Аннотация
В статье на примере богословского спора в вопросах ‘акиды (вероучения) между религиозным ученым, богословом и историком Шигабутдином Марджани (1818-1889) и его оппонентами рассматривается полемика как механизм поиска и утверждения истины. Выступая в качестве одного из возможных ответов татар-мусульман на имперский вызов, религиозная полемика анализируется в свете изменившихся политических, экономических и социальных условий Нового времени, когда через теологическиедискуссиио каламе ибожественныхатрибутахочерчивалисьновыеграницы религиозной традиции. В рамках данной проблемы обсуждаются следующие вопросы: 1) полемический жанр в исламском мире; меджлисы как площадки для дискуссий и дебатов мусульман в решении актуальных вопросов интеллектуального, религиозного и социального характера; виды споров - джадал и муназара ; 2) реформирование ислама в конце XIX в. среди мусульман Российской империи; 3) обсуждение образа «истинного» вероучения ( ‘акида ) через догматические дискуссии о каламе, мутакаллимах, учении о божественных атрибутах и связи атрибутов с Аллахом; 4) источники вероучения ( ‘акида ), границы авторитетности источников; запретные нововведения ( бид‘ат ); 5) обвинение в неверии ( такфир ) и границы неверия ( куфр ); 6) возвращение на «прямой путь» через обновление ( таждид ), предполагавшее, с одной стороны, введение в традицию «необходимых» и «истинных» представлений, с другой - отказ от «неактуальных», то есть якобы «неистинных» воззрений; 7) критика Марджани в качестве легитимного участника спора, обновителя ислама ( муджаддид ), богослова и правоведа, способного на иджтихад ( муджтахид ). Изучение полемики как реакции мусульман на имперский вызов в условиях Нового времени позволяет проследить, как мусульманские ученые очерчивали новые границы религиозного учения и благодаря этому адаптировали религиозную традицию к социальным реалиям Российской империи в последней трети XIX в. и одновременно пересматривали окружающую действительность в свете первоисточников.