Public-private Partnership in the Utility and Energy Sector: Achieved Results, Problems and Challenges

Abstract

The inefficiency of the functioning of the utility and energy sector of Russia, accompanied by limited funds of the state (municipal) budget, actualizes the issues of the use of public-private partnership (hereinafter - PPP) in this area. The purpose of the article is to study the Russian practice of using PPP in the utility and energy sector in the context of evaluating the results achieved, identifying current problems and challenges. The methodological basis of the study was the basic provisions of the dialectical method of cognition. The author defines and systematizes the achieved results of the use of PPP in the utility and energy sector of Russia, starting in 2016 and up to the present. This made it possible to identify problems and challenges related to this process of a legal, organizational, economic, financial, industrial and informational nature. The materials of the conducted research can be used in the development and decision-making to ensure the effective development of the utility and energy sector on the basis of PPP.

Full Text

Введение Вопросы обеспечения качества и бесперебойности функционирования коммунально-энергетической сферы затрагивают интересы каждого человека, так как оказывают существенное влияние на качество жизни. В современных условиях такое влияние в ряде случаев имеет негативный характер, во многом обусловленный неудовлетворительным состоянием коммунально-энергетической инфраструктуры. Подтверждением этого служат следующие факты. Уровень износа в коммунально-энергетической сфере нашей страны составляет более 50 %, в силу чего требуется замена 31 % теплосетей, 44 % водопроводов, 46 % сетей канализаций и почти каждого пятого лифта. Потребность в ежегодной замене труб объектов тепло- и водоснабжения составляет не менее 5 % от общего количества таких труб, имеющих высокий износ, что на 3 процентных пункта ниже фактического количества замененных труб. Следствием критической изношенности фондов жилищно-коммунального хозяйства выступает обеспечение населения питьевой водой ненормативного качества и в недостаточном объеме, а также частые аварии. По причине повышенного загрязнения водоисточников традиционно применяемые технологии обработки воды становятся неэффективными и в сорока случаях из ста не обеспечивают подачу питьевой воды, соответствующей санитарным правилам и нормам. За 2020-2021 годы было более 7,3 тысяч аварий сетей по причине высокой степени их износа [1]. Одной из главных причин высокого риска возникновения масштабной катастрофы в коммунально-энергетической сфере является ее хроническое недофинансирование, размер которого приближается к 5 триллионам рублей. Это в совокупности с недостаточным уровнем управленческих, технических и иных компетенций приводит к оказанию некачественных коммунально- энергетических услуг, в ряде случаев вызывая серьезную опасность для жизни и здоровья населения. К примеру, за 2013-2020 годы от разливов кипятка пострадали 230 и погибли 79 человек [2]. В условиях сложившейся ситуации возрастает значимость ГЧП, позволяющего в условиях ограниченности средств государственного (муниципального) бюджета, недостатка опыта и компетенций в коммунально-энергетической сфере успешно реализовать инвестиционные проекты в этой сфере посредством привлечения финансовых, материальных, трудовых и иных ресурсов частного партнера, разделения между партнерами рисков и ответственности на взаимовыгодных условиях. В подтверждение успешности реализации проектов ГЧП в коммунально-энергетической сфере приведем следующие данные Минстроя России: при активном применении ГЧП аварийность в коммунально-энергетической сфере снижается на 47 %, а потери в сетях на 18 % [3]. Вышесказанное в совокупности предопределило постановку цели статьи - исследование российской практики применения ГЧП в коммунально-энергетической сфере в контексте оценки достигнутых результатов, выявления актуальных проблем и вызовов. Методы и материалы Методологическую основу исследования составили базовые положения диалектического метода познания. В составе применяемых методов выделим следующие: наблюдение и описание (позволили получить и закрепить знания об особенностях применения ГЧП в коммунально-энергетической сфере), синтез (обеспечил изучение российских тенденций развития ГЧП в коммунально-энергетической сфере в целостности, единстве и взаимосвязи), анализ (способствовал выделению и исследованию достигнутых результатов и актуальных проблем применения ГЧП в коммунально-энергетической сфере), исторический и логический методы (содействовали установлению произошедших изменений в развитии ГЧП в коммунально-энергетической сфере и разработке мер по достижению его наилучших результатов с учетом современных вызовов). Результаты В качестве основных источников информации, используемой при проведении исследования, выступили аналитические данные платформы «Росинфра» за период, начиная с 2016 года и заканчивая июнем 2023 года [4]. Изучение этих данных позволило сделать следующие выводы о достигнутых результатах применения ГЧП в коммунально-энергетической сфере России. 1. На коммунально-энергетическую сферу приходится наибольшее количество проектов ГЧП - в среднем около 80,0 %. Из анализа динамики количества таких проектов видно, что для периода с 2015 года по 2017 год характерны более высокие темпы роста по сравнению с предыдущими годами. Основная причина этого связана со вступлением в силу Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 07.05.2013 года № 103-ФЗ (далее - Закон о концессии), согласно которому на публичные правовые образования возложена обязанность передавать объекты тепло-, водоснабжения и водоотведения по концессионным соглашениям. В свою очередь это породило трансформацию заключенных договоров аренды с инвестиционными обязательствами в концессионные соглашения, расторжение/признание недействительными таких договоров аренды и последующее заключение концессионных соглашений [5]. Также следует сказать о прямой связи количества проектов ГЧП в коммунально-энергетической сфере с максимальным инфраструктурным разрывом: эта сфера, с одной стороны, менее ресурсоемкая в сравнении, к примеру, с транспортной сферой, а, с другой стороны, срочность ее инфраструктурного обновления выше, чем в остальных сферах, так как значительное количество коммунально-энергетических объектов было построено в советский период и в настоящее время по своим технико-эксплуатационным характеристикам не соответствует современным требованиям. 2. Лидирующие позиции в общем количестве коммунально-энергетических проектов ГЧП занимают отрасли теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. При этом более половины всех этих проектов реализуется в отрасли теплоснабжения, за которой следуют отрасли водоснабжения и водоотведения, по количеству реализуемых проектов приближающиеся к отрасли теплоснабжения. Отрасли газоснабжения и электроснабжения по количественным показателям реализации проектов ГЧП значительно уступают выше отмеченным отраслям. 3. Объем средств, вложенных в коммунально-энергетические проекты ГЧП, занимает вторую позицию после транспортных проектов ГЧП - в среднем более 20 % от общего объема инвестиционных вложений на рынке ГЧП. Более чем на 90 % коммунально-энергетические проекты ГЧП финансируются за счет средств частного партнера и характеризуются невысокой капиталоемкостью. Более 85 % проектов ГЧП в жилищно-коммунальном хозяйстве имеют объем инвестиционных вложений не выше 250 миллионов рублей. Вместе с тем есть проекты с объемом инвестиций более 10 миллиардов рублей. Одним из таких проектов, прошедших коммерческое закрытие в 2021 году, является концессионное соглашение в отношении Люберецких и Курьяновских очистных сооружений в Москве с общим объемом частных инвестиций около 27 миллиардов рублей. 4. Коммунально-энергетические проекты ГЧП, как правило, заключаются в форме концессионного соглашения муниципального уровня, что обусловлено следующим. По сравнению с другими формами ГЧП концессионное соглашение обладает рядом преимуществ (защита рисков инвестора; простота и понятность взаимодействия между партнерами; наличие Закона о концессии, регулирующего подготовку, заключение и исполнение концессионного соглашения, сложившейся правоприменительной и судебной практики применения концессионного соглашения на федеральном, региональном и местном уровнях). Муниципальные органы власти, полномочия которых тесно связаны с функционированием коммунально- энергетической сферы, в условиях отсутствия возможностей собственными силами обеспечить строительство, модернизацию, реконструкцию и эксплуатацию ее объектов заинтересованы в заключении концессионного соглашения, позволяющем сохранить коммунально-энергетические объекты в муниципальной собственности и осуществлять муниципальный контроль за их использованием частными партнерами [6-8]. Наряду с концессионным соглашением проекты ГЧП в коммунально- энергетической сфере реализуются в иных формах (энергосервисный контракт в отношении объектов электро- и теплоснабжения; договор аренды с инвестиционными обязательствами в отношении объектов тепло-, водоснабжения, водоотведения в предусмотренных законодательством случаях и др.). 5. По территории реализации проектов ГЧП в коммунально-энергетической сфере лидирующие позиции в количественном выражении занимают Приволжский, Центральный, Сибирский и Дальневосточный федеральные округа, а в денежном выражении - Центральный, Южный, Приволжский и Уральский федеральные округа. На современном этапе развития ГЧП в коммунально-энергетической сфере находится под влиянием множества рисков, в первую очередь обусловленных ростом стоимости ресурсов, снижением платежной дисциплины потребителей коммунально-энергетических услуг, поиском аналогов импортному оборудованию, и проблем правового, организационно-экономического и финансового характера. Рассмотрим эти проблемы более подробно. Правовые проблемы главным образом связаны с несовершенством нормативно-правового регулирования ГЧП в коммунально-энергетической сфере. Существуют низкие входные барьеры для участников рынка такого партнерства, проявляющиеся, во-первых, в отсутствии законодательных критериев отбора потенциальных концессионеров и мероприятий в инвестиционных программах, напрямую не связанных со строительством и модернизацией объектов коммунального хозяйства; во-вторых, в участии унитарных предприятий и бюджетных учреждений на стороне концессионеров; в-третьих, в низком качестве технического обследования со стороны публичных партнеров и не возмещении затрат концессионеров на техническое обследование при подаче частных концессионных инициатив. В силу этого требуется: • установление обоснованных квалификационных требований к потенциальным концессионерам для снижения риска невыполнения ими условий концессионных соглашений и обязательного возмещения затрат на техническое обследование со стороны лиц, обратившихся с предложением о заключении концессионного соглашения, с целью повышения интереса частных инвесторов к участию в проектах ГЧП в коммунально-энергетической сфере; • запрет на заключение концессионных соглашений с унитарными предприятиями и бюджетными учреждениями в качестве концессионеров для обеспечения притока частных инвестиций в коммунально-энергетическую сферу; • расширение перечня инвестиционных мероприятий, включаемых в инвестиционные программы ресурсоснабжающих организаций, с целью снижения риска дефицита у концессионеров финансовых ресурсов, необходимых для исполнения обязательств по концессионному соглашению. Организационно-экономические проблемы проявляются, во-первых, в выборе неоптимальной правовой структуры проектов ГЧП в коммунально-энергетической сфере и нерациональном управлении ими, а, во-вторых, в недостатке мер, обеспечивающих комплексную и всестороннюю поддержку таких проектов на всех этапах их жизненного цикла. Одно из важных мест в решении первой организационно-экономической проблемы занимает платформа «Росинфра», с помощью которой можно значительно сократить сроки запуска проектов ГЧП в коммунально-энергетической сфере и повысить качество их структурирования, а также осуществлять эффективное взаимодействие между партнерами. Стандартизация проектного управления на основе цифрового проектного офиса платформы «Росинфра» основана на использовании единых стандартов структурирования и управления проектами ГЧП, методического подхода, а также лучших типовых решений / шаблонов документации. В качестве основных эффектов от использования этого цифрового проектного офиса выступают рост в два-три раза количества запускаемых проектов ГЧП в год и снижение в два раза сроков на подготовку и запуск проектов ГЧП, в десять раз издержек на предварительное структурирование, в два раза рисков расторжения соглашений и дефолта проектов ГЧП [9]. Для решения второй организационно-экономической проблемы требуется обеспечение государством гарантированного уровня защиты инвестиций частных партнеров проектов ГЧП в коммунально-энергетической сфере (например, через фиксацию равных условий концессионеров и подрядчиков, работающих с государственным финансированием; введение моратория на штрафы за невыполнение сроков ввода объектов коммунально-энергетической сферы в эксплуатацию и нарушение иных договорных условий; предоставление права вносить изменения в соглашения о реализации проектов ГЧП без дополнительных согласований с антимонопольным органом) [10]. Финансовые проблемы связаны с ограниченным спросом инвесторов на риски проектных облигаций и недостатком источников финансирования инвестиций в коммунально-энергетические проекты ГЧП. Стимулирование инвестиций в проектные облигации возможно за счет ограничения гарантий государства или поручительств институтов развития с целью появления качественно структурированных выпусков проектных облигаций, которые основаны на разделении проектных рисков между инвесторами, государством и банками, позволяющем обеспечить устойчивость финансирования коммунально-энергетических проектов ГЧП и финансового рынка в целом. Также важно отметить необходимость задействования долгосрочных сбережений населения с целью стимулирования новых источников финансирования инвестиций в коммунально-энергетические проекты ГЧП. При этом выпуски облигаций проектного финансирования, размещаемые особыми формами SPV-компаний (специализированными финансовыми обществами и специальными обществами проектного финансирования с высоким уровнем кредитного рейтинга), могут выступать оптимальным инструментом для вложения средств населения, с помощью которого обеспечивается рост ликвидности таких облигаций [11]. Вышеотмеченные проблемы требуют особого внимания, быстрого и качественного решения, так как представляют собой четко определенные вызовы для того, чтобы идти вперед в развитии коммунально-энергетической сферы на основе ГЧП. Заключение Несмотря на наличие разнообразных рисков и проблем, с которыми сталкиваются участники ГЧП в коммунально-энергетической сфере, в перспективе рост количества проектов ГЧП этой сфере продолжится. Одним из катализаторов этого будет оказание поддержки ГЧП-инициатив (субсидии и займы Фонда жилищно-коммунального хозяйства, коробочные решения банков для кредитования концессионных соглашений, инфраструктурные облигации ДОМ.РФ и бюджетные кредиты субъектам РФ). Вместе с тем не менее важным является солидарность и согласованность действий всех участников ГЧП как неотъемлемого условия обеспечения успешного запуска и эффективной реализации коммунально-энергетических проектов ГЧП. При этом важно, чтобы публичные партнеры своевременно и правильно осознавали объективные причины сложностей, связанных с запуском и реализацией коммунально-энергетических проектов ГЧП, а также могли компенсировать негативные последствия возникновения таких сложностей с помощью задействования механизмов, предусмотренных отраслевым, бюджетным, налоговым и иным законодательством РФ. Дальнейшее развитие российской практики реализации проектов ГЧП в коммунально-энергетической сфере создает новые вызовы, которые выступают новыми возможностями в развитии этой сферы на основе партнерства государства и бизнеса. К таким вызовам отнесем: • обеспечение готовности промышленных предприятий к запросам коммунально-энергетической сферы в части достаточности объемов производства (в том числе импортозамещающего) материалов, комплектующих, оборудования и др., необходимого для бесперебойного функционирования этой сферы; • разработка механизмов комплексной оценки потребностей в строительстве, реконструкции и модернизации объектов коммунально-энергетической сферы и расширение направлений государственного (муниципального) участия в реализации этих процессов; • цифровая трансформация коммунально-энергетической сферы на основе использования отечественных программных решений, направленная на повышение эффективности функционирования этой сферы при условии устранения имеющегося цифрового неравенства. В заключение отметим, что ускорение реализации и масштабирование коммунально-энергетических проектов ГЧП позволит обеспечить мощный синергетический эффект для экономики нашей страны и повышения качества жизни населения.
×

About the authors

Inna M. Shor

Volgograd State University

Author for correspondence.
Email: ShorIM@volsu.ru
ORCID iD: 0000-0003-4154-1199

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Finance, Accounting and Economic Security

100, Universitetsky Prosp., Volgograd, Russian Federation, 400062

References

  1. Pravitel’stvo pytaetsja ostanovit’ degradaciju kommunal’noj sfery [The Government Is Trying to Stop the Degradation of the Communal Sphere]. Nezavisimaja gazeta. 02.07.2022. URL: https://www.ng.ru/economics/2022-02-07/1_8365_degradation.html (accessed: 05.08.2023) (In Russ.).
  2. Esli truby gnilye, nichego ne izmenitsja. Kak Rossiju budut spasat’ ot kommunal’nyh katastrof i vo skol’ko jeto obojdetsja? [If the Pipes Are Rotten, Nothing Will Change. How Will Russia Be Saved from Communal Disasters and How Much Will It Cost?]. Lenta.Ru. 07.07.2022. URL: https://lenta.ru/articles/2022/07/07/jkh / (accessed: 05.08.2023) (In Russ.).
  3. GChP v kommunal’noj infrastrukture i blagoustrojstve [PPP in Communal Infrastructure and Landscaping]. Rosinfra. URL: https://rosinfra.ru/files/analytic/document/3a174519761ed a0343d5ba1383d34a13.pdf (accessed: 05.08.2023) (In Russ.).
  4. Biblioteka analiticheskih materialov [Library of Analytical Materials]. Rosinfra. URL: https://rosinfra.ru/digest/documents?DocumentSearch%5Bsort%5D=4 (accessed: 05.08.2023) (In Russ.).
  5. Bakrunov Ju.O. Razvitie mehanizma GChP v zhilishhno-kommunal’nom hozjajstve RF [Development of the PPP Mechanism in the Housing and Communal Services of the Russian Federation]. Teorija i praktika sovremennoj nauki. 2021;7 (73):27-32 (In Russ.).
  6. Gavrilenko I.G., Hakimov T.M. Gosudarstvenno-chastnoe partnjorstvo kak instrument povyshenija investicionnoj privlekatel’nosti zhilishhno-kommunal’nogo hozjajstva [Public- private Partnership as a Tool to Increase the Investment Attractiveness of Housing and Communal Services]. Vestnik UGNTU. Nauka, obrazovanie, jekonomika. Serija jekonomika. 2019;4 (30):116-127 (In Russ.).
  7. Trunova L.G. Koncessionnoe soglashenie kak jeffektivnyj mehanizm razvitija innovacionnoj dejatel’nosti sfery zhilishhno-kommunal’nogo hozjajstva [Concession Agreement as an Effective Mechanism for the Development of Innovative Activities in the Sphere of Housing and Communal Services]. Kreativnaja jekonomika. 2022;16 (10):3981-3992 (In Russ.).
  8. Tishhenko T.V. Otraslevye osobennosti realizacii koncessionnyh soglashenij: analiz preimushhestv i riskov [Sectoral Features of the Implementation of Concession Agreements: Analysis of Advantages and Risks]. Izvestija DVFU. Jekonomika i upravlenie. 2020;3:67-79.
  9. Razvitie kommunal’noj infrastruktury gorodov [Development of Municipal Infrastructure of Cities]. Rosinfra. URL: https://rosinfra.ru/files/analytic/document/9a680585e205cf7f1973d1f4581bef11.pdf (accessed: 05.08.2023) (In Russ.).
  10. Razvitie kommunal’noj infrastruktury gorodov partnerstvo gosudarstva i biznesa [Development of Municipal Infrastructure of Cities Partnership of the State and Business]. Rosinfra. URL: https://rosinfra.ru/files/analytic/document/4c3a4251274d00632615d976f2197 1e4.pdf (accessed: 05.08.2023) (In Russ.).
  11. Bolivar vyneset dvoih: kak rynok gosudarstvenno-chastnogo partnerstva otvetil na vneshnee davlenie [Bolivar Will Take Out Two: How the Public-private Partnership Market Responded to External Pressure]. Analiticheskoe kreditnoe rejtingovoe agentstvo. URL: https://acraratings.ru/research/2723/?ysclid=ll684g9yiq836153586 (accessed: 05.08.2023) (In Russ.).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Shor I.M.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.