Том 24, № 1 (2024)

СЕКЦИЯ «СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» ШЕСТОГО ПРОФЕССОРСКОГО ФОРУМА (РУДН, 16 НОЯБРЯ 2023 ГОДА)

Вступительное слово на заседании научно-отраслевой секции «Социологические науки» в рамках Шестого профессорского форума «Наука и образование как основа развития России. Кадры для инновационной экономики»

Горшков М.К.

Аннотация

-

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2024;24(1):7-12
pages 7-12 views

Об идеологических аспектах образования и ответственности социолога (введение в дискуссию)

Иванов В.Н.

Аннотация

-

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2024;24(1):13-18
pages 13-18 views

О проблеме воспроизводства кадров в российской науке и вузах (введение в дискуссию)

Черныш М.Ф.

Аннотация

-

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2024;24(1):19-27
pages 19-27 views

Формы участия высшего образования в решении проблем производительности труда

Тощенко Ж.Т.

Аннотация

На первый взгляд, такая постановка вопроса, как производительность труда в контексте деятельности высшего образования, кажется необычной и не бесспорной, так как в подавляющем количестве случаев этот вопрос рассматривается в связи с анализом проблем экономики, с использованием таких ресурсов на производстве, как совершенствование технологии, техники и управления, с улучшением условий и организации труда. Но к этому перечню средств повышения производительности труда следует привлечь анализ предварительных этапов, на которых у будущих специалистов начинает формироваться комплекс качеств производительного труда - учебный процесс во всем его многообразии, чему уделяется недостаточное внимание. В статье раскрываются формы участия российских университетов в решении одной из центральных задач по повышению эффективности экономики - подготовке будущих специалистов к производительному труду. Обычно понятия «производительный труд» и «производительность труда» употребляются применительно к реально функционирующему производству, о чем свидетельствуют и многочисленные исследования, и технологическая и экономическая политика, и реальная деятельность на производстве. В статье показано, что для реализации национальной программы «Производительность труда и занятость» особенно значим подготовительный этап к решению этой проблемы, что предполагает кардинальную реконструкцию действий университетов по подготовке студентов к будущей трудовой жизни: профессиональная ориентация, профессиональный отбор, производственная практика и профессиональная адаптация. Рассмотрение этих форм участия высшего образования в решении проблем производительности труда и производительного труда базируется на исследованиях Института социологии ФНИСЦ РАН и Российского государственного гуманитарного университета, а также выводах и предложениях ученых, преподавателей и практиков, которые изучали, применяли и/или обобщали опыт привлечения и участия студентов в подготовке к будущей профессиональной жизни.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2024;24(1):28-42
pages 28-42 views

Становление синергийных сложностей в России: запрос на новые учебные курсы в вузовском образовании

Кравченко С.А.

Аннотация

В статье обосновывается запрос на новые подходы к вузовскому образованию, которые обусловлены становлением «порядка из хаоса» (И. Пригожин) в виде синергийных сложностей, сформировавшихся в стране. Их недооценка в годы перестройки и либеральных реформ привела к кризису образовательной системы и общества в целом. До сих пор эта актуальная проблематика недостаточно представлена в образовательных программах высших учебных заведений: необходимо дать студентам синергийное знание, связующее достижения социально-гуманитарных и естественных наук, позволяющее анализировать природу сложных, нелинейно развивающихся реалий и управлять ими. В статье рассматриваются следующие синергийно сложные реалии: социо-техно/цифро-природные гибриды, сложные пространства и время, интерферентные риски и гибридные уязвимости, сложная идентичность современного человека, сложности общественного сознания, добра и зла, а также научного знания и образования. Для их анализа задействуется теоретико-методологический инструментарий, состоящий из трех мета-парадигм: теории синергетики (социогуманитарное и естественнонаучное знание); теории, исследующие взаимовлияние глобальных и национально-локальных факторов; теории нелинейного развития и метаморфозных преобразований. Делаются выводы о необходимости межи постдисциплинарных курсов, позволяющих решить следующие задачи: вооружить студентов знаниями о каузальностях сложного типа; сформировать креативные личности, обладающие набором тех общекультурных и профессиональных компетенций, что необходимы для изучения и воспроизводства российских синергийных сложностей с сохранением их национально-культурной специфики; выработать гуманистическое мировоззрение, социально ответственное отношение к обществу, макрои микро-миру природы, технологическим инновациям, тем самым внося вклад в суверенное развитие страны.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2024;24(1):43-57
pages 43-57 views

Инновационная бюрократия в управлении высшим образованием

Барков С.А., Маркеева А.В., Гавриленко О.В.

Аннотация

В течение последних десятилетий российская система образования постоянно реформировалась. Ее современное состояние и проблемы невозможно понять без выявления субъекта, инициирующего и осуществляющего эти постоянные перемены. Таким субъектом выступает инновационная бюрократия - специфический вид бюрократии, обслуживающий инновационные процессы в обществе и создающий из них общественные и организационные рутины. Бюрократия сумела сделать из инноваций конвейер, и часто он движется по кругу - без начала и конца. Реформы носят маятниковый характер, через определенные промежутки времени их содержание повторяется. В статье рассматриваются многочисленные последствия и эксцессы господства инновационной бюрократии в управлении высшим образованием. Они возникли, потому что реальные, общественно значимые цели системы высшего образования инновационная бюрократия подменяет отдельными показателями, которые можно быстро достичь и использовать в отчетности для создания видимости заслуг перед обществом. Жесткий административный пресс инновационной бюрократии приводит к постоянному обновлению и скрещиванию стандартов (многое прописанное в них не поддается стандартизации), росту отчетности (в том числе в электронной форме), увеличению педагогической нагрузки. Недостаточность целеполагания, амбивалентность целей, непрерывность проектов изменений не позволяют оформиться набору институциональных матриц, отвечающих на современные вызовы, запускают дестабилизирующие процессы внутри системы образования. Изменить ситуацию может институциональный подход к управлению высшим образованием, ориентированный не на административные приказы и достижение формальных целей, а на установление норм и правил для саморазвития системы. В таких условиях оценивать результаты развития системы образования должно общество и государство, а не представители инновационной бюрократии, которые заинтересованы в сохранении конвейера инноваций. Принципы постиндустриального менеджмента должны найти применение в системе образования, заменив бюрократический подход к реализации инноваций.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2024;24(1):58-72
pages 58-72 views

Социокультурный контекст формирования и реализации моделей социологического образования в России

Буланова М.Б.

Аннотация

Статья посвящена историческим аспектам формирования и реализации моделей социологического образования в России. Просветительская модель, разработанная Н.И. Кареевым и М.М. Ковалевским в конце XIX века, была предназначена для ознакомления с социологическим знанием студентов всех направлений вузовской подготовки. С 1901 года практика социологизации обществознания была введена в Высшей русской школе общественных наук в Париже, а в 1908 году усовершенствована на кафедрах социологии Психоневрологического института им. В.М. Бехтерева и Московского городского народного университета им. А.Л. Шанявского. В 1918 году П.А. Сорокин разработал профессиональную модель подготовки социологов. До 1921 года студенты обучались по данной модели на факультетах общественных наук Московского, Петроградского и Ярославского университетов. В 1922 году процесс реализации разработанных социологами моделей был приостановлен в связи с введением централизованных планов по обучению студентов основам марксизмаленинизма. Креативный потенциал исторически сложившихся моделей стал востребован в период перестройки, в конце 1980-х - начале 1990-х годов, а новые варианты просветительской и профессиональной моделей были внедрены в высшую школу в благоприятных условиях повторной институционализации социологии. Однако с 2010 года начался процесс постепенного уменьшения числа социологических кафедр и факультетов в российских вузах по программам подготовки «бакалавр-магистр». В настоящее время просветительская и профессиональная модели представлены в российской высшей школе неравномерно, а их реализация остается под вопросом в связи с инициативой Министерства науки и высшего образования вернуться к подготовке студентов по укрупненным группам специальностей, т.е. планы подготовки социологов придется согласовывать с планами подготовки по регионоведению, международным отношениям, туризму и политологии.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2024;24(1):73-86
pages 73-86 views

Модель подготовки социолога в свете разработки Федерального государственного образовательного стандарта четвертого поколения

Темнова Л.В.

Аннотация

В настоящее время в России происходит формирование новой уровневой системы высшего образования. Существенные изменения вносятся с учетом новых требований к специалистам в экономике, социальных отраслях, во всех сферах общественной жизни. Предполагается, что новая система вберет в себя наработки советской модели образования и опыт последних десятилетий. Цель статьи - рассмотреть новую версию подготовки социолога в свете реформирования системы высшего образования и разработки Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) четвертого поколения. Одна из центральных идей, положенных в основу новой системы, - предоставление студенту возможности выбора направления подготовки не на этапе поступления в вуз, а с третьего года обучения, что повысит осознанность профессионального выбора, поможет более успешному встраиванию выпускников в рынок труда за счет широкой образовательной базы и обеспечит гибкость образовательных программ, сохранив в каждой «фундаментальное ядро». Таким образом, первые два года будет осуществляться общая (для входящих в укрупненную группу направлений) подготовка, а далее - специализированная (социологическая). Однако предлагаемый Министерством образования и науки (Минобрнауки) макет нового стандарта, основанный на обновленных, укрупненных группах направлений, не будет способствовать повышению профессионального уровня выпускниковсоциологов. Обязательное выделение общей части для входящих в группу направлений и потому неизбежное сокращение профессиональной подготовки лишает высшее социологическое образование связи с практикой, разрушает подготовку профильных специалистов, делает ее беспредметной, что противоречит запросам общества и рынка труда, целям социальноэкономического развития страны. Также возникает проблема непрогнозируемого удлинения сроков выхода выпускников на рынок труда; не определены механизмы распределения контрольных цифр приема между направлениями внутри группы, финансового обеспечения увеличенного периода обучения (удорожание на 20 %-40 %) и педагогической нагрузки. Проводимый сегодня пилотный проект, рассчитанный на три года, не позволит сделать обоснованные выводы о правомерности заложенных в него идей: обучающиеся даже не закончат базовый уровень высшего образования. Поэтому целесообразно вернуться к разработке ФГОС по каждому направлению подготовки, провести дополнительную работу по нормативному и правовому обеспечению перехода от Болонской системы с ориентацией на ценности и цели российской высшей школы, провести широкое общественнопрофессиональное обсуждение актуальных проблем планируемых реформ.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2024;24(1):87-100
pages 87-100 views

Новый ФГОС и социологическое воображение: несколько слов о бедном социологическом (а не демоскопическом) образовании

Троцук И.В.

Аннотация

В статье представлено несколько соображений о причинах нынешней крайней обеспокоенности профессионального социологического сообщества предлагаемой Федеральным государственным образовательным стандартом четвертого поколения моделью подготовки социолога. Кратко суммировав общие проблемы высшего образования, накопившиеся к настоящему времени не только в российской университетской системе, но затронувшие в той или иной степени большинство национальных подходов к подготовке профессиональных кадров (массовизация, коммерциализация, бюрократизация, цифровизация, утрата университетской автономии и институциональной независимости в угоду социальноэкономическому воспроизводству, снижение качества подготовки будущих специалистов и авторитета преподавателя и т.д.), в основной части статьи автор, ссылаясь на авторитетные социологические источники и экспертные оценки, называет одну из главных причин обеспокоенности профессионального социологического сообщества предлагаемым радикальным изменением модели подготовки социологов. Безусловно, количество очевидных рисков здесь весьма значительно, как и их «качественная» вариативность (приоритет политологической направленности; сокращение объема принципиально важных для подготовки социологов дисциплин; сложность освоения за сокращенный период специальных профессиональных компетенций; неясные перспективы штатного профессорско-преподавательского состава социологических кафедр и т.д.), однако главная опасность видится в утрате предлагаемой моделью социологической подготовки способности развить основной профессиональный навык грамотного исследователя (а не демоскопа/практика) - социологическое воображение, что требует длительного «медленного чтения» и постоянной методической рефлексии.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2024;24(1):101-111
pages 101-111 views

Социолог 4.0: вызовы и риски реформирования профессионального социологического образования

Образцов И.В.

Аннотация

Отечественная система профессионального социологического образования, если за точку ее институционализации принять создание в СССР в 1989 году первых социологических факультетов, функционирует уже более тридцати лет. Но, пожалуй, самый сложный период ее развития предстоит в ближайшие годы в связи с переходом к новой двухуровневой модели высшего образования и разработкой нового федерального государственного образовательного стандарта четвертого поколения. Реализация этих планов имеет определенные издержки (вызовы): 1) лишение социологических направлений подготовки статуса самостоятельной укрупненной группы специальностей (УГСН) и включение социологии в УГСН политологического профиля; 2) введение программы совместного обучения социологов в течение первых двух курсов с представителями политологических направлений и, как следствие, сокращение учебного времени на освоение учебных дисциплин социологического профиля; 3) противоречия между базовым и специализированным уровнями высшего образования, связанные с расширением возможностей выпускников базового уровня по поступлению в аспирантуру. Не урегулированы вопросы определения контрольных цифр приема на УГСН, механизмы их внутреннего распределения между и направлениями подготовки, возможности одновременного освоения «смежных» специальностей. Эти вызовы создают риски для сохранения социологией статуса специальности и направления, а, в конечном счете, угрозу ее самостоятельности, идентичности и дееспособности. В статье обосновываются меры по развитию профессионального социологического образования и по сохранению его статуса в условиях реформирования отечественной системы высшего образования. Прежде всего, это восстановление УГСН по социологии в «Перечне направлений подготовки высшего образования», и тогда новый ФГОС 4 будет ориентирован на родственные направления подготовки, что позволит повысить качество профессионального социологического образования.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2024;24(1):112-124
pages 112-124 views

Социологическое образование в Беларуси: история и современность

Данилов А.Н., Ротман Д.Г.

Аннотация

Как не раз уже было в истории, образование вновь нуждается в уточнении направления своего развития. Вихри перемен немного приутихли, и стало очевидно, что много хорошего было утрачено: как показывает опыт, образование консервативно по сути, и в этом его большое достоинство. Образование - это приобщение к вечным истинам, постижение законов эволюции, включенность в мир разума. Университет в этом смысле не место услуг, торга, купли и продажи, а храм науки, постижения истины, и массовым быть не может по определению. Университет живет своей жизнью, но не оторван от государства, его истории, национальных традиций и ценностей. В статье рассмотрены проблемы трансформации социологического образования и институционализации социологии в Беларуси. Преподавание социологических дисциплин началось с открытием Белорусского государственного университета (БГУ) в 1921 году. Профессор С.З. Каценбоген стал первым преподавателем социологических дисциплин и руководителем кафедры социологии и первобытной культуры. Затем последовал более чем тридцатилетний вынужденный перерыв, связанный с изъятием социологии из учебных программ, репрессиями 1930-х годов, Великой Отечественной войной и послевоенным восстановлением. Усилиями подвижников Г.П. Давидюка и Е.М. Бабосова в 1960-е годы началось возрождение социологии. Структуры социологического профиля были созданы в Академии наук и ведущих вузах, социология стала одним из главных источников знания о современном обществе, протекающих в нем процессах, о человеке и его социальном самочувствии. Социологическая наука, несмотря на все трудности развития, вопреки чинимым преградам, становится особенно востребованной в условиях неопределенности, глобальной нестабильности и возникающей в этой связи социальной турбулентности. При этом игнорирование собственного опыта, отход от национальных образовательных традиций, механическое заимствование чужих практик неприемлемо и ведет к стагнации. Сегодня университетское образование находится на перепутье, наблюдается снижение интереса к социологии, преподавание социологических дисциплин уменьшается в объеме, объединяются или закрываются кафедры и исследовательские центры, снижается востребованность специалистов в области социологии на рынке труда.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2024;24(1):125-139
pages 125-139 views

Высшее образование в Евразийском экономическом союзе: потенциал и проблемы сотрудничества

Осадчая Г.И., Юдина Т.Н.

Аннотация

Решение интеграционных задач по формированию общего рынка труда, взаимопроникновению ценностей и идей, обеспечению взаимопонимания и доверия между народами требует создания единого образовательного пространства на территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС), сближения образовательных и профессиональных стандартов, взаимного признания дипломов, ученых степеней и званий. В статье рассмотрена академическая мобильность внутри интеграционного объединения и современные практики сотрудничества государств-членов и стран-наблюдателей Союза в области высшего образования на основе данных Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) и Федеральной службы государственной статистики России, а также дана оценка результативности продвижения идей евразийской интеграции по результатам эмпирического исследования и обозначены резервы развития сотрудничества стран-членов ЕАЭС и стран-наблюдателей в сфере образования. В частности, выявлено сокращение обмена студентами между вузами стран-членов при одновременном росте числа иностранных студентов из стран дальнего зарубежья; в рамках академической мобильности ЕАЭС Россия по-прежнему принимает больше обучающихся, чем ее партнеры. Это говорит о неравноценности студенческой и преподавательской академической мобильности, вызывает беспокойство в странах-членах и странах-кандидатах, требует изменения законодательства и финансирования и учета роста конкуренции за влияние в сфере образования с Турцией, Европой и Китаем. Показано развитие структуры и программ сотрудничества в сфере образования, расширение сети филиалов ведущих вузов Союза в других странах, создание ведущими вузами Консорциума, Евразийского Сетевого университета и Славянских университетов, заключение новых соглашений о сотрудничестве. Развитие сотрудничества стран-членов ЕАЭС и стран-наблюдателей в сфере образования требует достижения согласия между участниками интеграционных процессов, включении образования в интеграционную повестку на высшем уровне, отнесения вопросов высшего образования к отдельной сфере сотрудничества, расширения нормативно-правового регулирования вопросов сотрудничества и формирования институциональной базы управления сферой высшего образования в ЕАЭС.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2024;24(1):140-154
pages 140-154 views

Гуманитарное импортозамещение: о некоторых итогах и актуальных задачах российского обществознания

Хагуров Т.А.

Аннотация

Актуальность рассматриваемой проблематики обусловлена фундаментальными общественно-политическими трансформациями последних лет, связанными с обострением сложного комплекса культурных, цивилизационных и, как следствие, интеллектуальных противоречий России с западным миром. Эти противоречия заставляют как российское общество, так и отечественное обществоведение подводить итоги, рефлексировать по поводу результатов последних тридцати лет и пытаться прогнозировать сценарии будущего, в том числе интеллектуальные. Цель статьи - попытка обобщения некоторых итогов развития отечественного обществознания в постсоветский период и обсуждения (по крайней мере приглашения к таковому) возможных контуров его дальнейшего развития в соответствии с изменившейся логикой общественных процессов. В статье обозначены как достижения отечественной социогуманитарной мысли в постсоветский период, так и накопившиеся проблемы, прежде всего, утрата интеллектуальной самостоятельности, связанная с некритичным заимствованием и догматизацией многих интеллектуальных моделей западной мысли, часть которых создавалась для понимания иной, отличной от российской, социокультурной реальности, а часть изначально носила характер интеллектуального оружия, направленного против СССР (России). Автор предлагает в качестве возможного ориентира дальнейшего развития концепцию «гуманитарного импортозамещения», которая должна реализовываться на принципе избегания крайностей: с одной стороны, некритичного отрицания общезначимых достижений западного обществоведения и гуманитаристики, с другой стороны, догматизации идей отечественных социальных ученых. В качестве одного из ресурсов такого «замещающего» развития автор указывает пока в существенной степени не использованный аналитический и объяснительный потенциал отечественной литературной традиции, способной в современных условиях выступить в роли теоретико-методологической основы многих социальных и гуманитарных моделей и концепций.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2024;24(1):155-164
pages 155-164 views

EdTech в социологическом образовании: вызовы и возможности, риски и решения

Проказина Н.В.

Аннотация

Современная система социологического образования подвержена всем процессам цифровой трансформации, поэтому ключевые вызовы педагогическому сообществу и риски, связанные с появлением новых функций и снижением качества образования, требуют серьезного переосмысления в условиях цифровой трансформации. Тем самым актуализируются задачи определения возможностей EdTech и конструктивных способов их использования в социологическом образовании. Цель статьи - анализ тенденций развития EdTech в образовании, а также условий, технологий и направлений их использования в социологическом образовании. Эмпирическая база статьи - результаты социологических исследований, проведенных международными и российскими организациями по вопросам использования и перспективам развития EdTech. Внедрение и использование технологий в системе образования стремительно развивается, что порождает задачи развития новой цифровой инфраструктуры и соответствующей подготовки/переподготовки педагогических кадров. Система образования должна реагировать на проявляющийся со стороны обучающихся запрос на эмоциональную включенность, поддержку, психологическое благополучие и педагогику заботы в опосредованной цифровыми технологиями среде. По мнению автора, ключевые задачи, которые необходимо решать в ходе включения EdTech в социологическое образование, таковы: формирование осмысленного подхода к использованию технологий у всех участников образовательного процесса; обучение новым методикам анализа трансформирующейся социальной реальности; определение легитимных способов использования искусственного интеллекта в образовательной и научной деятельности. В статье подчеркивается динамизм цифровых трансформаций в сфере образования, что обуславливает целесообразность мониторинговых исследований и выстраивания комплексной (инфраструктурной, кадровой, содержательной) стратегии цифровой трансформации с учетом конкретных образовательных программ.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2024;24(1):165-175
pages 165-175 views

Искусственный интеллект и высшее образование - враги или союзники

Субботина М.В.

Аннотация

Тема развития искусственного интеллекта (ИИ) стала одной из самых обсуждаемых в 2023 году. По данным социологических опросов, осведомленность российских граждан в сфере ИИ, а также готовность использовать новые технологии растет с каждым годом. Скачок в развитии нейросетей, чат-ботов и в целом технологий ИИ уже затронул многие сферы жизни, и система образования не стала исключением. Перед преподавателями стоит множество вопросов, связанных с регулированием применения ИИ в учебном процессе. С одной стороны, проблема регламентации использования технологий ИИ в вузах требует скрупулезной проработки, но осложняется скоростью развития технологий. С другой стороны, помимо разработки официального регламента необходимо решить более глобальные и трудоемкие задачи: раскрытие потенциала ИИ в образовательном процессе; анализ этической стороны вопроса и создание культуры использования современных технологий; трансформация учебных материалов и заданий с учетом возможности применения студентами ИИ для их выполнения; изменение учебных планов и пересмотр системы компетенций и т.д. В статье рассмотрены способы применения технологий ИИ в образовательном процессе с позиции преподавателей и студентов. Отмечены конструктивные и деструктивные возможности современных технологий, обозначены вызовы, на которые в ближайшее время предстоит ответить университетам, и позиции представителей вузов по данным вопросам. Автор полагает, что использование технологий ИИ в образовании может принести пользу и преподавателям, и студентам. Для подтверждения данной позиции в статье перечислены возможности ИИ, которые могут использовать студенты-социологи и представители других направлений. Остановить развитие технологий невозможно, любые попытки им препятствовать контрпродуктивны, поэтому необходимо пересмотреть устоявшиеся подходы в образовании в соответствии с требованиями современности.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2024;24(1):176-183
pages 176-183 views

Прикладные социологические проекты в контексте клинической модели образования Санкт-Петербургского государственного университета

Сафонов И.Е., Санадзе Я.Д., Русакова М.М., Скворцов Н.Г.

Аннотация

Реализация прикладных социологических проектов может играть важную роль в сокращении разрыва между рынками образования и труда, но для этого образовательным организациям необходимо выработать механизм взаимодействия студентов и работодателей. В статья рассмотрена клиническая модель, используемая в Санкт-Петербургском государственном университете, - как инструмент организации прикладных социологических проектов в рамках образовательного процесса. В частности, описаны особенности Социологической клиники прикладных исследований СПбГУ, представлены результаты работы и направления ее развития, приведены практические рекомендации по внедрению инфраструктуры клинического обучения в образовательные программы, связанные с социологией. Эти рекомендации могут быть полезны другим университетам, стремящимся улучшить взаимодействие с рынком труда и повысить качество образования. Разработка и оценка форм интеграции запросов работодателей в образовательные учреждения - актуальные методические задачи, и для участников рынка образования могут представлять интерес решения, разработанные и апробированные СПбГУ, а именно - клинический подход. Его уникальность состоит в гибкой организационной модели, которая учитывает особенности разных образовательных направлений. За пятилетний период Социологическая клиника прикладных исследований зарекомендовала себя как учебная форма, которая успешно объединяет классическое образование с проектной деятельностью, дает студентам возможность включить востребованные кейсы в портфолио и установить отношения с представителями местного сообщества. Этот опыт будет полезен для повышения качества образования в рамках направлений обучения, связанных с социологией.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2024;24(1):184-195
pages 184-195 views

Профессиональный отбор в вузе как средство повышения качества подготовки инженеров

Анисимов Р.И.

Аннотация

Высшее профессиональное образование - социальный фактор роста производительности труда. В статье анализируются проблемы подготовки инженеров на примере студентов специальности «Машиностроение». Россия - один из мировых лидеров по количеству выпускаемых инженеров, при этом российская промышленность остро нуждается в квалицированных инженерных кадрах. На основе данных статистики автор показывает, что 40 % выпускников не работают по специальности, а 30 % студентов не завершают обучение; в итоге половина поступивших в вузы на инженерные специальности не связывает свою карьеру с инженерным делом. Делается вывод о недостаточном профессиональном отборе в период обучения в вузах, что связано с подушевым финансированием, практиками «сохранения контингента» и студентоориентированной стратегией в вузах России. Предлагается вернуть элементы советской системы высшего образования, в частности отказаться от подушевого финансирования и студентоориентированной стратегии.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2024;24(1):196-203
pages 196-203 views

Государство в поисках интеллектуальных ресурсов: образ ученого в представлении россиян

Лавров И.А., Крыштановская О.В., Самохина М.В.

Аннотация

Российское государство в условиях глобальных вызовов активно ищет пути для наращивания интеллектуального потенциала как залога технологического суверенитета и гарантии конкурентоспособности страны. Развиваются национальные исследовательские университеты, реализуются механизмы грантовой поддержки исследовательской деятельности, создаются программы привлечения и продвижения молодых ученых. Однако некоторые объективные показатели свидетельствуют о сохраняющихся проблемах в академической сфере: количество научно-исследовательских сотрудников снижается; продолжается «утечка мозгов»; количество аспирантов и людей, защитивших кандидатскую диссертацию, недостаточно для решения поставленных государством задач. В статье рассмотрены общественные представления о престижности профессии ученого и о научном деятеле как фактор, оказывающий негативное влияние на кадровый потенциал в академической сфере. Исследование состояло из двух этапов: 1) 21 фокус-группа в 7 крупных российских городах, чтобы определить престижность профессии ученого по мнению трех поколений россиян; 2) 207 интервью со студентами московских вузов (основная социальная база для вовлечения в научную деятельность) для более детального осмысления образа ученого. По результатам исследования ни одно из трех поколений россиян не считает профессию ученого престижной (уступает политикам, бизнесменам, артистам, блогерам и IT-специалистам). Молодежь более жестко маркирует социальную несправедливость: отмечает исключительную важность ученых для развития страны, их выдающийся интеллект и сложность профессии, но считает их недооцененными и малообеспеченными. Существующий образ ученого предельно дистанцирован от молодежи и не является привлекательным вектором социальной мобильности. Одна из ключевых причин сложившейся ситуации - отсутствие ученых в российском информационном пространстве. Ни на телевидении, ни в кинематографе, ни в социальных сетях не транслируется образ ученого, близкий и притягательный для молодых людей. Если не предпринимать усилий по устранению данного противоречия, то дефицит кадров в науке будет усугубляться, что ставит под угрозу выполнение плана национального развития в России.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2024;24(1):204-216
pages 204-216 views

Социологический лекторий

Нелинейное влияние эффектов «нормальных травм» на человеческий капитал

Кравченко С.А.

Аннотация

В статье рассматривается усложнение характера социальных и культурных травм под влиянием становления глобо-локальной сложности и перехода к доминированию нелинейного развития. Один из типов современных сложных травм - «нормальная травма», проявляющаяся в виде «естественно» возникающих флуктуаций, бифуркаций, разрывов, парадоксов и метаморфоз. Последствия «нормальных травм» для человеческого капитала двойственны: с одной стороны, они деформируют существующие ценности и нормы, ранее приобретенные важные компетенции, навыки и знания оказываются невостребованными; с другой стороны, такие травмы способствуют созданию новых качеств человеческого капитала, необходимых для адаптации к сложным, нелинейно развивающимся реалиям. В статье проанализированы «нормальные травмы» человеческого капитала, вызванные процессами глобализации, рационализации, цифровизации и постковидными последствиями. Автор полагает, что «нормальными травмами» можно и нужно управлять, минимизируя и преодолевая их дисфункциональные, дегуманизирующие влияния в интересах формирования новых креативных и гуманистических составляющих человеческого капитала. Для этого предлагается задействовать теоретико-методологический инструментарий гуманистического цифрового поворота, «переоткрыть» значимость субстантивных рациональностей и национально-локальных жизненных миров, внедрить инновационные подходы к формированию человеческого капитала в контексте эффектов глобально-локальной сложности и нелинейности. Необходима национальная стратегия формирования человеческого капитала и национально-культурных ответов на последствия «нормальных травм» с учетом особенностей российской культуры.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2024;24(1):217-227
pages 217-227 views

Несколько (относительно) новых концептуальных «фреймов», дополняющих исследование человеческого капитала в сельской социологии

Никулин А.М., Троцук И.В.

Аннотация

Статья продолжает опубликованные ранее на страницах журнала размышления авторов о том, какие концептуальные основания необходимы сельской социологии для получения более надежных эмпирических данных и теоретических обобщений в изучении такого относительно нового социального феномена, как сельский человеческий капитал. В предшествующей статье авторы представили краткий обзор таких несколько подзабытых, но все еще релевантных концептуальных оснований сельской социологии, как наука сельскохозяйственная экономия, теории крестьянского аграризма и концепция сельско-городского континуума, которые в большей или меньшей степени могут быть применены сегодня в изучении сельского развития и сельского социального и человеческого капитала. Данная статья предлагает читателю краткий обзор ряда более современных аграрных подходов, обладающих достаточным, но неоднозначным эвристическим потенциалом для сельско-социологических исследований. Во-первых, это идея и неоднократно апробированные проекты зеленой революции, или третьей сельскохозяйственной революции, которая подразумевала трансфер технологий для значительного увеличения урожайности сельскохозяйственных культур, выступала в качестве противовеса «красной революции» (предлагая комплексное агротехнологическое развитие вместо радикальных политических трансформаций), несмотря на скептические оценки, в последние десятилетия ХХ века внесла значительный вклад в сокращение мирового голода и, особенно в своей советской версии, соответствовала нынешним девелопменталистским исследованиям. Во-вторых, это крестьяноведение, утверждающее несостоятельность вопроса о необходимости специальной теории крестьянства и крестьянских обществ и представляющее собой попытку разработать теорию среднего уровня в рамках исторической социологии, опираясь на четыре главные характеристики крестьянства в прошлом и настоящем: семейное хозяйство, работа на земле в гармонии с природой, локальные практики самоорганизации (сельское сообщество) и маргинальная роль в отношениях с государством. Продолжающиеся споры о крестьянстве в современном мире сегодня дополняются двумя макро-теориями - международных продовольственных режимов и глобального сельского развития. Таким образом, сельской социологии все еще не хватает однозначных теоретических обобщений вследствие чрезвычайного разнообразия как самих сельских территорий (и их человеческого капитала), так и трактовок сельского развития (скажем, деаграризация и экстрактивизм или же сельско-городская глокализация и оптимистичная «неклассическая» социально-экологическая модель).

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2024;24(1):228-240
pages 228-240 views

Улучшают ли косвенные измерения социальной установки прогноз поведения: прогностическая валидность GATA

Чернозуб О.Л.

Аннотация

Обобщение большого количества накопленных к настоящему моменту данных показало, что имплицитные измерения социальной установки (предлагается даже заменить их название на менее претенциозное - «косвенные») показывают разочаровывающе слабый прогностический потенциал по отношению к реальному поведению. На этом фоне прогностическая валидность «Графического ассоциативного теста отношения» (ГАТО), который также претендует на роль косвенного метода измерения, также оказалась под вопросом. Мы проанализировали 64 прогноза поведения, которые использовали данные ГАТО в области избирательного, потребительского и коммуникативного поведения, где предсказанный результат был подтвержден или опровергнут реальными действиями. В одних случаях прогноз по данным репрезентативной выборки проверялся по отношению к фактическому поведению рассматриваемой группы (например, корпуса избирателей или потребителей определенной категории товаров). В других случаях точность прогноза проверялась для каждого респондента, что позволяет избежать эффекта «взаимной компенсации» ошибочных прогнозов с противоположными знаками. Использованный метод тестирования состоял в сравнении точности прогноза для пар «контрольных» и «экспериментальных» прогнозных моделей. Вторые отличались от первых только тем, что в качестве дополнительного фактора использовали косвенные измерения ГАТО. Все модели были использованы в своих наиболее простых и очевидных форматах. Оказалось, что результаты нашего метаанализа не вполне соответствуют общей тенденции: данные ГАТО значительно и устойчиво повышают точность прогнозирования поведения; его влияние на точность индивидуальных прогнозов (для каждого респондента) оказалось выше, чем на точность групповых прогнозов.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2024;24(1):241-258
pages 241-258 views

In Memoriam: Давид Генрихович Ротман (12.11.1944-24.01.2024)

Данилов А.Н.

Аннотация

-

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2024;24(1):259-261
pages 259-261 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах