Impact of the “First Wave” of the Pandemic on Social Rights in the Countries of the European Union

Cover Page

Cite item

Abstract

While news of successful vaccine trials is encouraging, the prospect of long-term restrictions underscores the magnitude of a number of problems and challenges faced by all EU member states during the “first wave” of coronavirus infection. European leaders have come together in a series of measures and policies to support the European economy and society at the time of the declaration of the emergency. This situation underlines the particular importance of respecting the social rights of citizens. Social rights offer protection in many of the areas that most define our daily lives, including legally binding standards in education, employment and health care. This gives EU citizens the right to education, fair working conditions and access to preventive health care. The article traces the practice of how European countries apply the lessons learned from the “first wave” in order to minimize the negative impact on human rights. Several European governments have decided to expand income support schemes. To date, the authorities have expanded access to testing for COVID-19 in nursing homes, migration camps and other institutions. The authors highlight how the pandemic has affected fundamental rights, especially the social rights of society as a whole. The article describes some of the measures that EU member states have taken to protect the most vulnerable segment of society as Europe faces the “second wave” of the coronavirus pandemic.

Full Text

Резкое увеличение числа инфицированных COVID-19 в Европейском союзе (ЕС) осенью и зимой 2020-2021 гг. ярко напоминает о том, что пандемия и ее негативное влияние на фундаментальные права человека далеко не закончились. В Европе с каждым днем количество людей, инфицированных коронавирусом, стремительно растет. Ряд стран вводят строгие меры по ограничению общественной жизни, чтобы предотвратить распространение пандемии, которая подвергает их системы здравоохранения серьезным испытаниям. В Германии в регионах, где наблюдается значительный рост числа инфицированных, пришлось ввести дополнительные правила ношения масок и ограничить массовое скопление людей. Как пояснила канцлер Германии Ангела Меркель, целью введенных дополнительных мер является предотвращение повторной массовой изоляции. Однако Франция уже объявила чрезвычайное положение и ввела комендантские часы в крупных городах. Нидерландам в первой волне COVID-19 в Европе удавалось поддерживать в основном нормальную повседневную жизнь своих граждан, в конце 2020 г. страна была вынуждена принять серьезные меры по закрытию ресторанов и ночных клубов, тем самым запретив массовое скопление людей. Чешская Республика являлась первой крупной страной в Европе, которая ввела обязательное ношение масок и заблокировала общественную жизнь. Польша также ограничила социальные контакты и закрыла границы задолго до того, как Германия достигла консенсуса по отношению мер, которые должны были введены в Евросоюз. Жесткие ограничения и быстрая реакция позволили Хорватии летом 2020 г. прорекламировать себя как место, предлагающее безопасный туризм в условиях пандемии. И хотя решительные действия привели к сдерживанию «первой волны» пандемии, статистика показала, что существует реальная опасность того, что восточные страны потеряют контроль над пандемией. Социальные контакты во Франции, Испании и Великобритании были сильно ограничены. После принятия мер произошел обратный эффект - летом люди решили максимально использовать возможность вернуться к прежней жизни. Изоляция сильно ударила по экономике и по доверию к власти. Поэтому на сегодняшний день правительства очень осторожно относятся к введению второй блокировки, хотя новые случаи выявления коронавирусной инфекции в настоящее время превышают количество в первой половине 2020 г. Италия оказалась первой европейской страной, сильно пострадавшей от COVID-19. Кадры с толпами переполненных больниц достигли всего мира и спровоцировали многих европейских лидеров на принятие превентивных мер для того, чтобы предотвратить повторение итальянского сценария в своих странах. В Австрии и Швейцарии вирус вызвал меньше жертв, потому что обе страны следили за происходящим в Италии и принимали соответствующие решения. Португалия и Ирландия отреагировали быстрее, чем их соседи. Активное молодое население столиц Вены, Лиссабона, Копенгагена и Дублина в настоящее время становится серьезным переносчиком инфекции, поскольку оно компенсирует социальные контакты, которые были лишены в первые месяцы пандемии. Могут ли государства-члены ЕС позволить себе вторую изоляцию? Вопрос остается спорным, даже когда он затрагивает самые богатые страны Европы. «У нас нет на это денег», - сказал министр финансов Швейцарии Ули Маурер [1]. Скандинавские страны, такие как Норвегия и Финляндия, имели то преимущество, что находились вдали от Италии, и у них было больше времени для принятия адекватной реакции. Низкая плотность населения в обеих странах из-за их географических особенностей помогла им ограничить распространение пандемии. Швеция выбрала свой собственный путь для того, чтобы справиться с вызовами пандемии. Во время вспышки магазины и школы оставались открытыми, и правительственные чиновники доверяли личной ответственности своих граждан. Была ли эта стратегия успешной, все еще остается спорным. Однако нужно подчеркнуть, что на сегодняшний день Швеция входит в число стран с самым высоким уровнем смертности [2]. В ответ на полученную серьезную критику Стокгольма Правительство решило отменить большие торжества, но строгие ограничения так и не были предусмотрены по сравнению с другими европейскими странами, которые обязаны соблюдать их жители. В разгар кризиса COVID-19 лидеры ЕС проводили и продолжают проводить регулярные встречи в режиме видеоконференции для обсуждения и оценки ситуации и координации своих действий. Европейские лидеры объединились под призывом продолжить усилия по координации действий, сосредоточив внимание на: стратегии тестирования и использование экспресс-тестов на антигены; взаимное признание тестов; отслеживание трансграничных контактов; регулирование карантина; разработка, производство и распространение вакцин против COVID-19. На видеоконференции 21 января 2021 года главы государств и правительств ЕС обсудили координацию действий в ответ на пандемию COVID-19 [3]. Все выразили желание ускорить вакцинацию и подчеркнули, что обязательства, взятые на себя компаниями в отношении поставок вакцин, должны выполняться. Во время пресс-конференции они также обменялись передовым опытом и мнениями по тестированию вакцин и выявлению новых штаммов вируса. Ежедневное количество случаев заражения COVID-19 в государствах-членах ЕС за последние несколько месяцев быстро растет, отчетный период - с 17 663 в 1 сентября 2020 г. до 201 658 человек за 31 октября 2020 г. [4]. Это намного выше, чем во время «первой волны» пандемии, когда в конце марта число ежедневных инфицированных достигло 30 000 человек, что вызывает вопросы для системы здравоохранения, которая не сможет справиться с наплывом новых пациентов. С одной стороны, это создает дополнительные риски в долгосрочной перспективе по предоставлению качественных услуг по уходу, с другой - наблюдается сильное давление на медицинский персонал. Система здравоохранения в конце 2020 года в Хорватии, Польше, Португалии, Румынии, Литве, Латвии и Мальте рухнула и не смогла противостоять высокой смертности по сравнению с мартом и апрелем того же года [4]. Наблюдалось отсутствие коек, особенно в отделениях интенсивной терапии, недостаточно обученный персонал и отсутствие соответствующего оборудования. Необходимость лечения пациентов с COVID-19 повлияла на ограничение доступа лечения пациентов с другими заболеваниями. Чтобы справиться с кризисом, многие европейские страны ограничили доступ в больницах на лечение пациентов, не зараженных коронавирусом. Все ранее запланированные операции стали переносить, таким образом сократилось на 20% регулярное медицинское обслуживание в больницах [5]. Минздрав Румынии выявил, что количество госпитализированных онкологических больных сократилось на 46% по сравнению с 2019 г. [6]. В Польше перевозка больных COVID-19 между больницами в поисках свободных коек повлияла на доступность машин скорой помощи для других пациентов. Некоторые страны стали понимать, что необходимо осуществлять выплату медицинскому персоналу. В Швеции, например, Правительство предусмотрело выделить 4 миллиарда шведских крон (388 миллионов евро) в 2021 и 2022 годах в поддержку восстановления региональных систем здравоохранения [7]. Чтобы решить проблему нехватки кадров, несколько государств-членов ЕС сосредоточили внимание на выделении средств, а также облегчении процедуры по набору и условиям работы медицинского персонала. В Португалии законодательство в области здравоохранения сразу стало более гибким, в частности, облегчая условия по временному набору медицинского персонала. Также Парламент Словакии внес поправки в Закон о здравоохранении и поставщиках медицинских услуг. Страна стала набирать студентов-медиков для оказания базовой медицинской помощи при определенных условиях. Словакия и Литва направили военных в больницы для оказания помощи медицинским работникам, а Польша отправила военных для поддержки процедур тестирования. Пандемия сильно повлияла на физическое и психическое состояние медиков в плане низкой безопасности на работе и нехватки специализированных костюмов. Правительство Швеции выделило около 500 миллионов шведских крон (48 миллионов евро), направленных на поддержку психологического состояния медицинского персонала [7]. В докладе ВОЗ подчеркивается, что медицинский персонал был самым инфицированным сообществом во время пандемии COVID-19 [8; 9]. Многие врачи заболели или были поставлены под карантин, таким образом, не имея возможности оказать помощь нуждающимся. В большинстве европейских стран, в том числе в Эстонии, Финляндии, Венгрии, Латвии и Словакии, тесты делались бесплатно по рекомендациям врачей. В некоторых государствах-членах доступ к тестированию получили определенные категории граждан. Латвия ограничила бесплатные тесты для иностранных граждан и гражданам с видом на жительство. На Мальте и в Швеции Правительство объявило об увеличении в бюджете, выделенном на систему здравоохранения, в том числе для обеспечения наличия быстрого тестирования. В других государствах ЕС критики подчеркнули отсутствие дополняющих мер по поводу тестирования и выразили опасения, что страны не смогут справиться с «второй волной» пандемии. В Латвии, Литве, Польше и Словакии нехватка квалифицированного медицинского персонала усложнила процесс тестирования. Людям приходилось долго ждать своего результата. Из-за нехватки медицинского персонала в Хорватии инфицированных пациентов попросили самим осуществить отслеживание контактов [10]. Пострадала и сфера образования. После летних каникул большинство государств-членов ЕС стремились оставить школы открытыми, таким образом пытались минимизировать влияние пандемии на образовательную деятельность. Власти многих государств, включая Австрию, Болгарию, Эстонию, Францию, Италию, Мальту, Португалию, Румынию, Швецию выпустили рекомендации и правила по избеганию распространения новой коронавирусной инфекции среди учащихся. Многие страны продолжают чередовать очное и дистанционное обучение, а в других странах действуют специфические меры на локальные места в зависимости от степени заражения инфекцией. Была установлена так называемая «система светофора» для ограничения распространения инфекции в Австрии, Польше и Бельгии. Многие системы образования восстановили временное дистанционное обучение для некоторых старшеклассников и студентов. Например, в Литве ученики в 5-12 классах (от 10 до 18 лет) перешли на дистанционное обучение [11], а школьники в возрасте с 10 до 15 лет в Чехии начали чередовать дистанционное и очное обучение [12]. Университеты также перешли на дистанционное обучение во многих странах, однако в некоторых странах продолжалось очное обучение. Швеция разрешила очно обучаться курсами максимум до 50 человек в соответствии с ограничениями публичных мероприятий, в то время как Румыния разрешила каждому университету самостоятельно принимать решение, в каком формате лучше продолжить обучение [13]. Соблюдение мер физического дистанцирования не отменялось. А средние школы перешли на полное дистанционное обучение. Средние школы в Австрии, Болгарии и регион Кампании в Италии также приняли меры по полному или частичному дистанционному обучению. Большинство европейских стран пытались сохранить начальные школы открытыми, поскольку онлайн-обучение оказалось сложно для детей младшего возраста. Однако в Чехии и Италии начальные школы тоже закрылись. Словения ввела дистанционное обучение для всех школ и детских садов, кроме для детей, родители которых трудоустроены во время пандемии и не могут ухаживать за своими детьми. Даже там, где школы оставались открытыми, многие ученики считали свое образование неполноценным. 50 000 детей в Германии и 2% студентов во Фландрии, Бельгии, находились на карантине с сентября по октябрю 2020 г. Французские СМИ сообщили, что более 2100 классов и 81 школ были закрыты в середине сентября 2020 г. в связи с избеганием скопления людей, хотя ситуация улучшилась в октябре того же года [14]. Эти события вызвали разную реакцию среди населения. Итальянское министерство образования подверглось резкой критике временного закрытия всех школ в регионе Кампания. В Греции студенты протестовали против отсутствия адекватных мер по сокращению количества учеников в классе, набору дополнительных преподавателей и сотрудников. Протестующие требовали предоставить электронные устройства для онлайн-обучения и обеспечить тестирование на COVID-19 в школах [15]. В ответ Министерство образования вынесло решение с просьбой к учителям организовать обязательное онлайн-обучение на случай, если школы будут закрытыми или недоступными из-за протестов. Учащиеся, мешающие другим посещать школу, не могли принимать участие в онлайн-турнирах, уроках и должны быть отмечены как отсутствующие. Греческая федерация среднего образования по обучению учителей государственных школ и государственных служащих пожаловалась, что это решение несоразмерно повлияло на право получения образования [16]. Омбудсмен Болгарии Диана Ковачева выразила обеспокоенность тем, что около 70 000 детей не имели персональные компьютеры и доступа к Интернету, отмечая, что это наблюдалось в семьях с низкими доходами, семьях с безработными родителями и семьях с более чем одним ребенком [17]. Некоторые страны предоставили дополнительные средства на приобретение технического оборудования, необходимого для нормального протекания процесса онлайн-обучения. Правительство Болгарии выделило около 7 миллионов евро на покупку 16 000 ноутбуков для государственных школ [18]. Власти Румынии завершили закупочные процедуры на покупки 190 000 ноутбуков для детей из малообеспеченных семей [19]. Финляндия выделила 42 миллиона евро на поддержку средних школ и профессионально-технического образования школьников, которые испытывали трудности во время обучения [20]. Для некоторых детей из малообеспеченных семей школьная трапеза являлась основным приемом пищи. В связи с этим Правительство Греции обязалось обеспечить горячим обедом учащихся в начальных школах, даже когда они закрылись [21]. Горячие обеды также были доставлены в детские дома в некоторых регионах Словении после закрытия школ. В некоторых странах университетские общежития внезапно закрылись, оставив студентов без места проживания. Чешские СМИ сообщили, что студенты получили уведомление только за два дня до закрытия, хотя Правительство впоследствии ввело исключения для некоторых категорий студентов [22]. Словенские студенческие организации призвали Правительство изменить закон и предусмотреть исключения для студентов, которые работают по месту учебы, или тех, кто не смог вернуться домой. Пандемия продолжает оказывать негативное влияние на рынке труда в ЕС. Государства-члены ЕС, как и многие страны, с сентября 2020 г. готовятся к «второй волне» изоляции. Пострадали сферы туризма, сервиса, искусства и развлечений. На сегодняшний день наблюдется рост безработицы, особенно среди молодежи (уровень безработицы среди молодежи в Испании составил 43,9% за сентябрь 2020 г. [23] и около 40% в Греции за август 2020 г. [24]). Это несет потенциальные угрозы для социальных прав, таких как право на защиту в случае необоснованного увольнения и право на социальное обеспечение и социальную помощь в случае потери работы. Пандемия оказала особое негативное влияние на женщин. Им пришлось совмещать уход за детьми, выполнение домашних обязанностей и выходить на работу. А правки в законах в многих европейских странах не предусматривали отпуск по уходу за ребенком в случае закрытия школ. Родители-одиночки, особенно матери, столкнулись с особыми проблемами. В результате проведенного исследования чешского НПО «Клуб матерей-одиночек» из 1528 родителей (среди которых 98% женщины) было выявлено, что пятая часть респондентов указывают на потерю работы в связи с пандемией, а 10% работающих указали, что им пришлось выйти на вторую работу для того, чтобы прокормить семью [25]. Несколько государств-членов ЕС расширили меры для поддержки доходов рабочих. Из Министерства труда Франции заявили, что необходимо продолжать поддерживать рабочих до лета 2021 г. Эта финансовая помощь позволит сотрудникам, у которых было сокращено рабочее время до 40%, получить до 84% своей чистой заработной платы [26]. Точно так же австрийское Правительство продлило свои выплаты до марта 2021 г. Оно предусмотрело для сотрудников, чье рабочее время было сокращено, получить от 80 до 90% их зарплаты [27]. В Ирландии рабочие, потерявшие работу в связи с пандемией, получат право на выплату пособия в районе от 203 до 350 евро еженедельно в зависимости от их предыдущей зарплаты [27]. Многие страны также расширили компенсацию для предприятий и работодателей, пострадавших от пандемии, особенно тем, которые были вынуждены закрыться в связи с введенными ограничениями. Франция тоже объявила о планах покрытия ежемесячных убытков. Правительство Италии выделило еще 5,4 млрд евро предприятиям, пострадавшим от пандемии [28]. Это финансирование будет направленно на выплату зарплат сотрудникам. Нидерланды и Ирландия установили аналогичные схемы компенсации и поддержки доходов работодателей. Министерство труда Кипра объявило о финансировании обучения сотрудников, работающих в секторах, пострадавших от пандемии [29]. Пандемия вызвала большие сотрясения в европейской и мировой экономике. Страны ЕС уже приняли или находятся в процессе принятия бюджетных мер по обеспечению ликвидности с целью повышения потенциала своих систем здравоохранения и оказания помощи тем гражданам и секторам, которые особенно затронуты. Чтобы смягчить негативное воздействие, Европейская комиссия приняла широкомасштабные экономические меры в ответ на пандемию, тем самым мобилизуя все ресурсы бюджета ЕС для защиты человеческой жизни. В рамках ответных действий 2 апреля 2020 года ЕК предложила инструмент «снижение рисков безработицы в чрезвычайной ситуации» - «SURE». 19 мая 2020 года государства-члены ЕС приняли Положение о создании «SURE». Новый Европейский инструмент временной поддержки для снижения рисков безработицы в чрезвычайной ситуации призван помочь сохранить занятость и защитить работников, пострадавших от пандемии коронавируса. Механизм предоставит финансовую помощь в виде кредитов, предоставленных государствам-членам ЕС на выгодных условиях, на общую сумму до 100 млрд евро [30]. Эта поддержка поможет европейским странам сохранить занятость, в частности финансирование краткосрочной рабочей схемы и другие подобные меры введены в действие в ответ на пандемию, особенно среди самозанятых. В частности, средства будут направлены на покрытие расходов, непосредственно связанных с финансированием национальных режимов «неполного рабочего дня»1 и других аналогичных мер, которые страны приняли в ответ на пандемию, в частности, по отношению самозанятых лиц. Европейская Комиссия предложила Европейскому Совету одобрить предоставление финансовой поддержки для: Бельгии - 7,8 млрд евро; Болгарии - 511 млн евро; Чехии - 2 млрд евро; Греции - 2,7 млрд евро; Испании - 21,3 млрд евро; Хорватии -1 млрд евро; Италии - 27,4 млрд евро; Кипра - 479 млн евро; Латвии - 192 млн евро; Литвы - 602 млн евро; Мальты -244 млн евро; Польши - 11,2 млрд евро; Румынии - 4 млрд евро; Словакии - 631 млн евро; Словении - 1,1 млрд евро [30]. Утвержденная финансовая помощь в форме кредита будет предоставляться странам ЕС, запрашивающим данную поддержку. После получения запроса о финансовой помощи от стран Евросоюза Европейский Совет должен проконсультироваться со страной, которая просила кредит, чтобы проверить размер увеличения государственных расходов, который напрямую связан с созданием, продлением срока и расширением указанных схем для самозанятых лиц. Благодаря этой консультацией ЕК сможет правильно оценить условия кредита, в том числе сумму кредита, максимальный срок погашения, технические условия по кредиту и порядок его предоставления и использования. Европейская Комиссия выплатила 17 млрд евро Италии, Испании и Польше в первом взносе финансовой поддержки по программе экстренной помощи «SURE» [31]. Председатель ЕК Урсула фон дер Ляйен 24 августа 2020 г. высказалась, что: «в условиях беспрецедентного кризиса “SURE” является явным символом солидарности. Европа направила все усилия для защиты своих граждан» [30]. Пандемия оказала сильное влияние на социальные права для конкретных групп лиц - людей в учреждениях; пожилых людей; людей с ограниченными возможностями; мигрантам, беженцам и меньшинствам. ЕС дал рекомендации по улучшению доступа к профилактическому тестированию и другим медицинским услугам, а также влиянию на психологическое благополучие жителей. В связи с этим был расширен доступ к тестированию и здравоохранению в институциональных учреждениях. Несколько государств-членов Евросоюза создали специальные программы тестирования для институциональных учреждений, отражающие высокий уровень заражения COVID-19. Второй этап превентивных мер ЕС был связан с профилактическим тестированием для домов престарелых. Персонал домов, в которых проживает 50 и более человек, проходил обязательное тестирование. В Лиссабоне сотрудники учреждений с более чем 30 человек проходили обязательное тестирование. Пандемия повлияла на пожилых людей, в основном в таких направлениях как лечение, психологическое благополучие и права, связанные с трудоустройством. В принятой на совещании канцлера Германии и главы федеральных правительств Резолюции от 28 октября 2020 г. говорится о том, что приоритетом должен стать быстрое тестирование домов с престарелыми людьми [32]. В сочетании с мерами тестирования Мальта создала специализированное больничное отделение для лечения инфицированных пациентов в стационаре [33]. В Бельгии СМИ неоднократно сообщали о долгих ожиданиях результатов анализов (до 5 дней) в учреждениях интернатного типа [34]. Статистические данные ряда государств-членов ЕС показали, как пандемия затронула доступ к системе здравоохранения. Опрос в Бельгии показал, что люди старше 65 лет реже обращались к врачу (всего 13%) за 2020 г. [35]. Результаты исследования Польским национальным институтом экономики выявили, что из 1118 опрошенных пожилых людей треть была вынуждена отложить регулярное лечение из-за ограничений, связанных с COVID-19, а две трети (67%) заявили о проблемах с доступом к основным медицинским услугам [36]. СМИ и организации гражданского общества в Болгарии возмущались, что во «первой волне» больницы отказывали в госпитализации пожилых людей с симптомами COVID-19 из-за переполненных больниц и нехватки медицинского персонала [37]. Ограничительные меры показали, что пандемия оказала долгосрочное влияние на психическое состояние пожилых людей. В ряде стран (Нидерланды и Польша) наблюдается возрастание в два раза эмоционального одиночества у лиц старше 75 лет по сравнению с 2019 г. [38]. В Эстонии люди старше 50 лет столкнулись с рядом препятствий при использовании современной информационной технологии для работы из дома, что привело к увеличению безработицы среди пожилых людей в стране [39]. Многие инвалиды продолжают сталкиваться с проблемами в повседневной жизни в условиях пандемии. Были ущемлены их права в связи с ограничением доступа к образованию и качеству образования для детей с ограниченными возможностями, а многие утратили свои рабочие места в связи с ограничениями для людей с хроническими и сопутствующими заболеваниями. Хорошие примеры с финансовой поддержкой для лиц с ограниченными возможностями показали Фландрия и Бельгия, которые увеличили бюджет на 25,5%, предоставляя финансовую поддержку лицам с ограниченными возможностями [40]. Несмотря на проблемы во многих европейских странах возникли и позитивные инициативы. В Польше, например, было приостановлено личное обучение во всех школах, но директора обязались организовывать регулярные занятия для детей с инвалидностью. Словацкий государственный педагогический институт опубликовал методическое пособие по организации обучения детей со специальными образовательными потребностями, в том числе и дистанционное обучение для данной группы [41]. Права мигрантов, беженцев и других меньшинств тоже были ущемлены. Во Франции, в Париже после проведения тестирования на антитела у мигрантов и беженцев были выявлены положительные результаты теста, что говорит о том, что данная группа чаше подвергалась новой коронавирусной инфекцией [42]. Греция не снимала свои ограничения в отношении лагерей и пунктов приема беженцев с самого начала пандемии. А также был ограничен доступ жителей, которые придвигаются через зону лагерей. Многие лагеря находились под карантином. НПО организации в Греции и Мальте отметили, что в данных лагерях осуществлялось большое количество скопления людей, а в самих помещениях не проводилась профилактика и не соблюдались гигиенические условия, а также отсутствовала система тестирования и предоставления медицинских услуг для данной категории лиц. Детям беженцев и меньшинств не предоставлялась возможность доступа к цифровому обучению из-за отсутствия мобильных устройства и ноутбуков [43]. Заключение Пандемия привела к потере работы и росту бедности, социальной изоляции, а также к ущемлению прав уязвимых слоев общества - ограничение доступа к тестированию, ущемление прав пожилых людей, мигрантов, беженцев и ограничение доступа детей на образование, людей с хроническими заболеваниями на медицинское обслуживание и т.д. В настоящее время государства-члены ЕС работают совместно над укреплением национальных систем здравоохранения и ограничением распространения новой коронавирусной инфекции. В то же время ЕС предпринимает ряд мер по смягчению социально-экономических последствий COVID-19 и оказывает финансовую поддержку в восстановлении экономики и общества всего Евросоюза. 21 июля 2020 г. лидеры ЕС согласовали общий бюджет в размере 1824 млрд евро на период 2021-2027 гг. Пакет включает Многолетние финансовые рамки (MFF) и Фонд чрезвычайного восстановления - «Next Generation EU» (NGEU). В октябре 2020 года лидеры ЕС определили приоритетные направления для восстановление ЕС. Они призвали европейские страны как можно скорее вернуться к полностью функционирующему единому рынку для повышения конкурентоспособной промышленности ЕС во всем мире и для увеличения его автономии, а также для ускорения цифрового перехода. Председатель Европейского совета Шарль Мишель высказался о том, что «только общий дух солидарности и ответственности по всем мире сможет преодолеть кризис, вызванный COVID-19» [44]. Также для того, чтобы предотвратить «второй волну» пандемии, ЕС принял решение о введении новых, более жестких мер для стран и регионов, подвергнутых высокому риску заражения новой коронавирусной инфекцией. Национальным государствам остается возможность вводить дополнительные меры ограничения. Ограничения на въезд остались в силе в некоторых европейских странах. Все страны ЕС единодушно приняли важное решение, что поездки в страны и регионы, где особенно распространены новые штаммы коронавируса, будут сведены к минимуму, таким образом принимая предложение ЕК о том, что поездки должны быть разрешены только в случае крайней необходимости и при соблюдении очень строгих правил - обязательный тест и двухнедельный карантин при въезде. Эти правила будут применяться и по отношению перемещениям по регионам внутри страны. Определенные исключения допустимы для людей, которые выполняют важные функции и в результате вынуждены пересекать границы регионов. Это относится, например, к работникам в сферах здравоохранения и обороны. Европейский комиссар по вопросом внутренних дел Ильва Йоханссон высказалась о том, что «людям также нужно дать возможность навещать своих родственников» [44]. Однако Германия и несколько других стран планируют введение более строгих правил, чем те, которые были приняты для всего ЕС. Необходимо отметить, что в общем решении для всех стран ЕС подчеркнуто, что не вводятся полные запреты на въезд на территорию союза, не закрываются границы и полностью не прекращаются авиаперелеты.Подводя итог, можно сделать вывод, что в «первой волне» пандемии в многих стран ЕС наблюдались ущемления прав человека. Некоторые страны не смогли справиться с новыми вызовами, с которыми столкнулись при пандемии. Многие системы указали на пробелы и серьезные недочеты. Закрытие границ оказалось самым эффективным решением для предотвращения распространения коронавирусной инфекции. Финансовый инструмент «SURE» потребовал много денег, но в условиях кризиса он поднимает доверие граждан к функционированию европейских институтов. Все страны освоили свой урок и поучились на своих ошибках. Если вторая волна «ударит» по ЕС, то европейские страны окажутся более подготовленными. Важным фактором является введение ряда мер по сохранению некоторых ограничений и прохождений массовой вакцинации населения. В период кризиса ЕС стремится помочь своим гражданам, в том числе наиболее нуждающимся, не забывая о своих партнеров. 19 января 2021 года ЕК объявила, что готова создать механизм, в соответствии с которым ЕС сможет дарить 2,3 млрд доз вакцины странам-партнерам, уделяя особое внимание странам Западных Балкан, восточным и южным соседям ЕС и африканским странам.

×

About the authors

Mariya G. Bistrina

Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University)

Author for correspondence.
Email: m.bistrina@abv.bg
ORCID iD: 0000-0001-5676-506X

Assistant Professor of the Department оf Public Administration; Postgraduate Student of the Department of Political Analysis and Management

6, Mikluho-Maklaya str., Moscow, Russian Federation, 117198

Thomas Thomov

New Bulgarian University (NBU University)

Email: ttomov@nbu.bg
ORCID iD: 0000-0002-3285-6175

PhD in History, Associate Professor of the Department оf Eastern and Mediterranean Studies

6, Montevideo str., Sofia, Bulgaria, 1618

References

  1. V Shvejcarii mogut sokratit’ period karantina dlja pribyvajushhih iz “opasnyh stran” [Switzerland May Reduce the Quarantine Period for Arrivals from “Dangerous Countries”]. Swiss Days. 17.09.2020. URL: https://swiss-days.ru/v-shvejcarii-mogut-sokratit-period-karantina-dlja-pribyvajushhih-v-stranu-iz-opasnyh-stran/. Accessed: 01.01.2021 (In Russ.).
  2. Koronavirus: statistika po stranam Evropy [Coronavirus: Statistics on European Countries]. URL: https://index.minfin.com.ua/reference/coronavirus/geography/europe. Accessed: 01.01.2021 (In Russ.).
  3. Lidery stran ES obsudili ideju vvedenija sertifikatov vakcinacii dlja puteshestvennikov [EU Leaders Discussed the Idea of Introducing Vaccination Certificates for Travelers]. RG. 21.01.2021. URL: https://rg.ru/2021/01/21/lidery-stran-es-obsudili-vvedenie-kovid-pasportov-dlia-puteshestvennikov.html. Accessed: 01.01.2021 (In Russ.).
  4. Coronavirus Pandemic in the EU – Fundamental Rights Implications: Focus on Social Rights. 2020; 6: 21.
  5. Ernst Kuipers: reguliere zorg met bijna 20 procent afgeschaald. URL: https://nos.nl/video/ 2352971-ernst-kuipers-reguliere-zorg-met-bijna-20-procent-afgeschaald.html. Accessed: 01.01.2021 (In Nethl.).
  6. În pandemie, spitalizarea bolnavilor cronici a scăzut cu 50%. HOSPICE Casa Speranței: Nu abandonați bolnavii de cancer! URL: https://www.hospice.ro/anunturi/in-pandemie-spitalizarea-bolnavilor-cronici-a-scazut-cu-50-hospice-casa-sperantei-nu-abandonati-bolnavii-de-cancer/. Accessed: 04.01.2021 (In Rom.).
  7. How much Confidence Do You Have that the Health Care System Can Handle the Outbreak of Coronavirus (COVID-19) in Sweden in a Good Way? Statista. 2021. URL: https://www.statista.com/statistics/1105415/trust-in-the-handling-of-the-covid-19-outbreak-of-the-health-system-in-sweden/. Accessed: 05.01.2021.
  8. WHO Director-General’s Opening Remarks at the Media briefing on COVID-19 – 28 September 2020. WHO. 28.09.2020. URL: https://www.who.int/director-general/speeches/detail/who-director-general-s-opening-remarks-at-the-media-briefing-on-covid-19---28-september-2020. Accessed: 05.01.2021.
  9. Protecting the Health Workers Who Protect Us All. WHO. 30.11.2017. URL: https://www.who.int/news-room/feature-stories/detail/protecting-the-health-workers-who-protect-us-all#:~:text=While%20health%20workers%20represent%20less,of%20all%20COVID-19%20infections. Accessed: 05.01.2021.
  10. Što učiniti ako ste pozitivni na koronavirus ili ste bliski kontakt? URL: https:// www.hzjz.hr/ sluzba-epidemiologija-zarazne-bolesti/kratke-upute-sto-uciniti-ako-ste-pozitivni-na-koronavirus/. Accessed: 05.01.2021 (In Cr.).
  11. Lietuvos Respublikos Vyriausyb. Nutarimas del Lietuvos Respublikos Vyriausyb. 2020 M. Vasrio 26 D. Nutarimo Nr. 152 „Del Valstybes Lygio Ekstremaliosios Situacijos Paskelbimo Pakeitimo“. URL: https://e-seimas.lrs.lt/portal/legalAct/lt/TAD/7a5c8896143 c11eb9604df942ee8e443?jfwid=-wsolh0xdp. Accessed: 05.01.2021 (In Lit.).
  12. Resolution of the Government of the Czrch Republic of 8 October 2020 № 997 on the Adoption of a Crisis Measure. URL: https://www.vlada.cz/assets/media-centrum/aktualne/ 5_R_schools_08102020.pdf. Accessed: 05.01.2021 (In Cz.).
  13. Ministerul Educatiei Si Cercetarii Nr. 5.487 din 31 august 2020. Pentru aprobarea măsurilor de organizare a activității în cadrul unităților/instituțiilor de învățământ în condiții de siguranță epidemiologică pentru prevenirea îmbolnăvirilor cu virusul SARS-CoV-2. URL: https://legislatie.just.ro/Public/DetaliiDocument/229692. Accessed: 05.01.2021 (In Rom.).
  14. Covid-19: plus de 2100 classes et 81 établissements fermés, selon Blanquer. URL: https://www.leparisien.fr/societe/covid-19-plus-de-2100-classes-et-81-etablissements-fermes-selon-jean-michel-blanquer-16-09-2020-8385576.php. Accessed: 05.01.2021 (In Fr.).
  15. -10-2020: Απεργία – αποχή από την εξ αποστάσεως εκπ/ση και τη λήψη απουσιών μαθητών στα υπό κατάληψη σχολεία. URL: https://www.olme.gr/2020/10/07/07-10-2020-απεργία-αποχή-από-την-εξ-αποστάσεως/. Accessed: 05.01.2021 (In Gr.).
  16. Επιστολή προς ΟΛΜΕ – Αποστολή εξωδίκων για απεργία – αποχή. URL: https://adedy.gr/olmeapostoliejvdiwkwn/. Accessed: 05.01.2021 (In Gr.).
  17. Ombudsman#t Diana Kovacheva pita MON za 70 000 deca bez tableti i dost#p do internet. URL: https://www.ombudsman.bg/news/5389. Accessed: 05.01.2021 (In Bulg.).
  18. Postanovlenie № 283 ot 15 oktomvri 2020 g. za odobrjavane na dop#lnitelni razhodi/transferi za 2020 g. za zakupuvane na prenosimi kompjutri za nuzhdite na uchilishhata. URL: https://dv.parliament.bg/DVWeb/showMaterialDV.jsp?idMat=152447. Accessed: 05.01.2021 (In Bulg.).
  19. Raport achiziții centralizate și descentralizate – octombrie 2020. URL: https://www.edu.ro/ raport-achiziții-octombrie-2020. Accessed: 05.01.2021 (In Rom.).
  20. miljoonaa koronaviruksen vaikutusten tasoittamiseen ammatillisessa koulutuksessa sekä lähihoitajakoulutuksen lisäämiseen. URL: https://minedu.fi/-/42-miljoonaa-koronaviruksen-vaikutusten-tasoittamiseen-ammatillisessa-koulutuksessa-seka-lahihoitajakoulutuksen-lisaamiseen?languageId=fi_FI. Accessed: 05.01.2021 (In Fin.).
  21. Υλοποίηση προγράμματος “Σχολικά Γεύματα” σε σχολικές μονάδες Α/θμιας Εκπ/σης για το σχ. έτος 2020–21. URL: https:// www.minedu.gov.gr/publications/docs2020/ΕΓΚΥΚΛΙΟΣ_ ΣΧΟΛΙΚΑ_ΓΕΥΜΑΤΑ_2020-21.pdf. Accessed: 12.01.2021 (In Gr.).
  22. Zmatky v nařízení o kolejích. Studenti se mají ze dne na den vystěhovat. URL: http://www.novinky.cz/domaci/clanek/na-kolejich-muze-zustat-vice-studentu-resort-prida-vyjimky-40339081. Accessed: 12.01.2021 (In Cz.).
  23. España eleva más su paro juvenil (43,9%) y duplica el de la eurozona: 16,2% por 8,1%. URL: https://www.elespanol.com/invertia/economia/empleo/20201001/espana-eleva-paro-juvenil-duplica-eurozona162/524948192_0.html. Accessed: 12.01.2021 (In Span.).
  24. Youth Unemployment Rate in Greece Increased to 35 Percent in October from 33 Percent in September of 2020. Eurostat. URL: https://tradingeconomics.com/greece/youth-unemployment-rate. Accessed: 12.01.2021.
  25. Koronavirus a samoživitelky: Dlužím čtyři nájemné a nezaplatím školní potřeby. URL: https://zena.aktualne.cz/koronavirus-a-samozivitelky-dluzim-4x-najemne-a-nezaplatim-z/r~afd1ca1ce91c11ea8b230cc47ab5f122. Accessed: 13.01.2021 (In Cz.).
  26. Coronavirus. Le chômage partiel de longue durée maintenu jusqu'à l'été prochain. URL: https://www.ouest-france.fr/economie/emploi/chomage/coronavirus-le-chomage-partiel-de-longue-duree-maintenu-jusqu-a-l-ete-prochain-6968149. Accessed: 13.01.2021 (In Fr.).
  27. Aschbacher: Corona-Kurzarbeit sichert auch im Herbst und Winter Arbeitsplätze. URL: https://www.ots.at/presseaussendung/OTS_20201001_OTS0156/aschbacher-corona-kurzarbeit-sichert-auch-im-herbst-und-winter-arbeitsplaetze. Accessed: 13.01.2021 (In Ger.).
  28. Ulteriori misure urgenti in materia di tutela della salute, sostegno ai lavoratori e alle imprese, giustizia e sicurezza, connesse all'emergenza epidemiologica da Covid-19. (20G00166) (GU Serie Generale n.269 del 28-10-2020). URL: https://www.gazzettaufficiale.it/eli/id/2020/10/28/20G00166/sg. Дата обращения: 13.01.2021.
  29. Ειδικό Σχέδιο Κατάρτισης Εργοδοτουμένων σε ορισμένους οικονομικούς τομείς. URL: https://www.coronavirus.mlsi.gov.cy/post/hrdauth. Accessed: 16.01.2021 (In It.).
  30. ES v zashhita na rabotnite mesta i ikonomikata po vreme na pandemijata ot koronavirus. URL: https://www.europedirect-sliven.eu/2020/08/31/es-v-zashtita-na-rabotnite-mesta-i-ikonomikata-po-vreme-na-pandemiyata-ot-koronavirus/. Accessed: 17.01.2021 (In Bulg.).
  31. Commission Disburses €17 Billion under SURE to Italy, Spain and Poland. EC. 27.10.2020. URL: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/ip_20_1990. Accessed: 17.01.2021.
  32. Videokonferenz der Bundeskanzlerin mit den Regierungschefinnen und Regierungschefs der Länder am 28 Oktober 2020. URL: https://www.bundesregierung.de/resource/blob/ 997532/1805024/5353edede6c0125ebe5b5166504dfd79/2020-10-28-mpk-beschluss-corona-data.pdf?download=1. Accessed: 17.01.2021 (In Ger.).
  33. Watch: Special Unit Set up to Treat Elderly with COVID-19, Charmaine Gauci Says. Malta Registers 76 New Cases Overnight, 110 Patients Recover. Times of Malta. 30.10.2020. URL: https://timesofmalta.com/articles/view/watch-charmaine-gauci-gives-weekly-covid-19-update.828346. Accessed: 17.01.2021.
  34. Coronavirus opnieuw opgedoken in helft van Vlaamse woonzorgcentra: “Geen tekort meer aan materiaal, wel aan personeel”. URL: https:// www.vrt.be/vrtnws/nl/2020/10/26/woonzorgcentra-cijfers-uitbraken/. Accessed: 18.01.2021 (In Nethl.).
  35. Vierde Covid-19-Gezondheidsenquete Eerste resultataten. URL: https://www.sciensano.be/sites/default/files/report4_covid_19his_nl.pdf. Accessed: 18.01.2021 (In Nethl.).
  36. Raport Krajowego Instytutu Gospodarki Senioralnej o zdrowiu seniorów w pandemii. URL: https://kigs.org.pl/raport-zdrowie-polskich-seniorow-w-czasie-pandemii/. Accessed: 19.01.2021 (In Pol.).
  37. Njamame svobodni legla – kak se t#rsi leglo za bolen ot Covid v#zrasten pacient. URL: https://www.dnevnik.bg/analizi/2020/10/23/4130607_niamame_svobodni_legla_kak_se_tursi_leglo_za_bolen_ot/. Accessed: 19.01.2021 (In Bulg.).
  38. Eerste bevindingen op basis van een bevolkingsenquête uit juli 2020. URL: https://www.kvk.nl/download/Onderzoeksrapport_KVK_Ondernemen_in_tijden_van_Corona_tcm109-492950.pdf. Accessed: 19.01.2021 (In Nethl.).
  39. Üle 55-aastased tunnevad tööturul olukorra halvenemist. Osad tööandjad kasutavad palga langetamiseks alatuid võtteid. URL: https://arileht.delfi.ee/artikkel/91115453/ule-55-aastased-tunnevad-tooturul-olukorra-halvenemist-osad-tooandjad-kasutavad-palga-langetamiseks-alatuid-votteid? Accessed: 20.01.2021 (In Swed.).
  40. Maatregelen COVID-19 voor budgethouders: budgetverhoging en einddatum. URL: https://www.vaph.be/sites/default/files/documents/16289/mededeling-pab-pvb-maatregelen-covid-19-voor_budgethouders-budgetverhoging-en-einddatum.pdf. Accessed: 24.01.2021 (In Nethl.).
  41. Odporúčacie a záväzné postupy, usmernenia a informácie pre poskytovateľov sociálnych služieb. URL: https://www.komisarprezdravotnepostihnutych.sk/Domov/Oznamy/Odporucacie-a-zavazne-postupy,-usmernenia-a-inform. Accessed: 27.01.2021 (In Slvk.).
  42. High Seroprevalence of SARS-CoV-2 Antibodies among People Living in Precarious Situations in Ile de France. URL: https://epicentre.msf.org/sites/default/files/2020-10/ High_seroprevalence_of_SARS-CoV-2_antibodies_among_people_living_in_precarious.pdf. Accessed: 03.02.2021.
  43. Cosse E. Greece`s Moria Camp Fire: What`s Next? Refugees Now Sleeping on the Streets Need Protection and Assistance. Human Rights Watch. 12.09.2020. URL: https://www.hrw.org/ news/2020/09/12/greeces-moria-camp-fire-whats-next. Accessed: 04.02.2021.
  44. Pandemija ot koronavirus, prichinjavashh COVID-19: otvetni dejstvija na ES. URL: https://www.consilium.europa.eu/bg/policies/coronavirus/. Accessed: 07.02.2021 (In Bulg.).
  45. Novi ogranichenija v ES zaradi koronavirusa. URL: https://www.dw.com/bg/нови-ограничения-в-eс-заради-коронавируса/a-56384956. Accessed: 07.02.2021 (In Bulg.).

Copyright (c) 2021 Bistrina M.G., Thomov T.I.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies