Том 20, № 3 (2023): Феноменология детства в современных исследовательских контекстах

ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ

Феноменология детства в современных контекстах

Веракса А.Н., Куриленко В.Б., Новикова И.А.

Аннотация

-

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2023;20(3):419-430
pages 419-430 views

РОЛЬ ВЕДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИГРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ

Сюжетно-ролевая игра и проектная деятельность как факторы развития детей дошкольного возраста

Веракса Н.Е., Веракса А.Н., Плотникова В.А.

Аннотация

Традиционно при изучении развития ребенка в дошкольном возрасте рассматривается игровая деятельность как ведущая форма детской активности. Несмотря на большой объем исследований, демонстрирующих значительное влияние сюжетно-ролевой игры на психологическое развитие дошкольников, в современных детских образовательных учреждениях в настоящее время широкое распространение получила проектная деятельность. Поэтому цель данной работы заключалась в том, чтобы определить, достаточно ли для успешного развития детей дошкольного возраста их включения в сюжетно-ролевую игру или важно использовать и другие виды деятельности. С опорой на культурно-исторический и деятельностный подходы в психологии образования были определены ключевые особенности игровой и проектной деятельности, принципиальные для развития дошкольников. На основании выделенных существенных характеристик проведен сравнительный анализ игровой и проектной деятельности, определены их принципиальные различия. В рамках анализа показано, что данные виды деятельности имеют свои инструменты развития: мнимую ситуацию (в игре) и пространство детской реализации (для проектной деятельности). Также продемонстрировано, что одной из ключевых характеристик игровой деятельности является ее процессуальность, вызванная неразвитостью операциональной сферы дошкольников, в то время как проектная деятельность направлена на создание социально значимого продукта, на результат. Наконец, существенный момент реализации игровой и проектной деятельности связан с ролью взрослого. В игре ребенок независим и является субъектом игровой деятельности. В проектной деятельности ребенок выступает как автор идеи, а взрослый как интерпретатор ребенка. Таким образом, показаны принципиальные различия игровой и проектной деятельности для развития дошкольников, которые необходимо учитывать при работе с детьми данного возраста для наиболее гармоничного обучения и воспитания.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2023;20(3):431-445
pages 431-445 views

Игра с игрушечной семьей: ключевые характеристики игрового поведения младших дошкольников

Сухих В.Л., Вересов Н.Н., Гаврилова М.Н.

Аннотация

Возраст 3-4-х лет является начальным этапом формирования игры с воображаемой ситуацией. Ведущая роль на этом этапе принадлежит режиссерской игре с игрушками, значение которых для детского развития нельзя недооценивать. Представленный в исследовании качественный анализ детской игры является частью большой работы, направленной на выявление особенностей детской игры и предпочтений в отношении игрушек на протяжении всего дошкольного возраста. В рамках исследования 10 детям 3-4-х лет в течение пяти игровых занятий было предложено разыграть историю с кукольной семьей. До и после игровых занятий проводилось тестирование детей для оценки уровня развития регуляторных функций, воображения, а также определялся тип привязанности для каждого ребенка с помощью опроса педагогов и матерей. Затем анализировались видеозаписи игровых сессий с целью выявления особенностей игрового поведения детей 3-4-х лет и соотнесения особенностей игры с показателями индивидуального развития. Организация серии игровых встреч позволила оценить динамику в развитии игры для каждого ребенка. Для оценки использовались следующие показатели: тема и содержание игры, пространственное замещение, развернутость и устойчивость игрового замысла, уровень игровых действий с игрушкой и развернутость ролевых взаимодействий. Результаты показали, что уровень развития свободной игры с воображаемой ситуацией для детей 3-4-х лет можно определить в целом как низкий вне зависимости от уровня индивидуальных показателей развития; сравнение первой и пятой игровых встреч не выявило общей тенденции к положительной динамике в уровне развития игры. Эти результаты указывают на важную роль участия взрослых в поддержке и развитии детской игры. Они могут лечь в основу практических рекомендаций педагогам и родителям по организации игрового процесса детей 3-4-х лет.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2023;20(3):446-463
pages 446-463 views

Влияние разных типов игры на развитие связной монологической речи у детей 5-6 лет

Ощепкова Е.С., Сухих В.Л., Шатская А.Н.

Аннотация

Связная монологическая речь является одним из основных факторов успешности ребенка в школе, а также позитивно влияет на его социальную успешность. Поэтому проблематика методов и методик развития связной монологической речи по-прежнему остается актуальной. Часто для развития связной речи рекомендуется использовать различные игры. Однако остается вопрос, все ли типы игр оказывают одинаково положительное влияние на развитие связной речи в таком аспекте, как ее макроструктура (связность, цельность, соблюдение структуры, полнота). Цель исследования - ответить на вопрос о влиянии разных типов игры на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста. По предварительной гипотезе на развитие смысловых элементов рассказа наибольшее влияние оказывает сюжетно-ролевая игра. Для проверки гипотезы 220 дошкольников ( M = 60,84 месяца; SD = 4,14 месяца) были распределены по семи группам случайным образом, в которых они либо участвовали в серии игр определенного типа, либо слушали дополнительные истории, либо вообще не подвергались экспериментальному воздействию. До и после воздействия дети составляли рассказы по серии картинок. Полученные рассказы оценивались с точки зрения их макроструктуры. Затем группы сравнивались с точки зрения того, какое влияние оказывают разные типы игрового взаимодействия на развитие макроструктуры связной речи. Обнаружилось, что наилучшим образом влияют сюжетно-ролевые игры, причем в первую очередь игры режиссерского типа. Данные результаты позволяют более обосновано подходить к разработке игр для развития связной монологической речи детей 5 лет.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2023;20(3):464-481
pages 464-481 views

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ДЕТСТВА: РИСКИ И ВОЗМОЖНОСТИ

Особенности развития воображения у дошкольников, играющих в цифровые игры разных типов

Бухаленкова Д.А., Чичинина Е.А.

Аннотация

Поскольку в жизни современных дошкольников традиционная сюжетно-ролевая игра со сверстниками все больше замещается игрой на цифровых устройствах, многие исследователи выражают обеспокоенность тем, насколько успешно развивается их воображение, тогда как другие ученые, наоборот, видят потенциал в цифровых играх для развития детского воображения. В связи с этим исследование посвящено изучению различий в показателях продуктивного воображения у дошкольников, предпочитающих разные типы игр на цифровых устройствах. Предложена авторская типология цифровых игр, в которые играют дошкольники. Проведены опрос об использовании цифровых устройств 450 детей в возрасте 5-6 лет, посещавших старшие группы детских садов из четырех регионов России, и оценка их воображения с помощью методики «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко и разработанного в рамках исследования опросника для воспитателей о поведенческих проявлениях воображения у их воспитанников (участвовали 42 воспитателя). На основе результатов опроса воспитателей установлено, что педагоги оценивают ниже результаты творческой продуктивной деятельности у детей, которые любят игры на быстроту реакции, чем у детей, не играющих в такие игры. Данный параметр воображения педагоги также оценили выше у детей, играющих в игры-симуляторы, по сравнению с детьми, которые в них не играют. На основе результатов методики «Дорисовывание фигур» выявлено, что у детей, играющих в игры на логику, оценки разработанности рисунков значимо выше, чем у тех, кто не играет в игры этого типа, а параметр оригинальности рисунков ниже у детей, играющих в стратегические игры, по сравнению с не играющими в них детьми. Предложенная в исследовании типология цифровых игр и полученные данные могут быть полезны в научных исследованиях цифровизации современного детства и при разработке рекомендаций для родителей дошкольников.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2023;20(3):482-500
pages 482-500 views

Медицинские и социально-педагогические риски использования детьми младшего школьного возраста цифровых устройств: эмпирическое исследование

Курганский А.М., Гурьянова М.П., Храмцов П.И.

Аннотация

Исследование посвящено медицинским и социально-педагогическим рискам использования детьми младшего школьного возраста цифровых устройств и включает результаты оценки и систематизации рисков использования цифровых устройств и социальных сетей для здоровья детей младшего школьного возраста. Цифровые устройства, интернет, социальные сети стали неотъемлемой частью жизни современных детей. Однако их использование влияет на нервно-психический статус ребенка, появление проблем со стороны зрения и опорно-двигательного аппарата. Важен родительский контроль за безопасным для здоровья детей использованием гаджетов и социальных сетей. Методологической базой исследования стала социальная педагогика, исследующая процессы взаимодействия растущего человека с различными объектами социума в основных сферах его жизнедеятельности: семейной, образовательной, общественной, выполняющая интегрирующую функцию в изучении разными научными дисциплинами актуальных социальных проблем детей, семей, общества. Использовался комплекс методов, при этом основным методом стал анкетный опрос родителей, имеющих детей младшего школьного возраста и проживающих в Боровском районе Калужской области (исследовательская база НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей Минздрава России). Выявлено, что просмотр видео является риском повышенной раздражительности, компьютерные игры, поиск информации в интернете, бесконтрольное использование цифровых средств - риском нарушения зрения, использование социальных сетей - жалоб на трудности в общении. Более 50 % родителей нуждаются в помощи специалистов в повышении цифровой грамотности по безопасному для здоровья детей использованию цифровых устройств.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2023;20(3):501-525
pages 501-525 views

РАЗВИТИЕ САМОРЕГУЛЯЦИИ: ВОЗРАСТНАЯ СПЕЦИФИКА И КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ

Развитие регуляторных функций ребенка и опыт родов матери: моделирующая роль депрессии и способа родов

Якупова В.А., Суарэз А.Д., Шрайбман Л.А.

Аннотация

Развитие регуляторных функций в раннем возрасте является предиктором когнитивного и поведенческого развития ребенка. Учитывая, что мать, как правило, - главный заботящийся взрослый ребенка, материнское поведение может быть важным фактором, который либо способствует, либо препятствует его когнитивному развитию, особенно если мать страдает депрессией. Важно анализировать влияние состояния матери на развитие регуляторных функций ребенка, принимая во внимание опыт родов. Исследование посвящено оценке уровня развития регуляторных функций ребенка, текущей депрессии матери и ее опыта родов, включая способ родов. Полученные результаты показали отсутствие значимой связи между развитием регуляторных функций ребенка и сопутствующей материнской депрессией. Выявлены значимые связи между уровнем развития регуляторных функций ребенка, осложнениями во время беременности и родов и способом родов. Регрессионный анализ показывает, что кесарево сечение снижает общий балл по методикам оценки регуляторных функций на 1 балл, в то время как анализ модерации, включая способ рождения и родительскую депрессию, не является статистически значимым. Уровень развития регуляторных функций ребенка значимо связан с уровнем образования родителя. Материнская перинатальная депрессия может оказывать более сильное неблагоприятное воздействие на развитие ребенка, чем актуальная материнская депрессия. Более высокий уровень материнского образования может выступать защитным фактором, который потенциально способен компенсировать влияние кесарева сечения.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2023;20(3):526-542
pages 526-542 views

Развитие регуляторных функций y дошкольников с различной сиблинговой позицией

Алмазова О.В., Мостинец К.О.

Аннотация

Уровень развития регуляторных функций старших дошкольников во многом определяет успешность адаптации и обучения детей в школе. Исследование направлено на выявление особенностей развития регуляторных функций старших дошкольников с разными сиблинговыми позициями. Актуальность темы обусловлена растущим числом детей с недостаточным развитием произвольности. Выборку составили 393 дошкольника, посещавшие старшие группы детских садов: 153 ребенка - единственные в семье, 99 - старшие, 21 - средние, 110 - младшие, 10 - близнецы. Для определения уровня развития регуляторных функций дошкольников использовались три субтеста нейропсихологического комплекса NEPSY II («Торможение», «Повторение предложений» и «Память на конструирование») и методика «Сортировка карт по изменяемому признаку» Ф. Зелазо. Выявлено, что слухоречевая память лучше всего развита у старших детей в семье. Полученные результаты дают возможность говорить о разной структуре связей между разными компонентами регуляторных функций у детей с разными сиблинговыми позициями. Уровень и структура развития регуляторных функций у единственных и младших детей в семье больше похожи между собой, чем у старших и единственных и у старших и младших.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2023;20(3):543-559
pages 543-559 views

Осознанная саморегуляция, школьная вовлеченность и академическая успешность подростков: дифференциально-психологический аспект

Фомина Т.Г., Бондаренко И.Н., Моросанова В.И.

Аннотация

Проблема взаимосвязи школьной вовлеченности и саморегуляции обучающихся является актуальным направлением современных изысканий в области психологии образования. Представленное исследование направлено: 1) на выявление индивидуально-типологических групп обучающихся в зависимости от выраженности поведенческого, когнитивного и эмоционального компонентов вовлеченности; 2) сравнительный анализ саморегуляции и академической успеваемости в выделенных группах; 3) анализ регуляторных и личностных ресурсов успеваемости обучающихся подросткового возраста с разными профилями школьной вовлеченности. Выборку составили обучающиеся 7-9 классов ( N = 484; 53 % - мальчики; M = 14,11; SD = 0,76). Использовался опросник В.И. Моросановой «Стиль саморегуляции учебной деятельности», многомерная шкала школьной вовлеченности, русскоязычная адаптация опросника «Большая пятерка - детский вариант». В зависимости от профиля школьной вовлеченности, выделены четыре группы обучающихся, имеющих значимые отличия по уровню осознанной саморегуляции, отдельных регуляторных компонентов, академической успеваемости. Выявлено, что специальными ресурсами для академической успеваемости в выделенных группах являются такие регуляторные компетенции, как моделирование значимых условий и оценивание результатов, а также личностная диспозиция открытости новому опыту. Полученные результаты обсуждаются в контексте ресурсного подхода, а также практических технологий поддержания успеваемости и вовлеченности в подростковом возрасте.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2023;20(3):560-577
pages 560-577 views

Групповой анализ самооценок, связанных с когнитивной нагрузкой

Кузалис А.

Аннотация

Самооценка - это процесс, посредством которого люди оценивают себя с целью улучшения некоторых аспектов своей личности или навыков, тесно связанный с когнитивной функцией метапознания. Цель исследования - изучение степени вовлеченности различных областей головного мозга в метапознание, поскольку оно связано с субъективными оценками когнитивных усилий при решении математических задач различной сложности. Для этого участникам эксперимента было предложено решить математические задачи (сложение, вычитание, умножение и деление) трех уровней сложности, находясь внутри сканера фМРТ. После решения каждой задачи они оценивали количество усилий, затраченных на ее решение. Во время получения ответов фиксировались сигналы мозга, которые затем анализировались с помощью специальных компьютерных программ. Результаты показали, что увеличение сложности задачи активирует лобную долю, поясную и островковую области коры головного мозга. Обнаружено, что теменная долька, предклинье и поясная извилина также активируются во время всех четырех математических операций.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2023;20(3):578-587
pages 578-587 views

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Социальная компетентность подростков: роль социального познания и контроля поведения

Виленская Г.А., Лебедева Е.И., Уланова А.Ю.

Аннотация

Социальная компетентность в подростковом возрасте играет решающую роль в социализации и психологическом благополучии. Имеющиеся данные говорят о значительном вкладе в социальную компетентность способности к социальному познанию (модель психического) и саморегуляции (контроль поведения) в младшем возрасте, однако исследований их роли в подростковом возрасте пока недостаточно. Цель исследования - изучение роли контроля поведения и модели психического в социальной компетентности подростков. Выборку составили 106 учеников 6-8 классов (из них девочек - 51) в возрасте 12-15 лет ( Ме = 13, SD = 0,87). Для оценки контроля поведения использовался опросник BRIEF. Модель психического оценивалась с использованием заданий на понимание неверных мнений высшего порядка. Для внешней оценки социальной компетентности применялась анкета для учителя и социометрический метод. Проводилось сравнение групп подростков, разделенных по медианному критерию, с использованием общего индекса регуляции BRIEF и общего балла понимания неверных мнений. Наибольшие различия в оценках социальной компетентности учителями и сверстниками обнаружены между контрастными группами - с высоким уровнем модели психического и контроля поведения и с низким уровнем этих способностей. При этом в оценках педагогов различия наблюдаются как для положительных, так и для отрицательных оценок, а в социометрических индексах - только для отрицательных. Учителя считают более социально компетентными подростков с высоким уровнем контроля поведения, вне зависимости от уровня их социального познания. Для сверстников уровень контроля поведения имеет значение только при слабом умении оценивать психические состояния других людей. Результаты показывают важность роли социального познания и контроля поведения для реализации социально компетентного поведения у подростков. В то же время полученные данные свидетельствует о неоднородности вклада этих способностей в социальную компетентность подростков, оцененную сверстниками и педагогами.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2023;20(3):588-608
pages 588-608 views

Семейная социализация подростков, осужденных за преступления различной степени тяжести

Нестерова А.А., Левин Л.М.

Аннотация

Особенности семейного функционирования и детско-родительского взаимодействия влияют на успешность прохождения процесса социализации, так как родительские установки и привычные способы поведения впоследствии воспроизводятся детьми во взаимодействии в социуме. Аспекты семейной социализации подростков, совершивших преступления разной степени тяжести, мало изучены в России. Цель исследования - определить характер взаимодействия с родителями и особенности семейной социализации подростков мужского пола, осужденных за преступления разной степени тяжести. Общий объем выборки составил 280 человек, из которых 120 респондентов отбывают наказание в воспитательной колонии для несовершеннолетних, 80 респондентов осуждены условно и состоят на учете в уголовно-исполнительной инспекции, 80 обучающихся из образовательных организаций г. Москвы никогда не привлекались к ответственности перед законом за правонарушения. Средний возраст испытуемых - 15,8 ± 0,8 лет, пол всех респондентов - мужской. Использовались такие методы, как интервью, анализ личных дел, а также ряд психодиагностических методик: шкала тактики поведения в родительско-детском конфликте (в адаптации И.А. Фурманова); опросник «Семейные эмоциональные коммуникации» (А.Б. Холмогорова, С.В. Воликова, М.Г. Сорокова); «Незаконченные предложения» вариант Сакса - Сиднея (в модификации Т.А. Заеко). Выявлены следующие достоверно значимые характеристики семейной социализации осужденных подростков: проживание в неполной семье, неудовлетворенность материальным положением, наркотизация и алкоголизация родителей, лишение родительских прав одного из родителей, проблемы с законом у одного из членов семьи, меньшее количество детей в семье. В семьях подростков, осужденных за тяжкие преступления, проявляется высокий уровень жестокости и насилия в отношении ребенка со стороны родителей. В семьях условно осужденных наблюдается отсутствие четких правил и методов дисциплинирования, пренебрежение нуждами ребенка. Семьи всех подростков с противоправным поведением отличаются дисфункциональным характером коммуникации (в коммуникации со стороны родителей преобладает критика, индуцирование тревоги, запрет на выражение эмоций, фиксация на негативных переживаниях и пр.). Сведения, полученные в процессе исследования, могут использоваться сотрудниками психологической и воспитательной служб уголовно-исполнительной системы.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2023;20(3):609-627
pages 609-627 views

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГОВ И ИХ РОЛЬ В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ

Качество преподавания как предиктор учебной вовлеченности, благополучия и успеваемости школьников

Лункина М.В., Гордеева Т.О., Дирюгина Е.Г., Пшеничнюк Д.В.

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена необходимостью получения надежных данных о характеристиках эффективного преподавания, влияющих на важные результаты обучения, такие как мотивация, вовлеченность, успеваемость и психологическое благополучие учащихся. Цель исследования - изучение вклада трех активно обсуждаемых в литературе психологических и педагогических показателей качества преподавания, оцененных учащимися, в их школьную вовлеченность, психологическое благополучие и академические достижения. Выборку составили 2028 учеников 8-х классов (1085 девочек, 906 мальчиков, 35 человек пол не указали, средний возраст - 13,96, SD = 0,46) из 73 школ 16 регионов РФ. Анализировались оценки подростками таких показателей качества преподавания учителей, как актуальность содержания обучения, психологическая поддержка, инструментальная поддержка, а также школьная вовлеченность, успеваемость и показатели удовлетворенности учащихся (собой, школой и учителями). Результаты регрессионного анализа показали, что воспринимаемая психологическая поддержка учителя является наиболее сильным предиктором роста всех типов учебной вовлеченности школьников и снижения всех типов учебной безучастности; также этот компонент качества преподавания является предиктором благополучия в контексте школьной жизни, удовлетворенности школой и отношениями с учителями, а также удовлетворенности собой. Инструментальная поддержка учителя - следующий по значимости предиктор когнитивной и эмоциональной вовлеченности учащихся и, что не менее важно, негативный предиктор всех видов учебной безучастности; она также выступает предиктором удовлетворенности учащихся школой и отношениями с учителями. Таким образом, на большой и репрезентативной выборке российских подростков показаны позитивные эффекты двух компонентов качества преподавания - психологической поддержки учителя и инструментальной поддержки. Эффекты актуального содержания обучения менее однозначны, что ставит под сомнение важность акцентирования учителями связи изучаемого материала с реальной жизнью для поддержания мотивации школьников. Полученные результаты могут быть использованы при подготовке и переподготовке школьных учителей и способствовать улучшению качества преподавания в российских школах.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2023;20(3):628-649
pages 628-649 views

Особенности профессиональной мотивации педагогов дошкольных образовательных учреждений в связи с увлеченностью работой

Руднова Н.А., Волкова Е.Н., Корниенко Д.С.

Аннотация

Педагоги дошкольных образовательных учреждений, являясь специфической группой в силу особенностей организации деятельности, ее педагогического, психологического содержания и субъектов деятельности, обнаруживают как сходные, так и отличные характеристики от педагогов других образовательных учреждений. При этом данные об увлеченности работой, а также о связи автономной и контролируемой видов мотивации с увлеченностью работой для данной группы педагогических работников ограничены. Цель исследования - выявление особенностей связи профессиональной мотивации педагогов дошкольных образовательных с увлеченностью работой. Выборку составили 260 женщин ( М = 35,95; SD = 10,08), из них 131 человек - педагоги детских образовательных учреждений, 129 человек - группа сравнения (респонденты заняты в разных сферах деятельности). Для сбора данных использовались утрехтская шкала увлеченности работой В. Шауфелли в адаптации Д.А. Кутузовой и опросник профессиональной мотивации Е.Н. Осина и колл. Полученные результаты подтвердили гипотезу о положительной связи автономной профессиональной мотивации и отрицательной связи контролируемой мотивации с увлеченностью работой. Отмечена значимость прогностической роли автономной мотивации для уровня увлеченности работой. Выявлено, что педагоги дошкольных образовательных учреждений имеют более высокие показатели увлеченности работой и автономной и контролируемой профессиональной мотивации, чем группа сравнения. При этом в группе педагогов дошкольного образования при выраженной автономной мотивации негативный для увлеченности работой эффект контролируемой мотивации исчезает, чего не обнаружено для сотрудников из других сфер деятельности. Возраст педагогов имеет положительный вклад в увлеченность работой. В качестве перспектив исследования предлагается привлечение педагогов, занятых на разных ступенях образовательного процесса (дошкольная ступень, младшая школа и др.), а также уточнение роли возраста и стажа педагогов дошкольных образовательных учреждений в уровне их увлеченности работой и профессиональной мотивации, поскольку имеющиеся данные неоднородны.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2023;20(3):650-668
pages 650-668 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах