Implementation of Russian Universities’ Strategies in the Context of International Academic Rankings

Cover Page

Cite item

Abstract

The article considers the implementation of strategies for the integration of Russian universities into the system of world academic rankings. The relevance of this work is dictated by the active introduction of Russian universities into the world market of educational services and the modernization of Russian higher education and science in the context of the globalization of these social institutions. For the effective integration of Russian universities into the global educational space, it is necessary to carry out a consistent modernization of both managerial and educational processes, as well as the infrastructure of universities and existing educational programs and standards. One of the aspects of introducing world educational standards into the practice of Russian higher education is the participation of Russian universities in world academic rankings. For the consistent and systematic promotion of the positions of Russian universities in world academic rankings, with the support of the Government of the Russian Federation and the Ministry of Science and Higher Education, national projects were developed to support leading Russian higher education institutions, programs to support innovative development and modernization, and individual roadmaps were drawn up. Development of universities, which allowed them to create their own development strategies and inclusion in the international educational market. The purpose of this article is to consider various aspects of the implementation of the strategies of Russian universities for inclusion in the world academic rankings and systematization of the results achieved so far. The work uses the methods of statistical, comprehensive and comparative analysis in relation to development strategies, roadmaps of Russian universities, as well as to the published results of their promotion in the system of international academic rankings. The result of this work was the derivation of general trends and patterns of development of Russian universities in the context of world academic rankings and the systematization of a set of measures aimed at their further systematic advancement. The positive and negative aspects of the participation of Russian universities in the system of world academic rankings, as well as the influence of the global system for assessing education and science on the Russian sphere of higher education, are analytically derived.

Full Text

Введение В современных условиях глобализации, высшее образование как один из общественных институтов также вынужден меняться, приспосабливаясь к новейшим социальным запросам. Изменения, происходящие в системе высшего образования, в первую очередь обусловлены влиянием процессов глобализации и миграции как основных тенденций современного общества. Тенденция глобализации порождает такое явление, как мировые рейтинги, существующие и закрепившиеся не только в бизнес-среде, но и в системе высшего образования. Особенности рейтингования заведений высшего образования основаны на особом способе оценке качества и эффективности как образования, так и административной системы вузов по всему миру. Именно такие аспекты, как качество и эффективность, стали основными критериями для оценки учреждений высшего образования по всему миру [1]. Системы рейтингования в целом позволяют провести критериальную оценку как отрасли в целом, так и конкретного заведения, включенного в рассматриваемую сферу (образование, бизнес, здравоохранение и пр.). Основным методом оценки выступает рейтинг как инструмент, позволяющий провести сравнительную оценку организации по сравнению с другими агентами данной сферы по заранее заданным критериям с привлечением ранжирования, т.е. присвоения организациям значений в списке, которые отражают качество оцениваемого критерия. Основой для методологии всех мировых систем рейтингования для высших учебных заведений становятся несколько взаимосвязанных критериев: качество образования, научная деятельность и публикационная активность и академическая репутация [2]. Под качеством образования понимается совокупность эффективности проведения учебного процесса и адекватность получаемых выпускниками знаний реальному рынку, т.е. организация учебного процесса и востребованность выпускников на рынке труда, что позволяет оценить образовательный аспект деятельности вуза. Научная деятельность и публикационная активность позволяет оценить научный потенциал высшего учебного заведения и контингент профессорско-преподавательского состава: помимо всего прочего, современный вуз представляет собой научную организацию, занимающуюся исследованиями в своей области, а преподаватели должны поддерживать уровень своей компетентности путем ведения научно-исследовательских работ. В свете всего вышесказанного, третьим основным критерием выступает академическая репутация, которая представляет собой совокупность представлений об учебном заведении со стороны заинтересованных лиц, в качестве которых выступают коллеги из других вузов, бывшие выпускники, потенциальные абитуриенты и потенциальные работодатели выпускников данного вуза (по областям). Данная методология оценки, с совокупными дополнениями, служит основой для оценки для таких мировых рейтинговых систем как QS World Universities Ranking, Times Higher Education World University Ranking и Academic Ranking of Worlds Universities [3]. Положительные стороны участия в международных рейтингах для развития российских вузов Одним из положительных аспектов участия российских вузов в мировых рейтингах выступает возможность вывести российские университеты на мировой образовательный рынок. Вследствие мировой глобализации рынок образовательных услуг стал расширяться за счет возможности предоставить образовательные услуги гражданам разных государств. В свете этого, наибольшую популярность у иностранных студентов приобретают вузы, способные дать качественное образование в определенной отрасли. На данный момент, согласно исследованиям А.Р. Кузнецовой, В.Ю. Леденевой, а также плана миграционной политики России до 2025 г., образовательная миграция в российские вузы представляет интерес в основном для жителей стран СНГ, юго-восточной Азии и североафриканского региона. Тогда как для российских студентов в рамках образовательной миграции представляют интерес страны центральной и западной Европы, а также Центральной и Северной Америки [4]. Международные рейтинги могут представить абитуриентам и потенциальным студентам аналитическую справку в сравнительном аспекте относительно специализаций мировых вузов и сравнительных аспектов качества обучения в них. Таким образом, выбор вуза для потенциальных абитуриентов со всего мира становится более обдуманным, для вузов же - это способ продемонстрировать конкурентоспособность собственных образовательных программ и привлечь большее количество обучающихся со всего мира (как внешних, так и внутренних) [5]. Помимо пользы для потенциальных абитуриентов и студентов, которые являются переходящими субъектами образовательной деятельности, системы рейтингования могут быть полезны в качестве источников информации для потенциальных работников - административно-управленческого, профессорско-преподавательского и научно-педагогического состава, которые рассматривают вуз в рамках построения индивидуальной карьерной и научной траектории. Наличие информации о научной деятельности вуза, профессорско-преподавательском составе подразделений университета, а также общей академической репутации может помочь потенциальному работнику выбрать вуз, максимально соответствующий его запросу, а вузам - выбрать максимально подходящих под цели стратегического развития сотрудников, оценивая их с помощью анализа наукометрических показателей предыдущего места работы. При этом для вузов в качестве потенциальных работодателей открываются дополнительные перспективы в виде оценки качества образования выпускников из вузов смежной специальности. Таким образом, университеты смогут оценить приблизительный уровень подготовки выпускников различных учебных заведений. Помимо прочего, площадки мировых рейтингов могут позволить «свести» работодателей в виде организаций, обеспечивающих рабочие места, и вузов в качестве поставщиков квалифицированных кадров. На подобных площадках вузы смогут оценить перспективы рынка и актуализировать перечень программ подготовки, специалисты по которым будут востребованы на рынке труда, а потенциальные работодатели - оценить перспективы найма выпускников конкретных вузов в соотнесении со спецификой их учебно-методических программ подготовки [6]. Для системы российского образования крайне актуальным остается факт продвижения в рейтингах. Занятие более высоких позиций и продвижение в рейтингах позволит не только продвигать на образовательном рынке существующие образовательные продукты, но и привлекать в вуз больше новых высококлассных специалистов по отраслям, а также одаренных студентов со всего мира. По мере действия данной циклической системы, по оценке организаторов рейтингов, вузы будут постоянно совершенствовать собственные программы обучения и актуализировать систему преподаваемых знаний в соответствие с новейшими образовательными тенденциями. Привлечение новых специалистов повлечет за собой структурные изменения в образовательных программах, которые позволят подняться выше на позиции в рейтингах, что, в свою очередь, сделает вуз более привлекательным для потенциальных сотрудников и студентов. В свою очередь, во внутривузовской среде, развитие системы рейтингования может стать фактором поощрения позитивной конкуренции, когда вузы будут стремиться повышать качество существующих образовательных программ, реализовывать новые научные и образовательные программы, предлагать новые образовательные продукты и интенсифицировать научные процессы. Помимо этого, возникающая позитивная конкуренция должна подстегнуть образование коллабораций между различными вузами смежных или взаимодополняющих направлений, между вузами и производствами, различными организациями рынка труда, а также между вузами и научно-исследовательскими организациями в рамках обмена специалистами и создания совместных программ. Ориентация мировых рейтингов не только на образовательный процесс, но и на научные достижения вузов помогут российским заведениям высшего образования активизировать научно-исследовательскую деятельность, а также наладить механизм привлечения ведущих и молодых ученых путем как привлечения новых кадров, так и путем активизации программ подготовки кадров высшей квалификации (аспирантура, докторантура, постдокторантура). На российском образовательном рынке эта тенденция проявляется в повышении спроса на программы подготовки кадров высшей квалификации, повышение спроса в институте соискательства ученой степени, реорганизации аспирантуры как третьей ступени высшего образования, введении нового порядка защиты кандидатских и докторских диссертаций в формате научного доклада для ведущих специалистов в отрасли, а также появлении и развитии формата постдокторантуры при научно-исследовательских институтах и выпускающих кафедрах. Совокупность данных мер позволяет российским вузам привлекать молодых и перспективных ученых в качестве научно-педагогических и профессорско-преподавательских кадров и обеспечивать себе систему внутреннего обеспечения кадрами высшей квалификации. Помимо этого, участие в международных рейтингах предусмотрено в национальных проектах, в частности, в национальном проекте «Наука и университеты». Согласно плану развития российской науки и реорганизации системы высшего образования, в период до 2024 года российские вузы должны обеспечить свое присутствие на мировой арене, выводя национальные университеты в топ-5 стран мира в приоритетных научно-технологических областях, привлечь максимальное число ведущих мировых и молодых ученых в научно-образовательные центры, которыми становятся ведущие университеты страны, а также увеличить план внутренних затрат на научно-технологические исследования и разработки по отношению к ВВП страны (Национальные проекты 2019). Современные тенденции российского образования в связи с участием в международных рейтингах В качестве основных тенденций российского образования, связанных с вступлением российских вузов в мировые рейтинги, следует отметить следующие: укрупнение научно-образовательных центров, создание национальных университетов и федеральных университетов; создание точек роста и объединение мелких институтов в системы университетов и филиалов; интеграция университетов в системы международных баз данных (Web of Science - Сеть науки, Scopus и пр.); создание централизованных систем учета эффективности научных кадров; расширение программ академической мобильности студенческого, профессорско-преподавательского и научно-педагогического состава; активизация студенческой науки и самоуправления; реорганизация стратегий университетов в рамках создания образовательной среды; реализация модульной и кампусной программ обучения, реализация индивидуальных образовательных траекторий [7]. Первая тенденция - укрупнение научных центров и создание сети национальных и федеральных университетов - связана с особенностями методологии оценки рейтингов. Так, система оценки вузов, в особенности у рейтинга Academic Ranking of World Universities, направлена на оценку крупных вузов со сложившейся историей и академической репутацией. Так, важным критерием для оценки вузов является оценка его образовательной инфраструктуры, количества выпускников и студентов, а также уровня привлеченных преподавателей. Шанхайский рейтинг (ARWU) учитывает количество нобелевских лауреатов и лауреатов премии Филдса в составе научно-педагогических и профессорско-преподавательских кадров, а также в составе выпускников вуза, чем могут похвастаться только крупные мировые учебные заведения с наивысшим уровнем образования. При этом в качестве сотрудников или приглашенных лекторов ученые-лауреаты данных престижных наград будут участвовать только в научных или образовательных проектах соответствующего уровня, также им будет требоваться соответствующая инфраструктура, техническое и технологическое обеспечение, возможность привлечения финансирования и пр. Рейтинг THE также учитывает объем привлекаемого университетом финансирования со стороны прочих научно-технических и научно-образовательных организаций и со стороны организаций промышленной сферы. Соответственно, все эти требования легче выполнить крупным научно-образовательным организациям, тогда как мелкие институты и университеты не могут достичь того же уровня за счет более низкого уровня собственных мощностей, потребностей и возможностей, среди которых ограниченный спектр образовательных услуг. Тенденция к укрупнению образовательных организаций и объединению институтов и научно-исследовательских институтов под единой эгидой университетов активно поддерживается национальным проектом «Наука и университеты», действующем с 2014 по 2024 год, в рамках которого на данный момент статус национальных университетов получили 23 российских вуза, а статус федеральных университетов - еще 10 образовательных учреждений. Помимо этого в университетской среде активно развивается концепция консорциумов - коллабораций научно-исследовательских организаций, вузов и субъектов реальных отраслей экономики [8]. Следующая тенденция - создание точек роста - напрямую связана с предыдущей описываемой тенденцией. Федеральные университеты России становятся ведущими научно-образовательными центрами в своих областях, становясь своеобразными центрами притяжения для субъектов реальной экономики и прочих научно-образовательных учреждений всех уровней. На данный момент федеральные университеты созданы в крупнейших и важнейших городах Российской Федерации: Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, Красноярске, Ставрополе, Якутске, Архангельске, Симферополе, Казани, Владивостоке, Калининграде, и названы в честь соответствующих регионов России: Уральский федеральный университет, Южный федеральный университет, Сибирский федеральный университет, Северо-Кавказский федеральный университет, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Северный (Арктический) федеральный университет, Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, Казанский федеральный университет, Дальневосточный федеральный университет, Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта [9]. Третья тенденция - интеграция университетов в международные базы данных (далее - МБД), вязана с системой учета и оценки публикационной активности международными рейтинговыми системами в области образования. Так, рейтинг THE еще недавно ориентировался в своей оценке в основном на публикации, индексируемые МБД Web of Science - Сеть науки, так как их оценкой занимается компания Thomson Reuters с помощью модуля Clarivate Analytics. Тогда как система QS Universities Ranking ранее основывала свою оценку на анализе публикационной активности МБД Scopus, анализируемую с помощью модуля Elsevier [10]. Относительно недавно (в 2019 г.) оба рейтинга пересмотрели свою методологию и стали учитывать публикационную активность ученых согласно обеим базам данных. Однако программа Министерства науки и высшего образования РФ «5-100» задала ведущим университетам требования по вхождению периодических индексируемых изданий, созданных и функционирующих на базе университетских подразделений в МБД WoS и Scopus. Таким образом, согласно данным аналитики, благодаря следованию этим программам доля российских статей в МБД Scopus и WoS Публикационная активность России и других стран в Scopus по годам неуклонно растет, начиная с 2003 года (рис. 1-3). Рис. 1. Динамика публикационной активности по странам в МБД Scopus (2010-2018)1 Рис. 2. Динамика числа российских журналов и среднего числа научных статей (2015-2019)[2] Рис. 3. Динамика публикационной активности в России и в мире по предметным областям (2015-2019)[3] Третья тенденция - повышение мобильности студенческих и научно-педагогических кадров, а также представителей профессорско-преподавательского состава - непосредственно связана с предыдущими тенденциями. Создание международных научных коллабораций, сотрудничество с ведущими мировыми университетами в приоритетных областях развития науки и технологий позволяет во-первых перенять мировые практики ведения научных исследований и особенностей организации образовательного процесса, но также привлечь внешнее финансирование в российские университеты и повысить узнаваемость российских вузов на мировой образовательной арене и создать положительную академическую репутацию как в целом российского образования, так и отдельных вузов страны по различным предметным областям [11]. Динамика позиций российских университетов в мировых рейтингах На рис. 4 изображена динамика продвижения российских вузов в мировых рейтингах и их объективная оценка по количеству обучающихся, уровню научно-исследовательской деятельности и возрасту университета за последние 10 лет в период с 2011 по 2021 г. При этом можно отметить, что многие из университетов, попавших в данный список, являются новыми укрупненными федеральными и национальными университетами, такими как Национальный исследовательский Томский университет или Казанский (Приволжский) федеральный университет, что говорит об эффективности проводимого национального проекта «Наука и университеты». Помимо них в список также попали крупнейшие и наиболее известные российские университеты с уникальной историей, среди которых МГУ им. М.В. Ломоносова и РУДН. Рис. 4. Динамика продвижения российских вузов в рейтинге QS[4] Критерии для оценки вузов: Size: XL - более 30 тыс. студентов; L - более 12 тыс. студентов; M - более 5 тыс. студентов, S - менее 5 тыс. студентов. Res: VH - очень высокий уровень исследовательской деятельности; HI - высокий уровень исследовательской деятельности; MD - умеренный уровень исследовательской деятельности; LO - ограниченный уровень исследовательской деятельности. Age: S - старше 100 лет (исторический); 4 - более 50 лет (зрелый); 3 - более 25 лет (признанный); 2 - более 10 лет (молодой); 1 - менее 10 лет (новый). Каждому вузу, проходящему экспертную оценку QS Universities Ranking, присваиваются данные индексы для того, чтобы обозначить объективные показатели их оценки. Заключение Интеграция российских вузов в систему международных рейтингов связана с такими мировыми тенденциями, как глобализация, активизация процессов миграции, виртуализация и модернизация социальных институтов. Для адекватного и эффективного включения российских вузов в систему международного рынка образовательных услуг российская система высшего образования и науки была последовательно реорганизована и модернизирована в соответствии с требованиями мирового научного сообщества. Следствием этого стало включение России в Болонскую систему ступеней высшего образования, реорганизация системы вузовского образования и активизация международных коллабораций с другими мировыми университетами. Для соответствия требованиям мировых рейтингов для российских университетов были разработаны программы Министерства науки и высшего образования (проект 5-100), а также национальные проекты (национальный проект «Наука и университеты», национальный проект «Образование»). В результате работы в рамках данных проектов российские вузы смогли реализовать дорожные карты, связанные с продвижением позиций российских университетов в системе международных рейтингов. Результатом данных преобразований стало включение российских периодических изданий в международные базы данных, увеличение доли публикаций с участием российских ученых в международных базах данных, увеличение числа проектов с участием ведущих мировых ученых и российских исследователей, активизация академической мобильности студенческих, профессорско-преподавательских и научно-педагогических кадров, создание новых программ обучения, в т.ч. совместных с другими университетами на всех уровнях обучения, а также общая интенсификация научно-исследовательской деятельности университетов. Благодаря грамотной стратегии развития российских вузов, детальной разработке дорожных карт конкретных университетов с учетом их индивидуальных особенностей и потребностей российские вузы продолжают расширять сферу своего влияния на международной арене и продвигаться в позициях ведущих мировых рейтингов.

×

About the authors

Yulia N. Ebzeeva

Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University)

Author for correspondence.
Email: ebzeeva_yun@pfur.ru
ORCID iD: 0000-0002-0043-7590

PhD in Philology, Head of the Department of Foreign Languages (Philological Faculty), First Vice-Rector - Vice-Rector for Education

6, Miklukho-Maklaya str., Moscow, Russian Federation, 117198

Luiza N. Gishkaeva

Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University)

Email: gishkaeva_ln@pfur.ru
ORCID iD: 0000-0001-7627-5375

PhD in Philology, Associate Professor of the Department of Foreign Languages (Philological Faculty)

6, Miklukho-Maklaya str., Moscow, Russian Federation, 117198

References

  1. Vinogradova E. Luchshie iz vysshih [The Best of the Highest]. Vedomosti. 98; 01.06.2021 (In Russ.).
  2. Karpenko O.M., Bershadskaja M.D. Vysshee obrazovanie v stranah mira: analiz dannyh obrazovatel’noj statistiki i global’nyh rejtingov v sfere obrazovanija [Higher Education in the Countries of the World: Analysis of Educational Statistics and Global Rankings in Education]. Moscow: Izd-vo SGU; 2019 (In Russ.).
  3. Internacionalizacija vysshego obrazovanija: tendencii, strategii, scenarii budushhego [Internationalization of Higher Education: Trends, Strategies, Scenarios for the Future]. Moscow: Logos; 2020 (In Russ.).
  4. Ledenjova V.Ju. Mezhdunarodnaja obrazovatel’naja migracija v Rossii: potencial i perspektivy [International Educational Migration in Russia: Potential and Prospects]. Sociologija obrazovanija. 2014;3:68–78 (In Russ.).
  5. Kuznecova A.R. Tendencii obrazovatel’noj migracii v Rossijskoj Federacii [Trends of Educational Migration in the Russian Federation]. Siberian Socium. 2019;3(2):52–65. https://doi.org/10.21684/2587-8484-2019-3-2-52-65 (In Russ.).
  6. Kuznecova A.R., Kadyrov Je.M., Jagafarova V.A. Osnovnye social’no-jekonomicheskie indikatory razvitija sistemy obrazovanija v Rossii i mire [The Main Socio-economic Indicators of the Development of the Education System in Russia and the World]. Vysshee obrazovanie segodnja. 2013;3:18–21 (In Russ.).
  7. Polozov A.A. Rejting vuza: jevoljucija problem [University Rating: Evolution of the Problem]. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. 2011;2(72):85–89 (In Russ.).
  8. Nacional’nye proekty: celevye pokazateli i osnovnye rezul’taty. Na osnove pasportov nacional’nyh proektov, utverzhdjonnyh prezidiumom Soveta pri Prezidente Rossijskoj Federacii po strategicheskomu razvitiju i nacional’nym proektam 24 dekabrja 2018 g. [National Projects: Targets and Key Results. Based on the Passports of National Projects Approved by the Presidium of the Presidential Council for Strategic Development and National Projects on December 24, 2018]. Moscow; 2019. 56 p. (In Russ.).
  9. Shhelkunov M.D., Buharaev V.M. Federal’nyj universitet: dialektika stanovlenija [Federal University: Dialectics of Formation]. Vestnik jekonomiki, prava i sociologii. Serija “Sociologija”. 2013;2:242–246 (In Russ.).
  10. Bornmann L., Haunschild R. Does Evaluative Scientometrics Lose Its Main Focus on Scientific Quality by the New Orientation Towards Societal Impact? Scientometrics. 2017;2(110):937–943. https://doi.org/10.1007/s11192-016-2200-2
  11. Karpenko O.M., Bershadskaja M.D., Voznesenskaja Ju.A. Mezhdunarodnye rejtingi universitetov kak pokazatel’ kachestva vysshego obrazovanija [International University Rankings as an Indicator of the Quality of Higher Education]. Innovacii v obrazovanii. 2017;6 (In Russ.).

Copyright (c) 2022 Ebzeeva Y.N., Gishkaeva L.N.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies