The influence of non-political organizations on the activities of formalized political institutions in contemporary Japan

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The purpose of the research is to examine the mechanisms of influence of the South Korean Christian nationalist organization “Unification Church”2 in Japan. Particular attention is paid to its influence on the socio-political aspects of internal Japanese processes. It is argued that, through the hierarchical discipline inherent in religious structures, organized voting blocs can be created during election campaigns that are capable of influencing their outcome. It is concluded that, despite the discontent of the Japanese population, it is not possible to disband the Japanese branch of the organization. Firstly, the connections of this religious structure with Japanese political figures have been revealed more than once, so it can be concluded that there are systematic contacts. Secondly, since the organization became a topic of public debate after the assassination of former Prime Minister Shinzo Abe, committed by a victim of its activities, in the event of a positive decision to disband the Japanese branch, radical groups and individuals will, in essence, be given a signal that they can convey their demands to the government by force. This could negatively affect public order in the country.

Full Text

Введение 14 августа 2024 г. бывший премьер- министр Японии Фумио Кисида заявил о том, что не будет выдвигать свою кандидатуру на предстоящих в сентябре выборах лидера правящей Либерально- демократической партии Японии (ЛДП), а поскольку ее глава автоматически занимает также пост премьер- министра страны, это означает, что он не будет претендовать и на этот пост. Причина очевидна: по результатам опроса, проведенного NHK (日本放送協会, Японская вещательная корпорация) в августе 2024 г., не одобряли правительство Кисида 55 % опрошенных, поддерживали - только 25 %[35]. Выяснилось также, что в преддверии выборов 27 % избирателей хотели бы более основательного обсуждении мер экономической политики. Еще 26 % высказались о необходимости политических преобразований для решения проблемы коррупции во власти[36]. По признанию самого Кисида, в период его нахождения на посту премьер- министра произошел ряд громких скандалов. Они- то и повысили уровень недоверия общества к власти[37]. В особенности японское общество потрясла трагедия, случившаяся в июле 2022 г., грозившая подрывом самих основ безопасности в стране: на бывшего премьер- министра страны Синдзо Абэ во время выступления в ходе предвыборной кампании было совершено покушение с летальным исходом. Смертельный выстрел привлек внимание японской общественности к южнокорейской религиозной организации националистического толка «Церковь Объединения» (далее - Церковь, ЦО), поскольку арестованный по подозрению в убийстве заявил[38], что мстил политику за его связи с этой организацией. Убийство Абэ открыло «ящик Пандоры» [1] - вызвало волну разоблачений о связях многих действующих политиков из правящей ЛДП с ЦО. Особенно возмутил японское общество факт поддержки этой организацией ряда политиков в период избирательных кампаний. Согласно проведенному внутрипартийному опросу, из 379 членов обеих палат парламента 179 признали свою связь с Церковью, а у 121 из них связь эта была «более глубокого» характера[39]. Кисида дал указания членам ЛДП разорвать связи с ЦО [2]; а жертвы ее деяний, так называемое второе поколение верующих - дети родителей, создавших семьи под ее воздействием, начали кампанию в СМИ по привлечению внимания к проблемам организации8. Убийца Абэ также был представителем второго поколения верующих. На протяжении последних двух лет проблема связей ЦО с политическим истеблишментом Японии не теряет своей актуальности. Раскрытие этих связей Кисида назвал одной из причин падения доверия народа к власти. Фактически такое признание означает, что религиозная организация, являющаяся неполитическим по своему формальному статусу институтом, способна оказывать сильное воздействие на деятельность формализованных политических институтов - партий. Поэтому представляется важным рассмотреть, во- первых, историю возникновения Церкви, ее идеальные цели и реальную практику, в особенности способы ее взаимодействия с верующими, во- вторых, процесс развития и укрепления ее «обоюдовыгодных» взаимоотношений с японскими политическими партиями. «Церковь Объединения»: идеальная цель и реальная практика Официальное наименование ЦО при ее создании - Ассоциация Святого Духа за объединение мирового христианства. Наименование «Церковь Объединения», первоначально неофициальное, закрепилось за организацией позднее, став формальным ее обозначением во многих странах мира[40]. В 1997 г. «Ассоциация Святого Духа за объединение мирового христианства» была переименована руководителями организации в «Федерацию семей за единство и мир во всем мире»[41]. Церковь была основана Мун Сон Мёном[42] в 1954 г. Заявлено, что задолго до этого события на него еще в пятнадцатилетнем возрасте, в пасхальное 8 旧統一教会の元2世信者 小川さゆりさん 被害者救済新法成立へ…半年間の記録 [Саюри Огава, бывший член «Церкви Объединения» во втором поколении, добивается принятия нового закона о помощи жертвам… 6-ти месячный репортаж] // NHK URL: https://www.nhk. or.jp/shutoken/wr/20230210a.html (дата обращения: 19.08.2024) (на яп. яз.). утро 1935 г., снизошло откровение, и он осознал, что Небеса возложили на него особую миссию: «Я получил четкие указания Бога, просившего меня заплатить искупление за грехи человечества и построить мир, который Он задумал с самого начала»12. Целью организации является спасение человечества и установление единого гармоничного мира13 - Царствия Божьего на земле - посредством создания из членов секты с помощью так называемого ритуала массовой свадьбы «традиционных», т.е. разделяющих традиционные ценности, семей с последующим рождением «чистых» детей, свободных от первородного греха [4]. При этом процесс «освобождения» от греховной природы происходит под воздействием психологических механизмов, которые делятся на две взаимодополняющие группы. Первую из них образуют механизмы непосредственного воздействия на поведение человека; ими обеспечивается тотальный контроль над жизнью «подопечных» Церкви; вторую - тоже психологические в основе своей механизмы, но с более узкой, «специализированной», задачей: обеспечить непрерывный поток материальных пожертвований в пользу секты. Используемый при этом метод типичен для религиозной секты - продажа за баснословные деньги культовых предметов, благодаря покупке которых якобы удастся освободиться от скверны, передававшейся в роду покупателя из поколения в поколение14. Ритуал массового бракосочетания - ключевой религиозный элемент и одновременно некий «подарок» для верующих - также является частью системы тотального контроля. Ведь чтобы участвовать в этом торжестве, нужно соблюсти определенные условия. Во- первых, вовлечь в ряды сторонников культа минимум трех новых верующих, а также выполнять «норму» по экономической активности - необходимо осуществлять продажу культовых предметов на определенную сумму денег, которую организация назначает каждому ежемесячно15. Выполнение организация присутствует в более чем 120 странах мира. В 1972 г. Мун переехал в США, где продолжил миссионерскую деятельность. Спустя несколько лет, во время своего визита в Южную Корею, он организовал самый многолюдный в истории страны митинг под лозунгом: «Всемирный поход за освобождение Кореи», собравший 1,2 миллиона человек. После смерти Мун Сон Мёна в 2012 г. руководителем организации стала Хан Хак Джа - его третья жена, с которой Мун состоял в браке с 1960 г. В 2020 г. по инициативе Хан Хак Джа был проведен Всемирный саммит, в котором приняло участие около 7000 делегатов из 170 стран мира [3]. 12 Централизованная религиозная организация «Церковь Объединения - христианство в изложении Божественного Принципа». URL: https://unification.ru/ (дата обращения: 19.08.2024). 13 Какие цели преследует Церковь Объединения в России? // Централизованная религиозная организация «Церковь Объединения - христианство в изложении Божественного Принципа». URL: https://unification.ru/7-kakie-t seli-presleduet-tserkov-obedineniya-v-r ossii/ (дата обра щения: 19.08.2024). 14 なぜ高額な壺や印鑑を買わされてしまうのか 元統一教会信者が明かす「霊感商法の巧 妙手口」 [Почему мы вынуждены покупать дорогие горшки и личные печати? Бывший член «Церкви Объединения» раскрывает «искусные приемы мошеннического бизнеса по продаже ритуальных предметов»] // マネーポストWEB [Манэ:посуто WEB] URL: https://www. moneypost.jp/964918/2/ (дата обращения: 19.08.2024) (на яп. яз.). 15 旧統一教会元信者が告白 7日間断食と140万円献金 合同結婚式参加のための信じられな такой нормы считается «долгом» верующих16. Во- вторых, надо держать строгий пост - в течение семи дней вообще не употреблять пищи17. В-третьих, для участия в ритуале необходимо внести: верующим первого поколения 700 тыс. иен (464 тыс. р.; здесь и далее - по курсу на декабрь 2024 г.); верующим второго - 200 тыс. иен (132 тыс. р.)18, а также каждый должен сделать благодарственные пожертвования в размере 1 млн 400 тыс. иен (928 тыс. р.)19. Партнеров для создания семей выбирает сама Церковь20. Дети, рожденные в «священном браке», воспитываются в строжайшей дисциплине. Им нельзя смотреть телевизор, читать развлекательную литературу, по своей воле они не имеют права ни получить образование, ни жениться / выйти замуж21; им даже запрещено петь гимн своей страны22. Выйти из- под контроля организации крайне сложно, поскольку и детям, и их родителям - верующим первого поколения - умело внушают, что никто вне культа не сможет очистить свою природу, т.е. стать «Дитем Божьим», и потому «попадет в ад» [5]. Иногда и сами родители оставляют своих детей одних, покидая дом ради いノルマ [Бывший член «Церкви Объединения» делает признание: «7-ми дневное воздержание от пищи и пожертвование в размере 1 400 000 иен». Невероятные правила для участия в церемонии массовой свадьбы] // PRESIDENT Online. URL: https://president.jp/articles//63993?page=2 (дата обращения: 19.08.2024) (на яп. яз.). 16 平成元年 ( )第374号 損害賠償請求事件 甲事件 [Первый год эпохи Хэйсэй (японское летоисчисление) № 374 Дело о возмещении ущерба (Дело А)] // 裁判所ホームページ [Сайбансё Хо:му Пэ:дзи] URL: https://www.courts.go.jp/app/files/hanrei_jp/535/006535_ hanrei.pdf (дата обращения: 08.10.2024) (на яп. яз.). 17 Там же. 18 【独自解説】“統一教会『合同結婚式』含む大規模イベント開催 総工費” 500億円の『天苑宮』お披露目も日本メディアには警戒心…現地を取材した鈴木エイト氏が解説 [«Уникальный комментарий» Японские СМИ с опаской относятся к открытию дворца «Тэнэн», стоимость которого составляет 50 миллиардов иен и в котором будут проводиться крупномасштабные мероприятия «Церкви Объединения», в частности массовые свадьбы. Пояснения дает Эйто Судзуки, который снял репортаж на месте событий] // YTV 読売テレビ [YTV Ёмиури Тэрэби] URL: https://www. ytv.co.jp/miyaneya/article/page_pyin1xq2pbi0e1kj.html (дата обращения: 19.08.2024) (на яп. яз.). 19 旧統一教会元信者が告白 7日間断食と140万円献金 合同結婚式参加のための信じられないノルマ [Бывший член «Церкви Объединения» делает признание: «7-ми дневное воздержание от пищи и пожертвование в размере 1 400 000 иен». Невероятные правила для участия в церемонии массовой свадьбы] // PRESIDENT Online URL: https://president.jp/articles//63993?page=3 (дата обращения: 19.08.2024) (на яп. яз.). 20 祝福結婚Q&A [Благословление на свадьбу Q&A] // 世界平和統一家庭連合 公式サイト [Сэкай хэйва то:ицу катэй рэнго: ко:сики сайто] URL: https://ffwpu.jp/marriage-f amily/invite/qa (дата обращения: 19.08.2024) (на яп. яз.). 21 宗教2世問題 [Проблема верующих второго поколения] // 情報・知識 オピニオン imidas [Дзё:хо:・тисики опинион imidas] URL: https://imidas.jp/newjijiword/?article_id=l-91-055-22- 11-g241 (дата обращения: 19.08.2024). 22 ある宗教 世の悩み [Страдания некоторых верующих второго поколения] // 日本テレビ [Нихон Тэрэби] URL: https://www.ntv.co.jp/gyoten/backnumber/article/20190219_02.html (дата обращения: 19.08.2024) (на яп. яз.). выполнения волонтерской работы в интересах ЦО23, т.е. и взрослых, и детей лишают обычной жизни в обмен на жизнь «ради культа». Посредством таких психологическо- финансовых махинаций собираются огромные суммы денег, которые используются, например, на строительство недвижимости для руководителей секты24 или на привлечение политиков мировой величины на мероприятия, организуемые Церковью25. Однако, помимо этого, Муном были созданы многочисленные нерелигиозные организации и ассоциации, которые работают в разных странах мира. В их числе Федерация женщин за мир во всем мире; Федерация семей за единство и мир во всем мире; Всемирная ассоциация неправительственных организаций; Международный совет безопасности; Федерация за всеобщий мир [3], которая также имеет генеральный консультативный статус в Экономическом и Социальном Совете ООН[43]. Следовательно, представляется возможным сделать вывод о том, что деятельность Мун Сон Мёна и созданной им организации нельзя оценить однозначно: с одной стороны, образ «Церкви Объединения» во многих странах ассоциируется с мошеннической деятельностью, но в то же время Муном было создано большое количество организаций и ассоциаций, многие из которых являются благотворительными, выступают за развитие культуры, искусства, науки и образования, а также за всеобщее объединение человечества, вне зависимости от вероисповедания, расы и национальности. Тем не менее, из- за выкачивания из семейных бюджетов ежемесячных денежных пожертвований, а также из- за обязательных покупок культовых предметов многие связанные с Церковью семьи еле сводят концы с концами. Немало и таких семей, что вообще обанкротились. Мстивший Абэ за связи того с Церковью тоже пострадал от подобных практик, разоривших его семью: мать 23 「うちの家おかしい」「サタンの考え」旧統一教会信者 世が語る壮絶な過去① 顔なき 声 [«Мой дом странный» «Мысли сатаны» Член бывшей Церкви Объединения во втором поколении рассказывает о жестоком прошлом ① <Безликий… крик>] // 山陰中央新報デジタル [Сан Ин Тю:о: Синпо:] URL: https://www.sanin- chuo.co.jp/articles/-/465094 (дата обращения: 19.08.2024) (на яп. яз.). 24 【独自解説】“統一教会『合同結婚式』含む大規模イベント開催 総工費” 500億円の『天苑宮』お披露目も日本メディアには警戒心…現地を取材した鈴木エイト氏が解説 [«Уникальный комментарий» Японские СМИ с опаской относятся к открытию дворца «Тэнэн», стоимость которого составляет 50 миллиардов иен и в котором будут проводиться крупномасштабные мероприятия «Церкви Объединения», в частности массовые свадьбы. Пояснения дает Эйто Судзуки, который снял репортаж на месте событий] // YTV 読売テレビ [YTV Ёмиури Тэрэби] URL: https://www.ytv.co.jp/miyaneya/article/page_pyin1xq2pbi0e1kj.html (дата обращения: 19.08.2024) (на яп. яз.). 25 旧統一教会の友好団体の記念行事にトランプ氏がビデオメッセージ [Трамп выступает с видеообращением на памятном мероприятии организации, дружественной «Церкви Объединения»] // 朝日新聞 Digital [Асахи Симбун Digital]. URL: https://www.asahi.com/articles/ ASR534QR8R53UTIL008.html (дата обращения: 19.08.2024) (на яп. яз.). «пожертвовала» в пользу организации около 100 млн иен (около 60 млн р.), в т.ч. деньги от страховки, полученные в связи со смертью его отца[44][45]. Таким образом, появляется необходимость снятия напряженности между религиозной организацией и общественностью, которая может провоцировать последнюю на акты насилия [6] вследствие наличия «удачного» прецедента. Как «Церковь Объединения» укоренилась и распространилась в Японии Любопытным является тот факт, что в мировоззрении руководителей культа Япония является «олицетворением греховной Евы», которая должна искупить свои грехи перед страной, «олицетворяющей Адама», т.е. перед Южной Кореей28, населенной избранным народом, которому суждено спасти мир [7]. Что, собственно говоря, и делает «Церковь Объединения» организацией националистического толка. Естественно, возникает вопрос, каким образом такая организация смогла стать в послевоенное время популярной в «греховной» Японии? В первую очередь это объясняется тем, что Церковь продемонстрировала большую гибкость, способность адаптироваться к различным национальным условиям, впитывать новые черты из различных принимающих обществ [8]. Другая, не менее важная причина - ЦО распространялась не только под эгидой христианской веры, но и под знаменем антикоммунизма[46]: была создана «Международная федерация за победу над коммунизмом», через которую происходило проникновение идей Мун Сон Мёна на территорию Японии [9]. Хотя налаживание межкультурных связей и содействие международному общению в учении Муна составляли необходимое условие для достижения «царства мира» на Земле, коммунизм решительно был исключен из такого синтеза: сторонникам «Церкви Объединения» не нужен «мир», если он предполагает капитуляцию перед коммунизмом [10]. Сочувствие этой концепции в целом ряде капиталистических стран позволило «Церкви Объединения» распространить рычаги своего влияния не только в Японии, но и в Соединенных Штатах Америки. И там, как и в Японии, Мун продвигал свою организацию посредством антикоммунистических взглядов, заявляя, что коммунизм - это «инструмент сатаны» [11]. В частности, самые «дружественные» отношения у основателя ЦО сложились с Джорджем Бушем- старшим [9]. Вместе с тем, нельзя объяснять рост популярности ЦО исключительно ее антикоммунизмом и вызванными им симпатиями к учению Муна в среде истеблишмента: апелляция к традиционным ценностям, выдвижение семьи на первое место в жизненных стратегиях, призыв к самосовершенствованию - все это не могло не вызвать отклика у более широкой аудитории. Вернемся, однако, в Японию. История связи семьи Абэ с ЦО насчитывает не одно поколение. Еще его дед по материнской линии, премьер- министр Японии в 1957-1960 гг. Нобусукэ Киси находился в тесном контакте с организацией. Считается, что именно он поспособствовал появлению этой секты в Японии, оказав помощь в формировании подразделения ЦО в Токио30. Киси лично обратился к президенту Рейгану с просьбой освободить «уважаемого учителя» Мун Сон Мёна из американской тюрьмы, куда того заключили по обвинению в неуплате налогов [12]. Отец Синдзо Абэ, Синтаро Абэ, который занимал различные министерские и партийные посты, тоже подозревается в близких связах с ЦО. Сам Мун Сон Мён на своих проповедях в 1989 г. говорил: необходимо укреплять связи «Церкви Объединения» с ЛДП через фракцию Абэ, дабы впоследствии создать Церковь внутри японского парламента31. А также - готовить секретарей для парламентариев, чье влияние должно было осуществляться и распространяться благодаря членству во фракции Абэ Синтаро32. В связи с тем, что у Церкви были такие тесные контакты с японским правительством, возникает вопрос, не имеет ли ее символ, утвержденный в 1965 г. в соответствии с дизайном, разработанным самим Муном33 (рис.), идеологическое истолкование, в своих основах скорее японское, чем корейское? Изначально этот символ в виде нагрудных значков, облегчавших идентификацию прихожан «по вере», начали использовать адепты культа в Корее34. Позже его стали изображать в книгах, на церковных вывесках, в качестве 30 旧統一教会と自民の密接な関係 岸信介氏から始まった3代の因縁 [Тесные отношения между «Церковью Объединения» и Либерально- демократической партией - три покодения связи, начавшиеся с Нобусуке Киси] // 毎日新聞 [Майнити Симбун] URL: https://mainichi.jp/ articles/20220914/k00/00m/010/145000c (дата обращения: 19.08.2024) (на яп. яз.). 31「安倍派中心に関係強化を」旧統一教会 創始者・文鮮明氏が信者に政界工作説く [«Укрепляйте отношения, опираясь на фракцию Абэ», - основатель Церкви Объединения Сон Мён Мун проповедует своим последователям манипуляцию политическими кругами] // テレ朝 news [Аса Тэрэ news] URL: https://news.tv-a sahi.co.jp/news_international/articles/000274803. html (дата обращения: 19.08.2024) (на яп. яз.). 32 Там же. 33 Символ Церкви Объединения // Изучаем принцип. URL: https://dp-s tudy.org/knigi/traditsii- tserkvi-ob- edineniya/glava-10-simvol-t serkvi-ob- edineniya (дата обращения: 19.08.2024). 34 Там же. орнамента на ювелирных украшениях[47]. Примечательно, что символ этот очень похож на другой, украшавший военное знамя Японии (так называемый флаг Восходящего солнца) - на символ того самого японского милитаризма, от которого пострадала Корея. Это особенно удивительно, ведь «Церковь Объединения», напомним, была основана менее чем через десять лет после окончания Второй мировой войны, в 1954 г. Есть мнение, что цвет и форма были выбраны в качестве уловки для скрытия антияпонской направленности организации[48], а также для привлечения консервативных японцев, денежные средства которых использовались в интересах культа, и сочувствующих антикоммунистической повестке японских политиков [13]. Вместе с тем знак Церкви наполнен также нумерологическим смыслом[49], а в 2009 г. его цвет был изменен с красного на золотой[50]. Эмблема «Церкви Объединения» Источник: Unification Church symbol. URL: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Unification_Church_ symbol.svg Unification Church symbol Source: Unification Church symbol. URL: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Unification_Church_ symbol.svg «Церковь Объединения» после исчезновения «коммунистической угрозы» В 1990 г. Мун Сон Мён встретился в Кремле с М.С. Горбачевым. Перед встречей он дал свое первое за двадцать лет интервью, причем дал его советскому журналисту. В нем он сказал: «Мне дорог русский народ, потому что он всегда был в истории великим народом, призванным быть посредником между европейской и азиатской культурами. Я также хочу, чтобы народ Советского Союза знал о моем пожелании успеха Президенту Горбачеву в его исторических начинаниях. Я предсказываю, что благодаря его усилиям в пользу подлинной демократизации и подлинной религиозной свободы Советский Союз в состоянии не только сравняться с Западом, но и его обойти»[51]. В целом после падения Берлинской стены и распада Советского Союза антикоммунистическая направленность организации утратила смысл. В 1994 г., в сороковую годовщину основания «Церкви Объединения», было объявлено, что она должна сместить акцент своей деятельности с преимущественно религиозной на преимущественно социальную - на реализацию амбициозного плана по созданию и всемирному распространению «идеальной семьи». Как следствие, из названия ЦО вообще исчезло слово «христианство»: в 1997 г. «Ассоциация Святого Духа за объединение мирового христианства» стала называть себя «Федерацией семей за единство и мир во всем мире»[52]. Соответственно, начиная с 1997 г., ЦО пыталась добиться разрешения от правительства Японии на смену названия. Однако это произошло только в 2015 г., т.е. спустя почти двадцать лет. Едва ли не главная причина этого заключалась в том, что в Японии была распространена недобросовестная деловая практика, в соответствии с которой название организации не соответствовало осуществляемой ею деятельности, а против ЦО как раз было подано большое количество судебных исков с обвинениями в мошеннических действиях. Поэтому Отдел по делам религий Агентства по делам культуры и не утвердил смену названия[53]. Когда же в 2015 г. такая смена была неожиданно одобрена Агентством, это привело в недоумение депутатов от коммунистической партии Японии (КПЯ)[54]. КПЯ инициировала расследование по факту столь внезапного изменения позиции регулирующего органа, а ее глава заявил, что «для Коммунистической партии это последняя война против «Церкви Объединения»[55]. Однако часть запрошенных документов, касающихся смены названия, так и не была предоставлена [56]депутатам для прочтения. Скорее всего внезапное одобрение нового названия произошло по причине вмешательства какого- то влиятельного политика[57]. К примеру, на момент одобрения нового названия Министерство образования, культуры, спорта, науки и технологий, при котором учреждено Агентство по делам культуры, возглавлял замеченный в связях с Церковью член фракции Абэ Хакубун Симомура, чьи интервью публиковались в журнале и газете, принадлежащих ЦО. Издательство же, печатавшее этот журнал, тоже аффилировано с ЦО, и оно пожертвовало 60 тыс. иен (около 40 тыс. р.) избирательному округу, которое представлял Симомура[58][59]. Сам он, однако, отрицает свою причастность к одобрению смены названия, но факт остается фактом: его имя фигурирует в списке связанных с ЦО политиков[60], обнародованном после внутреннего расследования в ЛДП по случаю убийства Абэ[61]. В свете последних событий организацию по- японски чаще называют 旧統一教会 (Кю:то:ицу кё:кай) = «Экс- Церковь Объединения», чтобы связать ее прошлое с настоящим без оглядки на попытки очищения подпорченного имиджа сменой названия. Некоторые исследователи намеренно не используют префикс «экс-», дабы показать, что они не признают сам факт смены названия [14]. На территории Японии количество членов «Церкви Объединения», которые могут быть задействованы в избирательных кампаниях, оценивается примерно в 600 тыс. человек[62]. Однако некоторые исследователи приходят к выводу о том, что на самом деле верующих гораздо меньше, нежели заявляет ЦО, и их количество ограничивается приблизительно сотней тысяч человек [9]. ЦО по- прежнему отличает иерархичная структура и крепкая дисциплина. То и другое может при необходимости обеспечить большое количество «твердых голосов» - избирателей, которые будут послушно поддерживать того политика, на которого им укажут лидеры общины, а также добавить голоса в тех избирательных округах, где их не хватает, путем привлечения волонтеров, которые будут усердно работать над сбором голосов [13]. Именно прагматические соображения, т.е. учет возможностей «Церкви Объединения» в деле мобилизации и «правильной» мотивации избирателей, а отнюдь не духовные поиски стали первопричиной взаимодействия с ней членов японской правящей партии, понимающих, что такого рода «помощь извне» может стать для них весомым подспорьем. В особенности с учетом того, что обычно явка избирателей на парламентские выборы не на много превышает 50 %[63]. Этим и объясняется, почему почти половина заседающих в парламенте либерал- демократов имели / имеют связи с ЦО. Вдобавок членов этой организации можно использовать - и их действительно используют - как бесплатную рабочую силу, и тем самым сокращать для ЛДП стоимость избирательных кампаний[64]. Следует вместе с тем заметить, что многие политики, видимо, вообще не осознают, что связаны или были связаны с «антиобщественной» организацией. На этом основании некоторые исследователи даже приходят к мнению, что в Японии имеет место «контроль сознания» со стороны ЦО [9] и Церковь была и остается важным инструментом влияния на сферу политического сознания японцев. «Церковь Объединения» после убийства Абэ В апреле 2023 г. было совершено покушение на Фумио Кисида, занимавшего тогда пост премьер- министра Японии. Изначально покушавшегося возмутила невозможность подать заявку в качестве кандидата на выборы в муниципальный совет из- за существующего возрастного ценза: право баллотироваться имеют кандидаты старше 25 лет, а на момент совершения покушения нападавшему было 24 года[65]. Он посчитал такое положение дел антиконституционным и подал иск в окружной суд города Кобэ, требуя от правительства возмещения ущерба. Он также выступил с критикой существующей избирательной системы, когда депутатский корпус и правительство формируются в значительной мере за счет голосов, обеспечиваемых сговором с такими организациями, как «Церковь Объединения»: это, по его словам, наряду с возрастными ограничениями и системой денежных депозитов, является попранием гарантированного Конституцией всеобщего избирательного права52. Раскритиковал он и решение кабинета Кисида о проведении государственных похорон Синдзо Абэ без парламентских обсуждений, добавив, что «существующие политические партии и политики с организованным блоком голосов имеют преимущество»53. Учитывая тот факт, насколько глубоко Церковь «срослась» со многими действующими политиками [15], расследование в отношении «Церкви Объединения» тянется уже более двух лет. Министерство образования, культуры, спорта, науки и технологий, пользуясь своим правом запрашивать отчеты и задавать вопросы о фактическом статусе деятельности религиозной организации, если та подозревается в нарушении закона54, семь раз направляло запросы ЦО. Ответы на них были неполными, а около пятой части запросов остались вообще без ответа55. В итоге Министерство потребовало распустить Церковь. Также Окружной суд Токио обязал президента ее японского филиала Томихиро Танака выплатить штраф в размере 100 тыс. иен (около 66 тыс. р.) за отказ отвечать на запросы Министерства56. В марте 2024 г. было объявлено, что деятельность ЦО подлежит усиленному мониторингу: она должна будет каждые три месяца направлять правительству опись своего имущества и, дабы избежать сокрытия доходов от принадлежащей недвижимости, уведомлять о ее продаже не менее чем за месяц до предполагаемой сделки57. 6OBTBEMBRRKPVPXLJFN4GQ67YU/ (дата обращения: 01.09.2024) (на яп. яз.). 52 Там же. 53 Там же. 54 NHK 政治マガジン [Политический журнал NHK] // NHK. URL: https://www.nhk.or.jp/ politics/kotoba/90649.html (дата обращения: 19.08.2024) (на яп. яз.). 55 旧統一教会に「過料」7日に裁判所に求めることを決定 文科省 [7-го числа Министерство образования, культуры, спорта, науки и технологий приняло решение просить суд о наложении «штрафа» на «Церковь Объединения»] // NHK. URL: https://www3.nhk.or.jp/news/ html/20230906/k10014185221000.html (дата обращения: 19.08.2024) (на яп. яз.). 56 旧統一教会側に過料10万円、地裁決定 質問権は「適法」 [«Церковь Объединения» оштрафована на 100 000 иен; суд постановил, что право на допрос является «законным»] // 日本経済新聞 [Нихон Кэйдзай Симбун]. URL: https://www.nikkei.com/article/ DGXZQOUE223PX0S4A120C2000000/ (дата обращения: 19.08.2024) (на яп. яз.). 57 旧統一教会を「指定宗教法人」に指定…不動産処分前の通知義務化、財産流出を防止 [«Церковь Объединения» признана «назначенной религиозной организацией»… Наложено обязательство уведомлять органы власти перед продажей недвижимости, дабы предотвратить утечку активов] // 読売新聞オンライン [Ёмиури Симбун Онрайн]. URL: https://www.yomiuri. co.jp/national/20240307-OYT1T50048/ (дата обращения: 19.08.2024) (на яп. яз.). Однако случилось новое разоблачение: всплыла связь с ЦО Масахито Морияма - министра по делам образования, культуры, спорта, науки и технологий, т.е. главы того самого ведомства, которое требует роспуска «Церкви Объединения»[66]. Как только это стало достоянием общественности, министр публично заявил о разрыве всех связей с сектой, хотя поначалу пытался их отрицать[67]. Уже после этого заявления Морияма стало известно, что от организаций, аффилированных с ЦО, он и его сотрудники получают журналы, которые каждый месяц бесплатно рассылаются в офисы политиков на местах. На пресс- конференции Морияма подчеркнул, что журналы были отправлены «в одностороннем порядке без предварительного уведомления и должны быть утилизированы»[68], и напомнил, что именно его министерство подало прошение о роспуске «Церкви Объединения»[69]. В результате на пленарном заседании Палаты представителей вотум недоверия министру был отклонен [70]. Тема роспуска «Церкви Объединения» выходит за рамки внутрияпонских процессов. Правда, на ее родине деятельность ЦО не вызывает такой волны критики, как в Японии, где, в отличие от Южной Кореи, причисление себя к религиозной организации нередко воспринимается негативно [16]. Иная ситуация в США. Летом 2023 г. на международном собрании «Федерации за всеобщий мир» (для одного из них Абэ записал официальное видеообращение, ставшее катализатором его убийства), член Республиканской партии Майк Помпео встал на защиту японской ветви ЦО, против которой как раз тогда началась обличительная кампания. Напомнив, что он всегда выступал за поддержание прочных уз между Японией, США и Южной Кореей[71], он напомнил и другое: нападки на детище Муна начались с запроса КПЯ. А бывший спикер Палаты представителей США Ньют Гингрич, также республиканец, выразил следующее мнение по поводу сложившейся ситуации: «В Соединенных Штатах растет обеспокоенность тем, что атака Коммунистической партии Японии на «экс- Церковь Объединения» направлено на ослабление ЛДП и нанесение ущерба японо- американским отношениям. Планы Коммунистической партии увеличивают вероятность вторжения Китая на Тайвань и дальнейшего распространения коммунизма»[72]. Американские консерваторы выступают в поддержку Церкви неслучайно. С момента ее проникновения на территорию Америки в конце 1950-х - начале 1960-х гг. республиканцы сочувствовали основным постулатам учения «Церкви Объединения», ее взглядам на институт семьи, призывам вернуться к традициям - в противовес «моральному хаосу» и «растущей вседозволенности» [17]. Заключение Контакты японских политических деятелей с «Церковью Объединения» носят систематический характер. Однако нельзя сказать о том, что ЦО имеет реальное влияние на всю государственную машину: помощь нескольким десяткам политиков, пусть и из правящей партии, не наделяет руководителей Церкви полномочиями контролировать деятельность государственных органов. Лишь убийство Абэ обратило внимание общественности на существующее положение дел: на манипуляции голосами избирателей, взятки и покровительство со стороны секты в пользу политиков и наоборот; не только стали обсуждаться на уровне широкой общественности связи ЦО с депутатами парламента и министрами, но и начались разбирательства на высшем политическом уровне. В результате были приняты меры, благодаря которым деятельность Церкви может быть поставлена под довольно жесткий контроль; более того, был поставлен вопрос о ее запрете в Японии. Вместе с тем убийство Абэ, обернувшееся для ЦО реальной угрозой запрета, парадоксальным образом одновременно и защитило ее, по крайней мере, отчасти и на какое- то время от такой угрозы. Этим фактом, по сути, был создан опасный прецедент: неодобрение деятельности политиков, да и вообще недовольство процессами, происходящими в обществе и государстве, можно попробовать разрешить силовым методом, и это сработает. И рецидив не заставил себя ждать: меньше, чем через год, в апреле 2023 г., произошло покушение на бывшего премьер- министра Ф. Кисида. С одной стороны, оба покушения сделали ясной необходимость регулирования на государственном уровне функционирования любых организаций типа ЦО, так как их деятельность может влиять на исход избирательных кампаний и вызывать волну общественного недовольства, крайней степенью которого являются силовые методы решения проблем. Следовательно, государство должно работать не только над тем, чтобы впредь таких актов насилия не происходило, но и над смягчением напряженности между религиозной организацией и общественностью. С другой стороны, санкционировав роспуск ЦО сейчас, когда еще свежа память об убийстве Абэ, правительство фактически покажет, что можно обратить внимание государства на ту или иную проблему путем применения силы, и это также может привести к новому всплеску насилия. Феномен ЦО в Японии требует дальнейшего исследования, в первую очередь, в силу его большого своеобразия, едва ли не уникальности. Правда, в типологическом отношении влияние Церкви на политическую жизнь Японии вполне сопоставимо с аналогичным неформальным воздействием религиозных и иных институтов на деятельность политических партий. Так, представляется перспективным сопоставление влияния ЦО в Японии с влиянием мафии в Италии. Однако при таком сопоставлении как раз и становятся очевидными неповторимые особенности Церкви. Ведь, в отличие от нее, итальянская мафия была исконной, глубоко укорененной частью исторического наследия страны, чем и объясняется, почему ее жизнеспособность и влияние не были преодолены ни в ходе объединения Италии, ни в результате ее политической реконструкции после Второй мировой войны. В Японии ситуация иная - «Церковь Объединения» пришла сюда извне, а история ее в Японии исчисляется не веками, а десятилетиями; но именно это обстоятельство дополнительно актуализирует необходимость дальнейшего исследования феномена ЦО в сравнительной перспективе.
×

About the authors

Alexandra S. Roslyakova

Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences

Author for correspondence.
Email: a.roslyakova@ivran.ru
ORCID iD: 0009-0001-6189-2132

Master Student at the Department of East Asian Countries, Faculty of Oriental Studies, State Academic University for the Humanities; research assistant of Center for Study of Common Problems of Contemporary East, Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences

12 Rozhdestvenka st., Moscow, 107031, Russian Federation

Olga A. Ledovskaya

Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences

Email: oaled@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-4161-3132
SPIN-code: 5104-3220

Candidate of History, senior researcher of Center for Study of Common Problems of Contemporary East

12 Rozhdestvenka st., Moscow, 107031, Russian Federation

References

  1. Okano R. Nihon no seiji to kyū tōitsukyōkai no yami ― aru moto shūin seisaku hisho no kaisō [Japanese politics and the dark side of the former Unification Church ―Recollections of a former House of Representatives policy secretary]. Media Tenbou. 2022;(729):1–4. (In Jap.).
  2. Ohgita N. Karuto to iu besshō to han karuto ni naizai suru karutosei teigi naki gensetsu to tairitsu no shosō [The derogatory term “cult” and the cult nature inherent in anti-­cults Discourse without definition and aspects of conflict]. Jinbun × Shakai. 2022;2(8):71–155. (In Jap.). https://doi.org/10.50942/jinbunxshakai.2.8_71
  3. Egorov VA. Mun Son Men (1920–2012). K stoletiyu so dnya rozhdeniya [Sun Myung Moon (1920–2012). Dedicated to the centennial of his birth]. Mnogoobrazie religioznykh form sovremennoi Rossii [The diversity of religious forms in modern Russia]. Saint Peterburg: RKhGA publ., 2022:162–184. (In Russ.). EDN: GAJILJ
  4. Streltsov DV, Naka KO, Nelidov VV, Sarkisov KO, Dobrovolsky VN, Lebedeva IP, Romanova IA. Roundtable “Unification church in Japan as a sociocultural and political phenomenon”. Japanese Studies in Russia. 2023;1:111–129. (In Russ.). https://doi.org/10.55105/2500-2872-2023-1-111-129 EDN: RBZXTH
  5. Tada F. Shinjiru mono wa, damasareru. Moto tōitsukyōkai shinja da kara kaketa ‘maindo kontorōru’ no teguchi [Those who believe will be deceived. The “mind control” methods that only a former Unification Church member could write about]. Tōkyō: Seidansha Publico; 2022. (In Jap.).
  6. Fujita S. Nihon ni okeru tōitsukyōkai no katsudō to sono mondaiten ― katsuji media de hōdō sa reta hihan o chūshin ni [The activities of the Unification Church in Japan and its problems — focusing on criticism reported in the print media]. Nihon ni okeru gairai shūkyō no hirogari — 21 seiki no tenkai o chūshin ni. 2019:124–154 (In Jap.).
  7. Furuta T. “Han” to Tōitsu kyō [“Han” and the unification church]. Tōkyōdaigaku Shūkyōgaku Nenpō. 2010;27:45–59. (In Jap.). https://doi.org/10.15083/00030468
  8. Mickler ML. The Unification Church Movement. Cambridge: Cambridge University Press; 2022. 75 p. https://doi.org/10.1017/9781009241465.
  9. Suzuki E. Jimintō no tōitsukyōkai osen tsuiseki 3000-nichi [3000. Days of Tracking the Impurity of the Liberal Democratic Party by the Unification Church]. Tōkyō: Shōgakukan; 2022. (In Jap.).
  10. Chryssides GD. The advent of Sun Myung Moon the origins, beliefs and practices of the unification church. London: Palgrave Macmillan, 1991. https://doi.org/10.1057/9780230377400
  11. Yamamoto JI. Unification Church. Grand Rapids: Zondervan; 1995.
  12. Sataka M. Tōitsukyōkai to kaiken ・Jimintō [The Unification Church and Constitutional Amendment・ the Liberal Democratic Party]. Tōkyō: Sakuhinsha; 2022. (In Jap.).
  13. Shimazono S. Seiji to shūkyō tōitsukyōkai mondai to kiki ni chokumen suru kōkyō kūkan (Iwanami shinsho shinakahan 1957) [Politics and religion: The Unification Church problems and public spaces facing crisis. (Iwanami Shinsho New Red Edition 1957)]. Tōkyō: Iwanamishoten; 2023. (In Jap.).
  14. Sataka M. Tōitsukyōkai to Sōkagakkai: shinjiru yori utagae [The Unification Church and Soka Gakkai: Doubt rather than believe]. Tōkyō: Junposha; 2024. (In Jap.).
  15. Sakurai Y. Abe moto shushō satsugai jiken ga aburi dasu tōitsukyōkai [Former prime minister Abe’s murder exposes the Unification Church]. Gendai Shuukyou Kenkyuu. 2023;(57):138–177. (In Jap.).
  16. Kubota M. Sennyū kyū tōitsukyōkai ‘kaisan meirei seikyū’ shuzai NG sai shinbu no zenbō [Undercover: The former Unification Church’s “Request for dissolution order” — the full story behind the deepest parts that are not allowed to be covered]. Tōkyō: Tokumashoten; 2023. (In Jap.).
  17. Hutchinson DL. Antiquity and social reform: Religious experience in the unification church, feminist wicca and nation of yahweh. Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing; 2010

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2025 Roslyakova A.S., Ledovskaya O.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.