Том 9, № 4 (2022)
- Год: 2022
- Статей: 11
- URL: https://journals.rudn.ru/public-administration/issue/view/1612
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8313-2022-9-4
Весь выпуск
СТАНОВЛЕНИЕ ОСНОВ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ: ПОЛИТИКО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Российская государственность: некоторые современные политологические взгляды
Аннотация
Востребованность исследования российской государственности определена факторами дальнейшего национального государственного строительства. В статье продемонстрированы широта взглядов и круг дискуссионных тем, увязанных с трансформацией государственности при использовании специфических сочетаний существующей государственности, принципов и правил осуществления суверенитета. Авторами приведены примеры неоднозначности и противоречивости мнений о государственности как феномене. Обозначены векторы определения и уточнения будущих позиций и сущностей российской государственности в данный исторический период.
Родословные легенды как способ интеграции политической элиты в XVI в.
Аннотация
В статье анализируется роль родословных легенд в процессе формирования политико-управленческих элит в России XVI века. Необходимость рекрутирования, циркулирования и консолидации элиты в то время привела к формированию института родословных легенд, которые позволяли знати удревнять и возвышать свое происхождение. В статье анализируется родословная легенда о происхождении Ратши «из Немец» от которого вели свое происхождение многие известные дворянские роды. Авторы делают вывод о том, что верховная власть активно использовала родословные легенды в своей символической политике.
Основные субъекты формирования и развития российской государственности в конце XIII - начале XIV вв.
Аннотация
В статье рассматриваются основные субъекты формирования единого древнерусского государства в конце XIII - начале XIV вв., а также анализируются ключевые факторы, повлиявшие на данный процесс. Отдельное внимание уделено описанию методов и инструментов, используемых древнерусскими правителями при создании единого государства. Актуальность темы обусловлена нынешним общественно-государственным запросом на поиск новых эффективных методов и моделей управления, которые можно использовать в современных реалиях для выстраивания единого и сильного российского государства, способного проводить последовательную и независимую политику, направленную на отстаивание национальных интересов.
Контент-анализ в рамках сетевого подхода к исследованию основ российской государственности в доромановский период
Аннотация
Данная статья представляет вниманию читателя часть результатов комплексного исследования основ российской государственности с применением сетевого подхода, касающуюся использования контент-анализа для преодоления ограничений концепции политических сетей как концепции мезоуровня. Целью статьи является обзор метода и методики контент-анализа в контексте применения сетевого подхода при исследовании становлений государственности России в доромановский период. Помимо обоснования использования контент-анализа рассматриваются современное программное обеспечение, его возможности и методики работы. На основании предоставленных данных делаются выводы о возможности эффективного использования контент-анализа в качестве дополнительного инструмента сбора и формирования базы данных для дальнейшего построения сетевых моделей. На наш взгляд, материал статьи может быть также полезен широкому кругу исследователей, планирующих использовать контент-анализ в исследованиях государства и общества.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Центры управления регионом как новая форма управленческой деятельности
Аннотация
В статье исследуется малоизученная тема о современной форме регионального управления, основанной на межведомственной коммуникации. На примере Центров управления регионами (ЦУР) авторы исследуют формирование новой концепции публичного управления. В ее основу положены этика цифровизации, анализ социальных сетей, а также несколько теорий: акторно-сетевая, фигурации и фрактально-эволюционная концепция. Внедрение механизмов онлайн и сетевого взаимодействия формирует проактивные связи между населением и властью и ведет к повышению доверия и эффективности управления. Проведены эмпирическое исследование на основе интервью с сотрудниками подразделений, непосредственно связанных с деятельностью ЦУР, сравнение, анализ документов и статистических данных. В результате исследования и практического опыта работы с ЦУР сделаны выводы о важности сетевого подхода при организации государственного управления, где данные учреждения могут стать полноценным инструментом как часть новой парадигмы New Public Government (NPG). При этом важную роль должны сыграть повышение уровня цифровой зрелости населения - с одной стороны, а другой - готовность самой системы к перестройке на всех уровнях.
Страновые особенности формирования национальной инновационной системы
Аннотация
Статья посвящена выявлению факторов и особенностей формирования национальной инновационной системы (НИС). Предметом исследования являются особенности национальной инновационной системы в различных странах. Отсутствие универсальной для всех стран модели эффективной НИС указывает на значимость данного исследования. Результатом исследования является выявление особенностей формирования НИС для ряда стран (кластеров), а также даны рекомендации по совершенствованию НИС с учетом данных особенностей. Для проведения исследования были использованы методы корреляционно-регрессионного анализа инновационных показателей по странам, данные по которым имеются в открытом доступе. Оценка и проверка адекватности применяемой модели определяется числового анализа полученных данных, а также путем экономической интерпретации. Корреляционно-регрессионный анализ производится отдельно для стран из разных кластеров, для того чтобы выявить особенности между ними. В качестве результата исследования выявлены связи между типом государственного правления, государственного вовлечения и высокотехнологичным производством (инновациями).
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Улучшение предоставления государственных услуг в условиях VUCA в Южной Африке: обзор литературы
Аннотация
Существует широко распространенное мнение о том, что среда нестабильности, неопределенности, сложности и двусмысленности (ННСД) способствовала неудовлетворительному качеству предоставления услуг в государственном секторе в Южной Африке. Целью данной статьи является выяснение того, как правительство Южной Африки может улучшить предоставление услуг, находясь в состоянии ННСД. В данной статье представлено комплексное исследование ряда вторичных литературных источников. Автор пытается привлечь внимание к пробелам в знаниях, которые могут послужить основой для дальнейших исследований в будущем. Основной вывод заключается в том, что для того, чтобы правительство Южной Африки могло предоставлять качественные услуги в среде ННСД, его сотрудники должны обладать навыками мониторинга и оценки, основанных на предыдущем опыте, стратегического планирования, методологии управления программами и проектами и методами управления изменениями. Также в статье фиксируется острая нехватка эмпирических исследований предоставления услуг государственного сектора в условиях, характерных для состояния ННСД. В связи с этим возникает потребность в дополнительных исследованиях по этой теме, в частности, для того, чтобы установить влияние среды ННСД на правительства развивающихся стран. Исследование будет полезно правительствам развивающихся стран, в частности ЮАР, исследователям, а также тем, кто работает в сфере государственного управления.
Социальные сети как вызов политической стабильности Вьетнама
Аннотация
Авторы статьи идентифицируют новые разновидности угроз, вызванных проникновением во вьетнамское общество социальных сетей. В статье оцениваются пределы влияния трансграничных IT-коммуникаций на политическую стабильность государства, анализируется контент идейных оппонентов власти в публикациях Instagram, Zalo, YouТube, Facebook (21 марта 2022 г. Тверской суд города Москвы признал Meta (продукты Facebook и Instagram) экстремистской организацией), в поисковых системах и других каналах связи. Авторы представляют выводы и соображения относительно организации противодействия проводникам «цветных революций», мастерам сетевых провокаций, психологических и идеологических диверсий во вьетнамском и глобальном информационном пространстве.
Возобновляемые источники энергии и государственная стратегия развития энергетического сектора в Иордании
Аннотация
Энергетика и энергетическая безопасность - стратегическая цель для разных стран мира, ведь энергетика - важная составляющая жизни. Поскольку энергетическая проблема постепенно обостряется во всем мире, особенно со значительным увеличением спроса на нее, ожидается, что этот рост в предстоящий период станет еще выше из-за роста населения и увеличения количества различных производственных и сервисных предприятий. В настоящее время большинство стран стремится рационализировать потребление энергии и искать альтернативы ее источникам. Отсюда повышенный интерес к альтернативным источникам энергии. В этом исследовании были определены источники энергии и их альтернативы в Иордании для того, чтобы получить адекватное представление о том, что доступно в этой стране из энергетического сектора. Иордания является одной из бедных стран с точки зрения традиционных источников энергии и одной из наиболее пострадавших от высоких цен и нехватки производства сырой нефти и других энергетических компонентов, а также от их негативных последствий для экономики страны, поскольку Иордания импортирует нефть и природный газ из соседних стран, что обеспечивает 90 % ее потребностей в энергетике и составляет примерно 8 %-10 % ВВП. В этом исследовании делается попытка проанализировать существующие источники энергии в Иордании с целью изучения способов улучшения энергетической ситуации в этой стране за счет увеличения использования альтернативных возобновляемых источников энергии, таких как солнечная и ветровая энергия, вместо использования импортируемых нефти и газа.
Использование комплексного территориального подхода в национальной концепции пространственного регионального развития (на примере Республики Болгария)
Аннотация
В статье рассмотрены концепция пространственного регионального развития в Республике Болгария на период 2013-2025 гг. и планы комплексного развития муниципалитетов на период 2021-2027 гг., а также современные вызовы, с которыми страна сталкивается при внедрении комплексного территориального подхода. В современных условиях стабильное экономическое развитие не может быть достигнуто без эффективно функционирующей системы регионального развития и благоустройства. Цели и планы комплексного развития муниципалитетов (ПИРМ) должны соответствовать целям, представленным в Комплексной стратегии территориального развития (КСТР). Методические указания для ПИРМ, изданные Министерством регионального развития и благоустройства Республики Болгария, должны далее четко указывать на реализацию партнерства и обязательно быть согласованы с документами планирования более высокого уровня регионального развития страны.
Программа сокращения бедности в Нигерии: хватит ли ресурсов?
Аннотация
Правительство Нигерии рассчитывает эффективно помочь 100 миллионам нигерийцев справиться с бедностью к 2030 году. Без сомнения, правительство было вынуждено вмешаться из-за крайней нищеты в стране, о чем свидетельствует большое количество детей, не посещающих школу, гендерные трудности и бедственное социально-экономическое положение жителей. С целью выбраться из этого бедственного положения правительство Нигерии разработало план, способный решить эти проблемы менее чем за десятилетие. Однако исследования указывают на целый ряд неудач нигерийского правительства в этой области, неуместных приоритетов, поспешных утверждений государственных политических программ и их неэффективной реализации. На основе анализа этого опыта и выявленных слабых мест политической и управленческой систем, в статье рассматривается перспектива реализации государственного плана по борьбе с бедностью. Проект рассматривается в контексте прозвучавших отчетов о неэффективности предыдущих программ и экономических реалий страны. На основании предпринятого анализа в статье строится предположение о чрезмерной и даже фанатичной попытке реализовать проект, который не опирался на опыт прошлых подобных проектов и может привести к тем же результатам.