Том 17, № 2 (2018): ЕВРЕИ В РОССИИ

ЕВРЕИ В РОССИИ

В ЭТОМ НОМЕРЕ

Владимирски И.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2018;17(2):231-233
pages 231-233 views

В ПОИСКАХ САМОИДЕНТИЧНОСТИ: ЕВРЕИ В КОНТЕКСТЕ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Меерович А., Владимирски И.В.

Аннотация

Данное исследование затрагивает вопросы формирования культурной и социальной самоидентификации национального меньшинства, существующего в рамках многонационального общества, а также формирования и функционирования государства как конгломерата разнородных национальных составляющих. Предмет настоящего исследования является актуальным в свете тех социальных процессов, с которыми сталкиваются в настоящее время страны Европы, а именно наличие в них крупных групп мигрантов и поиски путей их наилучшей ассимиляции в культурной, политической и социальной жизни общества. Национальные меньшинства, а именно характеризующий их привычный им образ жизни, язык, на котором они говорят, и система образования, в которую вовлечены их дети, с неизбежностью отражают превалирующие общественные тенденции, наличие целенаправленной разработанной официальной политики, а также наличие или отсутствие в обществе предрассудков и стереотипов восприятия данного национального меньшинства большинством общества. Авторы рассматривают поиск возможных путей интеграции и адаптации в общество различных национальных групп, а также формирование исторических и социальных условий, необходимых для выработки механизмов их интеграции. Выбор в пользу интеграции означает выбор и принятие новой культуры, ее языкового выражения и традиций, более глубокого понимания ее религиозных и этнических составляющих, без восприятия которых невозможно стать ее частью. В качестве примера анализируется история евреев России, включая особенности их религиозной жизни, особенностей системы их образования и использования языка как средства общения внутри общины и вне ее. Мемуары, дневники и воспоминания, как текстуальное выражение самоидентификации и самовыражения, в данном контексте являются наиболее ценным пластом источников, не получивших заслуживающего им внимания в научной литературе. Анализ путей адаптации национальных меньшинств может иметь универсальный характер и быть востребованным при формировании путей интеграции различных национальных меньшинств в единое общественное пространство.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2018;17(2):234-247
pages 234-247 views

ВЫСШЕЕ ДУХОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ИУДАИЗМЕ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И МОДЕРНИЗАЦИИ

Локшин А.Е.

Аннотация

Данная статья посвящена высшему иудейскому духовному образованию в Российской империи XIX - начала XX в., и прежде всего самому известному иудейскому образовательному институту - Воложинской иешиве. В современной отечественной литературе статья на эту тему публикуется впервые. Источниками для данного исследования послужили: воспоминания учащихся иешив, написанные в основном на иврите, а также английском, идише, русском языках; письма руководителей этих учебных заведений; распоряжения царских властей в отношении иешив; ряд религиозных иудейских трактатов; материалы еврейской периодики; архивные документы, хранящиеся в Государственном архиве РФ и Государственном историческом архиве Литвы в г. Вильнюсе. Показано, что у истоков образовательного процесса находилось начальное еврейское образование. Созданная система вероисповедных школ позволяла детям из еврейских семей независимо от социального статуса и имущественного положения их родителей получать религиозное образование и тем самым на практике реализовать один из важнейших принципов иудаизма - обучать еврейской религиозной традиции. Автор приходит к заключению, что Воложинская иешива сыграла важную роль в развитии традиционного еврейского образования в Восточной Европе, включая Россию. Она стала образцом для создания аналогичных еврейских высших учебных заведений, занимавшихся изучением Талмуда. Ее появление стало своеобразной реакцией на вызовы времени. Принятие воложинской модели другими иешивами свидетельствовало о том, что Воложинская иешива успешно действовала в новых условиях российской действительности и отвечала потребностям определенного сегмента еврейского общества. Духовные лидеры Воложинской иешивы вошли в состав интеллектуальной элиты еврейского сообщества России и Израиля. Автору удалось показать, что обращение к современным методам обучения стало формой сохранения устоявшегося веками еврейского традиционного образования.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2018;17(2):248-295
pages 248-295 views

ЕВРОПЕЙСКИЕ ЕВРЕИ В РУССКОМ ТУРКЕСТАНЕ НА РУБЕЖЕ ХIХ-ХХ ВВ

Гитлин С.И.

Аннотация

Статья посвящена важной научной проблеме адаптации евреев в Туркестане. Ее осмысление дает возможность на конкретном примере увидеть взаимодействие представителей двух основных религий в России - христианской и мусульманской. Актуальность данной темы определяется также сохраняющимся противостоянием Израиля и арабского мира, евреев и мусульман. Переселение евреев в период колонизации Средней Азии позволяет также понять противоречия национальной и связанной с ней миграционной политики царской России на рубеже ХIХ-ХХ вв. Автор с помощью разнообразного круга источников раскрывает особенности жизни евреев в Российской империи, различные стороны которой длительное время замалчивались или искажались в советской историографии. В статье приводятся данные по локализации, численности и социальному составу еврейского населения на территории Российской империи. Отмечается, что подавляющее большинство первых европейских евреев составляли бывшие военнослужащие - рядовые и унтер-офицеры. Евреи-ашкеназы сыграли важную роль в строительстве железных дорог в России, и прежде всего Ташкентско-Оренбургской дороги. Автор заключает, что строительство железных дорог в Европе также было важным полем деятельности еврейских банкиров. В этой области большую роль играли личные связи еврейских капиталистов с правительствами, так как железные дороги прокладывались большей частью на основании специальных концессий и под официальным контролем. В работе показано, что евреи Средней Азии работали нередко в качестве подрядчиков, врачей, юристов. За сравнительно короткий исторический период евреи продемонстрировали свою высокую социальную активность и внесли немалый вклад в развитие территории Средней Азии.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2018;17(2):296-319
pages 296-319 views

СОВЕТСКАЯ АЛИЯ КАК ВАЖНЕЙШАЯ ТЕМА РУССКОЯЗЫЧНОЙ ПЕРИОДИКИ ИЗРАИЛЯ: НА ПРИМЕРЕ ЖУРНАЛОВ «ВРЕМЯ И МЫ» И «22»

Стровский Д.Л., Антошин А.В.

Аннотация

Статья посвящена исследованию советской алии - репатриации евреев в Израиль - как одной из ведущих тем русскоязычной периодики этой страны. В центре внимания - публикации, представленные на страницах двух наиболее заметных для своего времени «толстых» литературно-политических журналов - «Время и мы» и «22», относящиеся к 1970-2000-м гг. В статье рассматриваются представленные на страницах этих журналов материалы, посвященные осмыслению судеб российского и советского еврейства, а также самому феномену репатриации. Исследование темы позволяет решить несколько научных задач. Прежде всего, анализ содержания изданий дает возможность обозначить ключевые проблемы, которые нашли отражение в их содержании: исторические предпосылки формирования репатриационных установок в сознании советской еврейской интеллигенции, отношение советских властей к этому явлению, эволюция восприятия израильским обществом процесса миграции и его различных этапов. Изучение отмеченных литературно-художественных изданий позволило выделить содержательную специфику каждого из них. Журнал «Время и мы» характеризовался подчеркнутым антисоветизмом, который базировался на приверженности концепции прав человека и либеральных ценностях. Журнал «22» был ориентирован на развитие идей сионизма и усиление позиции тех представителей еврейства, которые стремились к глубокой интеграции в израильское общество. Вместе с тем издания имели и схожие содержательные черты. Прежде всего, представленные на их страницах материалы отличались высоким аналитическим и художественным уровнем. Журналы «Время и мы» и «22» объединяло общее стремление осмыслить проблемы как репатриации евреев, так и их адаптации в Израиле. Оба издания внесли значительный вклад в историю периодики Израиля и в становление самосознания русскоязычного населения этой страны. Материал статьи изложен в историческом контексте, показаны основные этапы эмиграции евреев из СССР и современной России и эволюция отражения этого процесса на страницах журналов.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2018;17(2):320-356
pages 320-356 views

ГОСУДАРСТВО И ЦЕРКОВЬ В РОССИИ

РОЛЬ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОГО ДУХОВЕНСТВА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КРАЯ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ПОЛЬСКОМ ВОССТАНИИ 1863 Г

Бендин А.Ю.

Аннотация

В данной статье рассмотрены проблемы формирования религиозной составляющей польского восстания 1863 г. в Северо-Западном крае Российской империи. Проанализированы особенности взаимоотношений римско-католического духовенства и его паствы в процессе религиозной мобилизации участников восстания. Выявлены методы воздействия радикально настроенного духовенства на сознание и политическое поведение мирян. Показано, что духовная власть римско-католического клира использовалась для достижения политических целей освобождения Польши. Установлена взаимосвязь между религиозной мотивацией участников восстания и жестокостью, проявляемой к законопослушному населению в различных формах повстанческого террора и насилия. Автор приходит к выводу, что радикально настроенные ксендзы и монашествующие сумели превратить церковное вероучение в мобилизующую идеологию вооруженной борьбы, продемонстрировав способность формировать религиозную мотивацию для достижения насильственных политических целей. Религиозная легитимация, пропаганда и организация вооруженного мятежа превратили часть римско-католического клира Северо-Западного края в политических экстремистов. В статье рассматриваются ответные меры наказания, применяемые к мятежным представителям духовенства со стороны администрации М.Н. Муравьева, которые были продиктованы условиями военного положения, необходимостью защиты территориальной целостности государства, охранения жизни и собственности законопослушного населения. Российское правительство, армия, общество и православное население Литвы и Белоруссии воспринимали восстание как покушение польских сепаратистов на исконные русские земли. Поэтому для российской стороны цели начавшейся вооруженной борьбы виделись не в повторном возвращении чужого польского края, а в морально оправданной защите русской земли и проживавшего в ней единоверного и единокровного западно-русского народа. В этой связи автор приходит к выводу, что в процессе подготовки и проведения восстания часть римско-католического духовенства Северо-Западного края выступила в качестве политического врага Российской империи.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2018;17(2):357-387
pages 357-387 views

ВОСПРИЯТИЕ ВЫСШЕЙ ЦЕРКОВНОЙ ИЕРАРХИЕЙ САМОДЕРЖЦА КАК ГЛАВЫ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В 1905-1917 ГГ

Мишин И.О.

Аннотация

В статье выявляется характер восприятия русским православным епископатом в начале ХХ в. императора Николая II как главы Русской православной церкви и носителя определенных прав на церковную власть. Данная проблема стала в последнее время предметом острых дискуссий. Столетие Русской революции 1917 года вызвало новый интерес научной общественности к личности последнего российского императора Николая II. Такой актуализации личности императора Николая Александровича в современном информационном поле не в последнюю очередь способствовала религиозная общественность, а также некоторые политики, использующие в своей риторике промонархические и ультраконсервативные топики. К исследованию означенной проблемы был привлечен широкий круг источников, использованы дневники митрополита Арсения (Стадницкого), воспоминания протопресвитера военного и морского духовенства Г.И. Шавельского, а также документы других видных священнослужителей начала ХХ в. и их современников. Кроме того, в исследовании использованы некоторые документы из личного фонда архиепископа Никона (Рождественского), включая его письма, дневниковые записи и публичные воззвания. Также задействованы делопроизводственные документы Святейшего правительствующего синода. На основе анализа широкого круга источников устанавливается, что в начале ХХ в. представители высшей иерархии Русской православной церкви не оспаривали права самодержца на верховную государственную, светскую власть. С другой стороны, десакрализация самодержавия, катализатором которой выступил Манифест 17 октября 1905 года, вела к изменению восприятия прав самодержца на церковную власть. Если большинством представителей высшей иерархии Русской православной церкви император воспринимался не как ее (Церкви) глава, а как ктитор (патрон, покровитель), то сам Николай II воспринимал свои права на церковную власть гораздо шире. Несоответствие взглядов царя и архиереев на эти права оттолкнуло последних от монархии в феврале 1917 года.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2018;17(2):388-407
pages 388-407 views

ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ И ОСОБЕННОСТИ СЛУЖЕНИЯ ПРЕОСВЯЩЕННОГО ЕПИСКОПА ЯКУТСКОГО И ВИЛЮЙСКОГО ИАКОВА (ДОМСКОГО)

Аксенова Г.В., Сокольников Е.В.

Аннотация

В статье на примере жизни и деятельности представителя Синодального периода истории Русской Православной Церкви, миссионера и проповедника епископа Иакова (Иеронима Домского) (1823-1889) раскрываются особенности церковного служения в дальних регионах Российской империи во второй половине XIX в. Преосвященный Иаков (Домский), второй епископ Якутской и Ленской кафедр, первый архиерей, скончавшийся и похороненный в Якутске, явился продолжателем новых миссионерских традиций, сформировавшихся в XVIII - первой половине XIX вв. и направленных на христианское просвещение. Его участие в процессе совершенствования духовных школ, улучшения условий учебы, разработки новых образовательных программ способствовало решению одной из задач - подготовке высокообразованных служителей Церкви. Эти выпускники смогли впоследствии достойно служить отечеству в Сибири, на Дальнем Востоке, в Русской миссии в Китае и Японии, на территории Алеутской и Аляскинской епархий. Открытие сельских приходских и церковно-приходских школ, создание женских епархиальных училищ, публичных библиотек, переводческая деятельность, выпуск епархиальных газет - все это факты из жизни и монашеского служения владыки Иакова. Как епископ одной из самых дальних инородческих епархий он сделал много для утверждения православия и поднятия авторитета православного священства. В статье раскрыта роль епископа Иакова (Домского) в организации духовного образования и региональной церковной печати. На основе краткого анализа основных богословских трудов, среди которых «Русское проповедничество, исторический его обзор и взгляд на современное его направление», показано значение наследия архиерея в развитии церковной исторической науки. На примере деятельности епископа Иакова (Домского) раскрыта роль русских духовных миссионеров-подвижников в организации библиотечного дела, образования и духовного просвещения коренных народов Сибири и Дальнего Востока во второй половине XIX в.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2018;17(2):408-439
pages 408-439 views

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИЙСКИХ ОТДЕЛЕНИЙ МЕЖДУНАРОДНОГО ТЕОСОФИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА В ЭМИГРАЦИИ (1926-1938 ГГ.)

Кряжева-Карцева Е.В.

Аннотация

В статье рассматривается история зарождения и функционирования одной из национальных секций Международного Теософического Общества - Русского Теософического Общества вне России в 1920-1930-е гг. Показано, что данная организация идейно и структурно продолжила в эмиграции работу Российского Теософического Общества, зарегистрированного в России в 1908 г., созданного под влиянием учения Е.П. Блаватской, Анни Безант. Автор реконструировал общую картину работы Отделов (Лож) и кружков организации в Европе, Азии, Америке в рассматриваемый период. В статье показано, что русская секция была одной из 41 национальных секций, Ложи и видные представители которой были связаны с Международным Теософическим Обществом через систему конгрессов, собраний, спонсорскую поддержку. Показаны связи организации с международными межконфессиональными организациями, раскрыта роль общества в пропаганде теософского учения среди эмигрантов и молодежи через систему публичных лекций, издание регулярного теософического журнала «Вестник», организацию праздников и экскурсий, работу детских и юношеских школ - «Золотая цепь», «Орден рыцарей Круглого стола», деятельность таких организаций, как «Теософическая молодежь», «Мировой Теософический Университет». Доказано, что по своей идейной основе Русское Теософическое Общество вне России было оккультно-мистической организацией, нетрадиционная религиозность которой была реакцией на духовный кризис первой трети XX в. Эмигрантские отделения общества были для русских эмигрантов также местами встречи с соотечественниками, моральной поддержки, т.е. выполняли компенсаторную функцию. Установлено, что идейные воззрения теософов не являлись христианскими, хотя они себя таковыми позиционировали. Теософами было предложено эклектическое знание (сочетающее оккультизм, сциентологические (наукоподобные) воззрения, восточные культы), которое является базисом современной вневероисповедной религиозности, идейной основой деятельности множества новых религиозных движений.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2018;17(2):440-461
pages 440-461 views

ДИСКУССИЯ

ЗАПАД И РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XV XVII ВВ.: ПОЛИТИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ДВИЖЕНИЯ НАВСТРЕЧУ

Георгиева Н.Г., Черникова Т.В.

Аннотация

В связи с развернувшейся в научном сообществе дискуссией авторы статьи на примере взаимоотношений России и стран Запада анализируют соотношение глобальной и национальной историй. Они приходят к заключению о необходимости отказаться в условиях глобализации от конструкции “the West and the Rest”, которая долгое время определяла содержание историографической традиции противопоставления Востока и Запада. В статье опровергается широко распространенное мнение о том, что первые шаги в использовании Россией западных достижений относятся лишь к началу XVIII в. Авторы строят свою концепцию на конкретных фактах, доказывающих, что европеизация Московской державы началась с самого ее рождения как единого и мощного государства. Московской Руси предстояло определить собственную геополитическую роль на международной арене и занять достойное место среди европейских государств. Авторы рассматривают эволюцию в отношениях русских и иностранцев. Первоначально, несмотря на поддержку со стороны русского правительства, эти взаимоотношения имели напряженный и неприязненный характер, что авторы объясняют двумя причинами: особой историко-культурной ментальностью и традиционным консерватизмом русского общества, с одной стороны, и стремлением иностранцев отстоять свою самоидентификацию - с другой. К концу XVII в. в отношениях русского общества с иностранцами наметилось две параллельные линии: крестьянство и часть родовой элиты сохраняли свою негативную позицию; городское население и часть дворянства проявляли толерантность и готовность воспринять многое из того, что пришло с Запада в русскую культуру и быт. Авторы приходят к выводу, что несмотря на известную консервативность русского общества, в нем зарождались элементы принятия тех социокультурных «новин», которые проникали в Россию под влиянием развития ее отношений с западноевропейскими странами и использования профессиональных знаний и умений их отдельных представителей.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2018;17(2):462-481
pages 462-481 views

РЕЦЕНЗИИ

pages 482-492 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах