№ 4 (2013)
- Год: 2013
- Статей: 14
- URL: https://journals.rudn.ru/sociology/issue/view/395
Статьи
Эвристические ресурсы «классики» и перспективы социологического просвещения
Аннотация
В статье обсуждается традиционный для методологии социально-гуманитарного познания вопрос о мировоззренческом статусе, функциях и целевых установках общественных наук (и прежде всего социологии). По мнению автора, шанс на обоснование смысла научных изысканий в области теории и истории социологии (причем такого, который способен наделить их культурной значимостью за пределами узкопрофессиональной среды) дает перспектива «социологического просвещения». Ее важнейшим компонентом становится демонстрация «эвристических ресурсов» классической и современной теоретической социологии как средства научного объяснения и концептуализации проблем человеческого общества на уровне, доступном для внеакадемических аудиторий.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2013;(4):5-14
5-14
Перформативные исследования в акторно-сетевой теории (на примере «технологической перформативности» в работах Г. Киена)
Аннотация
В статье рассматриваются теоретико-методологические предпосылки формирования концепции «технологической перформативности» в работах современного исследователя Г. Киена, подход которого можно охарактеризовать как междисциплинарный. Среди множества существующих предпосылок становления данного концепта наибольшее внимание уделяется роли теории речевых актов Дж. Остина, а также гендерных исследований Дж. Батлер.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2013;(4):15-23
15-23
Использование невербальной информации в ходе фокус-группового исследования
Аннотация
В статье рассматривается возможность и необходимость анализа невербальных реакций в ходе исследований, приводящихся с использованием метода фокус-групп. Анализируются основные невербальные проявления респондентов в фокус-группе, возможности их интерпретации, сложности распознавания и перспективы оценивания. Акцентируется внимание на анализе групповой динамики и жестов как специфической особенности работы в фокус-группах.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2013;(4):24-33
24-33
Социализация личности: проблема насилия
Аннотация
Насилие сегодня носит массовый характер. Оно принимает различные формы, имеет место в странах с различными социально-экономическими условиями, культурами, религиями и типами семейных отношений. Причины насилия в школах нужно искать не только в деформациях семейных отношений или неудачах образовательной политики — в воспитательной работе и недостатках управлении школьными учреждениями. Они также должны рассматриваться в их социальной среде. В статье обосновывается необходимость рассмотрения проблемы насилия в школе как проблемы современной цивилизации — общества знания. Возможность успешного решения проблемы насилия в школах на местном уровне и в конкретных условиях образовательного учреждения реализуема, только если ее рассматривать с более широкой цивилизационной точки зрения, с опорой на современные представления о человеке и социализации.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2013;(4):34-44
34-44
Национальная безопасность России: внешние угрозы и механизмы противодействия им
Аннотация
Национальная безопасность России является одним из приоритетных направлений социальных исследований, особенно актуальной остается проблема изучения механизмов противодействия внешним угрозам. В статье на основе анализа имеющихся в литературе представлений о внешних угрозах безопасности России систематизируются сложившиеся в социологической, социально-философской и политической науках представления о структуре внешних угроз национальной безопасности России и способах их ликвидации.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2013;(4):45-51
45-51
«Мы» и «они»: стереотипы сербской студенческой молодежи
Аннотация
В статье обобщены результаты двух эмпирических исследований, посвященных ценностным ориентациям сербского студенчества. Первый опрос, обозначивший базовые авто- и гетеростереотипы молодежи, был проведен в 2012 г. на квотной выборке в 363 студента Университета Приштины, временно расположенного в Косовска Митровица. Авторы проанализировали стереотипы студенчества в отношении россиян и сравнили данные с результатами, полученными на выборке в 603 респондента, репрезентирующей студенчество основных государственных университетов Сербии: оказалось, что у молодежи доминируют предельно позитивные автостереотипы и образ россиян, и не только в Косово и Метохии, но и в других регионах Сербии. Кроме того, были выявлены умеренно негативные стереотипы по отношению к черногорцам, немцам и американцам, причем значительные частотные различия в атрибутах этих групп не затрагивают ядра их устойчивых коллективных образов.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2013;(4):52-65
52-65
Репертуар страхов российского студента: по материалам эмпирического проекта
Аннотация
Статья является логическим продолжением социологической разработки проблематики страхов, первые результаты которой были опубликованы в предыдущем номере журнала. Авторы кратко суммируют основные форматы концептуализации и эмпирической интерпретации понятий «ценностные ориентации» и «страхи», детально прописанные ранее, и показывают, как данные понятия могут использоваться в репрезентативных социологических опросах для идентификации смысложизненных ценностей и поведенческих паттернов респондентов через коллективные представления о рутинизированных страхах и оптимальных стратегиях преодоления социально и психологически дискомфортных ситуаций. По материалам эмпирического исследования, реализованного методом анкетирования на студенческой выборке в Российском университете дружбы народов, предложен формат операционализации проблематики страхов посредством включения в опросный инструментарий следующих блоков вопросов: о смысложизненных приоритетах студенчества; о репертуаре страхов современного молодого человека; об общем уровне тревожности и стратегиях преодоления дискомфортных состояний и др. (причем распределение ответов на вопросы каждого блока можно рассматривать в свете социально-демографических и иных различий). Результаты исследования, в частности, показали, что у студентов доминирует страх потерять своих близких, обусловленный осознанием внушительного числа социальных угроз как актуальных; что практически каждый второй оценивает свое основное эмоциональное состояние как беспокойное и тревожное, но редко придерживается определенной поведенческой стратегии преодоления дискомфортной ситуации, хотя в случае сильного страха обращается за советом/поддержкой/утешением к ближнему социальному кругу.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2013;(4):66-78
66-78
Карьерные устремления руководителей в российском бизнесе: эмпирическое исследование организаций различных типов
Аннотация
В статье представлены результаты эмпирического исследования, нацеленного на выявление и анализ карьерных устремлений руководителей в российском бизнесе в зависимости от типа организации. Обследовано 17 бизнес-организаций — престижных и непрестижных, расположенных в Москве и в регионах, находящихся в отечественной и в зарубежной собственности. Опрошено более 250 руководителей нижнего и среднего звена, проведено 35 глубинных интервью. Представленные данные позволяют определить различия карьерных успехов руководителей, обладающих разными карьерными устремлениями, в зависимости от организационных признаков.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2013;(4):79-93
79-93
Управление здоровьем: научные подходы к исследованию здоровья и здоровьесберегающего поведения у студентов
Аннотация
В статье представлены результаты анализа основных научных подходов к исследованию отношения студентов к здоровью и здоровьесберегающему поведению. В контексте социологического подхода рассматриваются существующие теории и подходы к формированию здорового образа жизни и здоровьесберегающего поведения студентов. Обосновывается социологический подход к здоровьесберегающему поведению как наиболее перспективному направлению укрепления здоровья студентов. Несмотря на широкие возможности мотивации к здоровьесберегающему поведению студентов, в настоящее время сохраняются проблемы его формирования, обусловленные как социальными, так и культурными особенностями.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2013;(4):94-103
94-103
Социальный контроль как механизм повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг
Аннотация
В статье представлены основные результаты Мониторинга качества предоставления государственных и муниципальных услуг, осуществляемого при участии авторов с 2011 г. Авторы рассматривают такие исследования как один из наиболее эффективных способов социального контроля деятельности органов власти. Проведение таких исследований и использование их результатов в управленческой практике способствуют повышению качества предоставления государственных и муниципальных услуг.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2013;(4):104-116
104-116
Возможности анализа невербальной информации как элемента управления
Аннотация
Получение информации об эмоциональном состоянии сотрудника может являться важной задачей для менеджера при планировании текущей работы, та как эмоциональная составляющая накладывает отпечаток на деловые отношения и в каком-то смысле на качество выполняемой работы. Выявление возможностей использования анализа невербальной информации (в сравнении с вербальной), рассмотрение преимуществ и недостатков каждого из них является предметом анализа статьи.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2013;(4):117-126
117-126
От турбулентности к диагностике кризиса: пределы и потенциал социологической критики (новая повестка дня для европейской социологии)
Аннотация
В статье представлен обзор ключевой проблематики и дискуссионного поля последнего 11-го форума Европейской социологической ассоциации «Кризис, критика и изменения», состоявшегося в Турине в августе 2013 г. Также авторами предпринята попытка предварительного анализа самих концептов «критики» и «кризиса» как периодически востребуемых научным сообществом на разных этапах истории социологических идей. Кризисно-критическая установка рассматривается как одна из типических форм социологического дискурса, обладающая рядом специфических особенностей и отличающаяся от «полярной» ей стабилизационно-интеграционной когнитивной перспективы.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2013;(4):127-141
127-141
Šubrt J., Vinopal J. a kolektiv. Historické vědomí obyvatel České republiky perspektivou sociologického výzkumu. — Praha: Karolinum, 2013. — S. 256 (Шубрт И., Винопал И. и др. «Социологическая оценка исторического сознания жителей Чешской республики». — Прага: Каролинум, 2013. — С. 256)
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2013;(4):142-145
142-145
Наши авторы
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2013;(4):146-147
146-147