Том 20, № 1 (2021): История отношений центра и национальных регионов России

ИСТОРИЯ ОТНОШЕНИЙ ЦЕНТРА И НАЦИОНАЛЬНЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ

Государственно-религиозные институты Российской империи в XVIII - начале XX в.: эволюция отношений «свой - иной - чужой»

Бендин А.Ю.

Аннотация

Рассматриваются вопросы формирования и функционирования трех основных государственно-религиозных институтов, которые обеспечивали религиозную безопасность Российской империи в XVIII - начале XX в. Показаны исторические особенности административно-правового становления каждого из названных институтов, выявлены их признаки и функциональное предназначение. Дано определение понятия «религиозная безопасность Российской империи», основанное на анализе его конкретного исторического содержания. Автор рассматривает отношения, сложившие между институтами «господствующей» Русской церкви, веротерпимости «иностранных исповеданий» и дискриминации великорусского «раскола» сквозь призму отношений «свой - иной - чужой». Названный подход позволяет выяснить иерархический характер отношений и противоречия, существовавшие между институтами, деятельность которых до 1905 г. регламентировала религиозную жизнь всех подданных Российской империи. В статье анализируется зависимость, существовавшая между «господствующим» правовым статусом Русской церкви, имперской веротерпимостью и религиозной дискриминацией. Автор приходит к выводу, что административно-правовое формирование трех государственно-религиозных институтов, начавшееся в XVIII столетии, завершилось в период правления императора Николая I. С этого времени начинается процесс постепенной эволюции межинститутских отношений «свой - иной - чужой», пик которой, в связи с изданием указов императора Николая II, выпадает на 1904-1906 гг. В статье рассматриваются перемены правительственной политики в отношении великорусского «раскола», которые в конечном итоге сняли оппозицию «свой - чужой» в отношениях между Российским государством, Русской церковью и «расколом». Из категории религиозно и политически «чужих» легализованные старообрядцы и сектанты в соответствии с положениями модернизированного законодательства о веротерпимости перешли в категорию «иных», к которой традиционно принадлежали «иностранные исповедания». В новых правовых и политических условиях нетерпимость и религиозная дискриминация «раскола» перестали быть инструментом обеспечения религиозной безопасности Российского государства.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2021;20(1):8-31
pages 8-31 views

«Еврейский вопрос» в деятельности земской либеральной фронды северной Украины 1880-х гг.

Котельницкий Н.А.

Аннотация

Исследуется позиция земской либеральной партии северной Украины по «еврейскому вопросу» в Российской империи на этапе 80-х гг. ХІХ в. Опираясь на малоизвестные и малоисследованные исторические источники, которые впервые вводятся в научный оборот, автор реконструирует общественный ландшафт на севере Левобережной Украины, в котором и «взорвалась» острейшим образом «еврейская проблема». Проведенный анализ и сопоставление позиций земских либеральных и консервативных политических кругов позволил синтезировать основные инициативы прогрессивных земцев, которые принципиальным образом размежевали аристократическую оппозиционную фронду от лояльной власти земской среды. Детальное изучение первоисточников убедительно свидетельствует о том, что либеральные земцы предложили качественную альтернативу реакционным идеям консерваторов - решительный отказ от карательных мероприятий, уничтожение гражданского неравноправия еврейского народа в Российской империи, принципиальное изменение государственной экономической политики с целью всестороннего и широкомасштабного реформирования социальных отношений в провинции, поиск оптимальных рычагов для влияния на гармонизацию нравственных и духовных отношений в обществе. В публикации обстоятельно изучен персональный вклад членов земской либеральной партии Северного Левобережья в разработку и формирование политической философии разрешения «еврейской проблемы» в стране как на уровне общероссийской публицистики, так и на уровне функционирования и деятельности Черниговской губернской комиссии по «еврейскому вопросу». Автор аргументированно показывает, что представители земской оппозиции публично выступали против малейшей дискриминации и ограничения гражданских прав и свобод иудейства, считая эти интенции проявлениями юдофобии и оскорбления еврейского народа. Автор заключает, что реформистский план либеральной партии по концептуальному решению «еврейского вопроса» в Российской империи являлся неотъемлемой частью социально-экономической и этнополитической доктрины модернизации государства, которую оппозиционная аристократическая фронда предъявила самодержавию Романовых в качестве официальной альтернативы внутриполитическому курсу империи.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2021;20(1):32-46
pages 32-46 views

Крымские татары в органах управления Таврической губернии в первой половине XIX в.

Кравчук А.С.

Аннотация

На основе архивных данных, адрес-календарей и месяцесловов Российской империи впервые рассмотрено участие крымских татар и их численность на статской службе в Таврической губернии в первой половине XIX в. После присоединения Крыма к России правящие круги стремились проводить взвешенную политику по отношению к новым подданным. Стабилизации ситуации в регионе способствовало дарование крымским татарам широких прав. Также началось активное привлечение местной знати на военную и гражданскую службу, что должно было облегчить интеграцию старожильческого населения в общеимперское пространство. Если армейские чины находились на службе в национальных частях среди своих соплеменников, то статские служащие взаимодействовали с бюрократией, большинство представителей которой являлись славянами. Таким образом происходило знакомство крымскотатарского населения с русским языком, культурой и новым правовым полем. Наиболее активным было привлечение местной знати в областные органы управления в царствование Екатерины II. При ее приемниках наблюдался процесс постепенного сокращения доли представителей старожильческого населения в местных органах управления. Автор пришел к выводу, что взаимодействие российских властей с крымскотатарской знатью строилось на взаимовыгодных условиях. Государство получало лояльность местных верхов, что обеспечивало стабильность и возможность коммуникации с рядовым населением. В свою очередь, мурзы и беи, поступив на службу, приобретали звания и чины, что позволяло им поправить имущественное положение и повысить социальный статус. При этом численность крымских татар в органах управления Таврической губернии в рассматриваемый период была невысокой - они служили лишь по выборам от дворянства. Доступ в большинство органов местного управления для них был закрыт, одной из причин этого ограничения являлся низкий уровень образования - многие не знали русского языка и канцелярского порядка. Местная знать отдавала предпочтение службе в воинских формированиях, которая была более престижна и не требовала особой подготовки.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2021;20(1):47-60
pages 47-60 views

Функции и некоторые результаты деятельности татарских мулл в Казахстане в трансформирующихся политических контекстах XVIII - середины XX в.

Махмутов З.А.

Аннотация

Изучаются функции, которые выполнял институт татарских мулл на территории Казахстана в разные исторические периоды. Автор рассматривает деятельность духовных лиц в регионе, анализирует внутреннюю политику российского, а позже и советского государства, которое законодательными актами регламентировало их деятельность, создавая определенные политические контексты. Источниками для написания работы послужили материалы личного происхождения и делопроизводств, законодательно-нормативные документы, хранящиеся в архивах Казахстана и России. В статье показано, что первоначальный период колонизации Казахстана институт татарских мулл был встроен в систему управления Российской империи новоприсоединенными территориями. В данных условиях татарское духовенство обладало достаточно широкими полномочиями внутри казахской степи, помимо исполнения религиозных треб они вели гражданское судопроизводство, документооборот, обучали казахов грамоте и земледелию, участвовали в принятии государственных решений, им поручали дипломатические миссии. Их работа придавала легитимность действиям империи в глазах казахского населения и содействовала лояльности по отношению к новой власти. В середине XIX в. отношение царских чиновников к муллам кардинально изменилось, и их деятельность была существенно ограничена Временным положением 1868 г. Но, несмотря на предпринимаемые запреты, политическое, религиозное влияние улемов на казахов оставалось достаточно сильным. С приходом к власти большевиков значительная часть татарского духовенства была подвергнута репрессиям и полностью выведена из правового поля, однако на нелегальной основе они продолжали выполнять религиозные функции, а после некоторого религиозного послабления в период Великой Отечественной войны внесли весомый вклад в формирование казахстанского казията. На основе проанализированного материала автор приходит к выводу, что татарских мулл можно рассматривать как элиту мобилизованной диаспоры. Заметное влияние татарских улемов прослеживалось до середины XX века и выходило за рамки религиозной сферы.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2021;20(1):61-73
pages 61-73 views

Кочевники степного Предкавказья в период Великих реформ в России

Лиджиева И.В., Кидирниязов Д.С.

Аннотация

На основе анализа архивных документов и материалов периодической печати раскрывается влияние либеральных реформ Александра II на политику имперских органов по управлению кочевыми народами степного Предкавказья: калмыками, ногайцами и трухменами. Либеральные реформы 60-70-х гг. XIX в., по мнению авторов, оказали непосредственное влияние на формирование национальной интеллигенции, которая способствовала подъему национального движения на окраинах и последующей борьбе за самоопределение инородческого населения в период Великой российской революции 1917 г., что и обусловило актуальность рассматриваемой проблематики. Исследование построено на принципах научности и объективности. В качестве методов исследования использованы: реконструктивный, позволивший восстановить отдельные факты и события из жизни кочевников в конкретных социально-экономических и политико-правовых условиях; с помощью историко-генетического метода последовательно раскрыто влияние либеральных реформ на жизнедеятельность кочевых народов Ставропольской губернии. В ходе исследования авторы акцентируют внимание на мероприятиях местных властей, которые носили либеральный характер и проводились в контексте реформ Александра II. Авторы приходят к выводу, что степное Предкавказье - территория кочевания калмыков, ногайцев и трухмен, являясь национальной окраиной Российской империи, подпадавшей под особую систему управления, связанную с этническими и конфессиональными особенностями населения, не была вовлечена в орбиту либеральных реформ 60-70-х гг. XIX в. Между тем региональными органами исполнительной власти на местах санкционировался ряд мероприятий, в первую очередь направленных на удовлетворение потребностей имперской политики по инкорпорированию региона в общеимперское пространство и одновременно способствовавших позитивным изменениям в области просвещения, судоустройства и судопроизводства, в повседневной жизни кочевых народов Ставропольской губернии.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2021;20(1):74-87
pages 74-87 views

СТАТЬИ

«Обратная сторона» петровских реформ

Черникова Т.В.

Аннотация

Рассмотрен вопрос о «революционности» преобразований Петра I. В центре внимания автора находятся два вопроса: насколько изменился присущий Московскому государству XV-XVII вв. социокультурный вотчинный уклад под воздействием реформ Петра I и какую роль играли в петровское время произвол, взятки, казнокрадство и другие проявления коррупции. В статье рассмотрены наиболее значимые для социального статуса различных русских сословий преобразования первого русского императора: введение подушной подати и расширение в свете этого крепостного права вглубь и вширь за счет появления новых категорий крепостных крестьян, превращения черносошных крестьян в крепостных государства; интенсификация дворянской службы и сокращение землевладельческих привилегий дворянства по указу о единонаследии 1714 г. Автор приходит к выводу о том, что социальная политика Петра I не вела к разрушению социокультурного вотчинного уклада, свойственного Московскому государству в XV-XVII вв. Более того, вотчинный уклад в царствование Петра I достиг своего исторического апогея, что было одним из главных причин успешного внедрения в русскую жизнь разнообразных начинаний царя, встречающих значительное недовольство. Анализируя европеизацию (вестернизацию) в петровскую эпоху, автор приходит к выводу, что глубинный смысл, работающий на внутреннюю модернизацию страны, имели только начинания в области науки, высокого искусства и светского образования для шляхетского сословия. В остальном петровская европеизация была поверхностным подражанием. Затронут также вопрос о такой ментальной категории русского сознания, как «воля». Показана связь, казалось бы, противоположных явлений - народного стремления к воле и произвола служилых людей. В статье изучается коррупция петровского времени, которая рассматривается как одна из системообразующих основ во взаимоотношениях царской власти и социально-политической элиты, допускаемой как средство поддержания лояльности элиты, и способы манипулирования ею.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2021;20(1):88-107
pages 88-107 views

Запах фракционности: левая оппозиция в Вятской губернской организации РКП(б) в 1923-1924 гг.

Тимкин Ю.Н.

Аннотация

Изучена деятельность вятской левой оппозиции, возникшей в ходе внутрипартийной дискуссии осенью 1923 - весной 1924 г. Работа основана на архивных источниках Центрального государственного архива Кировской области, а также материалах партийной газеты «Вятская правда». Выяснена платформа местной оппозиции, выступавшей против фракций и группировок, но настаивавшей на уточнении этих понятий. Левая оппозиция объединяла партийную общественность губернского города и прилегающих рабочих районов. Партийцы уездов в большинстве изначально выразили полное доверие ЦК партии большевиков. Анализ архивного материала показывает, что вятские оппозиционеры пытались внедрить в практику широкое обсуждение вопросов внутрипартийной жизни. В губернском центре действовал партийный дискуссионный клуб, в стенах которого шли жаркие дискуссии. Фокус дискуссии на уточнение понятий фракций и группировок отражал стремление сторонников оппозиции избежать обвинения в предательстве партии и измене делу революции. Подчеркивается, что до начала января 1924 г. левая оппозиция имела абсолютную поддержку среди партийцев в Вятке. Проанализирована технология подавления местной оппозиции в январе - феврале 1924 г. ЦК ВКП(б) с помощью искусных приемов А. Сольца и его сторонников. На заключительном этапе борьбы среди членов оппозиции возникла группа «примиренцев», которая и способствовала победе линии ЦК. Выяснены причины и обстоятельства поражения оппозиции, среди представителей которой не было никого, кто бы открыто выступил против большинства ЦК и призвал бы рядовых членов к акциям протеста. Выявлена сущность феномена местной левой оппозиции как ситуативного объединения разнородных сил, недовольных бюрократизацией партии, усиливающимся диктатом ЦК, «приезжими», а также засильем партийных и советских назначенцев. Показано, что в ходе дискуссии в организациях РКП(б) проявилось понимание необходимости развития внутрипартийной демократии и свободного обсуждения стоящих проблем, что свидетельствовало о наличии потенциальной альтернативы сталинизму. Особенностью левой оппозиции являлось то, что она сформировалась и временно победила в преимущественно непролетарской Вятке, где до революции 1917 г. сложилось развитое земское и городское демократическое самоуправление, что означало сохранение в местном социуме запроса на свободу и демократию.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2021;20(1):108-124
pages 108-124 views

Индия 1920-х гг. глазами советского сценариста, консультантов-индологов и театральных критиков

Котин И.Ю., Краснодембская Н.Г., Соболева Е.С.

Аннотация

Анализируются обстоятельства написания и появления на советской сцене в 1927-1928 гг. пьесы, названной «Джума Машид», посвященной антиколониальной борьбе в Индии. Пьеса без названия и указания имени автора была обнаружена в архиве Санкт-Петербургского филиала Архива Российской академии наук (СПбФ АРАН), в бумагах, связанных с деятельностью А.М. и Л.А. Мервартов - участников Первой русской этнографической экспедиции на Цейлон и в Индию в 1914-1918 гг. Позднее два экземпляра пьесы под названием «Джума Машид», идентичные или близкие найденной в СПбФ АРАН, были обнаружены авторами в Российском архиве литературы и искусства (РГАЛИ) и в музее Большого драматического театра им. Г.А. Товстоногова (БДТ) в Санкт-Петербурге. В архивах, библиотеках и музеях Москвы и Санкт-Петербурга были найдены многочисленные рецензии на постановки пьесы. Авторы данной статьи рассматривают причины появления пьесы, связывая их с двумя важными историческими событиями - празднованием 10-летия Октябрьской революции и проведением в Москве в 1928 г. VI конгресса Коминтерна. В статье показано, как видели Индию драматург и его консультанты-индологи и как восприняли пьесу театральные критики и советские зрители. Отмечается, что в пьесе довольно точно воспроизводится социально-политическая ситуация в Индии 1920-х гг., что возможно было сделать только при работе с консультантами или специалистами-индологами. В пьесе показано развитие антиколониальной борьбы в Индии в 1920-е гг. При этом автор пьесы критически трактует деятельность активистов ненасильственной борьбы за независимость Индии, предложенной М.К. Ганди и партией Индийский национальный конгресс (ИНК) и его политическим крылом - партией свараджистов. Исследователям удалось установить фамилии автора обнаруженной пьесы (им является Г.С. Венецианов) и консультировавших его ученых-индологов - А.М. и Л.А. Мервартов.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2021;20(1):125-144
pages 125-144 views

Боевые действия 1-й и 3-й воздушных армий в первой Ржевско-Сычевской операции: потери и их восполнение

Мизеров И.И.

Аннотация

Рассматриваются особенности боевой работы ВВС РККА (1-й и 3-й воздушных армий Западного и Калининского фронтов соответственно) в ходе первой Ржевско-Сычевской операции, с особым акцентом на роль полевого авиаремонта в успешном восполнении потерь, понесенных в сражении, и поддержании общей боеспособности воздушных сил в зоне наступления. Автором предлагается рассматривать Ржевскую битву как одно из наиболее крупных и продолжительных авиационных сражений Великой Отечественной войны. Кратко проводится сравнительный анализ наряда сил, задействованных в ходе Ржевско-Сычевской операции, с другими масштабными воздушными операциями. Вводя в научный оборот новые источники, почерпнутые из фондов Центрального архива Министерства обороны РФ (ЦАМО РФ), обобщая статистический материал, автор показывает тактические особенности применения авиации в условиях центральной части советско-германского фронта летом - осенью 1942 г., типологию и основные причины потерь в ходе боевой работы. Отталкиваясь от этой информации, делается вывод о критической важности полевого авиаремонта как средства ускоренного восстановления ударных возможностей ВВС РККА в указанный период, а также наличии существенного преимущества в этом аспекте организации и применения авиации по сравнению с немецкими Люфтваффе. Подчеркивается вдумчивое и осознанное отношение командования 1-й и 3-й воздушных армий к сфере полевого авиаремонта, приводятся свидетельства организации непосредственно в ходе интенсивного ведения военных действий широкомасштабных мероприятий по обобщению и обмену опытом.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2021;20(1):145-159
pages 145-159 views

Проблемы эффективности системы социального контроля в СССР, 1964-1982 гг.

Синицын Ф.Л.

Аннотация

Рассмотрена проблема развития системы социального контроля в СССР в период с середины 1960-х по начало 1980-х гг., которая до сих пор недостаточно освещена в исторической науке. В том числе лишь фрагментарно рассмотрены тенденции ее развития и проблемы эффективности. Новизна представленного в статье исследования заключается в том, что до сих пор не появилось труда, в котором была бы проанализирована советская система социального контроля в комплексе, в том числе ее новые тенденции и проблемы эффективности в рассматриваемый период. Исследование построено на материалах Российского государственного архива новейшей систории (РГАНИ), Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ) и Центрального государственного архива г. Москвы (ЦГАМ). Системы пропаганды и «политического образования» в период правления Л.И. Брежнева достигли пика своего развития. Однако, несмотря на то что власти СССР пытались приглагать усилия к улучшению системы пропаганды, ее характерными чертами были формализм, надуманность и громоздкость, погоня за количеством мероприятий. Этим же страдала и система политического образования. Слушатели этой системы проявляли пассивность. Проблемы системы пропаганды в определенной степени были осознаны властями, однако в итоге эффективность реакции властей была слабой. В дальнейшем советская пропаганда пришла к еще большему выхолащиванию. Одновременно в системе социального контроля стали явными новые тенденции. Власти пытались усидеть на двух стульях одновременно и усилить цензуру, и в то же время получить «обратную связь» от народа в виде критики и общественного мнения по тем или иным вопросам. Однако многие люди опасались открыто высказывать свое мнение. В свою очередь, власти сами использовали данные о настроениях людей не для реальных и глубоких перемен, а лишь для контроля над массовым сознанием. Соответственно, не было и эффективной реакции на проблемы, которые волновали людей. Все перечисленные выше проблемы, касавшиеся системы социального контроля в СССР в середине 1960-х - начале 1980-х гг., вели к дальнейшему ослаблению советского строя.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2021;20(1):160-173
pages 160-173 views

РЕЦЕНЗИИ

Рецензия на книгу: Трепавлов В.В. Символы и ритуалы в этнической политике России XVI-XIX вв. Санкт-Петербург: Издательство Олега Абышко, 2018. 320 c.

Токтамысов С.Ж.

Аннотация

-

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2021;20(1):174-178
pages 174-178 views

Рецензия на книгу: Имперская политика аккультурации и проблема колониализма (на примере кочевых и полукочевых народов Российской империи): монография / научн. ред. проф. С.В. Любичанковский. Оренбург: издательский центр ОГАУ, 2019. 480 с.

Бадмаева Е.Н.

Аннотация

-

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2021;20(1):179-183
pages 179-183 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах