Полемика как механизм поиска и утверждения истины (на примере полемики в вопросах ‘акиды между Шигабутдином Марджани и его оппонентами в Поволжье в последней трети XIX в.)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье на примере богословского спора в вопросах ‘акиды (вероучения) между религиозным ученым, богословом и историком Шигабутдином Марджани (1818-1889) и его оппонентами рассматривается полемика как механизм поиска и утверждения истины. Выступая в качестве одного из возможных ответов татар-мусульман на имперский вызов, религиозная полемика анализируется в свете изменившихся политических, экономических и социальных условий Нового времени, когда через теологическиедискуссиио каламе ибожественныхатрибутахочерчивалисьновыеграницы религиозной традиции. В рамках данной проблемы обсуждаются следующие вопросы: 1) полемический жанр в исламском мире; меджлисы как площадки для дискуссий и дебатов мусульман в решении актуальных вопросов интеллектуального, религиозного и социального характера; виды споров - джадал и муназара ; 2) реформирование ислама в конце XIX в. среди мусульман Российской империи; 3) обсуждение образа «истинного» вероучения ( ‘акида ) через догматические дискуссии о каламе, мутакаллимах, учении о божественных атрибутах и связи атрибутов с Аллахом; 4) источники вероучения ( ‘акида ), границы авторитетности источников; запретные нововведения ( бид‘ат ); 5) обвинение в неверии ( такфир ) и границы неверия ( куфр ); 6) возвращение на «прямой путь» через обновление ( таждид ), предполагавшее, с одной стороны, введение в традицию «необходимых» и «истинных» представлений, с другой - отказ от «неактуальных», то есть якобы «неистинных» воззрений; 7) критика Марджани в качестве легитимного участника спора, обновителя ислама ( муджаддид ), богослова и правоведа, способного на иджтихад ( муджтахид ). Изучение полемики как реакции мусульман на имперский вызов в условиях Нового времени позволяет проследить, как мусульманские ученые очерчивали новые границы религиозного учения и благодаря этому адаптировали религиозную традицию к социальным реалиям Российской империи в последней трети XIX в. и одновременно пересматривали окружающую действительность в свете первоисточников.

Об авторах

Динара Зариповна Марданова

Институт истории имени Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан

Автор, ответственный за переписку.
Email: dinara.mardanova@gmail.com
420111, Россия, Казань, ул. Батурина, 7

Список литературы

  1. After Conversation: Iberia and the Emergence of Modernity. Leiden, 2016
  2. An-Nasafi // Encyclopedia of Islam (EI Online). Brill. URL: http://referenceworks.brillonline.com/entries/encyclopaedia-of-islam-2/al-nasafi-COM_0847?s.num=5&s.f.s2_parent=s.f.cluster.Encyclopaedia+of+Islam&s.q=an-Nasafi
  3. Attributes of God // Encyclopedia of Islam (EI Online). URL: http://referenceworks.brillonline.com/entries/encyclopaedia-of-islam-3/attributesof-god-COM_0163?s.num=0&s.f.s2_parent=s.f.book.encyclopaedia-of-islam-3&s.q=al-maturidi#d7298639e634
  4. Brinner W.M. A Fiftenth-century Karaite-Rabbanite Dispute in Cairo // The Majlis: Interreligious Encounters in Medieval Islam (Studies in Arabic Language and Literature) / Edited by Hava Lazarus-Yafeh, Mark R. Cohen, Sasson Somekh, and Sidney H. Griffth.Wiesbaden, 1999
  5. Creed (ʿaqīda, iʿtiqād) // Encyclopedia of Islam (EI Online). Brill. URL: http://referenceworks.brillonline.com/entries/encyclopaedia-of-islam-3/creed-COM_25587?s.num=0&s. rows=20&s.f.s2_parent=s.f.book.encyclopaedia-of-islam-3&s.q=creed
  6. Frank A. Bukhara and the Muslims of Russia: Sufism, education, and the paradox of Islamic prestige (Brill’s Inner Asian Library). Leiden, 2012
  7. Griffith S.H. The Monk in the Emir’s Majalis: Reflections on a Popular Genre oа Christian Literary Apologetics in Arabic in the Early Islamic Period // The Majlis: Interreligious Encounters in Medieval Islam (Studies in Arabic Language and Literature) / Edited by Hava Lazarus-Yafeh, Mark R. Cohen, Sasson Somekh, and Sidney H. Griffth.Wiesbaden, 1999
  8. Hourani A. Arabic Thought in the Liberal Age, 1798-1939. Cambridge, 1983.
  9. Kefeli A. Becoming Muslim in Imperial Russia. Conversion, Apostasy, and Literacy. Cornell, 2014.
  10. Nathan Spannaus. Šihāb al-Dīn al-Marǧānī on the Divine Attributes: A Study in Kalāmin the 19th Century // Arabica. 2015. № 62. P. 74-98
  11. Novikoff A.J. The Medieval Culture of Disputation: Pedagogy, Practice, and Performance. Pennsylvania, 2013.
  12. Patricia Crone Memorial Conference “The Majlis revisited: Interand intra-religious and cross-cultural disputations in the Islamicate world”, 12-14 April 2018, Casa Árabe. Cordoba, 2018
  13. Pier M. Tommasino. Textual Agnogenesis and the Polysemy of the Reader: Early Modern European Readings of Qur’anic Embryology // After Conversation: Iberia and the Emergence of Modernity. Leiden, 2016
  14. Rudolph U. Al-Māturīdī and the Development of Sunnī Theology in Samarqand. Brill, 2015. P. 189-230.
  15. Sartori P. Exploring the Islamic Juridical Field in the RussianEmpire: An Introduction // Islamic Law and Society. 2017. № 24. Р. 1-19.
  16. Stroumsa S. Ibn al-Rawandi’ssu’ adab al-mujaddala: the Role of Bad Manners in Medieval Disputations. The Majlis: Interreligious Encounters in Medieval Islam (Studies in Arabic Language and Literature). P. 66.
  17. The Majlis: Interreligious Encounters in Medieval Islam (Studies in Arabic Language and Literature) / Edited by Hava Lazarus-Yafeh, Mark R. Cohen, Sasson Somekh, and Sidney H. Griffth. Wiesbaden, 1999. Р. 204.
  18. Watt M. Islamic philosophy and theology. Edinburg, 1985. Р. 158
  19. Алексеев И.Л. Реформация и революция в категориях исламской традиции // Философско-религиозная тетрадь. М., 2013. № 6. С. 73.
  20. Аш-Шахада // Ислам: энциклопедический словарь / Отв. ред. С.М. Прозоров. М., 1991. С. 296
  21. Валидов Д. Очерк истории образованности и литературы татар. Пг.-М., 1923. С. 105
  22. Диалектика // Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т. 1. М., 2010. С. 645
  23. Кемпер М. Суфии и ученые в Татарстане и Башкортостане (1789-1889): Исламский дискурс под русским господством / Пер с нем. Казань, 2008
  24. Куфр Ш. // Ислам: энциклопедический словарь / Отв. ред. С.М. Прозоров. М., 1991. С. 145
  25. Мараш И. Религиозное обновление в тюркском мире (1850-1917) / Перевод с турецкого. Казань, 2005. С. 75-76
  26. Марджани Ш. Сборник статей, посвященный 100-летию Ш. Марджани, изданный в Казани в 1915 г. Казань, 2015. С. 162
  27. Мухаметшин Р, Адыгамов Р. Введение в исламскую теологию: Учебное пособие. Казань, 2016. С. 146-147
  28. Поварнин С.И. Искусство спора. Воспроизведено по второму изданию Культурнопросветительного кооперативного товарищества «Начатки знаний». Петроград, 1923.
  29. Сагадеев А.В. Восточный перипатетизм. М., 2009. С. 11-12.
  30. Салихов Р.Р. Участие татарского предпринимательства России в общественно-политических процессах второй половины XIX - начала ХХ в. Казань, 2004
  31. Тарджемани К. Путь, которого придерживался Марджани в вопросах вероубеждения // Шихабутдин Марджани. Сборник статей, посвящённый 100-летию Ш. Марджани, изданный в Казани в 1915 г. Казань, 2015. С. 164
  32. Ульрих Рудольф. ал-Матуриди и суннитская теология в Самарканде / Перевод с немецкого Л. Трутановой. Алматы, 1999. С. 157
  33. Фаукийа Хусейн Мухаммад. Ал-Кафийа фи ал-джадал: ли-л-Джувайни имам ал-Харамайн: докт. дис.Египет: ун-р ‘Айн ал-шамс, 1979.
  34. Шаулянкари Мухаммад ибн Наджиб ибн мулла Биляль ибн дамулла Мазфар. Тазкират ар-рашид би радди кайди [Напоминание праведного о кознях завистника]. Казань, 1901. С. 66
  35. Юзеев А.Н. Татарская религиозно-реформаторская мысль. Казань, 2012

© Марданова Д.З., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах