ПРОБЛЕМЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В данной статье автор рассматривает влияние инновационного характера развития на национальную экономику. Раскрыт интенсивный путь развития со стороны его практической экономической применимости на примере передовых стран. Описаны его преимущества перед экстенсивным типом развития экономики государства. Сформулированы проблемы, тормозящие развитие национальной экономики, а также поставлены задачи перед российским экономическим сектором, позволяющие качественно воздействовать на возникающие затруднения экономической сферы РФ. Представлены уровни реализации кадровой политики экономической сферы. Объяснена актуальность развития специальности инновационного менеджера.

Полный текст

В последние десятилетия мировая экономика приобрела инновационный характер развития. Осознавая неизбежность исчерпывания природных ресурсов, а следовательно, утрачивания экстенсивного характера воспроизводства, передовые страны сделали упор на качественные преобразования в национальных экономиках. Инновационный характер развития экономики формируется благодаря непрерывному совершенствованию производственных технологий, которые ведут к естественному улучшению качества производимых товаров и услуг. В этой связи в современном мире экономический рост характеризуется, в первую очередь, ведущим значением научно-технического прогресса и интеллектуализацией основных факторов производства [1]. Так, например, Южная Корея несколько лет подряд сохраняет лидерскую позицию в рейтинге стран, развивающих инновационные НИОКР. Также Южная Корея - одна из лидеров по выдаче патентов в сфере высокотехнологичного производства. Для того чтобы сохранять высокие позиции относительно своих экономически развитых соседей - Китая и Японии, правительство Юж- ной Кореи взяло курс на развитие креативной инновационной экономики. В стране начали развиваться «чеболи» - национальные финансово-промышленные компании, которые впоследствии переросли в транснациональные конгломераты. По темпу инновационного развития такие корейские компании, как Hyundai и Samsung, превосходят многие мировые компании, даже те, которые начали развивать высокотехнологичное производство гораздо раньше. Второй страной по развитию инновационной экономики выступает Швеция. Швеция в своей экономике всегда опиралась на инновации, в особенности на информационно-телекоммуникационные технологии. Особенностью экономического развития Швеции является множество технопарков. В целях развития системы технологических парков было организовано специальное ведомство, осуществляющее содействие в развитии инновационных технологий и координацию национальных инновационных компаний. Также на территории Швеции функционирует большое количество всемирно известных научно-исследовательских центров. Инновационное развитие экономики в нашей стране пока не обрело столь же обязательную форму, как в странах с передовыми технологиями. Но уже на сегодняшний день руководство нашей страны видит кризисность сырьевой экономики. Поэтому Президентом РФ неоднократно ставились задачи, стимулирующие развитие и внедрение инновационных технологий в производство и в экономику страны в целом. Так, еще в 2012 г. в послании Путина В.В. Федеральному Собранию РФ была сформулирована идея поиска и внедрения инноваций во всех сферах жизнедеятельности общества [2]. Достаточно объемная задача - «внедрение инноваций во все сферы жизнедеятельности общества» - не была реализована в предполагаемые сроки, «проведение преобразований затянулось, и затянулось недопустимо» [3]. В основе реализации задачи ускоренного развития национальной экономики лежит аппарат высококвалифицированных кадров, способных к освоению новых знаний и их практическому применению при реализации инновационной политики. Безусловно, ядром обеспечения данного аппарата служит специализированное образование, способное не только отвечать общеобразовательным стандартам, но и стимулировать новаторскую активность у обучаемых [4]. Это является ключевым моментом подготовки кадрового аппарата инновационной экономики: формирование рабочего капитала не ограничивается лишь подготовкой квалифицированных кадров, владеющих технологиями и методами управления. Они должны «перестроится» на инновационный характер, т.е. обладать способностью вырабатывать инновации самостоятельно, а также под иным ракурсом смотреть на обыденные процессы в организации, обществе и государстве в целом и своевременно предлагать альтернативные варианты развития. Кадровую политику инновационной экономики можно реализовывать на разных уровнях. На макроуровне разрабатывается национальная стратегия управления человеческими ресурсами. Она представляет собой совокупность мероприятий государственной политики в области инноваций, сфере образования и занятости, включая разработку нормативно-правовых актов, программ и проектов, формирование инновационных центров, фондов и других ведомств на федеральном уровне. В целях привлечения молодежи в инновационную политику выделяются ассигнования на премии, стипендии в области науки и высоких технологий, разрабатывается система защиты интеллектуальной собственности. Мезоуровень, или уровень субъектов Федерации, подразумевает разработку стратегии управления человеческими ресурсами регионов. Среди мероприятий по реализации данной стратегии следующее: разработка региональных программ развития образования, предпринимательской и инновационной деятельности, участие регионов в технологических цепочках, улучшение инвестиционного климата региона. В целях популяризации инновационной идеи развития в регионах выделяют средства на стипендии и гранты в сфере инноваций, на проведение региональных конкурсных проектов по формированию инновационной среды в субъекте, а также на поддержку одаренной молодежи и создание центров научно-технического творчества. Микроуровень сформирован стратегией управления персоналом предприятия посредством осуществления следующих мер: привлечение и разработка инновационных проектов, стимулирование творческой активности работников путем создания инновационных команд и непрерывного образования, а также выявление инновационных способностей работников, расширение возможностей для реализации новаторских идей и продвижение по карьерной лестнице. Но самый главный уровень - индивидуальный. Именно тогда инновации получат признание общества, когда сами индивиды осознают необходимость в качественных изменениях и, прежде всего, самопреобразовании. Систематическое повышение квалификации, разработка личных творческих планов, ответственное выполнение поставленных задач и стремление к продвижению по службе ведут к повышению уровня самосознания личности и качественному преобразованию общества, а как следствие - государства [5]. На сегодняшнем этапе развития инновационного потенциала России складывается неоднозначная ситуация с профессиональным кадровым составом инновационной экономики. В нашей стране фактически не сложилось объективного подхода к человеческому фактору, и прежде всего понимания роли инновационного менеджера. Реализация стратегий качественного социально-экономического развития страны, внедрение нововведенческих стратегий на национальных предприятиях, вырабатывание инновационной системы страны и ее региональных подсистем происходит под влиянием профессиональных управленцев-специалистов. Именно конкретные люди определяют комплекс технологий, внедряемых в национальную экономику. Поэтому вся экономическая система напрямую связана с тем, насколько высок уровень профессиональной подготовки у государственных служащих. Будет целесообразным перечислить основные факторы, определяющие эффективность инновационных менеджеров. Помимо высокой профессиональной подготовки к ним можно отнести: лидерские качества, мотивацию, непрерывность обучения и повышение квалификации, вовлеченность в специализацию, личную ответственность за совершение действий. При этом формирование и реализация программ обучения инновационных менеджеров в России имеет не такую длительную историю, как в передовых странах. Ввиду этого отметим, что интенсивный характер развития национальной экономики обусловливает качественные изменения в комплексе образовательных программ и совокупности требований к профессиональным работникам соответственно. В последнее время делается акцент на креативные способности сотрудников, а как известно, качество человеческого потенциала определяет дальнейшее развитие той или иной сферы [6]. Инновационная деятельность, результатом которой являются инновации, является базисом развития национальной экономики интенсивного характера. И совершенно точно можно утверждать, что инновации движимы только кадрами. Инновационная деятельность - это в первую очередь творческий процесс, который является привлекательной средой для обширного количества высокообразованных людей. В России сложились два основных подхода к подготовке специалистов, способных осуществлять инновационную деятельность. Первый подход реализуется с 1995 года Факультетом инновационно-технологического бизнеса РАНХиГС в форме системы профессиональной переподготовки менеджеров для повышения эффективности инновационной деятельности. На факультете обучаются слушатели из различных отраслей промышленности, сфер информационных технологий, биотехнологий, строительства, имеющие высшее профессиональное образование. При этом обучение индивидуализировано. В результате получается, что с одной стороны, слушатели изучают различные инновационные этапы в жизненном цикле продукции, а с другой - каждый занимается своим личным проектом. Руководитель факультета В.Г. Зинов считает, что необходимо построить систему непрерывной подготовки управленческих кадров в сфере инновационной деятельности. Второй подход реализует Санкт-Петербургский государственный технический университет с 1999 года на базе Института инноватики (ныне факультет инноватики) и вслед за ним многие университеты страны, впервые сформировав систему реализации основной образовательной программы Инноватика на основе двух поколений государственных образовательных стандартов. С 2010 года реализуется новое поколение стандарта - Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению 222000 - Инноватика (бакалавриат и магистратура). Обучение на факультете инноватики отличают серьезная фундаментальная, научно-исследовательская подготовка, высокий уровень решаемых научных задач, использование современных компьютерных технологий и новейших измерительных приборов и комплексов, участие студентов в реальных проектах и стажировках за рубежом. Программы обучения студентов-инноватиков включают фундаментальную и общеинженерную подготовку в области технической кибернетики, экономики и специальную подготовку по управлению инновациями, т.е. по управлению процессом создания конкурентоспособных товаров и услуг на базе научно-технических достижений. В процессе обучения целенаправленно формируются и развиваются качества, необходимые руководителю инновационных проектов. Выпускники факультета подготовлены для работы в инновационном высокотехнологичном бизнесе, инвестиционных департаментах банков, на промышленных предприятиях, в структурах исполнительной власти. Но, как мы видим, в современной России до сих пор под инновациями понимают «высокие» или «нано» технологии. Но, определяя инновации как изменения системы, будь то механизм, или система управления организацией, сами инновации не будут выступать нанотехнологиями. В этой связи их следует понимать как качественные изменения управленческой деятельности, изменения характера управления персоналом и\или организацией в целом. Поэтому, определяя одну из основных причин неэффективной коммерциализации научных достижений и разработок ученых РАН или университетов, - отсутствие профессионального менеджмента, недостаточное кадровое обеспечение всех звеньев управления инновационной деятельностью, что в равной степени относится как к промышленным предприятиям, так и к научно-техническим организациям, следует отметить, что нельзя не учитывать и специфику российского менталитета. Не вызывают сомнений тезисы о необходимости популяризации стремлений к инновационному предпринимательству, изобретательству, проявлению инициативы; об изменении ситуации, при которой молодые люди считают лучшим карьерным ходом работу в крупной госкомпании или органах власти: ни в госкомпаниях, ни в министерствах в современном мире инновации не создаются, ввиду чего было бы целесообразным включать в учебные планы высших учебных заведений ряд дисциплин, обучающих по программам «Инновационный менеджмент» или «Управление инновациями», как это было рекомендовано Министерством образования и науки РФ. Это в определенной степени позволит ликвидировать дефицит специалистов в сфере инновационной деятельности, что, безусловно, способствует переходу национальной экономики от экспортно-сырьевого характера к реальной системно-инновационной модели развития экономики.

×

Об авторах

Светлана Андреевна Первойкина

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: svetlanapervoikina@mail.ru

магистрант кафедры государственного и муницпального управления

ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия 117198

Список литературы

  1. Первойкина С.А., Путимцев Д.Н. Инновационный путь развития как средство модернизации национальной экономики // Вестник РУДН. Серия: Государственное и муниципальное управление. 2017. URL: http://journals.rudn.ru.
  2. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2012 «Послание Президента Владимира Путина Федеральному Собранию РФ» // Электронный правовой ресурс «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru.
  3. Стенограмма «Прямой линии с Владимиром Путиным» от 25.04.2013 г. // Официальный сайт информационного издания «Российская Газета». URL: https://rg.ru.
  4. Леонидова Г.В. Актуальные проблемы кадрового обеспечения инновационной экономики // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». URL: https://cyberleninka.ru.
  5. Шпильберг С.А. Кадровое обеспечение инновационной экономики // Вестник СГАУ им. Решетнева // Официальный сайт «Сибирский журнал науки и технологий». URL: https://vestnik.sibsau.ru.
  6. Леонидова Г.В. Актуальные проблемы кадрового обеспечения инновационной экономики // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». URL: https://cyberleninka.ru.

© Первойкина С.А., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах