YOUTH AS A BASIS OF STRENGTHENING OF UNITY OF THE RUSSIAN NATION AND ETHNOCULTURAL DEVELOPMENT OF THE PEOPLE OF RUSSIA
- Authors: Ivanova M.G1
-
Affiliations:
- Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University)
- Issue: Vol 4, No 1 (2017)
- Pages: 67-73
- Section: YOUTH AND STATE YOUTH POLICY
- URL: https://journals.rudn.ru/public-administration/article/view/17149
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8313-2017-4-1-67-73
Cite item
Full Text
Abstract
The article deals with the semantic gap between generations in the era of changing eco-nomic-political course of the country. The necessity of state intervention and the creation of proactive strategies in working with young people to strengthen the continuity of social and cul-tural code of the Russian nation and strengthening the strategic development of the country
Full Text
После принятия Конституции 1993 г. российское общество кардинально сменило парадигму своего развития, и поколение, воспитанное советской идеологией, обнаружило себя без четко определенных приоритетов, ценностных установок и смыслообразующих символов, не смогло оперативно обеспечить молодое поколение обновленной России идеей объединения вокруг развития страны. Это подтверждается многочисленными исследованиями ценностей, архетипических черт национального характера и социокультурного кода современного российского общества начиная с 2000-х гг. таких социологов и политологов, как Л.И. Медведко [6. C. 106-117], В.М. Межуев [7], Э.А. Паин [12], Н.А. Хренов [19], Л.Г. Бызов и многие другие. Так, Л.Г. Бызов, сравнивая полученные им социологические данные в 2001 и 2014 г., отмечает отсутствие традиционно пропагандируемой соборности русского сознания: «Как и 13 лет назад, 67% опрошенных не готовы жертвовать личным благополучием даже ради важных общезначимых целей и 56% полагают, что личные интересы - это главное для человека» [1. C. 38]. Смена курсов политического и экономического развития сказалась в сознании россиян масштабным кризисом и отразилась на всех сферах жизни молодого поколения. Произошел не только экономический и политический разрыв с прошлым, но и смысловой, который не позволил старому поколению полноценно принять произошедшие изменения, в то время как молодежь увидела для себя в новой формации смыслы и тренды, иногда противоречащие традиционному миропониманию советского человека. Так, А.А. Мухамадеева отмечает в своем исследовании, что «на том, переходном этапе задача культуры в целом, и, в частности, культуры мира, сводилась к “склеиванию” поколений через “материализацию” в обществе идей единства, толерантности, этноконфессионального и гражданского согласия. Время исторического перехода актуализировала ее важнейшую социальную функцию - создания основ государственной молодежной политики» [10. C. 80-81]. В этом плане не случайно, что в течение последних лет был принят целый пакет программных документов, регулирующих данную сферу общества: Федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)», «Основы государственной молодежной политики до 2025 года», «Стратегия по противодействию экстремизму в РФ до 2025 года», и, наконец, «Стратегия развития воспитания в РФ (2015-2025)» [17]. Вместе с тем многие современные обществоведы, говоря о процессах глобализации и приводя в качестве аргумента процессы миграции, настаивают на необходимости развития глобального сотрудничества вместо того, чтобы замыкаться в рамках собственного культурно-смыслового пространства. Некоторые программные документы также отражают подобный подход и подтверждают необходимость дальнейшей интеграции российской молодежи в общемировые процессы. С другой стороны, очевидным остается факт, что в основе любого полевого исследования общественного мнения всегда стоит этнографический вопрос [13]. Несмотря на то, что сегодня на мир все в большей степени смотрят с точки зрения процессов глобализации, всегда существуют различия в мировоззрении разных культур. В этом смысле современная молодежная политика государства прежде всего должна базироваться на культурных архетипах страны, которые для этого должны быть поняты и осмысленны в рамках всего общества. До тех пор, пока они остаются неизвестными и туманными для самих россиян, потерявшихся в смене парадигм развития страны, их невозможно кому-либо передавать или даже транслировать на глобальном уровне как основу «русского мира». Это становится одной из стратегических задач еще и потому, что будущее любой страны во многом зависит от мировоззрения приходящего на смену поколения. Так, еще П. Сорокин писал о неразрывной триаде личности, общества и культуры, где общее коллективное (часто бессознательно и неконтролируемо) всегда оказывает свое глубинное воздействие на деятельность каждого человека [15]. О взаимообусловленности культуры и социальности писал также и Н.И. Лапин. С другой стороны, Л.Г. Бызов пишет о том, что сегодня одновременно сосуществуют «две России», для каждой из которой характерен свой социокультурный код: «Россия 1» - это то начало русского этноса, которое еще теплится в современном российском обществе, и «Россия 2» - это поколения после 60-х XX в., которые переживают ценностные революции и уже не «мыслят» себя в рамках какой-то одной национальности, их ценности всеобщи в том смысле, что не имеют строгой национальной идентичности, но свойственны для современного человека в целом [1]. Если первые ищут идею «русского мира», то вторые настаивают на субэтнических ценностях и мировоззрении, что свидетельствует о фундаментальном ценностном расколе внутри российского общества. В связи с этим Л.Г. Бызов пишет: «“Русский мир” если и существует, только как культурное и языковое явление, а не как политический проект. Политически и идеологически он глубоко расколот» [1]. На наш взгляд, ценности, существующие в разрыве с культурным кодом этноса, лишают его своих «корней» и тем самым создают неустойчивость, хаотичное беспокойство не только в политических стратегиях, но и на всех уровнях мышления и поведения современных россиян. Однако часто культурное наследие и его значимость остаются скрытыми от поверхностной обывательской жизни. Это то, что наполняет жизнь человека с самого его рождения, обучения в школе, профессионального роста и т .п. Отсюда, в связи со сменой политического и экономического курса страны, актуализировались вопросы о сущности и содержании культурного кода современного россиянина. Выявление архетипов и социокультурного кода важно еще и потому, что именно эти явления и концепты, имеющие больше психическую природу, оказывают бессознательное влияние на формирование образа будущего поведения нации. Не имея представления о том будущем, которое глубинно способно удовлетворить новое поколение, невозможно говорить об устойчивости развития российского общества [3; 4]. Не зная, кто мы и куда движемся, невозможно прийти хоть куда-то. В докладах ООН отмечается, что именно молодежь и ее мировоззрение оказывает существенное влияние на программу осознанного формирования образа будущего любой страны: «Молодежь - мотор цивилизационных перемен. Молодежь - творец будущего. Молодежь - надежда на устойчивое развитие мира» [20]. Вместе с тем интересно также отследить, какие духовные идеалы и ценности уже сформированы у россиян, и особенно в среде современной российской молодежи. Важность молодежи как фактора раскрытия социокультурного кода страны в целях укрепления единства российской нации и этнокультурного развития народов России отмечают практически все исследователи, некоторые из них отводят молодежи ключевую роль (например, Н.И. Моисеев [9], А.М. Каюмов [5], А.П. Назаретян [11], Э.Р. Тагиров [16], А.П. Федотов [18] и др.). Например, академик А.П. Федотов считал миссией именно молодых поколений переход человечества от стихийного на управляемый режим развития. В диссертациях, посвященных идентификации молодежи и ее ценностным ориентациям в современной России, констатируются противоречивые процессы. Так, С.В. Амирханова, в рамках рассмотрения темы религии, выясняет роль ключевых факторов, способствующих увеличению устойчивости в отношениях молодежных групп с окружающим миром . К ним она относит кризис идентичности, отсутствие приемлемых для них стратегий адаптации к современным реалиям. Это ведет к травмированной самоидентификации и идентичности современной российской молодежи. Одновременно исследователь заключает, что «в структуре социализации доминирующей становится инновационная модель поведения, проявление приверженности ценностям индивидуализма, личной инициативы и самостоятельности» [8. C. 13, 22]. В целом, исследователи отмечают, что сформировалась генерация молодежи с системой ценностей, в которой приоритетные места заняли служебная карьера, бизнес-интересы, материальный достаток, существенно отодвинув на задний план такие характеристики, как гражданственность, социальная активность, патриотизм - все это явные признаки смены «ценностных вех», переоценки культурных ценностей предыдущих поколений, нарушения преемственности в передаче социокультурного опыта [21. C. 331]. В частности, отмечается существенное снижение интереса к политике поколения после 2000-х гг. Например, по данным ВЦИОМ, 60% россиян от 18 до 30 лет не интересуется политикой как таковой и не принимает участие ни в каких общественных или политических проектах [2. C. 34]. Обобщая наблюдения различных научных школ и подходов, учитывая данные социологических опросов, мы можем говорить о существенных изменениях в ценностях и настроениях нового поколения относительно периода до принятия Конституции 1993 г. Исследователи отмечают, что была нарушена преемственность традиционных подходов и отмечается утрата этнической идентичности у молодого поколения. Например, в связи с тем, что парадигма рыночной экономики выдвигает на первый план приоритет индивидуального успеха и развития, такие традиционные понятия, как «соборность» «коллективизм» и другие, отошли на задний план. Более того, они практически утратили какое-либо содержательное и смысловое наполнение для молодежи. В связи с этим становится актуальным и важным изучение и осмысление всех явных и «подводных» движений в социокультурной молодежной среде современных россиян, выявление как прогрессивных тенденций (инновационных проектов, креативных инициатив и т.п.), так и негативных для общества явлений (отсутствие интереса к политическим событиям, утрата самоидентичности со своим этносом и т.п.). Этот мониторинг позволит «соединить» историю и культуру российского этноса с тем, что является важным и актуальным для современных молодых россиян и, таким образом, позволит соединить «дерево с его корнями», ведь только таким образом возможно созревание полноценных плодов. Отсутствие же опережающих стратегий в работе с молодежью способно только усилить уже существующие проблемы в укреплении единства российской нации и этнокультурного развития народов России.
About the authors
Maria G Ivanova
Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University)
Author for correspondence.
Email: pravodogovor@yandex.ru
Иванова Мария Геннадьевна - генеральный директор компании ООО «ГК «Восход»», старший преподаватель вечернего отделения факультета гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов.
Miklukho-Maklaya St., 6, Moscow, Russia, 117198References
- Byzov L.G. Konservativnyj trend v sovremennom rossijskom obshhestve – istoki, soder-zhanie i perspektivy // Obshhestvennye nauki i sovremennost’. 2015. № 4.
- Vasilenko O.V. O formirovanii grazhdanskoj aktivnosti i social’nom potenciale sovre-mennoj molodezhi // Reformy i revoljucii v kontekste istorii i obrazovatel’noj praktiki. IV Adlerovskie chtenija. Cheboksary, 2012.
- Ivanov V.G. «Estestvennyj uroven’ obrazovanija» kak faktor stabil’nosti politicheskogo rezhima. Chast’ 1 // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov: serija: Politologija. 2011. № 4.
- Ivanov V.G. «Estestvennyj uroven’ obrazovanija» kak faktor stabil’nosti politicheskogo rezhima. Chast’ 2 // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov: serija: Politologija. 2012. № 1.
- Kajumov A.M. Universitety XXI veka – shkola formirovanija kreativnogo pokolenija molodezhi / Vysshaja shkola – hram kul'tury. Kazan', 2014.
- Medvedko L.I. Rossija, Zapad, Islam // Obshhestvennye nauki i sovremennost’. 2002. № 1.
- Mezhuev V.M. Istorija, civilizacija, kul’tura: opyt filosofskogo istolkovanija. SPb.: SPbGUP, 2011.
- Mirhanova S.V. Stanovlenie identichnosti molodezhi v sovremennom rossijskom obsh-hestve riska. Avtoref. dis. ... kand. sociol. nauk. Kazan’, 2009. URL: http://diss.seluk.ru/av-sotsiologiya/1083228-1-stanovlenie-identichnosti-molodezhi-sovremennom-rossiyskom-obschestve-riska.php.
- Moiseev N.I. Byt’ ili ne byt’ chelovechestvu. M.: IPK «Ul’janovskij dom pechati», 1999.
- Muhamadeeva A.A. Istoricheskij opyt formirovanija duhovnogo oblika rossijskoj molo-dezhi v kontekste kul’tury mira (konec XX – nachalo XXI v.v.). Dis. … kand. sociol.nauk. Kazan’, 2015. URL: http://kazgik.ru/kcontent/main/disertation/doc_disertation/mu-chamadeevaa/disert.pdf.
- Nazaretjan A.P. Antropologija nasilija i kul’tura samoorganizacii: Ocherki po jevoljucionno-istoricheskoj psihologii. M., 2007.
- Pain Je.A. Mezhdu imperiej i naciej. Modernistskij proekt i ego tradicionalistskaja al’ternativa v nacional’noj politike Rossii: Novoe izdatel’stvo. M., 2004.
- Rogozin D. Metodicheskij audit polevyh rabot. URL: https://postnauka.ru/video/65232.
- Sorokin P.A. Social’naja i kul’turnaja dinamika. SPb., 2000.
- Sorokin P.A. Chelovek. Civilizacija. Obshhestvo. M.: Politizdat, 1992
- Tagirov Je.R. Jenergija molodosti. Molodezh’ v zerkale istorii. Kazan’: Magarif, 2009.
- Federal’naja celevaja programma «Ukreplenie edinstva rossijskoj nacii i jetnokul’turnoe razvitie narodov Rossii (2014–2020 gody)», utverzhdennaja Postanovleniem Pravitel’stva RF ot 20 avgusta 2013 g. № 718.
- Fedotov A.P. Globalistika: nachalo nauki o sovremennom mire. Kurs lekcij. 2-e izd., ispr. i dop. M.: Aspekt Press, 2002. 186 s.
- Hrenov N.A. Izbrannye raboty po kul’turologii. Kul’tura i imperija: soglasie. M., 2014.
- Celi razvitija tysjacheletija: doklad OON za 2015 god. N’ju-Jork, 2015. URL: http://ecuo.org/media/fi ler_public/2015/09/10/millennium-development-goals_2015.pdf.
- Shumilov A.V. Jelektoral’naja politika i setevye molodezhnye soobshhestva (regional’nyj aspekt) // Reformy i revoljucii v kontekste istorii i obrazovatel’noj praktiki. IV Adlerovskie chtenija. Cheboksary, 2012.
