современного интернет-пространства как средства межкультурного общения, в том числе показана специфика российского интернет-пространства в реализации данной цели. Выделены и проанализированы актуальные ресурсы по осуществлению межкультурного диалога, в частности, визуальная коммуникация как современное средство осуществления межкультурной коммуникации в интернет-пространстве. Выявлено, что наиболее широкий спектр возможностей для осуществления формата диалога сегодня предоставляют различные социальные сети. Эти ресурсы могут выступать одновременно площадкой для общения, как больших социальных групп, так и сервисом для переписки отдельных индивидов.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2016;16(1):72-84
pages 72-84 views

Выборы в Европейский парламент через призму социальных медиа как электорального ресурса

Катькина А.Н.

Аннотация

В статье рассматривается феномен социальных медиа как относительно новый инструмент электоральной и политической деятельности, направленный на формирование положительного имиджа политических партий и кандидатов от них (на примере Европейского парламента). Они приобретают все большее значение в современной мировой политике в связи с ростом количества пользователей Всемирной сети, падением популярности традиционных СМИ и стремительным распространением новых медиа, а также превращением интернет-пространства в площадку для активных политических действий. Основная роль в реализации задачи формирования политического имиджа принадлежит политическим институтам (партиям, государственным ведомствам), отдельным политикам и общественным деятелям, а также представителям электората, т.е. населению. Анализ усилий различных политических субъектов в социальных медиа позволяет условно выделить три функции последних: социальные медиа как инструмент повышения явки на выборы; инструмент повышения узнаваемости кандидатов и партий среди населения; способ повышения информированности населения о политических и электоральных процессах, происходящих в обществе в целом. В настоящее время серьезным препятствием для стратегических исследований в данной сфере является то, что технологии социальных сетей развиваются колоссальными темпами, что затрудняет какие-либо долгосрочные прогнозы относительно их использования. Несмотря на отсутствие общепризнанных критериев оценки эффективности ведения политической деятельности в социальных медиа, ключевым критерием и фактором успеха, по мнению автора, следует считать так называемое «постоянное присутствие» субъектов электоральной деятельности в сети Интернет.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2016;16(1):85-91
pages 85-91 views

Массовые опросы, эксперименты, кейс-стади

Среднее специальное образование в оценках и мнениях выпускников ссузов

Гаспаришвили А.Т.

Аннотация

Статья подготовлена на основе материалов проекта «Образование, рынок труда и социальное поведение молодежи в современной экономической ситуации», в рамках которого было проведено социологическое исследование, посвященное проблемам профессиональных ориентаций и планов выпускников российских средних специальных учебных заведений (ссузов). В ходе исследования выпускники объясняли, чем обусловлен их выбор профессии, что повлияло на этот выбор, делились своими планами относительно того, чем они собираются заниматься после завершения учебы, высказывали свое мнение о качестве полученного образования и необходимом уровне образования для успеха в жизни. Судя по данным исследования, студенты имеют серьезные мотивации к получению высшего образования, которое поможет им стать более конкурентноспособными на рынке труда. Для большинства из них система среднего специального образования является промежуточным, «вспомогательным» этапом в планируемой жизненной траектории. Эмпирические данные, полученные в результате проведенного исследования, также свидетельствуют о существенных различиях в мотивациях отдельных категорий изучаемой группы молодежи. Среди прочего студенты ссузов, получающие медицинское и педагогическое образование, демонстрируют большую приверженность морально обосновываемым ценностям служения обществу в отличие от ориентированных на работу в коммерческом секторе, сфере обслуживания и т.д. Материалы статьи могут быть полезны при планировании и корректировке государственной и ведомственной политики в области среднего специального и высшего профессионального образования.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2016;16(1):92-110
pages 92-110 views

Проблемы и перспективы будущей профессиональной деятельности в оценках студентов направления «государственное и муниципальное управление»

Мухаметжанова В.С., Ивлев Е.А.

Аннотация

В последние годы в российском обществе в рамках как официального государственного, так и медийного дискурса все активнее и жестче постулируется необходимость модернизации, оптимизации и реформирования институтов государственной и муниципальной службы как базовых инструментов обеспечения социально-экономического и политического развития страны. К сожалению, зачастую на этом пути различные организационные формы в системе социального управления наталкиваются на проблемы и препятствия не только институционального и объективного характера, но также и вполне субъективного свойства, связанные с «качеством» человеческого «материала», подобные формы наполняющего. Само понятие «чиновник» в общественном сознании россиян на протяжении многих десятилетий сохраняет негативную коннотированность, хотя в то же время соответствующие профессии остаются крайне привлекательными для молодых поколений как гарантирующие если не высокие доходы, то стабильность - финансовую и статусную. Авторы статьи, сопоставляя результаты двух опросов, реализованных в 2011 и 2015 г. методом анкетирования основного массива студентов Российского университета дружбы народов, обучающихся на направлении «государственное и муниципальное управление», показывают, насколько сильны в сознании будущих специалистов устойчивые стереотипы массового сознания относительно проблем и перспектив деятельности государственных и муниципальных служащих как особой профессиональной группы, в силу корпоративных правил и требований нормативного и неформального характера сохраняющей свою закрытость для простого человека. Признавая ограниченные возможности проведения сопоставлений двух массивов данных по причине существенной модификации базового инструментария, авторы все же отмечают ряд важных тенденций в восприятии будущими специалистами государственной и муниципальной службы этических требований, а также общественных ожиданий и претензий к своей профессиональной деятельности.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2016;16(1):111-129
pages 111-129 views

Социальная ответственность организаций малого и среднего бизнеса в России

Неверов А.В., Давыденкова Е.С.

Аннотация

Проблематика социальной ответственности бизнеса приобрела большое значение в практической деятельности многих современных организаций. Несмотря на то, что социальная ответственность бизнеса как институализированный организационный управленческий процесс существует более 50 лет, данная тематика до сих пор не получила полноценного решения и многие ее аспекты все еще являются предметом дискуссий. Учитывая то, что малый и средний бизнес играет важную роль в процессе социально-экономического развития страны, данный пробел может послужить значимой преградой в процессе повышения эффективности взаимодействия основных акторов и стейкхолдеров деловой среды государства. В связи с этим представляется актуальным изучение особенностей деятельности малых и средних организаций в сфере социальной ответственности бизнеса. Авторами было проведено собственное исследование разведывательного характера российских организаций малого и среднего бизнеса, на основании которого делаются выводы о том, что у представителей малого и среднего бизнеса нет четкого и системного понимания направлений и способов реализации социальной ответственности. Применение стандартов, разработанных для больших организаций при осуществлении социальной ответственности в форме КСО, слишком глобально и ресурсно затратно для компаний малого и среднего бизнеса, а собственных технологий и алгоритмов реализации социальной ответственности для малого бизнеса в России пока не сформировано (за исключением некоторых аспектов благотворительности и отдельных требований к повышению квалификации работников, которые скорее осознаются как внешние по отношению к организации требования).

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2016;16(1):130-140
pages 130-140 views

Социология управления

Рационализирующие социальные технологии

Щербина В.В.

Аннотация

Статья посвящена проблемам определения специфики и классификации социальных технологий (в тексте будет использована аббревиатура СТ). Она содержит изложение проблем, связанных, во-первых, с уточнением специфики социальных технологий; во-вторых, с классификаций существующих типов социальных технологий; в-третьих, с определением специфических признаков (функций, решаемых задач, механизмов, границ и сфер применения, идеологических оснований) социальных технологий; в-четвертых, обозначению основных характеристик одной из групп социальных технологий, которые в статье обозначены как рационализирующие социальные технологии (далее в тексте будет использована аббревиатура РСТ); в-шестых, с определением специфики одного из наиболее значимых, но плохо осмысленных подтипов рационализирующих социальных технологий, который связан с решением задачи рационализации управленческой деятельности и обознается автором как подтип «целеобеспечивающих рационализирующих управленческих социальных технологий» (далее в тексте будет использована аббревиатура ЦОРУСТ). Тем самым в статье предпринимается попытка хотя бы отчасти снизить масштабы того хаоса, что царит сегодня в теории социальных технологий и проявляется, в частности, в неоднозначности трактовок социальных технологий, в непроясненности различий между типами СТ и специфики выполняемых ими функций и т.д.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2016;16(1):141-162
pages 141-162 views

Эффективность государственной молодежной политики в Республике Хакасия

Шиголакова Т.Б.

Аннотация

В статье дана оценка эффективности государственной молодежной политики, проводимой в Республике Хакасия в 2010-2013 гг.: показано изменение количества специалистов в сфере молодежной политики, представителей общественных объединений, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку; обозначена доля молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, вовлеченных в волонтерскую деятельность, задействованных в мероприятиях, направленных на формирование культуры патриотизма, гражданственности и толерантности, участвующих в мероприятиях по повышению предпринимательской активности и вовлеченных в деятельность студенческих отрядов; проанализировано количество проектов и программ, поданных на конкурс грантов Правительства Республики Хакасия в области государственной молодежной политики; рассмотрены меры по поддержке талантливой молодежи и т.д. Автор приводит в статье показатели, позволяющие характеризовать ситуацию в разных сферах молодежной политики с точки зрения ее фокуса и приоритетных проблем. Так, в области реализации мер по противодействию злоупотребления наркотиками и их незаконному обороту сопоставлены ежегодные показатели количества молодых людей, вовлеченных в мероприятия по предупреждению наркомании, а также представлена динамика снижения преступности в сфере незаконного оборота наркотиков; в сфере профилактики правонарушений, обеспечения безопасности и общественного порядка на территории Хакасии представлены показатели снижения удельного веса преступлений, совершаемых несовершеннолетними и молодежью; в области развития инновационной, научной и научно-внедренческой деятельности показана динамика увеличения количества молодых исследователей, привлеченных к такому роду деятельности, а также числа научных школ в Хакасии; дана оценка участия негосударственных некоммерческих организаций в конкурсах по предоставлению грантов по проблемам становления институтов гражданского общества, защите прав граждан, решении социально-культурных и иных общественно значимых задач развития Хакасии и т.д.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2016;16(1):163-174
pages 163-174 views

Социологический лекторий

Противоречия и конфликты современного российского образования

Акулич М.М.

Аннотация

Статья посвящена исследованию противоречий и конфликтов в современном российском образовании, определению возможностей управления конфликтными ситуациями. Исследование проведено с использованием институционального и системного подходов, фундаментальных положений, касающихся социальных конфликтов и социального согласия, предложенных в трудах социологов. Проведен историко-социологический анализ социальных конфликтов и социального согласия в образовании. Конфликты в образовании предстают как результат развития противоречий, присущих этому социальному институту. Предложены и проанализированы основные конфликты в современном российском образовании. Рассмотрены пути достижения согласия между субъектами взаимодействия в развитии системы российского образования и образовательном процессе. Конфликт в образовании анализируется как управляемый процесс. Выявлены основные противоречия в системе «общество-образование». Обоснована авторская классификация видов конфликтов в образовании. Конфликты в образовании рассмотрены во взаимосвязи с согласием. Приведены некоторые данные эмпирического исследования, в рамках которого изучалось отношение к конфликтам. Реализация практических мер в соответствии с выделенными автором видами конфликтов будет способствовать повышению качества обучения школьников и студентов, окажет позитивное влияние на функционирование и развитие современного российского общества. Материалы, приведенные в статье, могут быть полезны социологам, педагогам, менеджерам образования и всем интересующимся конфликтами и возможностями разрешения конфликтных ситуаций.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2016;16(1):175-188
pages 175-188 views

Рецензии

pages 189-201 views
pages 202-206 views

Наши Авторы

Наши авторы

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2016;16(1):207-208
pages 207-208 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах